Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность в производстве и структуре выпуска




После изучения условий достижения эффективного распределения при обмене двух товаров, необходимо также рассмотреть эффективность в производстве. В этом анализе предполагается, что имеется фиксированное общее предложение двух ресурсов: труда и капитала, которые необходимы для производства тех же товаров X и Y. Однако вместо двух потребителей рассматривается множество потребителей, являющихся собственниками производственных ресурсов (включая труд) и получающих доход от их продажи. Этот доход в свою очередь распределяется между двумя товарами.

В такой схеме связываются воедино различные элементы спроса и предложения в экономике. Индивиды предлагают производственные факторы, а затем используют полученный доход для покупки и потребления товаров и услуг. Когда цена одного из факторов возрастает, то экономические субъекты, много вложившие в него, получают больший доход и увеличивают потребление одного из двух товаров. Это в свою очередь приводит к росту спроса на производственные ресурсы и имеет обратное влияние на цену фактора. Лишь анализ общего равновесия позволяет определить цены, уравнивающие спрос и предложение на каждом рынке.

Для этого также используется диаграмма Эджворта, но на ее осях вместо потребительских товаров теперь откладываются производственные ресурсы. На рис. 2.5 затраты труда отложены на горизонтальной оси, а капитала – на вертикальной. В данном примере 50 единиц труда и 30 единиц капитала составляют общую величину факторов производства. Каждое начало координат теперь представляет не индивида, а выпуск: товару Х соответствует 0Х, а товару Y – 0Y. Единственное отличие анализа производства от анализа обмена в том, что на диаграмме товары заменены ресурсами, а индивиды – товарами.

 

50L 0Y

30K

 

10Y

 

25Y D

30Y 80X

 

C

B 60X

 

А 50X

 

30K

0X 50L

Рисунок 2.5 – Эффективность в производстве

 

Соответственно, каждая точка на диаграмме представляет затраты труда и капитала для производства этих товаров.

Набор производственных изоквант показывает уровни выпусков при различных комбинациях затрат. Каждая изокванта соответствует общему производству товара. На рис. 2.5 построено три изокванты товара Х с уровнями 50, 60 и 80 единиц. Изокванты товара Y представляют уровни 10, 25 и 30 единиц. Их уровни возрастают по мере движения из правого верхнего угла диаграммы в левый нижний. Пересечение изоквант X и Y означает, что, например, точка А одновременно соответствует 50 единицам товара Х и 25 единицам товара Y, получаемым различными комбинациями факторов производства.

Чтобы понять, как факторы могут эффективно комбинироваться, нужно найти различные комбинации затрат, используемые при производстве каждого из двух товаров. Какое-либо распределение вложений в производство является технически эффективным, если выпуск одного товара не может быть увеличен без уменьшения выпуска другого. Здесь обобщается идея производственной функции (максимальный выпуск при данном наборе факторов производства) на случай двух выпусков. Эффективность в данном случае означает распределение ресурсов между производством обоих товаров с целью минимизации производственных издержек.

Вложения распределены неэффективно, если их перераспределение дает прирост одного или обоих выпусков. Распределение в точке А, неэффективно, так как любая комбинация факторов между изоквантами 50Х и 25Y дает больший объем обоих товаров. Например, можно перейти из точки А в точку В, изменив структуру использования факторов производства. При этом получится более выгодная комбинация – 50Х и 30Y.

Все точки, лежащие на кривой, связывающей 0Х и 0Y оказываются эффективными распределениями. Каждая из них – это точка касания двух изоквант товаров Х и Y, точно так же, как и всякая точка на кривой контрактов – это точка касания двух кривых безразличия. В данном случае – это кривая производственных контрактов, представляющая собой все технически эффективные комбинации вложений факторов производства. Каждая точка, не лежащая на этой кривой, неэффективна, потому что в ней две изокванты взаимно пересекаются. В этом случае труд и капитал можно перераспределить и увеличить выпуск хотя бы одного из товаров.

Если рынки факторов конкурентные, то устанавливаются отношения обмена и достигается эффективность производства. На совершенно конкурентных рынках труда и капитала ставка заработной платы будет одинакова для всех отраслей, аналогично этому цена капитала одна и та же для производства разных товаров. Правило минимизации издержек при данном сочетании факторов производства означает равенство соотношения предельных продуктов двух факторов соотношению их цен: .

Поскольку MRTS равна наклону изокванты фирмы, то конкурентное равновесие на рынке факторов обеспечивается, если каждый производитель использует труд и капитал так, что наклоны изоквант совпадают и равны соотношению цен факторов. Поэтому конкурентное равновесие должно принадлежать кривой контрактов и конкурентное равновесие производства эффективно.

