Раздел 1. Учебно- тематический план. Наименование разделов. Общее количество учебных часов. В том числе
Раздел 1 Давай познакомимся (1 ч. ). Знакомство с авторами книги и их пожеланиями на предстоящую творческую работу в специальной мастерской. Речь как средство общения, средство воздействия. Устная речь и художественное чтение. Художественное чтение как средство воздействия на слушающих в процессе живого общения с ними. Художественное чтение как самостоятельный жанр сценического искусства. Страницы истории художественного чтения на Руси. Раздел 2. Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос (3 ч. ). В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия: Дыхание: должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом. Голос: большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука - это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи. Дикция: одно из важнейших качеств речи. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.
Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения. Раздел 3. Учись читать, чтоб больше знать (8 ч. ). Позволяет осознать, что книга – самый верный, надёжный друг и помощник в жизни человека. Виды чтения: авторское и художественное чтение. Три принципа словесного действия: «видение», «лепка фразы», «способы воздействия». Принцип «видения» и тренировка воображения. Технология «лепки фразы». Специфика исполнения стихотворения, басни и прозаического отрывка. Раздел 4. Учись технике выразительного чтения (10 ч. ). Что такое техника выразительного чтения? Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения. Техника выразительного чтения. Основные теоретические понятия: «выразительное чтение», «интонация», «знаки препинания». Интонация. Пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Сила голоса. Темп и ритм. Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения - прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса. Мелодика речи. Тон голоса. Тембр. Раздел 5. Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать (3 ч. ). Что такое текст. Смысловое чтение. Анализ художественного текста. Какие правила – учебные алгоритмы (действия) от смыслового чтения приведут к выразительному чтению.
Раздел 6. Учись выразительно читать и анализировать притчи (1 ч. ). Обоснование выбора произведения. Соответствие параметров исполнителя выбранному произведению. (Обсудить). Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи. Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые. Раздел 7. Поэтическая смехопауза (3 ч. ). «Крылатые выражения». Выразительное чтение текстов в стихах о крылатых выражениях и словах. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Рифма. Размер стиха. Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. Раздел 8. Папа, мама, я – выразительно читает вся семья (2 ч. ). Приобщение к культуре семейного чтения. Раздел 9. Инсценируем авторские сказки (2 ч. ). Участник классного импровизированного театра, проявление актерских дарований в процессе инсценировок великолепных авторских пьес-сказок. Раздел 10. Подведём итоги (1ч. ). Практика выразительного чтения стихов, басен, прозаических произведений. Чтение по ролям отрывков из драматических произведений. Подведение итогов творческой учебной деятельности в течение всего учебного года, определение результата личной успешности на занятиях в мастерской постановки голоса и выразительного чтения. Учебно- тематический план
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|