Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. . Метод и методика экономического анализа




Лекция 2.

МЕТОД И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

2. 1. МЕТОД, ПРИЕМЫ АНАЛИЗА

Метод науки — это способ исследования изучаемого предмета. В анализе финансово-хозяйственной деятельнос­ти используется диалектический метод познания, который исходит из того, что все процессы и явления находятся в по­стоянном движении, они постоянно развиваются и изменя­ются; и, соответственно, каждый процесс и явление следует рассматривать как единство и борьбу противоположностей.

Методологические черты анализа:

- анализ изучает все взаимосвязи и взаимозависи­мости между явлениями;

- анализ устанавливает и дает количественную ха­рактеристику причинно-следственным связям;

- анализ разрабатывает и использует систему пока­зателей для исследования связей экономических явле­ний и процессов деятельности предприятия.

Метод анализа — это исследование влияния фак­торов на финансово-хозяйственную деятельность пред­приятия, количественная характеристика и группиров­ка влияния этих факторов через обработку системы по­казателей, используемых в экономическом анализе.

Цель анализа достигается при помощи применения совокупности определенных способов и приемов изуче­ния экономических процессов — методики.

Элементы методики:

1. Этапы анализа:

- определение цели, задач и плана анализа;

- разработка показателей, характеризующих объект анализа;

- подготовка информационной базы анализа;

- сравнительный анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия — сравнение данных анализируемого периода с данными прошлых лет, с прогно­зируемыми нормативными данными и т. д.;

- факторный анализ — выявление и оценка факто­ров, повлиявших на результаты хозяйственной деятель­ности предприятия;

- выявление внутренних резервов повышения эф­фективности деятельности предприятия;

- разработка практических рекомендаций и мероп­риятий по использованию выявленных резервов.

2. Приемы и способы анализа:

- методы оптимизационного решения экономичес­ких задач (исследование операций, теория игр, линей­ное и нелинейное программирование и т. д. );

- способы детерминированного факторного анализа (абсолютных и относительных разниц, цепной подста­новки, индексный и т. д. );

- способы стохастического факторного анализа (корреляционный, компонентный, дисперсионный и др. анализы);

- логические способы обработки информации (срав­нение, группировка, эвристические и др. ).

Специальные способы и приемы, применяющиеся в процессе экономического анализа, можно условно раз­делить на две группы:

- традиционные;

- математические.

К традиционным относятся:

-использование абсолютных, относительных и средних величин;

- прием сравнения, сводки и группировки;

- прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении фи­нансовых показателей отчетного периода с их плано­выми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объе­динении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для рас­четов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового по­казателя. Сущность этого приема заключается в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный пока­затель базисным, все остальные показатели рассматри­ваются при этом как неизменные. Такая замена позво­ляет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Основные методы анализа финансовой отчетности, применяющиеся на практике, следующие:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый;

- метод финансовых коэффициентов;

- сравнительный анализ;

- факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ — это срав­нение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ — это опре­деление структуры итоговых финансовых показателей с определением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ — это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и опре­деление тренда. С помощью тренда формируются воз­можные значения показателей в будущем, следователь­но, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициен­тов) — это расчет отношений между отдельными пози­циями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ — это и внутрихозяйствен­ный анализ сводных показателей подразделений, цехов и т. п., а также межхозяйственный анализ предприятия и сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ — это анализ влияния отдель­ных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических при­емов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. представляет собой синтез (соединение отдельных элементов в общий результативный показа­тель).

В экономическом анализе также применяются:

- математические методы (корреляционный анализ, регрессивный анализ и др. );

-методы экономической кибернетики;

- экономические методы;

- методы исследования операций и теории принятия решения.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Существуют и не­формализованные методы, основанные на описании ана­литических процедур на логическом уровне, такие как:

- экспертных оценок;

- сценариев;

- психологические;

- морфологические и т. п.

 

2. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Факторы — это показатели (причины), которые воз­действуют на результативный показатель.

Для того чтобы выяснить причины анализируемых процессов и явлений экономической деятельности пред­приятия, а также оценить место и роль каждого факто­ра в формировании результативного показателя, факто­ры систематизируются и группируются.