Местоположение точки равновесия на кривой производственных контрактов зависит от спроса потребителей на товары. Например, если нужно больше товара Х, то возможным конкурентным равновесием является точка D на рис. 2.5. В любом случае конкурентное равновесие на рынке факторов производства не единственное.

Из кривой производственных контрактов можно получить границу производственных возможностей (аналог кривой на рис. 2.4). Она показывает различные комбинации товаров, которые могут быть произведены при фиксированном значении труда и капитала. Каждая точка на границе производственных возможностей и кривой контрактов отражает уровень эффективного производства каждого товара.

 


Y

0Х MRT = 1/2

 


MRT = 1

 

 


MRT = 2

 


 

0Y Х

Рисунок 2.6 – Граница производственных возможностей

 

Точки 0X и 0Y представляют собой два крайних случая, когда производится, соответственно, только товар Y или Х. Точки внутри границы неэффективны, и все они не принадлежат кривой контрактов. Ее наклон увеличивается с ростом производства товара Х. Чтобы описать это, определим предельную норму трансформации товара Х в товар Y (MRTХ,Y) как тангенс угла наклона границы производственных возможностей в каждой ее точке. MRT измеряет то количество товара Y, от которого надо отказаться ради дополнительной единицы товара Х при условии, что совокупные затраты ресурсов останутся на то же уровне, т.е. альтернативные издержки.

По мере увеличения производства товара Х вдоль границы производственных возможностей MRT возрастает, отражая изменение структуры производства. Это происходит потому, что производительность труда и производительность капитала отличаются при вложениях в производство товаров.

Можно описать форму границы производственных возможностей в терминах издержек производства. В точке 0Х предельные издержки производства товара Х очень низки (большой выпуск достигается незначительными затратами ресурсов), а предельные издержки производства товара Y очень высоки (требуются большие вложения для дополнительной единицы товара). Таким образом, если MRT низка, то также низко отношение предельных издержек производства товара Х (MCХ) к предельным издержкам производства товара Y (МСY). Фактически в каждой точке границы производственных возможностей выполнено следующее условие:

(2.13)
.

Однако, чтобы производство товаров было эффективным, необходимо обеспечить не только минимум затрат, но и выпуск товаров в таких наборах, которые отвечают желаниям потребителей заплатить за них. Предельная норма замены (MRS) измеряет желание потребителя заплатить за дополнительную единицу одного товара, сокращая потребление другого. В свою очередь предельная норма трансформации измеряет стоимость дополнительной единицы одного товара при сокращении производства другого товара. Производство эффективно только в том случае, если для каждого потребителя

(2.14)


.

 

Чтобы понять, почему это условие необходимо для достижения эффективности, допустим, что MRT равна 1, a MRS равна 2. Тогда потребители захотят отдать 2 единицы товара Y за 1 единицу товара X, но издержки получения дополнительной единицы товара Х составляют лишь 1 единицу товара Y. Очевидно, производится слишком мало товара Х. Чтобы достичь эффективности, производство товара Х следует увеличивать, снижая тем самым MRS и повышая MRT до их полного совпадения. Выпуск эффективен, только если MRS = MRT для всех пар товаров. Это выражение является условием соответствия структуры производства структуре потребностей.

Это свойство иллюстрируется на рис. 2.7, на котором сопоставлены кривая безразличия потребителя и кривая производственных возможностей фирм. Хотя все точки на производственной границе технически эффективны, не все из них соответствуют выпуску товаров, наиболее эффективному с позиции потребителя (максимизирующие его полезность). Только в точке касания кривой безразличия и производственной границы углы их наклона равны, т.е. MRS = MRT.

 


Y

 

 

 

MRS = MRT

 

 

Х

Рисунок 2.7 – Эффективность структуры выпуска

 

Но если у разных потребителей различные предпочтения в товарах, как можно определить, сколько этих товаров нужно произвести и сколько дать каждому потребителю, чтобы у всех была одинаковая MRS? На это требуются огромные информационные и материально-технические затраты. Но хорошо функционирующая система рыночной конкуренции позволяет получить тот же эффективный результат при относительно низких издержках.

Если рынки продуктов совершенно конкурентные, все потребители распределяют свой бюджет так, чтобы предельные нормы замены по товарам равнялись обратному соотношению их цен: . В то же время каждая фирма, максимизирующая прибыль, будет продолжать выпуск до тех пор, пока цена не сравняется с предельными издержками: Р = МС.

Поскольку предельная норма трансформации равна отношению предельных издержек производства, то

 

(2.15)
.

