Лекция 2. . Метод и методика экономического анализа
Лекция 2. МЕТОД И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
2. 1. МЕТОД, ПРИЕМЫ АНАЛИЗА Метод науки — это способ исследования изучаемого предмета. В анализе финансово-хозяйственной деятельности используется диалектический метод познания, который исходит из того, что все процессы и явления находятся в постоянном движении, они постоянно развиваются и изменяются; и, соответственно, каждый процесс и явление следует рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Методологические черты анализа: - анализ изучает все взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями; - анализ устанавливает и дает количественную характеристику причинно-следственным связям; - анализ разрабатывает и использует систему показателей для исследования связей экономических явлений и процессов деятельности предприятия. Метод анализа — это исследование влияния факторов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, количественная характеристика и группировка влияния этих факторов через обработку системы показателей, используемых в экономическом анализе. Цель анализа достигается при помощи применения совокупности определенных способов и приемов изучения экономических процессов — методики. Элементы методики: 1. Этапы анализа: - определение цели, задач и плана анализа; - разработка показателей, характеризующих объект анализа; - подготовка информационной базы анализа; - сравнительный анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия — сравнение данных анализируемого периода с данными прошлых лет, с прогнозируемыми нормативными данными и т. д.; - факторный анализ — выявление и оценка факторов, повлиявших на результаты хозяйственной деятельности предприятия;
- выявление внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятия; - разработка практических рекомендаций и мероприятий по использованию выявленных резервов. 2. Приемы и способы анализа: - методы оптимизационного решения экономических задач (исследование операций, теория игр, линейное и нелинейное программирование и т. д. ); - способы детерминированного факторного анализа (абсолютных и относительных разниц, цепной подстановки, индексный и т. д. ); - способы стохастического факторного анализа (корреляционный, компонентный, дисперсионный и др. анализы); - логические способы обработки информации (сравнение, группировка, эвристические и др. ). Специальные способы и приемы, применяющиеся в процессе экономического анализа, можно условно разделить на две группы: - традиционные; - математические. К традиционным относятся: -использование абсолютных, относительных и средних величин; - прием сравнения, сводки и группировки; - прием цепных подстановок. Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность этого приема заключается в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. Основные методы анализа финансовой отчетности, применяющиеся на практике, следующие:
- горизонтальный анализ; - вертикальный анализ; - трендовый; - метод финансовых коэффициентов; - сравнительный анализ; - факторный анализ. Горизонтальный (временный) анализ — это сравнение каждой позиции с предыдущим периодом. Вертикальный (структурный) анализ — это определение структуры итоговых финансовых показателей с определением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Трендовый анализ — это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный анализ. Анализ относительных показателей (коэффициентов) — это расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей. Сравнительный анализ — это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов и т. п., а также межхозяйственный анализ предприятия и сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. представляет собой синтез (соединение отдельных элементов в общий результативный показатель). В экономическом анализе также применяются: - математические методы (корреляционный анализ, регрессивный анализ и др. ); -методы экономической кибернетики; - экономические методы; - методы исследования операций и теории принятия решения. Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Существуют и неформализованные методы, основанные на описании аналитических процедур на логическом уровне, такие как: - экспертных оценок; - сценариев; - психологические; - морфологические и т. п.
2. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА Факторы — это показатели (причины), которые воздействуют на результативный показатель.
Для того чтобы выяснить причины анализируемых процессов и явлений экономической деятельности предприятия, а также оценить место и роль каждого фактора в формировании результативного показателя, факторы систематизируются и группируются. Факторы можно классифицировать по следующим признакам: 1. По природе: - природно-климатические; - социально-экономические; - производственно-хозяйственные. 2. По характеру действия: - экстенсивные — связаны количественным приростом результативного показателя; - интенсивные — характеризуют напряженность труда (связь с качественным приростом результативного показателя). 3. По составу: - простые (элементные) — не расчленяются на составные части; - сложные (комплексные) — состоят из нескольких элементов. 4. По сроку воздействия: - постоянные — оказывают влияние в течение всего периода; - переменные — на результативный показатель влияют периодически. 