Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительское рабство как форма духовного рабства




Итак, рядовые язычники эпохи капитализма – политеисты. Проще го­воря, они поклоняются сразу многим богам­идолам. Эти боги­идолы – бес­конечный мир вещей и виртуальных образов, которые продуцирует совре­менная капиталистическая экономика. Капитализм сегодняшнего дня – это капитализм потребления. По крайней мере тот капитализм, который суще­ствует в зоне обитания «золотого миллиарда». Сами апологеты современного капитализма с гордостью говорят о Западе как об «обществе потребления». Но речь идет не просто о «потреблении» как некоем акте удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека.

Во­первых, сегодня «потребление» – это прежде всего «сверхнорма­тивное», или «избыточное», потребление, целью которого является получе­ние удовольствий.

Во­вторых, это целый ритуал, который включает в себя планирова­ние того, что человек собирается потреблять, процесс поиска источников предметов потребления (ресторанов, туристических компаний, компаний­производителей, магазинов), акт покупки предметов потребления (товара, услуги), сам процесс потребления. Впрочем, далеко не всегда процесс «по­требления» заканчивается потреблением как таковым. Важен сам процесс, который погружает человека в мир мечтаний и образов, отвлекает от насущ­ных жизненных проблем. То есть потребление из материального процесса отчасти превращается в нечто виртуальное. Сегодня указанный ритуал за­нимает бóльшую часть жизни обывателя: так или иначе он погружен в про­цесс «потребления» даже в течение рабочего времени, иногда он продолжает думать о «потреблении» даже во сне.

В этом плане современный капитализм имеет некоторое сходство с ка­питализмом Древнего Рима; впрочем, имеются и различия. Выше мы гово­рили о роскоши, обжорстве и расточительном образе жизни верхушки Рима (патриции). У этой верхушки лишь 1% всего бюджета (условно) тратился на удовлетворение жизненно необходимых потребностей, а 99% – на удовлетво­рение так называемых «избыточных» потребностей, причем среди последних было немало и откровенно «противоестественных». Хозяева­рабовладельцы не очень­то заботились об удовлетворении даже жизненно необходимых по­требностей своих рабов, тем более им и в голову не могла прийти мысль рас­ширять круг этих потребностей. Кое­какую заботу патриции проявляли в отношении удовлетворения потребностей люмпен­пролетариев, проводя по­литику «хлеба и зрелищ». И все.

А вот при нынешнем капитализме все по­другому. Мы видим «трога­тельную» заботу капиталистов о потребностях наемных работников и о том, чтобы последние получали «удовольствия» по максимуму.

Во­первых, с целью максимизации «удовольствия» денежные капитали­сты предлагают наемным работникам кредиты для «стимулирования спро­са», т.е. для покупки дополнительных товаров и услуг. Об этом мы уже гово­рили выше в контексте «долгового рабства».

Во­вторых, стратегической линией поведения капиталистов всех ма­стей и видов (денежных, торговых, промышленных) является максимальное расширение круга потребностей наемного работника. В свое время извест­ный американский промышленник Генри Форд заметил, что промышленный капитализм отличается от финансового капитализма тем, что первый удовлетворяет потребности человека, а второй их создает 1. Существуют потребности базовые, или жизненно необходимые (в пище, одежде, тепле, крыше над головой). Такие потребности были предусмотрены Творцом. В структуре потребностей жителей периферии мирового капитализма они по­прежнему занимают основное место. А вот у среднестатистического жи­

1 С В Вь Зк С 197

теля стран «золотого миллиарда» их доля все больше сокращается. Растет удельный вес других, «новых» (или «ложных») потребностей 1. В состав «новых» потребностей входят:

1. Потребности, связанные с повышением комфорта. К ним относятся потребности в просторных домах и квартирах, кондиционерах и самой изо­щренной бытовой технике с микропроцессорами, сотовых телефонах с де­сятками функций, унитазах с музыкой и подогревом, электрических зубных щетках, туфлях из крокодиловой кожи и тысячах других мыслимых и не­мыслимых предметах и услугах. В некоторых случаях комфорт действитель­но облегчает жизнь человека, но 90% предметов комфорта, имеющихся на рынке, являются явно «избыточными». Например, в салонах дорогих марок автомобилей имеется бесчисленное количество различных кнопок, но, как показывают исследования, водитель и пассажиры активно используют мень­ше половины имеющихся функций (кнопок), а о некоторых они и вовсе не имеют никакого представления.

