Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что надо для того, чтобы деньги превратились в капитал?




Как же заставить накопленные деньги «самовозрастать»? – Очень про­сто: деньги должны их владельцу приносить процент посредством переда­чи этих денег в ссуду (кредит, заем). Капитал при этом никуда не уходит, так как право собственности на ссужаемые деньги остается у кредитора. Деньги даются на время (срочность), под процент (платность) и под залог (обеспеченность).

Поскольку в Средние века в Европе существовали жесткие ограничения и запреты на ростовщичество, то тем, кто задумал накапливать капитал в денежной форме и стремился к экономическому и политическому господству, надо было добиться отмены этих ограничений и запретов. Именно с отмены таких ограничений и началось бурное развитие капитализма. Именно это со­бытие можно назвать настоящей буржуазной революцией, которая была со­вершена ростовщиками, находившимися до этого на нелегальном или полу­легальном положении. Все другие события, о которых подробно говорится в наших учебниках по экономической истории капитализма («огораживание» крестьян в Англии и другие формы первоначального накопления капитала, Великие географические открытия и приток золота из Америки в Европу, свержения с престолов и казни монархов, промышленная революция в Ан­глии и т.д.), вторичны по отношению к этой главной «революции» ростовщи­ков, или «денежной» революции. О «денежной» революции, к сожалению, в наших учебниках пишется крайне редко и мало (иногда одним абзацем).

В списке функций денег имеется функция образования сокровищ (те­заврация). До победы капитализма «сокровища» лежали у их владельцев мертвым грузом подобно имуществу героя «Скупого рыцаря». У ростов­щиков (в отличие от непрактичных рыцарей) сокровища стали «самовоз­растать» посредством начисления процентов, а это уже не просто сокро­вища, это – капитал. Следовательно, «денежная революция» привела к тому, что функция образования сокровищ трансформировалась в функцию образования капитала.

Постепенно происходит изменение места и роли денег в обществе. В «традиционном» обществе (простое товарное производство) роль денег можно описать с помощью формулы

Т – Д – Т, где Т – товар, Д – деньги.

Как видно, процесс обращения начинается с товара и кончается товаром. В данном случае стоит цель обеспечить не прирост стоимости (цены) това­ров, а смену их потребительной стоимости, т.е. осуществить обмен товара с одной потребительной стоимостью (скажем, пирогов) на товар с другой по­требительной стоимостью (скажем, топор). Деньги – лишь средство обеспе­чения оборота товаров.

В капиталистическом обществе роль денег иная:

Д– Т– Д

То есть процесс кругооборота капитала начинается с денег и кончается деньгами, причем весь смысл кругооборота заключается в том, чтобы в конце количество денег было больше, чем в начале. Поэтому правильнее формулу представить в следующем виде:

Д – Т – Д’, где Д’ – величина денег, отличная от величины Д.

Каждый капиталист стремится увеличить сумму Д, но на практике мо­жет происходить ее уменьшение или даже полная потеря. Производство и торговля выступают лишь средством кругооборота денежного капитала.

Забегая вперед, отметим, что сегодня капитализм из промышленного превратился в так называемый «финансовый». При таком капитализме дви­жение денег еще более упрощается и обходится без посредничества товар­ного капитала:

Д – Д’.

Финансовый капитализм – это, по сути, игра на деньги, подобная той, которая ведется в казино, причем игроки делятся на шулеров, пользую­щихся краплеными картами, и «лохов», т.е. тех, которых шулеры обманы­вают и раздевают.

«никакой слуга не может служить двум господам»

Все последующие столетия ростовщики думали только об одном: как усовершенствовать процесс «самовозрастания» денег, капиталистическо­го накопления. Отмена запрета на ростовщичество – необходимое, но не достаточное условие. Надо еще заставить все общество относиться к деньгам не как к «средству», а как к «цели». И это им удалось. После «де­нежной революции» отношение общества к деньгам начало медленно, но неуклонно меняться.

Здесь уместно вспомнить слова Георга Зиммеля (1858–1918), который сказал, что деньги являют собой наиболее яркий пример «превращения средства в цель»1. Этот живший в Германии философ написал фундамен­тальный труд под названием «Философия денег» (1900 г.)2. Если Маркс в своем «Капитале» в основном рассматривал деньги с экономической точки зрения (в частности, подробно описал пять экономических функций денег), то Зиммель попытался постичь деньги как культурно­духовную категорию. Он обратил внимание на ту деструктивную роль, которую деньги стали играть в условиях капитализма. По его мнению, деньги стали деформиро­вать человеческий разум, создавать отчуждение людей друг от друга, обе­сценивать культуру. Он тонко подметил, что человек стал концентриро­ваться на вещном мире: дух, сознание человека стали как бы «заземляться» на вещах, следствием чего стало духовное опустошение человека.

При всей наблюдательности Зиммеля ему все­таки присущ определен­ный фетишизм: деньги наделяются некоей магической силой, которая неиз­бежно порабощает человека. На самом деле рабом денег человек становится добровольно. Это пленение человека происходило незаметно и постепенно, оно растянулось во времени на многие столетия, продолжаясь и сегодня.

1 Ц: Ю П В С бк, 1986 С 73 2 Д б к к ь б бк к: Г З ь б б М: к, 2006

Об угрозе денежного рабства грозно предупреждали еще ветхозаветные пророки, а затем предупреждал и Сам Христос:

«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному будет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк 16:13).

К сожалению, люди стали постепенно забывать это предупреждение и отказываться от служения Богу. Это был их добровольный выбор. Человек стал рабом не просто какого­то другого бога, меньшего по отношению к Богу, а того, кто противостоит Богу, кто враждует с Богом. Бог – творец всего видимого и невидимого, а также источник жизни, земной и вечной. А противостоит Богу тот, кто является источником смерти и небытия. Это у язычников он называется «маммона» (сирийский бог богатства), а у хри­стиан он имеет конкретное имя – дьявол.

Современное общество (особенно западное) называют иногда атеи­стическим. Это неправильно. Это общество в высшей степени религиозное, в нем подавляющее большинство людей покланяется мамоне, т.е. дьяволу (князю мира сего). В этой религии денег есть все необходимое для «духов­ной жизни» поклонников мамоны:

свои храмы – банки,

свои жрецы – банкиры,

свои книжники и толкователи – «профессиональные экономисты»,

свои иконы – зеленые бумажки с оккультно­масонской символикой,

свои катехизисы в виде учебников по «economics»,

свои «герои» и «святые» в виде «самых успешных» ростовщиков,

свои жертвоприношения в виде человеческих душ и жизней.

Разве не очевидно, что войны ведутся во имя маммоны, и на алтарь это­го божества кладутся тысячи, миллионы, десятки миллионов жизней? Для истинных христиан очевидно: такое общество обречено на гибель. Подобно тому, как были обречены на гибель Содом и Гоморра или человечество вре­мен Ноя. К сожалению, этого не в состоянии увидеть «профессиональные» экономисты и философы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...