Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внерыночные (внешние) эффекты, их регулирование




Результаты производственной и потребительской деятельности, которые отражаются на субъектах, непосредственно не участвующих в этих процессах (третьих лицах), называются внешними эффектами (воздействиями), или экстерналиями. Их можно охарактеризовать также как издержки или выгоды от рыночных сделок, не отражаемые в ценах. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.

Сами же участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают их во внимание, но они имеют существенные последствия для благосостояния, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.

Экономическая ситуация влечет за собой внешний эффект со стороны потребления, если одного потребителя непосредственно интересует производство или потребление другого. Аналогично внешний эффект со стороны производства возникает, когда на производственные возможности одной фирмы оказывает воздействие выбор другой фирмы или потребителя. Следовательно, внешние воздействия могут возникать между производителями, между потребителями и между производителями и потребителями.

Главный признак внешних эффектов – существование благ, которые интересуют людей, но не продаются на рынках. Именно это отсутствие рынков для внешних эффектов и вызывает ряд проблем в виде непосредственного (физического) воздействия одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.

В микроэкономике существует неявная предпосылка о том, что каждый индивид может принимать решения в отношении потребления или производства, не заботясь при этом о действиях других. Все взаимодействия между потребителями и производителями опосредовались рынком, так что всем экономическим субъектам требовалось знать рыночные цены и собственные потребительские или производственные возможности. Исследование экономических последствий внешних эффектов устраняет эту предпосылку.

Эти эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны (например, промышленное загрязнение окружающей среды), или положительными, когда деятельность одной стороны приносит выгоды другой стороне (например, занятия спортом экономят будущие расходы государства на здравоохранение).

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности для стороннего потребителя или выпуска сторонней фирмы. В этом случае уменьшение полезности или выпуска считают внешними издержками данного вида деятельности, так как происходит увеличение денежных затрат сторонних лиц вследствие деятельности данного субъекта.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае увеличение полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности, так как происходит сокращение денежных затрат сторонних лиц вследствие деятельности данного субъекта.

Отрицательный внешний эффект возникает, потому что у одной стороны при принятии решений нет стимула учитывать внешние дополнительные издержки, которые выражаются в убытках другой стороны, а положительный – когда принятое решение не принимает в расчет чей-то выигрыш. При отсутствии государственного вмешательства в рыночный механизм в экономике выпускается слишком много товаров, приводящих к отрицательным внешним эффектам, и слишком мало товаров с положительными внешними эффектами. Следовательно, суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов, что проявляется в отклонении от оптимального для общества объема производства благ и приводит к потерям общественной полезности.

Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды (в общем и предельном измерении).

Частные издержки (РС – private costs) – это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер; по сути, тождественны общим издержкам фирмы (ТС).

Внешние издержки (ЕС – eternal costs) – это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные издержки (SC – society costs) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC = PC + EC.

Частная выгода (РВ – private benefits) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ – eternal benefits) – это рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением этого блага.

Общественная выгода (SB – society benefits) представляет собой совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB = PB + EB.

Вначале рассмотрим особенности более распространенных отрицательных внешних эффектов.

Так как отрицательные внешние воздействия не отражаются в рыночных ценах, они могут стать причиной экономической неэффективности. Другими словами, при наличии таких внешних воздействий цена товара не обязательно отражает его общественно необходимую стоимость.

На рис. 3.1, а показано производственное решение фирмы на совершенно конкурентном рынке, а на рис. 3.1, б приведены кривые рыночного спроса и предложения при допущении, что все аналогичные фирмы производят такие же внешние воздействия.

 

P MSCI S = MCI     P* P1 MECI   D   Q* Q1 Q б)    
Р

MSC

МC

 

 

 


P1

 


MEC

 

 

Q* Q1 Q

a)

Рисунок 3.1 – Изменение издержек в зависимости от объема выпуска товаров

с отрицательными внешними эффектами

Предполагается, что фирма имеет производственную функцию с фиксированными пропорциями используемых факторов производства. Следовательно, величина отрицательного внешнего эффекта может быть снижена только за счет снижения объемов производства.

Цена на продукт фирмы находится на пересечении кривых спроса и предложения на рис. 3.1, б. Фирма максимизирует прибыль, производя количество продукции Q1, при котором MC = P (также и MC = MR, потому что фирма принимает рыночную цену как заданную). При изменении фирмой объема выпуска продукции внешние дополнительные издержки, падающие на другую сторону, также меняются. На рис. 3.1, а эти издержки даны в виде кривой предельных внешних издержек (МЕС – marginal external costs). Эта кривая имеет наклон вверх для большинства видов внешних эффектов (прямая зависимость увеличения убытков другой стороны от роста объема выпуска данной фирмы).

