Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................... 98 ВВЕДЕНИЕ Анализу хозяйственной деятельности принадлежит важная роль в совершенствовании организации деятельности предприятия. На сегодняшний день наиболее востребованными специалистами в области экономики являются финансовые работники, владеющие новейшими методами анализа финансово-хозяйственной деятельности. В сегодняшних российских условиях, когда меняется вся структура экономики, появились и новые представления об анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется экономистами для получения информации о главных критериях оценки деятельности предприятия. Значительно возросли и качественно изменились требования к информации о деятельности отдельной экономической единицы, бухгалтеры и экономисты предприятия должны уметь превращать экономическую информацию в эффективно работающий капитал. В последнее время в России требования к экономической информации, содержащиеся в принимаемых законах и ведомственных инструкциях, начинают совпадать с требованиями мировых стандартов бухгалтерского учета, аудита и практики финансово-хозяйственной деятельности. В этой ситуации важно, восприняв лучшее из мирового опыта экономического анализа, сохранить хорошо зарекомендовавшие себя отечественные традиции. Деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания большого круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования, которые стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ. Главной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
В процессе анализа выявляются резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда, введения прогрессивных форм оплаты труда работников, обеспечивается систематический контроль за мерой труда и потребления. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов. Курс «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является одним из ключевых в процессе подготовки специалистов. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» взаимосвязан со всеми дисциплинами, изучаемыми студентами экономических специальностей, способствует формированию аналитического мышления будущего специалиста.
Раздел I. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1. 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Для эффективного использования экономических ресурсов и потенциала общества необходимо изучение сущности процессов и явлений, происходящих в экономике. Экономическая жизнь общества многогранна и разнообразна, поэтому изучение явлений в целом крайне затруднено. В связи с развитием производительных сил и производственных отношений возникла необходимость в экономическом анализе. В настоящее время анализ занимает значительное место в системе знаний общества и широко используется для изучения закономерностей развития экономики. Главной целью любого предприятия является удовлетворение потребностей потребителей и получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Как известно, потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении распределения ресурсов в соответствии с выбором оптимальной структуры производства, а для этого необходимо изучать и исследовать явления, процессы, хозяйственные ситуации на предприятии. Составными частями научного метода изучения являются: - анализ (в переводе с греческого означает «разделение», «разложение») — изучаемый объект дробится на элементы (составляющие объекта) и исследуется их самостоятельное функционирование; - синтез — выделенные в анализе элементы объединяются в целое путем установления связей между ними. Основой для экономического анализа являются теория познания и экономическая теория. Составляющим элементом познания является человеческое мышление. В процессе деятельности мозга человека в области анализа и синтеза выделяют следующие стадии: - наблюдение; - научная абстракция; - формирование новых практических предложений. Способами познания являются: - номинализм — для описания и объяснения явлений используются определенные обобщенные понятия, которые не обладают качествами отдельных реальных явлений (например «производственное предприятие», «кредитная организация» и т. д. ); - реализм — суть в том, что научные понятия не обобщают наблюдения и выражают всю реальность конкретных событий, которые не доступны наблюдению. Итак, в отличие от других видов анализа, применяемых в науке, экономический анализ относится к абстрактному анализу, использует абстрактно-логический метод исследования экономических явлений, так как здесь эти явления не носят материального характера и их исследование заменяет сила абстракции, основанная на аналитических способностях человека.
Выделяют: 1. общетеоретический экономический анализ — изучает экономические процессы и явления на макроуровне; 2. экономический анализ на микроуровне — анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения деятельности экономических субъектов. Среди методов современной науки, применяемых в экономическом анализе также можно выделить: - моделирование — исследуемый объект замещается другим подобным объектом; - эксперимент — связывает теоретические исследования с практическими результатами, подтверждает или опровергает научные теории; - индукция — движение мысли от отдельных фактов к общему выводу, умозаключения о природе и закономерностях явлений; - дедукция — движение мысли от общего положения к частным выводам; - графический метод — отображает хозяйственные процессы и явления с помощью схем, графиков, диаграмм, таблиц; - историческо-логический метод — изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности в сопровождении с логическими обобщениями.
1. 2. РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Переход к рыночной экономике, высокий уровень конкуренции, подверженность предприятий риску требует от хозяйствующих субъектов повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг. Важную роль в решении этих задач играет экономический анализ, с помощью которого: - вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия; - обосновываются планы и управленческие решения; - осуществляется контроль за их выполнением; - выявляются резервы повышения эффективности производства; - оцениваются результаты деятельности предприятия и др.