 

Таким образом, если рынки продуктов и факторов конкурентные, то производство товаров будет эффективно в смысле равенства MRT и MRS. Производство товаров выбирается так, чтобы предельная выгода от потребления дополнительной единицы равнялась предельным издержкам производства по каждому товару.

На рис. 2.8 показана общее равновесие (эффективность) конкурентных рынков.

 

Y

 

 

 

А

В

С

M

 

X

Рисунок 2.8 – Общее равновесие конкурентных рынков

 

Пусть бюджетная линия (линия цен товаров Х и Y) представлена линией M. Производители предпочтут точку А (на границе производственных возможностей), а потребители – точку В (на кривой безразличия с наибольшей полезностью). Это будет означать избыток предложения товара Y и излишний спрос на товар X. Очевидно, что из-за этого цена товара Y будет уменьшаться, а цена товара Х – расти. В результате экономика окажется в состоянии общего равновесия в точке С, через которую пройдет новая линия цен товаров. Это Парето-оптимальная точка – точка касания кривой производственных возможностей с кривой безразличия при максимальной полезности. Для данного равновесия MRS = MRT равны, так что конкурентное равновесие эффективно.

Таким образом, в условиях общего конкурентного равнове­сия, то есть равновесия на всех рынках благ в условиях совершенной конкуренции, выполняется эффективность в обмене, эффективность в производстве и эф­фективность структуры выпуска. Такое равновесие яв­ляется одновременно и Парето-оптимальным состоянием (характеризует три условия оптимального состояния экономики по Парето).

На основе эффективности в обмене определяется справедливость распределения; в той мере, в какой оно считается несправедливым, государство может способствовать перераспределению доходов.

На основе эффективности в производстве предполагается, что каждый производитель максимизирует прибыль, выбирая оптимальные величины затрат труда и капитала

На основе эффективности структуры выпуска устанавливается соответствие структуры производства структуре потребностей.

Функционирование совершенно конкурентного рыночного механизма позволяет не только достичь положения общего равновесия в экономике, но и обеспечить оптимальное функционирование всей экономической системы. Оно выражается в максимизации общественного благосостояния, которое характеризуется Парето-оптимальным состоянием экономики. Это состояние достигается, когда производство и распределение благ невозможно изменить таким образом, чтобы чье-либо благосостояние увеличилось без уменьшения благосостояния других.

При этом справедливы следующие две теоремы теории благосостояния.

Теорема 1. Состояние конкурентного равновесия является Парето-эффективным.

Конкурентное равновесие является эффективным по Парето, если фирмы ведут себя как конкурентные фирмы, максимизирующие прибыль. Этот результат не имеет ничего общего с распределением богатства. Во-первых, максимизация прибыли гарантирует лишь эффективность, но не справедливость. Во-вторых, этот результат имеет смысл только тогда, когда конкурентное равновесие действительно существует. В частности, он теряет смысл применительно к большим областям возрастающей отдачи от масштаба. В-третьих, неявной предпосылкой данной теоремы является то, что выбор любой фирмы не оказывает влияния на производственные возможности других фирм. Иными словами, данная теорема исключает возможность внешних эффектов со стороны производства. Аналогичным образом теорема требует, чтобы производственные решения фирм не влияли непосредственно на потребительские возможности потребителей; иными словами, внешние эффекты со стороны потребления также отсутствуют.

Теорема 2. Парето-оптимальное состояние может быть представлено как рыночная равновесие.

В случае экономики чистого обмена при выпуклых предпочтениях потребителей любое распределение, эффективное по Парето, может быть конкурентным равновесием. Применительно к экономике, в которой имеет место не только обмен, но и производство, тот же самый результат остается справедливым, но теперь требуется, чтобы выпуклыми были не только предпочтения потребителей, но и производственные множества фирм. Как уже отмечалось, это требование, по существу, исключает возможность возрастающей отдачи от масштаба: если при равновесном объеме производства фирмы имеют возрастающую отдачу от масштаба, то они захотят производить больший выпуск при конкурентных ценах.

Однако для случаев постоянной или убывающей отдачи от масштаба вторая теорема экономики благосостояния совершенно справедлива. Благодаря использованию конкурентных рынков можно достичь любого распределения, эффективного по Парето. Обычно для поддержания различных распределений, эффективных по Парето, требуется перераспределить между потребителями начальные запасы (доходы), с чем могут быть связаны значительные практические трудности.