5. По интенсивности воздействия: - основные — существенно влияют на результативный показатель; - второстепенные — не оказывают определяющего воздействия на результативный показатель. 6. По отношению к объекту анализа: - внутренние — непосредственно зависят от деятельности данного объекта исследования; - внешние — не зависят от деятельности объекта исследования. 7. В зависимости от субъекта хозяйствования: - объективные — не зависят от деятельности субъекта хозяйствования; - субъективные — зависят от деятельности хозяйствующих субъектов. 8. По степени распространенности: - общие — действуют во всех отраслях; - специфические —действуют в условиях определенной отрасли. 9. По свойствам отражаемого явления: - количественные — выражают количественную определенность анализируемых объектов; качественные — выражают признаки и качества анализируемого объекта. 10. По иерархии: - первого порядка — оказывают непосредственное влияние на результативный показатель; - второго порядка — косвенно влияют на результативный показатель, при помощи факторов первого порядка;
- третьего и т. д. порядка. Для эффективной и результативной хозяйственной деятельности предприятия очень важно своевременно ВЫЯВИТЬ ведущее звено в повышении эффективности проиэводства и употребить резервы роста производства. Резервы — это неиспользованные возможности роста производства и снижения затрат, а также повышения эффективности производства. Резервные запасы — это резервы, которые обеспечивают бесперебойную работу предприятия. Резервы классифицируются по следующим признаком: 1. По источникам образования: - внутренние — непосредственно действующие в производстве; - внешние — общегосударственные, региональные, отраслевые; 2. По временному признаку: - перспективные — возможности оптимизации результатов деятельности предприятия в будущем; - текущие — возможности оптимизации результатов деятельности предприятия в ближайшем времени; - неиспользованные — которые могли бы, но не использовались за определенный промежуток времени, в результате чего были упущены возможности роста производства. 3. По характеру влияния на результативность производства: - интенсивные — обеспечивают рациональное использование имеющегося потенциала предприятия; - экстенсивные — привлекают в производство дополнительные ресурсы. 4. По способам выявления: - явные — легко выявляемые (условные — перерасход ресурсов по сравнению с нормами; безусловные — брак, недостача, порча и т. д. ) - скрытые — выявляются только в результате анализа. Принципы выявления резервов роста эффективности производства: - научность; - комплексность; - системность; - недопущение дублирования счета резервов.
2. 3. МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА Факторный анализ представляет собой методику исследования и выявления влияния факторов на величину и динамику результативных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Результативный показатель — это объект исследования, который рассматривается при изучении взаимосвязей как результат действия факторов. Задачи факторного анализа: - выбор набора факторов для анализа определенных показателей; - группировка и систематизация факторов; - расчет влияния фактора на результативный показатель; - анализ степени влияния каждого фактора на изменение результативного показателя; - моделирование взаимозависимостей и взаимосвязей между факторными и результативными показателями; - практическое применение факторной модели на предприятии. Основными методами факторного анализа являются методы последовательного элиминирования факторов — исключение влияния всех факторов, кроме одного, на величину результативного показателя.
Типы факторного анализа: 1. Прямой — анализ производится от общих факторов к частным (дедукция); 2. Обратный — от частных к общему (индукция); 3. Одноступенчатый — исследуются факторы одной ступени без их детализации; 4. Многоступенчатый — при анализе факторы детализируются на составные части для дальнейшего их изучения; 5. Статистический — анализируется влияние факторов на определенную дату; 6. Динамический — исследуется динамика влияния факторов на результативные показатели; 7. Стохастический — применяется в том случае, если анализируется влияние факторов, которые связаны с результативными показателями вероятностной (неполной) связью. 8. Детерминированный — анализ влияния факторов, которые функционально зависят от результативных показателей. В детерминированном анализе можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся типы факторных моделей: - аддитивный — при такой модели результативный показатель является алгебраической суммой нескольких факторов: Y = ∑ Хi = X1 + X2+... + Xn. - мультипликативный — эта модель применяется, в том случае, когда результативный показатель является произведением нескольких факторов: Y = ПiX1=X1∙ X2... Xn. - кратный — результативный показатель является частным от деления одного факторного показателя на величину другого: Y=X1/X2, - смешанный (комбинированный) — сочетание вышеперечисленных моделей в различных комбинациях: Y= (a+b)/c; Y= a/(b+c); Y= ab/c и др. 9. Ретроспективный — анализируются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды. 10. Перспективный — анализируется влияние факторов на результаты хозяйственной деятельности в будущем (перспективе).
