Упражнение 3. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки. Объясните исправленное вами.
Упражнение 3. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки. Объясните исправленное вами. 1. Для замены кислотной линии просим дать указание: а) о выделении труб нержавеющей стали большого диаметра; б) командировать на наш завод опытного инженера - монтажника: в) оплата монтажной бригады должна производиться по расценкам, установленным для производств с повышенной вредностью. 2. Настоящим сообщаем, что ваше заявление о том, что некоторые жильцы загораживают лестничные площадки, что недопустимо, и что правление ЖСК не принимает должных мер, должно быть рассмотрено на общем собрании членов ЖСК. 3. В связи с тем, что имеется подозрение, что (петрову М. П. ) представлена фиктивная копия аттестата, просим сличить данную копию с учебным планом электротехнических специальностей вуза. Упражнение 4. Исправьте предложения. Объясните исправленное вами. 1. С самолета уже виден город, который был окутан серой дымкой. 2. Я читаю книгу, которую взял у товарища, который живет по соседству. 3. быстрый рост населения городов, который наблюдается в последние годы., требует ускорить жилищное строительство. 4. Артист драматического театра, который приехал к нам на гастроли, выступил с интересной программой. 5. Тучи, которые собрались на западе скрыли солнце, которое клонилось, уже к горизонту. 6. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались, прочитал ряд публичных лекций.
ТЕМА 9. Публицистический текст: сфера функционирования, языковые особенности. Медиатекст: функционально-жанровые разновидности. Речевое воздействие в сфере масс-медиа. План 1. Публицистический стиль и его особенности.
2. Медиатекст: функционально-жанровые разновидности. 3. Речевое воздействие в сфере масс-медиа (экспрессивная лексика; интертекстуальность, языковая игра, преобразование содержательной информации). Литература 1. Русский язык и культура речи / под ред. Гойхмана О. Я. - М.: Инфра-М, 2009. - 240с. 2. Кортава Т. В. Русский язык и культура речи. - М.: МаксПресс, 2012 – С. 150-158 3. Современный медиатекст / под ред. Кузьминой Н. А. - Омск, 2011. - 414с. 4. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / ред. М. Н. Володина. – М.: Изд-во МГУ, 2003 // Режим доступа: http: //evartist. narod. ru/text12/01. htm
1. Публицистический стиль и его особенности. Публицистический (лат. publicus «общественный, государственный») стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка, которая широко применяется в средствах массовой информации (газеты, журналы, теле- и радиопередачи), а также в публичных выступлениях на общественно-политические темы (в деятельности партий и общественных объединений). Сюда же относят политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именуется также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Основные функции публицистики: информационная (информативная) — информирование, передача общественно значимой информации; воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы. Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую и др.
Для публицистического стиля речи характерны: · логичность, четкость, простота, доступность (обусловлены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту): небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики, например: С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.
· стандартность изложения информации (употребление огромного количества речевых клише, например: точка зрения, желтая пресса, продукты питания, волна подорожания, транспортные средства, стихийное бедствие, политическое убежище и пр. ). · экспрессивность изложения (широко используются разнообразные средства воздействия на читателя: разговорная лексика, образные выражения, фразеологизмы, конструкции экспрессивного синтаксиса и пр. ), например: «Долги до Киева доведут («Муниципальная газета», 01. 06. 2012); «Готовь аттестат с осени» (АиФ, 2010, №44) – об условиях поступления в учебные заведения (сравн. поговорку «готовь сани с весны, а колёса с осени»); «Конституция требует жертв» (АиФ в Украине, 2010, №41) – о сокращении численности Кабмина (сравн. афоризм «красота требует жертв»); «Дайте жалобный портал» (АиФ в Украине, 2010, №42) – о создании интернет-ресурса для потребителей жилкомуслуг (сравн. название кинокомедии Э. Рязанова «Дайте жалобную книгу»); · стремление к новизне, что влечет за собой появление большого количества неологизмов; неологизмы с одной стороны являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой стороны– колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, теряет экспрессию и со временем становится расхожим выражением. Например: Дорога длиною в год – День длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год. · фактологичность, объективность, достоверность. Эти качества, к сожалению не всегда присущи современным газетным и теле-радиоматериалам; · призывность, полемичность, например: Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?