С точки зрения общества фирма производит слишком большой объем продукции. Эффективный объем выпуска продукции находится на уровне, при котором цена продукта равна предельным общественным издержкам его производства (MSC – marginal society costs). Эти предельные общественные издержки представляют собой предельные издержки производства (MC) в сумме спредельными внешними издержками (MEC) от загрязнения, поэтому на рис. 3.1 кривая предельных общественных издержек получена сложением предельных издержек и предельных внешних издержек для каждого объема выпуска:

(3.1)


MSC = MC + MEC.

 

В теории внешних эффектов предельные издержки рассматриваются как предельные индивидуальные (частные) издержки (МРС – marginal private costs).

Кривая предельных общественных издержек MSС пересекает линию цены при объеме производства Q*. Так как в данном случае только одна фирма осуществляет внешнее воздействие, рыночная цена продукта остается неизменной. Однако фирма производит слишком много продукции (Q1 вместо Q*) и оказывает значительный отрицательный внешний эффект.

На рис. 3.1, б МСI является кривой совокупного предложения отрасли. Предельные издержки на охрану окружающей среды, связанные с объемом производства отрасли, МЕСI представляют собой сумму предельных издержек каждого индивида, потерпевшего убытки, для каждого объема производства отрасли. Аналогично кривой MSC кривая MSCI представляет собой сумму предельных издержек производства и предельных издержек на охрану окружающей среды для всех фирм, т.е. MSCI = MCI + MECI.

Эффективный объем производства отрасли достигается, когда предельный доход от дополнительной единицы продукции равен предельным общественным издержкам. Так как кривая спроса измеряет предельную выгоду потребителей, эффективный объем производства Q* находится на пересечении кривых предельных общественных издержек MSC1 и спроса D. Конкурентный объем производства отрасли равен Q1 и находится на пересечении кривой спроса D и кривой предложения МСI. Очевидно, что объем производства отрасли также больше общественно эффективного.

Экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, которое вызывает слишком значительные отрицательные эффекты. Но причина этой неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена Р1 на рис. 3.1, б слишком низкая – она отражает предельные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р* уровень объема производства фирм будет эффективным.

Совокупные общественные издержки от неэффективности равны разности между предельными общественными издержками и предельной выгодой (заданной кривой спроса) для любого объема производства больше эффективного уровня Q*. На рис. 3.1, б эти издержки показаны как область между кривыми MSC1 и D, от уровня объема производства Q* до Q1.

Внешние воздействия приводят к неэффективности как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Фирмы вступают в конкурентную отрасль, если цена продукта выше средних издержекпроизводства, и выходят из нее, если цена ниже средних издержек. При долгосрочном равновесии цена равна долгосрочным средним издержкам. При отрицательных внешних воздействиях средние издержки производства меньше, чем средние общественные издержки. В итоге некоторые фирмы остаются в отрасли, даже когда по соображениям эффективности им следовало бы выйти из нее. Таким образом, отрицательные внешние воздействия поощряют слишком большое число фирм оставаться в отрасли.

Далее рассмотрим ситуацию с положительными внешними эффектами.

Положительные внешние эффекты могут сопровождаться слишком малым объемом производства. Рассмотрим в качестве положительного внешнего эффекта, например, ремонт дома и благоустройство придомовой территории (рис. 3.2).

 


Р

 

 

P1 MC

P*

 

MSB

MEB D

 


Q1 Q* Q

Рисунок 3.2 – Положительные внешние эффекты

 

Горизонтальная ось на рис. 3.2 измеряет капиталовложения индивида. Кривая предельных издержек показывает зависимость расценок на ремонт от объема работ; она горизонтальна, потому что расценки не зависят от объема ремонтных работ. Кривая спроса D измеряет предельную частную выгоду (полезность) домовладельца от ремонта (MPB – marginal private benefits). Домовладелец предпочтет инвестировать объем Q1 (точка на пересечении кривых спроса и предельных издержек). Но ремонт приносит и внешние выгоды его соседям, что показывает кривая предельных внешних выгод (МЕВ – marginal external benefits). В этом примере данная кривая имеет наклон вниз, так как предельная внешняя выгода велика для небольшого объема ремонта, но уменьшается по мере расширения объема ремонтных работ.

Кривая предельной общественной выгоды (MSB – marginal society benefits) определяется сложением предельной частной выгоды (МРВ) и предельной внешней выгоды (МЕВ) для каждого объема выпуска:

(3.2)


MSB = MPB + MEB.

 

Эффективным уровнем объема производства Q* является тот, при котором предельная общественная выгода дополнительного ремонта равна его предельным издержкам (пересечение кривых MSB и МС). Неэффективность возникает, потому что домовладелец не получает полностью всей выгоды от капиталовложения в ремонт дома и перепланировку ландшафта. В итоге расценки Р1 слишком велики и не могут стимулировать капиталовложения на уровне социально желаемого объема ремонтных работ. Для этого требуется более низкая цена Р*. Согласно рис. 3.2 при цене Р* домовладелец предпочтет объем ремонта Q*.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...