Факторы можно классифицировать по следующим признакам:

1. По природе:

- природно-климатические;

- социально-экономические;

- производственно-хозяйственные.

2. По характеру действия:

- экстенсивные — связаны количественным приро­стом результативного показателя;

- интенсивные — характеризуют напряженность труда (связь с качественным приростом результативно­го показателя).

3. По составу:

- простые (элементные) — не расчленяются на со­ставные части;

- сложные (комплексные) — состоят из нескольких элементов.

4. По сроку воздействия:

- постоянные — оказывают влияние в течение все­го периода;

- переменные — на результативный показатель вли­яют периодически.

5. По интенсивности воздействия:

- основные — существенно влияют на результатив­ный показатель;

- второстепенные — не оказывают определяющего воздействия на результативный показатель.

6. По отношению к объекту анализа:

- внутренние — непосредственно зависят от деятель­ности данного объекта исследования;

- внешние — не зависят от деятельности объекта ис­следования.

7. В зависимости от субъекта хозяйствования:

- объективные — не зависят от деятельности субъек­та хозяйствования;

- субъективные — зависят от деятельности хозяй­ствующих субъектов.

8. По степени распространенности:

- общие — действуют во всех отраслях;

- специфические —действуют в условиях опреде­ленной отрасли.

9. По свойствам отражаемого явления:

- количественные — выражают количественную оп­ределенность анализируемых объектов;

качественные — выражают признаки и качества анализируемого объекта.

10. По иерархии:

- первого порядка — оказывают непосредственное влияние на результативный показатель;

- второго порядка — косвенно влияют на результатив­ный показатель, при помощи факторов первого порядка;

- третьего и т. д. порядка.

Для эффективной и результативной хозяйственной деятельности предприятия очень важно своевременно ВЫЯВИТЬ ведущее звено в повышении эффективности проиэводства и употребить резервы роста производства.

Резервы — это неиспользованные возможности роста производства и снижения затрат, а также повышения эффективности производства.

Резервные запасы — это резервы, которые обеспе­чивают бесперебойную работу предприятия.

Резервы классифицируются по следующим призна­ком:

1. По источникам образования:

- внутренние — непосредственно действующие в производстве;

- внешние — общегосударственные, региональные, отраслевые;

2. По временному признаку:

- перспективные — возможности оптимизации ре­зультатов деятельности предприятия в будущем;

- текущие — возможности оптимизации результа­тов деятельности предприятия в ближайшем времени;

- неиспользованные — которые могли бы, но не ис­пользовались за определенный промежуток времени, в результате чего были упущены возможности роста про­изводства.

3. По характеру влияния на результативность про­изводства:

- интенсивные — обеспечивают рациональное ис­пользование имеющегося потенциала предприятия;

- экстенсивные — привлекают в производство до­полнительные ресурсы.

4. По способам выявления:

- явные — легко выявляемые (условные — перерас­ход ресурсов по сравнению с нормами; безусловные — брак, недостача, порча и т. д. )

- скрытые — выявляются только в результате ана­лиза.

Принципы выявления резервов роста эффективнос­ти производства:

- научность;

- комплексность;

- системность;

- недопущение дублирования счета резервов.

 

2. 3. МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Факторный анализ представляет собой методику исследования и выявления влияния факторов на вели­чину и динамику результативных показателей финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия.

Результативный показатель — это объект иссле­дования, который рассматривается при изучении взаи­мосвязей как результат действия факторов.

Задачи факторного анализа:

- выбор набора факторов для анализа определенных показателей;

- группировка и систематизация факторов;

- расчет влияния фактора на результативный пока­затель;

- анализ степени влияния каждого фактора на из­менение результативного показателя;

- моделирование взаимозависимостей и взаимосвя­зей между факторными и результативными показателя­ми;

- практическое применение факторной модели на предприятии.

Основными методами факторного анализа являют­ся методы последовательного элиминирования факто­ров — исключение влияния всех факторов, кроме одно­го, на величину результативного показателя.