Концепция оптимального по Парето распределения ресурсов базируется на трех предпосылках, которые являются ценностными суждениями:

1) каждый человек лучше всех способен оценить свой собственный благосостояние;

2) общественное благосостояние определяется только в единицах благосостояния отдельных людей;

3) благосостояние отдельных людей невозможно сравнить.

В целом понятие экономической эффективности в обществе означает способность избегать непроизводительной траты ресурсов. Из рассмотренных выше трех условий следует, что общую экономическую эффективность нужно рассматривать как совокупность производственной эффективности и эффективности распределения.

Однако в реальности конкурентные рынки бывают несостоятельными по четырем основным причинам: рыночная власть, неполная информация, внешние эффекты и общественные блага.

1. Рыночная власть

Неэффективность рынка возникает, когда производитель или продавец ресурса имеет рыночную власть (монополия, монопсония). Например, производитель товара Х на диаграмме Эджворта имеет монопольную власть. Поэтому он выбирает величину выпуска, при которой предельная выручка (отличающаяся от цены) равняется предельным издержкам, и продает меньше при большей цене по сравнению с конкурентным рынком. Меньшему объему выпуска соответствуют более низкие предельные издержки производства товара. Вместе с тем высвобождающиеся производственные ресурсы идут на производство товара Y, увеличивая его предельные издержки. В результате предельная норма трансформации понизится, так как . При этом можно оказаться, например, в точке А на границе производственных возможностей на рис. 2.8. Производство избытка товара Y при недостатке товара X связано с неэффективностью выпуска, возникающей из-за того, что фирмы с рыночной властью используют в своих решениях цену, отличающуюся от той, что используется потребителями в их решениях.

Аналогичный довод применим и к рыночной власти на рынке факторов производства. Предположим, например, что профсоюзы предоставили рабочим рыночную власть над предложением их труда в сфере производства товара Х. Тогда этой сфере будет предложено слишком мало труда при чрезмерно высокой заработной плате, а в сфере производства товара Y – слишком много труда при чрезмерно низкой заработной плате. В сфере производства товара Х оплата труда будет выше, чем в сфере производства товара Y. Поэтому , т.е. . Результатом этого будет неэффективность вложений, так как эффективность требует равенства предельных норм технологической замены в производстве всех товаров.

Здесь следует заметить, что микроэкономическая теория считает каждого субъекта, оптимизирующего свою целевую функцию, индивидуалистом в достижении его целей. Любой случай кооперации экономических субъектов (т.е. учета одними субъектами интересов других субъектов) рассматривается как стремление к монополизму и как желание получить монопольную ренту за счет других субъектов.

2. Неполная (асимметричная) информация

Если потребители не обладают точной информацией о рыночных ценах или качестве продуктов, рыночная система будет функционировать неэффективно. Недостаток информации может побудить производителей предлагать слишком много одних продуктов и слишком мало других. В других случаях некоторые потребители не станут покупать какой-то продукт, несмотря на выгодность сделки, тогда как другие потребители приобретут продукты, которые ухудшат их благосостояние. Недостаток информации может вообще приостановить развитие некоторых рынков.

3. Внешние эффекты

Система цен действует эффективно потому, что рыночные цены несут информацию как производителям, так и потребителям. Однако иногда рыночные цены не отражают действий производителей либо потребителей. Внешний эффект возникает, когда какая-то деятельность, связанная с потреблением или с производством, имеет косвенное влияние на другие виды такой деятельности, не отражаемое непосредственно рыночными ценами. Термин «внешний эффект» используется, поскольку эти влияния (на доходы или издержки) оказываются внешними по отношению к рынку, например, загрязнение окружающей среды. Если подобный внешний эффект присутствует в отрасли, то цена товара (равная предельным издержкам производства) будет ниже, чем если бы издержки загрязнения учитывались в издержках производства. В результате будет выпущено слишком много товара, и производство окажется неэффективным.

4. Общественные блага

Последний источник несостоятельности рынка проявляется тогда, когда рынки не способны предложить товары, полезные для многих потребителей. Общественным благом называется товар, который благодаря низкой цене может стать доступным для многих потребителей, но, будучи адресованным лишь некоторым из них, он может остаться недоступным для других. Например, предположим, что какая-то фирма принимает решение о проведении исследований по новой технологии, для которой она не сможет получить патент. Когда же это изобретение становится широко известным, другие фирмы получат возможность воспроизвести его. В той мере, в какой затруднительно оградить другие фирмы от продажи данного товара, это исследование не будет прибыльным и не будет осуществляться.

Поэтому рынки не способны обеспечить достаточное количество общественных благ. Государство иногда может решить данную проблему либо предлагая такое благо самостоятельно, либо стимулируя частные предприятия к его производству.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...