Специфичные стилевые черты: - Социальная оценочность (по Г. Я. Солганику). Социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности: широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа. - Сочетание стандартных и экспрессивных элементов текста. Под стандартом понимаются немаркированные языковые единицы, существующие в готовой форме, воспринимаемые однозначно и легко переносимые из текста в текст. Экспрессивные сегменты – это маркированные элементы текста, выражающие авторское отношение к содержанию высказывания и его оценку (по В. Г. Костомарову – единство экспрессии и стандарта).
2. Понятие «медиатекст». Тексты, распространяемые масс-медиа, - медиатексты (медийные тексты) стали неотъемлемой частью жизни любого современного человека и объектом изучения новой научной дисциплины – медиалингвистики. Согласно статистическим данным, медиатексты в наши дни являются одной из самых распространенных форм бытования языка. Их корпус постоянно растет: появляются новые телеканалы, новые журналы, сетевые печатные издания. В современной науке для обозначения этой виртуальной территории используются такие термины, как информационное пространство, информационная среда, медиаланшафт, инфосфера. Язык СМИ неоднороден. В нем выделяются два уровня: вербальный и аудиовизуальный (медийный), поэтому язык СМИ следует рассматривать как знаковую систему смешанного типа. Медийные свойства того или иного средства массовой информации вносят в понимание текста новый смысл. Так, например, специфика языка печатных СМИ состоит во взаимодействии вербальных и графических компонентов, радиотексты сопровождают словесную информацию звуковым оформлением, телевизионный текст к вербальному и звуковому уровню добавляет видеоряд. Вербальный текст в Интернете, помимо присутствия различного аудиовизуального сопровождения, приобрел «сетевое» измерение: текст (в данном случае его называют гипертекст) разворачивается не только линейно, но и вглубь, с помощью различных ссылок. Самым эффективным средством массовой информации в плане воздействия на общественное сознание считается телевидение. Таким образом, медийным текстом называют дискретную единицу медиапотока, которая объединяет в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные).
Медиатексты делят на журналистские, рекламные и PR-тексты (классификация М. Ю. Казак). В повседневном потреблении новой информации мы чаще всего сталкиваемся с журналистскими медиатекстами. Функционально-жанровыми разновидностями журналистских медиатекстов являются: · новостные ( информационные) медиатексты; · информационно-аналитические медиатексты (информационная аналитика и комментарий); · художественно-публицистические медиатексты (текст-очерк, «feature», фиче). Новостные (информационные) медитексты – публицистические тексты, которые освещают событие только с фактологической стороны и не должны содержать субъективного мнения автора о событии. Тематически связаны с социально значимыми для читателя/слушателя темами – политика, экономика, общественная жизнь. В количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. Наиболее полно реализуют информативную функцию языка. Всегда нацелены лишь на информирование аудитории о наиболее заметных, характерных внешних чертах отображаемого предмета, но не на проникновение в сущность его внутренних взаимосвязей, их анализ, как аналитические материалы. Медиатекст, созданный в информационном (новостном) жанре, предназначен дать только ответы на вопросы: кто? что сделал? где? какими средствами? зачем? как? когда? – данная формула была создана еще римским ритором Квинтилианом в I в. н. э., который считал эти вопросы необходимым условием для суждения о любом событии (например, информационная хроника, информационная заметка, отчет, информационная корреспонденция, репортаж и др. ). Информационно-аналитические медиатексты - публицистические тексты, для которых обязательным компонентом является выражение авторского мнения о фактах и оценки информации; сопоставление фактов, прогнозирование событий, анализ события, его комментарий. Аналитические жанры используются там, где проводится исследование, устанавливаются причинно-следственные связи (примером аналитических материалов может быть аналитическая статья, комментарий, рецензия, обзор, обозрение, журналистское расследование и др. ). Если новости отражают каждодневную меняющуюся картину мира, то тексты информационно-аналитические окрашивают эту картину в десятки разнообразных цветов, придавая ей определенный мировоззренческий оттенок, ту или иную идеологическую модальность. Художественно-публицистические медиатексты (текст-очерк, («feature», фиче) - тексты этой группы делают акцент на факторе человеческого интереса, на развлекательном моменте события, на индивидуально-авторском видении факта. Характеризуются усилением функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте. Если для новостей и информационной аналитики интересны прежде всего социальные новости, то в поле зрения фиче – многочисленные статьи на темы светской жизни, высокой моды, казусы в политической жизни и др. (очерк, сатирический комментарий, фельетон, памфлет, эссе, рецензия и др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|