Общественный выбор в условиях прямой демократии
Особенность подхода теории общественного выбора к политическим процессам заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в экономике, но и в общественной жизни. Любое решение, принимаемое обществом, зависит от экономических оценок участников голосования своих затрат и выгод в связи с его реализацией. Важнейшие решения, которые должны принимать правительственные организации, связаны с производством общественных благ. Политическая система, в условиях которой принимаются решения, может быть организована в демократических странах в виде прямойилипредставительной демократии. Прямая демократия предполагает, что каждый налогоплательщик по закону имеет возможность проголосовать по любому конкретному вопросу. Она типична для собраний коллективов, работы клубов и творческих союзов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, простое большинство и т. д.), зависит его исход. Представители теории общественного выбора акцентировали внимание на том, что даже в условиях такой демократической процедуры, как принятие решений простым большинством голосов, возможны неэффективные с точки зрения общества результаты выбора. Рассмотрим пример принятия решения о производстве товара коллективного пользования, или общественного блага, – дорожных знаков в городе. В условиях прямой демократии возможны следующие ситуации (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2 – Выбор общественного блага на основе прямого голосования
Предположим, что существуют три группы населения: А, В, С, из которых лица, входящие в группу А, получают от данного мероприятия наибольшую индивидуальную предельную выгоду (70 % от общей выгоды), так как они чаще других пользуются автомобилем, за ними следуют представители группы В (20 % выгоды), и, наконец, наименьшую предельную выгоду получают лица из группы С (10 % выгоды), которые вообще не имеют личных автомобилей и участвуют в уличном движении лишь как пешеходы. При этом общественная предельная выгода определяется как сумма индивидуальных предельных выгод. Предельные издержки для каждого дополнительного дорожного знака постоянны и составляют 50 ден. ед. Для общества оптимальный объем производства – четыре знака (зависит от соотношения затрат и выгод). Вопрос состоит в том, за какое количество дорожных знаком будут голосовать жители? Здесь возможны три случая. 1) Если затраты распределяются в той же пропорции, что и выгоды, то голосование приведет к идеальному результату. Все группы будут голосовать за установку четырех знаков, поскольку в таком случае их предельные выгоды будут равны предельным затратам (издержкам). Это идеальная ситуация. 2) Если затраты распределяются поровну между группами (каждая группа платит по 1/3 от 50 ден. ед, т. е. 16,6 ед., а выгоды – в заданной пропорции – неравномерно). Такие затраты превышают предельную выгоду группы С даже при установлении второго знака (16,6 >15), но голосование будет на стороне большинства (А + В). Точно так же пройдет предложение относительно третьего знака. Но четыре знака уже не могут быть установлены, поскольку группы В и С дадут в сумме 2/3 голосов «против» (для группы В:10 < 16,6 и она присоединится к группе С).
Итак, при равномерном распределении затрат и неравномерном выгод на товары коллективного потребления будет тратиться меньше средств, чем необходимо для общества. 3) Когда затраты распределяются неравномерно (группа А несет 90 % затрат, или 45 ден. ед., В и С – по 5 %, т.е. по 2,5 ден. ед.), а выгоды распределяются равномерно. Группа А будет против установления уже третьего знака, так как предельная выгода этой группы (100:3 = 33,3) меньше предельных затрат (45), но группы В и С проголосуют «за». Пройдет решение о четырех и даже о пяти знаках, так как предельная выгода В и С (25:3 = 8,3) больше их предельных затрат (по 2,5 ед.). Таким образом, в случае неравномерных затрат и равномерной выгоды будет тратиться больше средств, чем оптимально необходимо. Эти примеры приводят к выводу: в общественной жизни люди ведут себя, исходя исключительно из своих частных интересов, что не всегда в итоге приводит к результату, отвечающему интересам общества в целом. При потреблении общественных благ осуществляется коллективный характер выбора. Коллективный выбор зависит и от процедуры голосования. Голосование – достаточно универсальная модель коллективного принятия решений. Весомость каждого голоса, порядок их подачи и способ подведения итогов могут влиять на исход голосования не меньше, чем разброс мнений среди его участников. Какие решения будут приняты, не в последнюю очередь зависит от процедуры, с помощью которой на основе разнообразных индивидуальных предпочтений определяется точка зрения, получающая признание в качестве позиции всего общества. Смысл процедуры состоит в том, чтобы, с одной стороны, адекватно выявить имеющиеся предпочтения, а с другой – по мере возможности их согласовать. Применительно к частным благам аналогичные задачи решаются с помощью механизма спроса-предложения. Механизм голосования – это, помимо прочего, применяемый на практике инструмент определения совокупного спроса на общественные блага. Способность механизмов голосования справляться с подобного рода задачами имеет немалое значение для использования ресурсов в общественном секторе.
