Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Памятка по технологии общения




 

Общение продуктивно тогда, когда информация дается в структурированном виде. Если уровень организации (структурирование) информации, которую человек поглощает, превышает уровень организации его пространства сознания, то сознание трансформируется в соответствии с поглощаемой информацией. Пространство сознания так же адаптируется к новой информации, как сам человек к новым условиям.

Повышение уровня организации пространства сознания происходит особенно эффективно, если человеку дать высокоорганизованную информацию, очень интересную, но не совсем понятную для него. В таком случае она поглощается целостно, без искажений. Поскольку непонятно, то никаких манипуляций с этим мышление не производит: не расчленяет для анализа, не соединяет с чем-то, то есть приспособить к старому нельзя. Информация остается в своей целостной форме и, как кристалл, помещенный в аморфную среду, организует эту среду (пространство сознания) по своему подобию.

Для повышения уровня структурированности информации необходимо:

1) Целостное пространство сознания того, кто выдает информацию. Степень целостности выражается в том, насколько каждое ваше сообщение вписывается в метасистему, насколько эта информация взаимосвязана, каким контекстом обладает, на какие авторитеты опирается.

2) Учет информационного типа слушателя (всегда надо говорить на языке вашего собеседника).

3) Учет доминантного психоэнергетического состояния собеседника.

При общении с человеком надо учитывать свойства его понятийного аппарата, всегда помнить, что мы очень разные. И в субъективной реальности людей все распределено так же неравномерно, как и в объективной. Нам не нравится, что не в каждом гастрономе можно купить все, что там должно быть, но, привыкнув к подобному факту, принимаем его. А вот если в субъективной реальности собеседника чего-то нет, часто учитывать не хотим и обижаемся на непонимание, не задумываясь над тем, что, возможно, человеку просто нечем нас понять.

Всегда, прежде чем от кого-то что-то требовать, надо учесть, есть ли у него средство для таких действий. Например, к человеку, не знающему математики, абсурдно взывать "пойми меня", объясняя ему разложение функции в ряд Фурье. Он не изучил математику, в его пространстве сознания нет навыков математического мышления, нет средств для понимания ваших слов и действий.

Поэтому, если вы хотите, чтобы вас поняли, приложите сначала усилия для совершенствования понятийного аппарата вашего собеседника, чтобы он мог воспринять и переварить вашу информацию, иными словами, дайте ему недостающие средства. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, к кому вы обращаетесь, обращаясь к человеку? Вы называете его по имени. Но что такое имя? Кличка? Если вы пользуетесь словами "сын", "отец", то опять-таки вы обращаетесь всего лишь к его социальной роли.

Можете сказать, что обращаетесь к представлению о человеке, но если человека можно представить как вещь, то зачем тогда сам человек?

Если вы обладаете мужеством и не боитесь неприятного открытия, то подумайте над этим, понаблюдайте за собой несколько дней и получите ответ на этот вопрос. И заодно подумайте: Как мы общаемся? Каким способом? Зачем нужны эти формы общения?

Принципиальное отличие большинства существующих психологических приемов общения от резонанса, лежащего в основе данной системы, в том, что они главнейшей целью предлагают повышение предсказуемости в общении, дабы убрать случайности, иными словами, свести до минимума индивидуальное, неповторимое в общении.

И это понятно. Человек очень сложен, и чтобы каждый раз обращаться ко всей целостности, надо столько энергии, что ни на что другое больше не хватит, а каждое живое существо пытается затратить на любое действие минимум энергии.

Поэтому и появился конвенциональный язык как усредненная норма общения. Глубины нет, но можно быстро договориться о процессе деятельности, ибо совместная деятельность и сознание, развившиеся на ее базе, позволили человеку выжить как виду. Факт появления сознания и его победа были большим достижением в эволюции человека. Но сейчас это "развитое сознание", точнее,- зазнавшееся сознание, задавило в человеке и голос тела, и голос психоэнергетики. Пришло время для целостной реализации всех составляющих человека, потому что иначе получится "тришкин кафтан" - то здесь надо подтянуть, то там.