2. Потребности виртуальные. К ним относятся потребности повышения престижа (имиджа). Это потребности во все тех же предметах комфорта, но при этом вожделеемые вещи должны быть с «брендом» (фирменным знаком), который повышает в глазах окружающих «рейтинг» («капитализацию») че­ловека, обладающего таким предметом, а заодно повышает и самооценку че­ловека. Многие люди покупают даже не предмет комфорта, а «бренд». Пред­мет как таковой человеку не нужен или почти не нужен. «Бренд» нередко стоит дороже, чем сам предмет; последний выступает лишь в качестве мате­риального носителя «бренда». То есть затраты на рекламу (основное средство создания «бренда») могут многократно превышать затраты на производство. «Существует целая группа товаров, цена которых состоит более чем на 99% из затрат на продвижение, главным образом, на рекламу»2.

3. Потребности противоестественные. Они не были предусмотрены Творцом. Более того, в отношении таких потребностей в большинстве тради­ционных религий (не сатанинских сект!) существуют жесткие запреты. Это потребности в наркотиках, сигаретах, «секс­услугах», порнографии, садизме, жестоких зрелищах, азартных играх и т.п. Эти потребности формируются (а отчасти и удовлетворяются) через Интернет, телевидение, другие средства массовой информации, кинотеатры, книги.

 

1 Д б ющ к: Д Р, Лк экк (Р: http:malchishorglibpolitics newedimov)

2 С В Вь Зк С 199 В ш С В Вь к кк ф ьх б к: Рк ф бщ Рк ш к к ь хк (С 200)

За счет резкого расширения круга «ложных» потребностей капиталисты добиваются усиления зависимости потребителя. Многие «новые» потреб­ности действуют подобно наркотикам, человек вынужден не просто регуляр­но приобретать товары и услуги, необходимые для удовлетворения «новых» потребностей, но также наращивать «дозы» потребления таких товаров и услуг. Через некоторое время после приобщения к таким «новым» товарам и услугам человек готов даже отказаться ради них от каких­то «базовых» товаров и услуг. Например, не пообедать ради того, чтобы сыграть в «ру­летку». У социологов это называется изменением «структуры потребностей». Многие маркетологи (специалисты компаний, которые изучают структуру потребностей покупателей, их предпочтения, разрабатывают сбытовую по­литику компаний и т.п.) сделали для себя простые «открытия»:

а) наибольшим спросом у современного человека пользуются те товары и услуги, которые удовлетворяют наиболее «низменные» его потребности;

б) для дальнейшего роста «низменных» потребностей необходимо их стимулировать, для чего используются специальные методы.

На самом деле об этом уже многие века назад говорили Святые отцы: чем ниже духовный (религиозный) уровень человека, тем более он склонен к греху и страсти; чем ниже духовные потребности, тем выше потребности «низменные»; при сильной духовной деградации человека «низменные» по­требности оказываются более важными, чем даже жизненно необходимые материальные1.

Дух потребительства оказывает решающее влияние на поведение че­ловека, который смысл своей жизни все больше сводит к потреблению. Средство превращается в цель. Это, пожалуй, самая страшная «мутация», которая произошла в человеке: от поклонения Богу как Творцу и Промыс­лителю он перешел к поклонению вещи. Это разновидность язычества, ко­торую можно назвать потребительским язычеством. Раньше, во времена христианства, человек был рабом Божьим. Ныне он стал рабом вещей,а фактически, как единодушно говорят Святые отцы, – рабом того, кто враж­дует с Богом, т.е. дьявола. Внутренняя духовная мутация человека находит свое отражение в его мыслях, словах, поведении, образе жизни. Вот как описывают эти внешние проявления человеческой мутации американские социологи: «В 1986 году Америка еще насчитывала больше высших учеб­ных заведений, чем торговых центров. Не прошло и пятнадцати лет, как число торговых центров стало вдвое превышать число высших учебных заведений. В век синдрома потреблятства (как, по нашему мнению, в кон­це концов будут называться десятилетия, примыкающие к границе между вторым и третьим тысячелетиями) торговые центры заменили собой церк­

1 С: Ю М Зьк О хк х М: Рь, 2007

ви как символ культурных ценностей. Действительно, 70% граждан США еженедельно посещает торговые центры, а это больше, чем число людей, регулярно бывающих в церкви»1.

Потребительское язычество превращает процесс покупок (шопинг) в своего рода «наркотик», без которого современный человек с сильно атро­фированными духовными потребностями обходиться уже не может. В боль­шинстве случаев приобретаемые товары не очень нужны такому одержимо­му человеку2. Как всякая страсть, т.е. устойчивая зависимость от каких­то вредных привычек, потребительство превращается в болезнь. Многие вра­чи считают страсть к постоянным покупкам тяжелым неврозом. От него особенно страдают женщины (около 25% женщин в странах Запада). Более 800 тысяч немцев страдают от «шоппинговой» зависимости, признаваемой психиатрами такой же болезнью, как алкоголизм и наркомания. Об этом говорится в обнародованном исследовании Технической больничной кассы (ТКК) Нижней Саксонии. Цифра в 800 тысяч – это практически «так или иначе зарегистрированные случаи», но число «скрытых шоппингоманов» явно гораздо выше3. Немецкие ученые назвали эту болезненную страсть специальным термином – «ониомания» (греч. onios – для продажи; mania – безумие). В русском языке схожими терминами являются «шопоголизм», «шоппинголизм», «шоппингомания».