На практике наиболее распространенная процедура принятия коллективных решений – правило простого большинства. Согласно этому правилу побеждает альтернатива, в поддержку которой высказываются более половины участников выбора. Решение принимается N/2 + 1 голосами (N – число голосующих). Американский исследователь Кеннет Мэй (1915-1977) доказал, что применение правила простого большинства – единственная процедура коллективного выбора, удовлетворяющая четырем условиям, названным им 1) достижимостью результата или его однозначностью, 2) анонимностью, 3) нейтральностью и 4) позитивным откликом или свойством положительного отклика. Однозначность предполагает, что для заданного набора предпочтений функция решения группы означает выбор x или y как наилучшего элемента, либо указывает на равнозначность обоих вариантов. Нейтральность представляет собой независимость предпочтений от других предпочтений. Анонимность: «сдвиг» предпочтений одного из членов сообщества, и обратный сдвиг любого другого члена оставляет конечный результат для сообщества неизменным. Свойство положительного реагирования: если результатом конечного решения является x, и предпочтения одного из избирателей изменяются при неизменности предпочтений всех прочих избирателей, то в результате коллективного решения должно содержать x. Поскольку решения, как правило, принимаются большинством голосов, то признание позиции большинства точкой зрения всего общества в целом соответствует утилитаристской установке. Принцип один человек — один голос несет на себе отпечаток эгалитаризма. Право всех граждан, включая освобожденных от налогов, на равных участвовать в принятии решений, касающихся общественного сектора, воспринимается ныне как естественное. Но исторически оно существовало далеко не всегда, и нет вполне объективных аргументов, которые позволяли бы безоговорочно доказать, что для этого сектора неприемлемы, например, принципы голосования, характерные для акционерных обществ. Рассматриваемый принцип имеет этическую природу, а потому не может быть ни доказан, ни опровергнут с помощью аргументов, типичных для экономической науки.
Если при голосовании имеется решающий голос, который занимает центральное место, то такая ситуация получила название модели медианного избирателя. Модель медианного избирателя (теорема Блэка) – модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (индивида, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества). Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, оно удерживает сообщество от принятия односторонних решений, от крайностей. С другой, оно далеко не всегда гарантирует принятие оптимального решения. При симметричном распределении предпочтений относительно конкретного общественного блага, максимизация голосов избирателей достигается при ориентации на количество общественного блага Q*, предпочтительное с точки зрения «медианного избирателя». Название теоремы связано с тем, что позиция Q* соответствует медиане политического спектра; т.е. варианты Q < Q* и Q > Q* поддерживаются одинаковым количеством избирателей. Если Q1 = 100 и Q* = 50, то партии 1 целесообразно заявить предвыборную платформу, ориентированную на предоставление 50 единиц общественного блага, а партии 2 целесообразно анонсировать предоставление 51 единицы общественного блага. Тогда партия 1 получит число голосов, соответствующее площади фигуры 0МQ*, а число голосов, полученных партией 2, будет представлено площадью фигуры Q*МQ1. Отклонение от ориентации на медианного избирателя ведет к потере голосов. Если партия 1 анонсирует предоставление количества общественного блага Q2, то ее позиция окажется привлекательной лишь для тех избирателей, которые предпочитают производство не более количества Q3 общественного блага. Таким образом, партия 2 получит число голосов, соответствующее площади фигуры Q3LМQ1, в то время как число голосов, полученное партией 1, окажется гораздо меньше (оно будет соответствовать площади фигуры Q2КLQ3). Можно видеть, что справедливость теоремы о «медианном избирателе» зависит от специфической формы распределения предпочтений избирателей.
Рисунок 3.8 – Модель медианного избирателя
Итак, на общественный выбор влияет не только распределение предпочтений между голосующими, но и процедура принятия решений, причем она не является этически нейтральной. Одна и та же процедура и принимаемые на ее основе решения могут оцениваться одними людьми как справедливые, а другими — как несправедливые. Нельзя однозначно определить, кто в подобном случае прав, но можно и нужно улавливать связь между особенностями процедуры и тем, какие аллокационные и перераспределительные решения она делает наиболее вероятными.
Способность механизма, с помощью которого принимаются коллективные решения, обеспечивать результативный выбор при любом сочетании индивидуальных предпочтений относится, очевидно, к числу его важнейших свойств. Это свойство называется универсальностью. Демократическая система принятия политических решений имеет изъян – парадокс голосования или парадокс Кондорсе́ (1785). Парадокс Кондорсе́ заключается в том, что при наличии более двух альтернатив и более двух избирателей коллективное ранжирование альтернатив может быть цикличным, даже если ранжирование всех избирателей не является цикличным. Парадокс голосования – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действенных предпочтений общества относительно экономических благ. Смысл состоит в том, что правило простого большинства не в состоянии обеспечить транзитивность общественного предпочтения среди выбираемых вариантов. В силу нетранзитивности результат может зависеть от порядка голосования, что дает возможность манипуляции выбором большинства. Согласно принципу Кондорсе, для определения истинной воли большинства необходимо, чтобы каждый голосующий проранжировал всех кандидатов в порядке их предпочтения. Таким образом, по Кондорсе воля большинства выражается в виде трех суждений C > B > A и если необходимо выбрать одного из кандидатов, то, согласно принципу Кондорсе, следует предпочесть кандидата С: 1 человек: 1 человек: 1 человек: По итогам голосования выделяются три утверждения: Пример. Пусть есть три голосующих человека. Первый из них голосует «да» по первому вопросу, «да» по второму и «нет» по третьему («да» / «да» / «нет»), второй – «да» / «нет» / «да», третий – «нет» / «да» / «да». Суммарный итог голосования подсчитывается как соотношение сумм голосов «да» и «нет» по каждому из вопросов. В рассмотренном случае суммарный итог голосования будет «да» / «да» / «да». Этот итог не отражает мнения ни одного из голосовавших и, естественно, не удовлетворяет никого. Данный парадокс был обобщен американским экономистом К. Эрроу в теореме о невозможности (1951), содержание которой заключается в следующем: голосование, построенное на принципе «как решит большинство» может сделать невозможным экономически оптимальный выбор. Если вариант А предпочтительнее варианта В (
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|