Перспектива развития сознания - в интегрировании образно-чувственного и дискретно-логического аспектов познания, в большем внимании к неповторимому, уникальному, непредсказуемому, в переходе от волевого монологического общения с Миром ("переделать под себя"," овладеть") к диалогическому взаимодействию с ним ("устремленность"," любовь", "взаимопроникновение").

 

ЗА ПРЕДЕЛАМИ КЛЕТКИ

(Для тех, кто еще не стал исследователем неизвестного)

 

Мы с вами, сами того не осознавая, живем в статистической картине Мира. Если проанализировать, то за большинством наших умозаключений стоит обобщенный статистический опыт человечества. Такой способ формирования картины Мира сложился в условиях его стабильности, когда мало что изменялось на протяжении жизни одного поколения.

В XX веке человечество перешло из мира вещей в мир процессов. Внешний, вещественный мир стал меняться с большой скоростью, а вместе с ним стала меняться и научная картина Мира. Но система наших психических реакций осталась в основном неизменной и уже не соответствует быстро меняющемуся Миру. Поэтому, быть может, многие говорят от том, что XXI век будет веком психологической революции – ибо иначе не разрешить большинства проблем современного развития человека.

Почему мы не можем быть такими же меняющимися, как и внешний Мир?

Проанализируем, как происходило становление сознания человека в процессе его эволюционного развития.

Сначала произошло вычленение человеком себя из окружающего Мира. Оно сопровождалось переживанием своей микроскопичности по отношению к Миру, а это вызвало к действию основной механизм психологической защиты: уменьшить окружающий нас Мир. И мы поместили себя в систему сужающихся рамок:

- начали воспринимать себя на очень небольшом фоне. Так мы защитились от слишком большого объема реальности.

Хотите ли вы знать, каковы размеры вашего Мира? Тогда подумайте, на фоне какого объема вы себя воспринимаете. Это и есть ваш Мир. Он очень компактен, стабилен. И чем стабильнее, тем легче мы засыпаем. А если с помощью каких-либо психотехник начинаем снимать эти границы, то стараемся ограничиться лишь переходом из меньшей клетки в большую. Возникает вопрос: можно ли жить совсем без клетки? Можно ли жить, меняясь так же быстро, как и окружающий нас Мир? Можно ли быть Миру открытым, не разрушаясь при этом и сохраняя свою самотождественность?

Каким способом мы познаем то, что нас окружает? От простого к сложному. Так нас учили. Простое - часть сложного целого. И мы привыкли сначала видеть части, а целого видеть так и не научились. Мы не умеем видеть ситуацию в целом и принять действенное решение.

Но идея запредельного все-таки возникает в нашем сознании. Откуда? Это происходит тогда, когда человек исчерпал возможности личности, но чувствует, что это еще не все из того, что он мог бы сделать.

Оказывается, правилом реальности являются как раз неравновесные ситуации, а не статические, поэтому мы предлагаем вам такой способ думания и реагирования, когда впереди постоянно находится неизвестное. Оно - источник напряжения, ибо обычно человек стремится к известному и выбирает шаблонные способы поведения. В стационарной ситуации это и есть наиболее эффективное поведение, ибо в ней нам помогает обобщенный опыт поколений. Мы же предлагаем иную картину Мира: когда впереди неизвестное. Для этого нужно свою психологическую структуру сделать максимально подвижной. Потому что есть места, принципиально непредсказуемые: нуль-переход (точка бифуркации), без которого нет трансформации.

Когда все известно, можно построить идею гарантированного будущего, но у саморазвивающейся системы такой идеи быть не может. Творчество всегда нетривиально и требует способа жизни, построенного на том, что впереди - неизвестность. Раньше была очень малая группа людей, которая жила именно так. Но сейчас в худшей ситуации уже те, кто живет, опираясь на стационарную картину Мира: невротизация психики среди них встречается гораздо чаще.