Типы факторного анализа:

1. Прямой — анализ производится от общих факто­ров к частным (дедукция);

2. Обратный — от частных к общему (индукция);

3. Одноступенчатый — исследуются факторы одной ступени без их детализации;

4. Многоступенчатый — при анализе факторы дета­лизируются на составные части для дальнейшего их изу­чения;

5. Статистический — анализируется влияние фак­торов на определенную дату;

6. Динамический — исследуется динамика влияния факторов на результативные показатели;

7. Стохастический — применяется в том случае, если анализируется влияние факторов, которые связа­ны с результативными показателями вероятностной (не­полной) связью.

8. Детерминированный — анализ влияния факто­ров, которые функционально зависят от результативных показателей.

В детерминированном анализе можно выделить сле­дующие, наиболее часто встречающиеся типы фактор­ных моделей:

- аддитивный — при такой модели результативный показатель является алгебраической суммой несколь­ких факторов:

Y = ∑ Хi = X1 + X2+... + Xn.

- мультипликативный — эта модель применяется, в том случае, когда результативный показатель явля­ется произведением нескольких факторов:

Y = ПiX1=X1∙ X2... Xn.

- кратный — результативный показатель является частным от деления одного факторного показателя на величину другого:

Y=X1/X2,

- смешанный (комбинированный) — сочетание вы­шеперечисленных моделей в различных комбинациях:

Y= (a+b)/c;       Y= a/(b+c);       Y= ab/c и др.

9. Ретроспективный — анализируются причины из­менения результативных показателей за прошлые пери­оды.

10. Перспективный — анализируется влияние фак­торов на результаты хозяйственной деятельности в бу­дущем (перспективе).

 

2. 4. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ В АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Способ цепной подстановки — это базовый способ факторного анализа, используемый для всех типов де­терминированных моделей.

При использовании этого способа базовый уровень каждого факторного показателя в объеме результатив­ного показателя постепенно заменяется на фактический его уровень в отчетном периоде, и тем самым определя­ется влияние отдельных факторов на изменение вели­чины результативного показателя.

Этапы использования способа цепной подстановки:

1. При соблюдении следующей последовательности факторов: количественный структурный каче­ственный — составляется модель для анализа:

Y= A+B,

где А — количественный показатель;

В — качественный показатель.

2. Составляются расчеты. В этих расчетах уровень факторных показателей последовательно меняется с ба­зового на фактический, причем количество этих расче­тов должно равняться количеству факторов плюс один:

Y = A1B1

Y = A2B1

Y = A2B2

3. Путем последовательного вычитания из каждого последующего расчета предыдущего определяется влия­ние факторов на изменение результативного показателя:

Δ Y(A) = Y'-Y1

Δ Y(B) = Y2-Y'

4. Устанавливается балансовая связь вычислений, причем общее изменение результативного показателя должно быть равно сумме его изменений под влиянием всех факторов модели.

Способ абсолютных разниц — это способ, при­меняемый для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя, при использовании ко­торого величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения анали­зируемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, находящихся справа от него, и на факти­ческую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Y=abc           Δ а = Афпл

                     Δ b = Вфпл

                     Δ с = Сфпл

Yа = Δ а ∙ Впл ∙ Спл

Yb = Aф ∙ Δ b ∙ Cпл

Yc = Aф ∙ Bф ∙ Δ c

Способ относительных разниц (способ разниц в процентах) — применяется в мультипликативных и комбинированных моделях для измерения влияния фак­торов на прирост результативного показателя. При его использовании сначала рассчитываются относительные отклонения факторных показателей:

Δ А%=[(Афпл)/Апл]100

Δ В%=[(Вфпл)/Впл]100

Δ С%=[(Сфпл)/С пл]100

Далее определяется отклонение результативного по­казателя за счет каждого фактора:

Δ Ya=(Yпл∙ Δ A%)/100

Δ Yb=((Yпл + Δ Ya )∙ Δ B%)/100

Δ Yc = [(Yпл + Δ Ya +Δ Yb) ∙ Δ C% ]/100

Способ пропорционального деления — использует­ся для определения величины влияния факторов на при­рост результативного показателя в аддитивных и сме­шанных моделях типа

Y = а/(Ь + с + d +... + п).

