Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 3. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки. Объясните исправленное вами.




Упражнение 3. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки. Объясните исправленное вами.

1. Для замены кислотной линии просим дать указание: а) о выделении труб нержавеющей стали большого диаметра; б) командировать на наш завод опытного инженера - монтажника: в) оплата монтажной бригады должна производиться по расценкам, установленным для производств с повышенной вредностью. 2. Настоящим сообщаем, что ваше заявление о том, что некоторые жильцы загораживают лестничные площадки, что недопустимо, и что правление ЖСК не принимает должных мер, должно быть рассмотрено на общем собрании членов ЖСК. 3. В связи с тем, что имеется подозрение, что (петрову М. П. ) представлена фиктивная копия аттестата, просим сличить данную копию с учебным планом электротехнических специальностей вуза.

Упражнение 4. Исправьте предложения. Объясните исправленное вами.

1. С самолета уже виден город, который был окутан серой дымкой. 2. Я читаю книгу, которую взял у товарища, который живет по соседству. 3. быстрый рост населения городов, который наблюдается в последние годы., требует ускорить жилищное строительство. 4. Артист драматического театра, который приехал к нам на гастроли, выступил с интересной программой. 5. Тучи, которые собрались на западе скрыли солнце, которое клонилось, уже к горизонту. 6. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались, прочитал ряд публичных лекций.

 

 

ТЕМА 9. Публицистический текст: сфера функционирования, языковые особенности. Медиатекст: функционально-жанровые разновидности. Речевое

 воздействие в сфере масс-медиа.

План

1. Публицистический стиль и его особенности.

2. Медиатекст: функционально-жанровые разновидности.

3. Речевое воздействие в сфере масс-медиа (экспрессивная лексика; интертекстуальность, языковая игра, преобразование содержательной информации).

Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. Гойхмана О. Я. - М.: Инфра-М, 2009. - 240с.

2. Кортава Т. В. Русский язык и культура речи. - М.: МаксПресс, 2012 – С. 150-158

3. Современный медиатекст / под ред. Кузьминой Н. А. - Омск, 2011. - 414с.

4. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / ред. М. Н. Володина. – М.: Изд-во МГУ, 2003 // Режим доступа: http: //evartist. narod. ru/text12/01. htm

 

 

1. Публицистический стиль и его особенности.

Публицистический (лат. publicus «общественный, государственный») стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка, которая широко применяется в средствах массовой информации (газеты, журналы, теле- и радиопередачи), а также в публичных выступлениях на общественно-политические темы (в деятельности партий и общественных объединений). Сюда же относят политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именуется также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем.

Основные функции публицистики:

информационная (информативная) — информирование, передача общественно значимой информации;

воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую и др.

 

Для публицистического стиля речи характерны:

· логичность, четкость, простота, доступность (обусловлены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту): небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики, например: С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.

· стандартность изложения информации (употребление огромного количества речевых клише, например: точка зрения, желтая пресса, продукты питания, волна подорожания, транспортные средства, стихийное бедствие, политическое убежище и пр. ).

· экспрессивность изложения (широко используются разнообразные средства воздействия на читателя: разговорная лексика, образные выражения, фразеологизмы, конструкции экспрессивного синтаксиса и пр. ), например: «Долги до Киева доведут («Муниципальная газета», 01. 06. 2012); «Готовь аттестат с осени» (АиФ, 2010, №44) – об условиях поступления в учебные заведения (сравн. поговорку «готовь сани с весны, а колёса с осени»); «Конституция требует жертв» (АиФ в Украине, 2010, №41) – о сокращении численности Кабмина (сравн. афоризм «красота требует жертв»); «Дайте жалобный портал» (АиФ в Украине, 2010, №42) – о создании интернет-ресурса для потребителей жилкомуслуг (сравн. название кинокомедии Э. Рязанова «Дайте жалобную книгу»);

· стремление к новизне, что влечет за собой появление большого количества неологизмов; неологизмы с одной стороны являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой стороны– колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, теряет экспрессию и со временем становится расхожим выражением. Например: Дорога длиною в год – День длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год.

·  фактологичность, объективность, достоверность. Эти качества, к сожалению не всегда присущи современным газетным и теле-радиоматериалам;

· призывность, полемичность, например: Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?

 

Специфичные стилевые черты:

- Социальная оценочность (по Г. Я. Солганику). Социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности: широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа.