Такую зависимость можно назвать «потребительским рабством». До­биваясь установления устойчивой зависимости человека от мира вещей, ка­питалисты тем самым повышают эффективность других видов рабства – пре­жде всего наемного и долгового.

В заключение приведем отрывок из интересной статьи, в которой рас­крывается духовная сущность «потребительского рабства» как неотъемле­мой черты современной денежной цивилизации: «Вторым по мощности и масштабности процессом жизнедеятельности социумов цивилизации де­нег является индустрия удовольствий: еды, развлечений, секса, алкоголь­ных полок и т.п. (на первое место в денежной цивилизации автор ставит банковско­административную деятельность. – В. К.). В индустрии утех, развлечений и прочих удовольствий занято больше, чем во всех иных сек­торах жизнедеятельности. Так называемая сфера обслуживания всевоз­можных потребительских интересов, сопровождаемых физиологическими удовольствиями, – краса и гордость западной цивилизации и ее же тест на

1 Д Гф Пб: бь, ющ М, 2003 С 32 2 Лшь: ккх х secondhand 20 (, к ь, бк) В, ш

х ьк щ кк, к secondhand (С В Вь Зк С 30) 3 Newsrucom (21072008)

нравственное уродство, которое густо закамуфлировано модными одежда­ми, красочными упаковками потребительских товаров, сигарет, пива, креп­ких алкогольных напитков, роскошными интерьерами ресторанов, баров, казино. Вся эта “цивилизованная” преуспевающая публика, неодолимо предрасположенная к алкоголизации, блуду, педофилии, гомосексуализ­му, казнокрадству, воровству, предумышленным убийствам и всем прочим смертным грехам, неколебимо мнит себя лучшей частью человечества, бли­стая роскошью, знаками отличий, званиями и т.п. и превращая в сплошные развлечения не только досуг, но зачастую и время своих профессиональных занятий, имея под рукой для этого обслугу на все.

Люди культуры массового потребления доступных удовольствий лгут так же легко и естественно, как дышат. Воруют столь же привычно и обы­денно, как чистят зубы. Практически всю свою взрослую жизнь сохраняют детские привычки к удовольствиям, сладкому и игрушкам, которые меня­ют только модификацию, конфигурацию. Воздушные шары, мороженое и плюшевых медвежат сменяют модные костюмы, драгоценности, “мерседе­сы”, яхты, марки телевизоров, коллекционных ружей и т.п. цивилизованная мишура, виды и модификации которой беспрерывно множатся, забавляя и услаждая все новые поколения взрослых детей с укладом пещерной психи­ки. Процесс реставрации и строительства все новых величественных хра­мов никоим образом ничего не меняет в главном жизненном устремлении людей цивилизации денег – получении удовольствий от жизни любыми способами и средствами, прежде всего с помощью приверженности к алко­голю, курению, сексуальным непотребствам, что уже само по себе даже в минимальном и самом дешевом наборе занимает все свободное время жиз­ни, не оставляя практически ничего для человеческой духовности. Сами эти множества людей, подвизающихся на разнообразных ролях “сферы услуг”, специализируются и “совершенствуются” только в умении провоцировать и поощрять физиологические инстинкты “широких народных масс” по­требителей в весьма узком и однообразном до бедности спектре: от обжор­ства до необузданного секса, обильно приправленных табаком, алкоголем, наркотиками, разнообразными эстрадными шутками­прибаутками на эти темы. Вся эта индустрия шоу­досугов не только “занимает” низкопробно­пищеварительной масскультурой практически все свободное время жизни “народных масс”, но и изымает не менее 2/3их семейного бюджета, их за­работков, обогащая разнообразных видео­, аудиомагнатов, всяких там хи­троумных пришельцев из космоса, управляющих незрелыми головами и душами аборигенов через их желудки и крайнюю плоть»1.

1 Г В Лю Р: http:wwwusinforu oniimy24htm#Лю

Из приведенного отрывка следует, что «индустрия удовольствий»:

1) занимает первое место в экономике «зрелой» «денежной цивилиза­

ции» по величине занятых в ней работников (а также по доле в офи­

циальном ВВП);

2) отнимает у человека бóльшую часть (не менее 2/3) его денежных до­

ходов1;

3) создает не только и не столько товары и услуги, сколько «нового че­

ловека» («живую машину»), лишенного всякого духовного начала и в

полной мере отвечающего требованиям «денежной цивилизации».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...