Для модели типа Y = а + Ь+ с следующий расчет:

Δ Ya= [Δ Y/(Δ a + Δ b + Δ c)] ∙ Δ a

Δ Y* = [Δ Y/(Δ a + Δ b + Δ c)] ∙ Δ b

Δ Yc= [Δ Y/(Δ a + Δ b + Δ c)] ∙ Δ c

Интегральный метод — используется в мультипли­кативных, кратных и кратно-аддитивных моделях. При использовании этого метода возникший от взаимодей­ствия факторов дополнительный прирост результативно­го показателя раскладывается между ними пропорцио­нально их воздействию на результативный показатель. Для модели f = ху:

Δ fх= Δ ху0 +1/2Δ хΔ у, или Δ fх=1/2Δ х(у0+y1);

Δ fy=Δ yx0+1/2Δ xΔ y, или Δ fy=1/2Δ y(x0 + x1).

Для модели f=х/у:

Для модели f = х/(у + z):

Способ логарифмирования — применяется для из­мерения влияния факторов в мультипликативных мо­делях. Результат расчета не зависит от местоположения факторов в модели. Результат совместного действия факторов распределяется пропорционально доле изоли­рованного влияния каждого фактора на величину ре мультативного показателя. При этом способе использу­ются индексы роста или снижения показателей: общий н рирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму результативного по­казателя.

Предположим, что / = xyz, где / — результативный показатель;

х, у, z — факторы, влияющие на результативный по­казатель.

Тогда, влияние факторов:

Прием корреляционного анализа — применяется в стохастическом анализе при неполной, вероятностной взаимосвязи показателей и позволяет определить, на­сколько единиц изменяется результативный показатель при изменении факторного показателя на единицу, а также определить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора.

Для начала определяется в абсолютном измерении, изменение результативного показателя под воздействи­ем фактора (факторов). Для этого подбирается соответ­ствующий тип уравнения связи и определяются его па­раметры.

При прямолинейной форме:

- ух= а + bх — уравнение парной регрессии;

- yx=a + b1x1 + b2x2+... + bnxn — уравнение множе­ственной регрессии, где x1, x2... xn— факторы, определя­ющие степень исследуемого результативного показателя; b1, b2, bn— коэффициенты регрессии при факторных по­казателях, характеризующие степень влияния каждого фактора на результативный показатель (в абсолютном иыражении); а — свободный член уравнения (при х=0).

Уравнением парной и множественной регрессии вы­ражается зависимость результативного показателя от факторов, его определяющих.

При криволинейной зависимости:

- ух=а+bх+сх2 — парабола второго порядка.

Для определения параметров а, b, с решаются сис­темы уравнений:

{ па + b∑ х + с∑ x2= ∑ у;

\ а∑ х + b∑ х2 + с∑ х3 =∑ хy;

{ a∑ x2 + b∑ х3 + с∑ х4 =∑ х2у.

Парабола подходит для описания такой зависимос­ти, когда при увеличении одного показателя значения другого возрастают до определенного уровня, а далее на­чинают снижаться.

- ух= а + (b/х) — гипербола

Для определения параметров этого уравнения, реша­ются системы уравнений:

\ па + b∑ (1/х) = ∑ у;

 

[ а∑ (1/х) + b∑ (1/х)2= ∑ (1/х)у.

Гипербола подходит для описания такой зависимо­сти между двумя показателями, когда при увеличении одной переменной значения другой увеличиваются до определенного уровня, а далее прирост замедляется.

Для того чтобы определить, насколько тесно взаи­мосвязаны факторные и результативные показатели, рассчитывается коэффициент корреляции.

Если связь прямолинейная, то коэффициент корре­ляции исчисляется по формуле:

r может быть от 0 до 1 (причем чем ближе его вели­чина к 1, тем теснее связь между анализируемыми яв­лениями).

Для того чтобы определить, насколько тесно взаи­мосвязаны факторы при криволинейной форме зависи­мости, используется корреляционное отношение:

где

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...