- Сочетание стандартных и экспрессивных элементов текста. Под стандартом понимаются немаркированные языковые единицы, существующие в готовой форме, воспринимаемые однозначно и легко переносимые из текста в текст. Экспрессивные сегменты – это маркированные элементы текста, выражающие авторское отношение к содержанию высказывания и его оценку (по В. Г. Костомарову – единство экспрессии и стандарта).

 

2. Понятие «медиатекст». Тексты, распространяемые масс-медиа, - медиатексты (медийные тексты) стали неотъемлемой частью жизни любого современного человека и объектом изучения новой научной дисциплины – медиалингвистики.

Согласно статистическим данным, медиатексты в наши дни являются одной из самых распространенных форм бытования языка. Их корпус постоянно растет: появляются новые телеканалы, новые журналы, сетевые печатные издания. В современной науке для обозначения этой виртуальной территории используются такие термины, как информационное пространство, информационная среда, медиаланшафт, инфосфера.

    Язык СМИ неоднороден. В нем выделяются два уровня: вербальный и аудиовизуальный (медийный), поэтому язык СМИ следует рассматривать как знаковую систему смешанного типа. Медийные свойства того или иного средства массовой информации вносят в понимание текста новый смысл.

Так, например, специфика языка печатных СМИ состоит во взаимодействии вербальных и графических компонентов, радиотексты сопровождают словесную информацию звуковым оформлением, телевизионный текст к вербальному и звуковому уровню добавляет видеоряд. Вербальный текст в Интернете, помимо присутствия различного аудиовизуального сопровождения, приобрел «сетевое» измерение: текст (в данном случае его называют гипертекст) разворачивается не только линейно, но и вглубь, с помощью различных ссылок. Самым эффективным средством массовой информации в плане воздействия на общественное сознание считается телевидение. Таким образом, медийным текстом называют дискретную единицу медиапотока, которая объединяет в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные).

Медиатексты делят на журналистские, рекламные и PR-тексты (классификация М. Ю. Казак). В повседневном потреблении новой информации мы чаще всего сталкиваемся с журналистскими медиатекстами.

Функционально-жанровыми разновидностями журналистских медиатекстов являются:

·  новостные ( информационные) медиатексты;

· информационно-аналитические медиатексты (информационная аналитика и комментарий);

· художественно-публицистические медиатексты (текст-очерк, «feature», фиче).

Новостные (информационные) медитексты – публицистические тексты, которые освещают событие только с фактологической стороны и не должны содержать субъективного мнения автора о событии. Тематически связаны с социально значимыми для читателя/слушателя темами – политика, экономика, общественная жизнь. В количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. Наиболее полно реализуют информативную функцию языка. Всегда нацелены лишь на информирование аудитории о наиболее заметных, характерных внешних чертах отображаемого предмета, но не на проникновение в сущность его внутренних взаимосвязей, их анализ, как аналитические материалы.

Медиатекст, созданный в информационном (новостном) жанре, предназначен дать только ответы на вопросы: кто? что сделал? где? какими средствами? зачем? как? когда? – данная формула была создана еще римским ритором Квинтилианом в I в. н. э., который считал эти вопросы необходимым условием для суждения о любом событии (например, информационная хроника, информационная заметка, отчет, информационная корреспонденция, репортаж и др. ).

    Информационно-аналитические медиатексты - публицистические тексты, для которых обязательным компонентом является выражение авторского мнения о фактах и оценки информации; сопоставление фактов, прогнозирование событий, анализ события, его комментарий. Аналитические жанры используются там, где проводится исследование, устанавливаются причинно-следственные связи (примером аналитических материалов может быть аналитическая статья, комментарий, рецензия, обзор, обозрение, журналистское расследование и др. ). Если новости отражают каждодневную меняющуюся картину мира, то тексты информационно-аналитические окрашивают эту картину в десятки разнообразных цветов, придавая ей определенный мировоззренческий оттенок, ту или иную идеологическую модальность.

    Художественно-публицистические медиатексты (текст-очерк, («feature», фиче) - тексты этой группы делают акцент на факторе человеческого интереса, на развлекательном моменте события, на индивидуально-авторском видении факта. Характеризуются усилением функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте. Если для новостей и информационной аналитики интересны прежде всего социальные новости, то в поле зрения фиче – многочисленные статьи на темы светской жизни, высокой моды, казусы в политической жизни и др. (очерк, сатирический комментарий, фельетон, памфлет, эссе, рецензия и др. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...