К такой перестройке картины Мира многие просто не готовы. Мы не умеем управлять ситуацией, так как не умеем принимать последствий. А при предсказуемом образе жизни не нужно управлять ситуацией. А при диалогическом способе общения с Миром все время впереди неизвестность. Диалог не имеет опережения, предсказуемости, и здесь приобретает большое значение искусство управления ситуацией.

Что для этого нужно? Прежде всего, видеть целокупную ситуацию, научиться воспринимать свою жизнь ситуационно, то есть к каждому моменту своей жизни относиться как к многомерной, объемной ситуации. Когда это у вас получится, вы начнете видеть, что ситуацией можно управлять. И 99 процентов так называемых "сидх" имеет именно такое объяснение: умение видеть ситуацию и управлять ею.

Ситуация есть выражение целого. В ней все элементы взаимно связаны, и каждый играет роль в жизни целого, в ней нет ничего не значащих мелочей. При таком способе видения Мира вы постигаете тайну реального действия. Дело в том, чтобы научиться так видеть. Это взгляд художника, мастера.

Приучите себя видеть Мир как совокупность ситуаций, и тогда вам не нужны будут защитные клетки. Ситуации - это Я в Мире и Мир во Мне. Ситуация - это всегда двое, в ней есть Я и есть Другой. Ситуация – это творчество жизни.

Можно ли это в себе тренировать? Да. Но для этого нужны такие же люди, нужно, чтобы кто-то все время напоминал вам об этом. Напоминать - это очень нужное дело, это очень дорого, и нужно это ценить.

Что может помочь в этой работе?

Вспомним профессию режиссера. Главное его качество - умение создавать динамическую ситуацию. Он знает, как сложить все компоненты ситуации в единое целое и отвечать за путь от замысла до его воплощения.

Когда вы начнете думать ситуационно, то поймете, что нет мелочей, нет более или менее важного, и что невозможно управлять ситуацией, подходя к ней статически.

В момент перехода от одного способа восприятия к другому мы отказываемся от линейного мышления, от ценностного способа ориентирования и тогда теряем привычный способ жить, вступаем в полосу риска. Здесь проходит граница между предельным (когда есть гарантированное будущее) и запредельным (когда мы не имеем гарантий). Наши психоохранные механизмы не пускают нас в запредельное. А если мы иногда прорываемся туда, они быстро возвращают нас обратно.

Здесь мы с вами делаем попытки освободиться от этих механизмов, ибо в нашей реальной жизни нестатистических ситуаций становится все больше, и все большее число людей вынуждены искать другой способ реагирования, чтобы избежать невротических явлений, которые возникают из-за невозможности приспособиться к быстро меняющемуся Миру. Идет общий поиск психологического выхода из сложившейся ситуации. Все мы ищем одно и то же: как жить в изменяющемся Мире.

Во-первых, важно признать, что Мир необратимо изменился, иначе можно всю жизнь потратить на борьбу с новым. Во-вторых, нужно понять, что так же необратимо должен измениться и Я.

По этому поводу существует притча. На дне реки жили существа, каждое из них держалось за свой камень, и так им удавалось вести оседлый гарантированный образ жизни и даже философствовать о том, что есть там, на поверхности реки. Нашелся среди них чудак, который отпустил свой камень, всплыл на поверхность и увидел тот большой Мир, о котором философствовали живущие на дне. Он действительно увидел то, о чем другие только говорили.

Вот так открывают дверь своей клетки и покидают ее. Но есть инерция, которая не дает нам сделать это, так как мы боимся. Боимся сойти с ума, боимся оставить гарантии боимся прыжка в неизвестное, непредсказуемое. Чтобы полностью решить проблему, нужно даже в самом малом действии реализовать полный объем ситуации - тогда только сможет существовать целое "Я - Другой". И они (Я и Другой) будут соразмерными, будут партнерами, будут вашими крыльями, с помощью которых вы сможете преодолеть страх и совершить свой "прыжок из гнезда", полет за пределы клетки гарантированного Мира.

