Лекция 3. Информационное обеспечение анализа хозяйственной. Деятельности
Лекция 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА Для проведения финансового анализа используется большой объем экономической информации. Нормативная и инструктивная: Гражданский, Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы, указы и резидента, постановления и распоряжения правитель-. тип РФ; нормативные документы государственных органов (Минфина России, Центрального Банка России, Министерства экономики России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др. ). Планово-прогнозируемая: проекты бюджетов; курсы СКВ, ценных бумаг; информация о конъюнктуре рынка; бизнес справки и заключения аудиторских фирм; справки и прогнозные модели трастовых и инвестиционных компаний; собственные расчеты предприятий для планирования инвестиций; перспективные и (бизнес-планы, расчеты эффективности инвестиционных проектов; соответствующие формы отчетной и статистической информации. Итак, основными источниками информации для анализа деятельности хозяйствующего субъекта являются: - информация о технической подготовке производства; - нормативная информация; -плановая информация (бизнес-план); - хозяйственный (экономический) учет (оперативный (оперативно-технический) учет; бухгалтерский учет, статистический учет); - отчетность (публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая), квартальная отчетность (непубличная, представляющая собой коммерческую тайну), выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность, производимая по специальным указаниям), обязательная статистическая отчетность);
- прочая информация (публикации в прессе, опросы руководителя, экспертная информация). В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы: - форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. - форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; - форма № 3 «Отчет о движении капитала»; - форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; -форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; - «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.
8, 8, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ. ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА Основным источником информации для проведения финансового анализа является бухгалтерский баланс. Он является наиболее информативной формой для исследования и оценки финансового состояния. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств хозяйствующего субъекта на определенную дату. В отличие от балансов, используемых в планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментальных показателей, характеризующих состояние средств на определенную дату.
Баланс выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением которой является отчет, который расшифровывает данные, содержащиеся в балансе. Вокруг баланса группируются остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Бухгалтерский баланс классифицируется по следующим признакам. 1. По времени составления: -вступительный (на момент возникновения предприятия); - текущий (на начало и конец анализируемого периода); - ликвидационный (при ликвидации предприятия); - разделительный (на момент разделения предприятия на насколько предприятий); - объединительный (на момент объединения предприятий в одно). 2. По источникам составления: - инвентарный (на основе инвентарной описи); - книжный (на основе книжных записей текущего учета); - генеральный (на основании данных книжных записей и инвентаризации). 3. По объему информации: - единичный (деятельность только одного предприятия); - сводный (путем сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов). 4. По характеру деятельности: - основной деятельности; - неосновной деятельности. 5. По формам собственности: - государственные; - коллективные; -частные; - смешанные. 6. По объекту отражения: - самостоятельные; - структурных подразделений. 7. По способу очистки: - баланс-брутто — это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими статьями называются статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из сумм других статей; - баланс-нетто — это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется очисткой. Баланс-нетто обычно составляется при анализе финансового положения предприятия, для упрощения расчета. Виды средств в балансе отражены не с позиций качества, а со стоимостной стороны. Информация в балансе дается в одном измерителе — денежном. Группировка и обобщение информации в балансе осуществляется с целью контроля и управления финансовой деятельностью.
Итак, бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки и обобщенного отражения состояния средств по видам и источникам их образования на определенный момент времени в денежном измерителе. Общий итог баланса называется валютой баланса и характеризует размер средств хозяйствующего субъекта. Активы баланса дают определенное представление об экономических ресурсах или потенциале хозяйствующего субъекта по осуществлению будущих затрат. Обязательства (пассивы) показывают объем средств, Подученных хозяйствующим субъектом, и их источников, а активы — как хозяйствующий субъект использовал полученные средства. В балансе помимо средств, используемых в кругообороте дается информация о средствах, которые могут «выпи лить» из оборота в результате их неэффективного использования, — это убытки. Информация по ним дается пи периодам их возникновения, т. е. прошлых лет или отчетного года. Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей и будущей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру наемных источников и эффективность их привлечения. На основе изучения баланса внешние пользователи принимают решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным хозяйствующим субъектом; оценивают кредитоспособность хозяйствующего субъекта как заемщика; оценивают возможный риск своих вложении, целесообразность приобретения акций. В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство хозяйствующего субъекта. Руководство хозяйствующего субъекта анализирует финансовое состояние с целью повышения доходности капитала и обеспечения стабильности положения хозяйствующего субъекта. На основе этой информации принимаются управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций, нововведений.