Экономический анализ — главный элемент управления финансами предприятия и контроля за их формированием и рациональным распределением. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для оценки наличия, размещения и использования денежных средств и принятия решений по оптимизации своих интересов. В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность, что приводит к росту значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль экономического анализа. Результаты экономического анализа нужны прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. Практика функционирования рынка показывает, что без экономического анализа предприятие не может эффективно функционировать. Для этого необходимо проводить анализ: -обоснования и выполнения бизнес-планов; - возможностей производства и сбыта; - внутренних и внешних экономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт продукции; - соотношения спроса и предложения; - потребителей продукции; - затрат труда; - конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности предприятия; -рисков, сопряженных с деятельностью предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку, которая находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, компьютерных программ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Все более новые теоретические достижения внедряются в практику: методики экономического анализа активно применяются менеджерами в управлении предприятием. Перспективы развития экономического анализа в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук — математики, статистики, бухгалтерского учета и др. Кроме того, развитие экономического анализа зависит от требований, которые предъявляет практическое применение анализа. Перспективы в прикладном аспекте заключаются в том, что экономический анализ постепенно займет ведущее место в системе управления. Этому способствуют: - совершенствование экономического механизма через переход к рынку; - конкуренция предприятий; - преобразования, происходящие в обществе.
1. 3. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Экономический анализ — это специальная отрасль знаний, использующая научные методы в исследовании сущности экономических явлений и процессов, при последовательном их дроблении и изучении.
Сущность экономического анализа раскрывается через его предмет, задачи и содержание. Предметом экономического анализа являются: - хозяйственные процессы на предприятии; - конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - эффективность предприятия. Задачами анализа финансово-хозяйственной деятельности являются: 1. Оценка - обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки; - степени выполнения плана; - динамики производства продукции; - динамики реализации продукции; - степени финансовых и операционных рисков. 2. Определение - экономической эффективности использования ресурсов предприятия; - влияния всевозможных факторов на изменение величины показателей эффективности ресурсов предприятия. 3. Выявление внутренних резервов увеличения - выпуска продукции; - реализации продукции. 4. Разработка мероприятий - по освоению выявленных внутрихозяйственных резервов, увеличению выпуска и реализации продукции; - использованию внутренних механизмов управления финансовыми и операционными рисками на предприятии; - по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 5. Контроль - за выполнением планов; - эффективности и правильности управленческих решений. Задачи экономического анализа могут меняться в соответствии с изменениями требований и подходов к экономическому анализу.
1. 4. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Экономический анализ можно классифицировать по следующим признакам: 1. По отраслевому признаку: - отраслевой — анализ определенной отрасли; - межотраслевой — база отраслевых методик анализа. 2. По временному признаку: -перспективный (прогнозный, предварительный) анализ; - текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за определенный период; - оперативный анализ. Перспективный анализ — это анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Этот вид анализа обеспечивает решение задач стратегического значения. Задачи перспективного анализа группируются по: - объектам анализа; - показателям деятельности; - наилучшему обоснованию перспективных планов. Перспективный анализ тесно связан с прогнозированием. Текущий (ретроспективный) анализ — это анализ, основанный на бухгалтерской и статической отчетности, позволяющий оценить работу предприятий и их подразделений за определенный анализируемый период (месяц, квартал, год) нарастающим итогом. Задачи текущего анализа следующие: - объективная оценка результатов коммерческой деятельности; - комплексное выявление имеющихся резервов; - их мобилизация; - достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы. Текущий анализ проводится во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления. При текущем анализе фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными, предшествующими аналитическому периоду. Текущий анализ является наиболее полным анализом финансовой деятельности, включает в себя результаты оперативного анализа и служит основой для перспективного анализа. Оперативный анализ — это анализ, который максимально приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций и основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учета. Оперативный анализ является системой регулярного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия. Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: - отгрузка и реализация продукции; -использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов; - себестоимость; - прибыль и рентабельность; - платежеспособность. 3. По функциональному признаку: -финансовый — анализ финансового состояния предприятия; - маркетинговый — анализ внешней среды функционирования предприятия; - производственный — анализ результатов операционной деятельности предприятия; - инвестиционный — анализ эффективности инвестиционной деятельности; - логистический — анализ товарных потоков; - прочее. 4. По степени охвата анализируемых объектов: - сплошной — анализ всех объектов; - выборочный — анализ части объектов. 5. По пространственному признаку: - внутрифирменный — анализ деятельности одного предприятия и его подразделений; - межфирменный — сравнительный анализ результатов деятельности двух и более предприятий. 6. По методике изучения объектов: - качественный — анализ на базе качественных сравнительных характеристик явлений и процессов; - количественный — анализ на базе количественных сравнений и исследование степени влияния изменения различных факторов на экономические явления и процессы; - маржинальный анализ — анализ эффективности управленческих решений на основании взаимосвязи и взаимозависимости показателей прибыли, себестоимости и объема продаж; - экспресс-анализ — диагностика предприятия на основе характерных для определенных экономических явлений признаков. 7. По субъектам анализа: - внутренний — анализ непосредственно на предприятии для внутренних нужд; - внешний — анализ, проводимый банками, акционерами, инвесторами и т. д. 8. По содержанию программы анализа: - комплексный — анализ всесторонней деятельности предприятия; - тематический — анализ определенной части деятельности предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|