Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественные блага, их свойства и виды




Оправдание государственного вмешательства в регулировании внешних эффектов ставит вопрос: нужно ли государству заменять частные фирмы в роли производителя товаров и услуг, и если нужно, то в каких случаях.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное.

Общественные блага – это товары и услуги, приносящие пользу всем потребителям в экономике, рыночное предложение которых недостаточно или же совсем отсутствует. Они потребляются коллективно, т.е. в равной степени всеми потребителями, причем независимо от факта оплаты ими данного потребления, поэтому измерить спрос на них, а соответственно, дать им денежную оценку, невозможно (примеры – благоустройство, дороги, фундаментальные научные исследования, национальная оборона, охрана порядка и т.п.). Чистые общественные блага можно рассматривать как блага, производство которых связано с появлением положительных внешних эффектов.

Общественные блага противопоставляются частным благам, потребление которых конкретным потребителем (группой потребителей) исключает возможность их потребления каким-то другим потребителем (группой потребителей). О таких благах шла речь во всех предыдущих темах.

Чистое общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности или нецелесообразности принуждения к оплате – неизбирательностью (неконкурентностью) и неисключаемостью в потреблении. Неизбирательность (неконкурентность) означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми (пример – светофор, так как сколько бы не ни проезжало машин, они одинаково им пользуются). При любом заданном объеме производства/потребления предельные издержки для обеспечения им дополнительного потребителя равны нулю (в отличие от производства частных благ). Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить (пример – полиция; даже при уклонении от уплаты налогов человек он имеет право на защиту). Следовательно, неизбирательность с неделимостью блага, а неисключаемость имеет причиной положительные внешние эффекты.

Чистое частное и чистое общественное благо является теоретической конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция и чистая монополия). Реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости.

Так, некоторые блага исключаемы, но неконкурентны. Например, в период неинтенсивного движения проезд по мосту неконкурентен, так как появление дополнительной машины не скажется на скорости других автомобилей. Но проезд по мосту является исключаемым, потому что его владельцы могут запретить пользоваться этим мостом.

Ряд благ являются неисключаемыми, но конкурентными. Воздух является неисключаемым благом, но может быть конкурентным, если выбросы в атмосферу, производимые одной фирмой, имеют вредное воздействие на качество воздуха и на способность других в полной мере пользоваться им.

По этим причинам обычно выделяются только две категории смешанных благперегружаемые, или переполняемые (свойство неизбирательности в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости). Важно отметить, что и эти две группы смешанных благ также теоретические, в реальности существует огромное множество вариаций свойств несоперничества и неисключаемости.

Телепрограммы, общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход – примеры исключаемых благ, при этом возможность и целесообразность исключения потребителей из пользования благом никак не влияют на свойство неизбирательности.

Перегружаемость означает, что потребление блага неисключаемо и неконкурентно только до некоторого уровня потребления, т.е. его может не хватить на всех потребителей (типичные примеры перегружаемого блага – автодорога, мост, тоннель). При пользовании такими благами начиная с некоторого количества потребителей появление каждого дополнительного потребителя (рост интенсивности потребления) приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями. Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому дополнительному потребителю после первого будут равны нулю (рис. 3.4, а). На рис. 3.4, б точка перегрузки обозначена РС (point of congestion).

Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы такие блага оценивались по возможности в соответствии с предельными издержками во избежание их перегрузки (т.е. на них возможно назначить цену).

Обеспечение общественными благами часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке. Тем не менее, различаются общественные блага, которые могут быть предложены частным сектором (рынком), и государством.

 


Рисунок 3.4 –Предельные общественные издержки на предоставление чистого общественного (а) и перегружаемого (б) блага.

 

Особой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам, добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Численность потребителей клубного общественного блага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего участника, не приведет к уменьшению выгод для других его участников, которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового участника. В случае, когда численность пользователей задана, количество предлагаемого для потребления блага должно увеличиваться до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.

Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конку­рентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...