2. 4. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ В АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Способ цепной подстановки — это базовый способ факторного анализа, используемый для всех типов детерминированных моделей. При использовании этого способа базовый уровень каждого факторного показателя в объеме результативного показателя постепенно заменяется на фактический его уровень в отчетном периоде, и тем самым определяется влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя. Этапы использования способа цепной подстановки: 1. При соблюдении следующей последовательности факторов: количественный — структурный — качественный — составляется модель для анализа: Y= A+B, где А — количественный показатель; В — качественный показатель. 2. Составляются расчеты. В этих расчетах уровень факторных показателей последовательно меняется с базового на фактический, причем количество этих расчетов должно равняться количеству факторов плюс один: Y = A1B1 Y = A2B1 Y = A2B2 3. Путем последовательного вычитания из каждого последующего расчета предыдущего определяется влияние факторов на изменение результативного показателя: Δ Y(A) = Y'-Y1 Δ Y(B) = Y2-Y' 4. Устанавливается балансовая связь вычислений, причем общее изменение результативного показателя должно быть равно сумме его изменений под влиянием всех факторов модели. Способ абсолютных разниц — это способ, применяемый для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя, при использовании которого величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения анализируемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, находящихся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели. Y=abc Δ а = Аф-Апл Δ b = Вф-Впл Δ с = Сф-Спл Yа = Δ а ∙ Впл ∙ Спл Yb = Aф ∙ Δ b ∙ Cпл Yc = Aф ∙ Bф ∙ Δ c Способ относительных разниц (способ разниц в процентах) — применяется в мультипликативных и комбинированных моделях для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя. При его использовании сначала рассчитываются относительные отклонения факторных показателей: Δ А%=[(Аф-Апл)/Апл]100 Δ В%=[(Вф-Впл)/Впл]100 Δ С%=[(Сф-Спл)/С пл]100 Далее определяется отклонение результативного показателя за счет каждого фактора: Δ Ya=(Yпл∙ Δ A%)/100 Δ Yb=((Yпл + Δ Ya )∙ Δ B%)/100 Δ Yc = [(Yпл + Δ Ya +Δ Yb) ∙ Δ C% ]/100 Способ пропорционального деления — используется для определения величины влияния факторов на прирост результативного показателя в аддитивных и смешанных моделях типа Y = а/(Ь + с + d +... + п). Для модели типа Y = а + Ь+ с следующий расчет: Δ Ya= [Δ Y/(Δ a + Δ b + Δ c)] ∙ Δ a Δ Y* = [Δ Y/(Δ a + Δ b + Δ c)] ∙ Δ b Δ Yc= [Δ Y/(Δ a + Δ b + Δ c)] ∙ Δ c Интегральный метод — используется в мультипликативных, кратных и кратно-аддитивных моделях. При использовании этого метода возникший от взаимодействия факторов дополнительный прирост результативного показателя раскладывается между ними пропорционально их воздействию на результативный показатель. Для модели f = ху: Δ fх= Δ ху0 +1/2Δ хΔ у, или Δ fх=1/2Δ х(у0+y1); Δ fy=Δ yx0+1/2Δ xΔ y, или Δ fy=1/2Δ y(x0 + x1). Для модели f=х/у: Для модели f = х/(у + z): Способ логарифмирования — применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. Результат расчета не зависит от местоположения факторов в модели. Результат совместного действия факторов распределяется пропорционально доле изолированного влияния каждого фактора на величину ре мультативного показателя. При этом способе используются индексы роста или снижения показателей: общий н рирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму результативного показателя. Предположим, что / = xyz, где / — результативный показатель; х, у, z — факторы, влияющие на результативный показатель. Тогда, влияние факторов: Прием корреляционного анализа — применяется в стохастическом анализе при неполной, вероятностной взаимосвязи показателей и позволяет определить, насколько единиц изменяется результативный показатель при изменении факторного показателя на единицу, а также определить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора. Для начала определяется в абсолютном измерении, изменение результативного показателя под воздействием фактора (факторов). Для этого подбирается соответствующий тип уравнения связи и определяются его параметры. При прямолинейной форме: - ух= а + bх — уравнение парной регрессии; - yx=a + b1x1 + b2x2+... + bnxn — уравнение множественной регрессии, где x1, x2... xn— факторы, определяющие степень исследуемого результативного показателя; b1, b2, bn— коэффициенты регрессии при факторных показателях, характеризующие степень влияния каждого фактора на результативный показатель (в абсолютном иыражении); а — свободный член уравнения (при х=0). Уравнением парной и множественной регрессии выражается зависимость результативного показателя от факторов, его определяющих. При криволинейной зависимости: - ух=а+bх+сх2 — парабола второго порядка. Для определения параметров а, b, с решаются системы уравнений: { па + b∑ х + с∑ x2= ∑ у; \ а∑ х + b∑ х2 + с∑ х3 =∑ хy; { a∑ x2 + b∑ х3 + с∑ х4 =∑ х2у. Парабола подходит для описания такой зависимости, когда при увеличении одного показателя значения другого возрастают до определенного уровня, а далее начинают снижаться. - ух= а + (b/х) — гипербола Для определения параметров этого уравнения, решаются системы уравнений: \ па + b∑ (1/х) = ∑ у;
[ а∑ (1/х) + b∑ (1/х)2= ∑ (1/х)у. Гипербола подходит для описания такой зависимости между двумя показателями, когда при увеличении одной переменной значения другой увеличиваются до определенного уровня, а далее прирост замедляется. Для того чтобы определить, насколько тесно взаимосвязаны факторные и результативные показатели, рассчитывается коэффициент корреляции. Если связь прямолинейная, то коэффициент корреляции исчисляется по формуле:
r может быть от 0 до 1 (причем чем ближе его величина к 1, тем теснее связь между анализируемыми явлениями). Для того чтобы определить, насколько тесно взаимосвязаны факторы при криволинейной форме зависимости, используется корреляционное отношение: где
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|