Приложение 2
Логика речи На начальном этапе работы, для лучшего освоения законов и правил логики речи, мы используем упражнение «Детектив». Ребятам предлагается выдумать детективную историю, используя в построении фразы какое-либо правило или закон (или несколько правил). Каждый по кругу придумывает одно предложение, следующий продолжает историю. И уже на следующем этапе обучения мы разбираем примеры из русской классической литературы. Упражнение «Детектив» (начало детектива на освоение правил деления на речевые такты, т. е. на расстановку логически пауз): Жил-был V Иван Иванович (пауза между сказуемым подлежащим). Он жил V в большом доме v на окраине города (подлежащее выражено местоимением и паузой не отделяется от сказуемого; пауза перед группой обстоятельственных слов и пауза отделяющая одно обстоятельство места от последующего). По утрам v к нему заходили V сосед Петр Петрович v и приятель Филипп Филиппович (пауза после обстоятельства времени; пауза, отделяющая сказуемое от двух подлежащих; пауза между двумя подлежащими). Иван Иванович V был (, ) конечно (, ) очень рад гостям (пауза между подлежащим и сказуемым; две нечитаемые запятые при вводном слове). После того(, ) как гости v позавтракали, Иван Иванович v пригласил их пройти на веранду v с тем(. ) чтобы вы курить по сигаре, (нечитаемая запятая в обороте «после того, как»; пауза, отделяющая подлежащее от сказуемого; грамматическая пауза на запятой; еще одно подлежащее «Иван Иванович» отделяем паузой от сказуемого; паузу из оборота «с тем, чтобы» переносим до него). Важно отметить, что обозначенные в тексте логические паузы не обязательно означают именно перерыв в звучании. Мелодике русской речи свойственна льющаяся плавность, а обилие остановок чрезвычайно утяжелило бы её, вызвало излишнюю акцентировку и лишило выразительности и красоты. Помимо пауз, существуют и другие средства речевой выразительности, которыми мы можем воспользоваться для разграничения речевых тактов — интонация (в том числе ударение), темпо-ритм.
Ударения Приступаем к расстановке логических ударений, то есть выделяем главное по смыслу слово в каждом речевом такте. Затем из них выделяем главное - во фразе. А затем в куске. Как видим - логические ударения так же, как паузы, неоднородны. Есть главные и второстепенные. Предлагаем свою систему графического изображения ударности: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - = = = = = = = = = = = = = = = = = - - - - - - - - - - - - - - - - - Рис. 1 Такими линиями мы обозначаем второстепенные ударения. ---------------------------------------------___==========================__________________________________________________________________________________________________________________________________ Рис. 2 Такими линиями - главные ударения в предложениях и смысловых кусках.
≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ ≡ Рис. 3 Такой линией подчеркиваем самое сильное ударение в текст Часто это последнее слово в последнем предложении.
≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ Рис. 4 Такой линией мы подчеркиваем слово или группу слов, на которое по правилам ударение не падает, но нам необходимо его и интонационно выделить.
Наиболее часто это встречается в работе со стихотворным текстом, где особое значение имеет образный видеоряд, и такой линией может быть подчеркнуто, например, прилагательное или местоимение. Как же определить, какое слово является главным в речевом такте? Это то слово, которое объединяет все остальные в речевом такте, а также связывает речевой такт с другими речевыми тактами - слово, без которого нельзя обойтись, - будет утрачена или искажена мысль предложения. Можно рекомендовать прием пробного зачеркивания слов. То есть, прочтите только те слова, которые вы подчеркнули, а остальные как бы вычеркните из предложения. Если мысль ясна и не искажается, значит, вы правильно определили ударные слова.
Как правило, более сильное ударение падает на существительное, то есть подлежащее. Фразовое же ударение в русском языке тяготеет к концу фразы. Ударения подчиняются некоторым законам и правилам. В первую очередь закону нового понятия. Мысль развивается от уже известного к неизвестному. Поэтому в каждой фразе мы сильнее всего выделяем новую информацию - новый образ, его новые действия, его новые качественные характеристики. Упражнение «Детектив»: Жил-был Иван Иванович. (мы выделяем героя нашего рассказа). У Ивана Ивановича была собака, (про Ивана Ивановича мы уже слышали, появляется новый герой, новое понятие - «собака»). Собаку звали Жужа. (теперь нам важно акцентировать внимание на имени собаки). Жужа была ласковой и озорной. (то, что речь идет о собаке и как ее зовут, мы уже знаем, теперь нам важны ее качества). Иван Иванович и Жужа очень любили гулять. (о ком идет речь мы уже хорошо знаем, новая информация здесь - что их объединяет). Закон противопоставления является самым активным законом, он подчиняет себе все законы и правила. Любое слово (местоимение, предлог, определение) получает ударение, если оно попадает в контекст противопоставления.