3. 3. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Способ сравнения — это способ обработки экономической информации в анализе деятельности предприятия, при котором сопоставляются однородные объекты анализа для выявления сходства и различий между ними.
Виды сравнении -сопоставление фактическою уровня показателей с плановыми - цель такого сравнения заключается в оценке степени выполнения плана выявления не использованных предприятием резервов; -сравнение фактических результатов деятельности предприятия с данными прошлых периодов - целью такого сравнения является оценка темпов изменения анализируемых показателей и определение тенденций дальнейшего развития хозяйственных процессов предприятия; -сравнение данных отчетною периода с прогнозируемыми — выявляются темпы роста и прироста прогнозируемых показателей; -другие виды сравнения. Способы группировки информации - это объединение анализируемых объектов в количественно однородные группы по определенным признакам для изучения зависимости между показателями и более глубокого анализа изучаемых явлений. Группировки могут быть: - аналитические - выявления взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми объектами, показателями; -структурные — характеризуют структуру совокупности по определенному признаку; - прочие. Эвристические мето ды – это неформальные методы экономического анализа, которые используются для прогнозирования состояния анализируемых объектов в том случае, если они находятся в условиях неопределенности. Наиболее распространены экспертные методы, основывающиеся не на непосредственно объективных данных, а на мнениях экспертов специалистов, менеджеров, функциональных работников, потребителей, — суждения которых касаются причинных факторов, оценки вероятности их реализации и их возможного влияния на уровень исследуемого объекта. В основе этого подхода лежит совокупность суждений, касающихся причинных факторов, влияющих на объект исследования, и вероятности их реализации в рамках определенных сценариев, неразрывно связанных с личностью эксперта. Способ приведения показателей в сопоставимый вид предполагает, что все сравниваемые показатели в анализе должны быть сопоставимы (сравнивать можно только качественно однородные величины). Перед проведением сравнения при анализе показатели приводят в сопоставимый вид, т. е. к единой базе: - показатели выражают в одних и тех же ценах; - нейтрализуют воздействие качественного фактора; -приводят сравниваемые показатели к единой структуре; - вместо абсолютных величин применяют относительные. Балансовый способ применяется для:
- для отражения пропорций и соотношений групп взаимосвязанных показателей с тождественными итогами; - проверки правильности определения влияния факторов на прирост величины результативного показателя; - построения детерминированных аддитивных факторных моделей; - определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Способы табличного и графического представления данных анализа — применяются для рационального и удобного восприятия информации при анализе деятельности цредприятия. Аналитическая таблица — это таблица, в которой наглядно, в последовательной форме расположены анализируемые показатели, выраженные цифрами. В зависимости от содержания различают таблицы, отражающие: - порядок расчета показателей и их динамику; - сводные результаты анализа; - связь показателей по различным признакам; - расчет влияния факторов на степень анализируемого показателя; -прочие. Аналитические графики — это графики, которые изображают анализируемые показатели и числа при помощи геометрических или художественных фигур. Чаще всего в анализе финансово-хозяйственной деятельности используются различного вида диаграммы. Аналитические графики позволяют: - обобщить состояние или изменение исследуемых показателей или явлений; - выразить анализируемую числовую информацию в более удобной для зрительного восприятия форме; -и т. д.
Раздел II. АНАЛИЗ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|