Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 3. Воспоминание. «Ссора». Представьте, что правая рука поссорилась с левой.




Приложение 3

    Этюд «Снеговик»

Задача: изобразите снеговика, который стоит во дворе. Утром ему хорошо, потому что холодно, но днём пригревает солнце и снеговик начинает подтаивать, а затем постепенно превращается в лужу.

Чаще всего во время работы с чтецами разыгрываются следующие ситуации:

«Ссора». Представьте, что правая рука поссорилась с левой.

«Встреча». Серый волк встретил в лесу очень агрессивную Красную Шапочку.

«Скрипач-рыбак». Изобразите скрипача, который мечтает о рыбалке.

«Письмо». Изобразите, как человек читает письмо, первая половина которого содержит приятные известия, а вторая половина – печальные.

В работе с опытными чтецами можно применять групповые этюды, то есть те, для исполнения которых нужны два человека или более того.

К групповым можно отнести следующие упражнения:

«Дождь». Представьте, что каждый из вас – это капля. Начинается дождь, превращающийся в ливень.

«Котята». Два котёнка следят за бантиком на верёвочке.

На втором этапе рассматривается работа с уже отобранным отрывком. В данном случае это проза.

Воспоминание

Старушка медленно села на скамейку в тенистой парковой аллее.

Парк с вековыми дубами и липами. Знакомая с детских лет аллея. Скамейка из потемневшей рассохшейся древесины, на которой знаешь каждую трещинку и выучила наизусть каждую надпись. Старая женщина, старый серый мир…

Перед скамейкой – расчерченные мелом неровные линии классиков. Нетвердой рукой ребенка выведенные цифры на размытом временем и дождями асфальте.

Боже мой! Кажется, что только вчера она сама, маленькая, худенькая девочка с парой веселых льняных хвостиков на голове, без устали прыгала по меловым квадратикам, останавливаясь только для того, чтобы подтянуть сползающий гольфик или поправить надоедливые хвостики.

От этих воспоминаний старушка вдруг повеселела. Она заметила, что солнце сегодня светит как-то особенно ярко, что вокруг неё много молодых людей, которые разговаривают и смеются.

Старушка встала, слегка улыбаясь, пошла из парка помолодевшей, ровной походкой.

В первый раз текст читает учитель, поставив перед учеником такую задачу: прослушать отрывок и представить происходящее.

После прочтения преподаватель задаёт вопросы такого рода:

1. Как ты представляешь себе место действия? Какие предметы могут быть на сцене в качестве декораций?

2. Как выглядит персонаж? Как он ходит? Какая на нём одежда?

3. Как ведёт себя персонаж в данной ситуации? Что чувствует? Какими жестами можно изобразить волнение героя, его состояние?

На третьем этапе преподаватель меняет задачу. Теперь необходимо изобразить то, что читает учитель.

Можно это делать, разделив текст на части или сохранив его полностью. Чтение и действия должны происходить одновременно.

Цель учителя – проследить соответствие жестов и действий прочитанному. Ведь ни для кого не секрет, что дети иногда пользуются неуместными жестами, пытаясь изобразить всё строго по тексту, или ведут себя скованно, двигаются по сцене робко, а то и просто стоят в позе заключённого, сомкнув руки за спиною.

Третий этап необходим в работе над чтением, потому что заставляет ребёнка оторваться от главной, как им кажется, задачи проговорить чужие слова и даёт ему возможность фантазировать, придумывать, стать актёром, соавтором сценического действия.

Без слов ученик двигается по сцене, вживаясь в образ. Учитель становится не строгим критиком, а помощником в этом увлекательном деле. Вместе взрослый и ребёнок обдумывают особенности походки персонажа, последовательность и длительность движений, сопровождающих текст. Они изобретают художественные детали действа, предметы, которые будут играть вместе с юным актёром.

 

 

 

 

Приложение 4

Упражнения с текстами скороговорок

Звучание речи становится выразительнее, если люди, предметы, о которых мы говорим, оживлены нашим воображением, существуют в определенном времени и пространстве. Разместите «знакомых» в комнате, где вы находитесь, или в определенном месте за её пределами и расскажите о них третьему лицу, точно соотнося их взаимоотношения, ваше к ним отношение, временные и пространственные, цель, с которой вы о них рассказываете. Новые тексты не забывайте предварительно отрабатывать в среднем темпе.

Скажет друг дружке, а дружка - подружке, а подружка борову, а боров - всему городу.

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру, Лавру на Фрола наврет.

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подпол­ковника, про подполковницу, про прапорщика, про

прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких, курчавеньких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж, чрезвычайно чисто, чрезвычайно четко.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под полом, поп под кол­паком. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

На улице медовик, мне не до медовика. На улице дёготник, мне не до дёготника, не до дёготниковой жены, не до

дёготниковых детей.

 Требование, приказ, убеждение по своей природе обладают силой звучания, непроизвольно включают нужный тембр. Поэтому их следу­ет брать в качестве приспособлений. При повторах следите, чтобы не возникало раздраженного, злого тона. Помните, что отрицательные эмоции сковывают фонационные пути.

Произнесите трижды скороговорку, меняя задачи:

 1-й раз - информирую, 2-й - убеждаю с оттенком просьбы, 3-й — убеждаю с оттенком приказа.

Дрова выдворить на дровяной склад.

 При усилении голос сам собой пойдет вверх. Не позволяйте ему под­ниматься слишком высоко, чтобы не заменить случайно силу повыше­нием и сорваться на крик. Старайтесь говорить в середине своего голо­сового диапазона. Усильте звук в одной из предложенных скороговорок, по син­тагмам. Помните, что усилению способствует усиление вибрационных ощущений.

Цапля чахла, / цапля сохла, / цапля сдохла, наконец.

Рыла свинья/ тупорыла, / белорыла, / полдвора рылом изрыла, /вырыла, / подрыла.

Два дровокола, / два дроворуба, / два дровосека/ дрова кололи, /два рубили, / дрова секли.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; /санки скок, / Сеньку с ног, / Саньку в бок, / Соньку в лоб, / все в сугроб.

У нас на дворе-подворье/ погода размокропогодилась.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...