Упражнение «Детектив»: Иван Иванович любил не кофе, V а чай, (два противопоставляемых понятия - кофе и чай. Оба понятия должны быть выделены и разделены паузой, но кофе отрицается (повышение интонации), а чай получает положительную оценку и следовательно более сильное ударение (понижение интонации)). И любил именно зеленый чай, V а не, черный. (противопоставляются сорта чая - зеленый и черный. Причем, заметим, что закон противопоставления в этом случае ставит под ударение два прилагательных, которые по правилам не ударяются. Часть с положительной оценкой стоит первой и получает более сильное ударение (понижение интонации); часть, содержащая отрицание, стоит второй и читается через паузу и получает меньшее ударение (повышение интонации).
Довольно часто в тексте встречаются сопоставления. Они тоже стоят из двух (и более) частей, которые отделяются паузой. Но части эти уравновешены, ничего не отрицается и не утверждается, а сравнивается с целью выявления отличий. Ударения равны по силе, нет голосового контраста - интонация констатации. Вывод предоставляется сделать слушателю. Закон сравнения проявляется в том, что из двух частей более сильное ударение получает часть, содержащая само сравнение, то есть то, с чем сравнивается явление. В коротких сравнительных оборотах запятая не читается. Упражнение «Детектив»: Иван Иванович был доверчив (, ) как ребенок, (короткое сравнение «как ребенок» получает ударение, но запятая не читается). Петр Петрович часто раздражался и бушевался V словно Зевс, в минуты гнева мечущий громы и молнии на бегущих в панике смертных (сравнение довольно большое, поэтому пауза перед ним будет уместна и, конечно, основное понятие, с кем сравнивается герой - «Зевс» получает сильное ударение). В русской грамматике существует нормативный (прямой) порядок расположения слов в предложении: Подлежащее перед сказуемым. Определение перед определяемым словом. Дополнение после слова, которое оно дополняет. Обстоятельства располагаются свободно.
Упражнение «Детектив»: Пришел Иван Иванович с прогулки домой, дверь открыл и предстала пред ним картина чудовищная. (Таким об разом распределятся ударения, если мы принимаем авторскую инверсию. Теперь восстановим прямой порядок слов: Иван Иванович пришел домой с прогулки, открыл дверь, и чудовищная картина предстала пред ним. Как видим, если бы не авторская инверсия, ударения падали бы на другие слова). Логическая интонация Выше мы уже рассмотрели некоторые интонационные конструкции - интонации противопоставления, сопоставления, перечисления, повторных слов и групповых наименований. Интонации знаков препинания (грамматические паузы):
- Завершенность мысли. Понижение интонации. Длительность паузы и степень голосового понижения зависят от контекста. Точка финала по Станиславскому: «Шваркнуть тяжелый булыжник с высокой скалы на самое дно пропасти». Упражнение «Детектив»: Для отработки интонационного рисунка знаков препинания хорошо использовать одно и то же предложение, только менять знак: Иван Иванович замолчал. Иван Иванович замолчал: Иван Иванович замолчал! Иван Иванович замолчал? Иван Иванович замолчал... Вводные слова и предложения, в том числе деепричастия и деепричастные обороты, читаются «приемом вводного», с интонацией вводности: пауза, понижение интонации на вводном, голосовой монотон и несколько ускоренный темпо-ритм, на последнее слове повышение интонации и пауза.
Упражнение «Детектив»: Иван Иванович^проснулся и пошел, Vшироко зевая и потягиваясь, у на кухню. (пауза отделяет подлежащее от сказуемого; пауза между двумя сказуемыми; пауза nepeд вводной фразой - " широко зевая и потягиваясь" и после неё). - Какое чудесное утро! (-) воскликнул он, У(взглянув в широко распахнуто окно, у/и закурил, (авторская ремарка стоит после прямой речи - паузы нет. а вот " взглянув в широко распахнутое окно" - вводное, отделяемое паузами). Петр Петрович Vсогласился: ^ -Да! Пожалуй, что так, (подлежащее отделяем паузой от сказуемого; после авто] ремарки пауза перед прямой речью).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|