 

ВСТРЕЧА С СОБОЙ

(Взгляды изнутри)

Взгляд 1. Постепенно стало меняться восприятие самого себя: я как бы повернулся к себе самому и стал внимательно вглядываться в то, что всю жизнь считал самим собой. Оказалось, что во многом я заблуждался и очень сильно. Начался процесс разрушения образа, который я вынашивал годами. Как всякое рождение, процесс идет в муках. Вроде бы жалеть об этом не стоит, а на глазах слезы - ведь так долго был слепым. Тяжело признаться в том, что всю сознательную жизнь провел в этой колыбельке, занавешенной от Мира. Вся моя жизнь была монологом, и хоть старался идти к людям, а на деле отталкивал их от себя тем, что был занят только собой. Теперь понял: все они без меня могут, а вот я без них - никак. Осознаю, что такие переживания - болезнь роста.

Взгляд 2.

Что мы творим, не ведая стыда!

Как мы слепы, наивны безобразно!

Как горько это осознать,

В своих делах себя узнать.

Не дай мне, мужество, погаснуть!

Взгляд 3. Можно сказать, что начался новый период в моем развитии, я бы назвал это рождением, когда на смену старым представлениям об окружающем Мире и о себе приходят новые, совсем другие. По-иному увиделся Мир, вернее, он просто увиделся, и это как пробуждение после сна. Он нечто целое, которое может быть как очень малым, так и большим, таким, насколько хватит моей разрешающей способности видеть его. Начался процесс осознавания механизмов, в действие которых вовлечены как отдельные люди (в том числе и я), так и группы. Это механизмы межличностных отношений, психоэнергетических взаимодействий, ролевые и другие. Они существуют объективно и действуют независимо от того, знаем ли мы об их существовании или нет. Но знание о них освобождает от ненужных тревог, сомнений, суеты, приносит чувство внутреннего покоя, освобождение от противоречий, терзающих нас. Каждый момент такого осознавания есть реальное переживание, отличающееся от формального "понимания". Оно возникает в моменты душевного кризиса, когда оказываешься зажатым тисками собственных противоречий. Подобные ситуации бывают в жизни у всех, но не так уж и часто, потому что человек боится этого, боится тех качественных изменений, которые несет за собой переживание. И механизмы защиты срабатывают автоматически задолго до того, когда может произойти качественный скачок. Пар спускается, и ничего не происходит.

В нашей работе ситуация доводится до своего предельного напряжения, когда возникает состояние информационного перенасыщения, никакая информация не принимается, плюс-подкрепления не приносят удовлетворения, появляется желание разрушить, разоблачить, бросить все, что привело к такой ситуации, и совершается мысленный прыжок назад (он может быть и реальный). Все это потому, что к очередной своей границе человек подошел вопреки механизмам защиты, и теперь весь энергетический заряд должен пойти либо на разрушение источника напряжения, либо на преодоление какого-то барьера в понимании Мира и себя, на рождение в новом качестве. Эти моменты еще раз убеждают: "Свобода есть осознанная необходимость", и каждый такой момент это "прыжок из царства необходимости в царство свободы". Он невозможен без энергетических затрат, превышающих обыденные расходы энергии. И это, наверное, одна из причин того, что работа с психоэнергетическим инструментом в этой системе стоит на первом месте.

Взгляд 4.

Я - такая бурная река,
И во мне таится столько силы!
На своем пути я все сносила,
Волнами смывала берега,
Ну а если нету берегов,
Широко по свету растекаясь,
Я в своей бескрайности теряюсь,
И себя найти мне нелегко.
Только, как и всякая река,
Я хочу добраться к океану.
Поняла: в дороге я устану,
Если не помогут берега.

Взгляд 5. У меня появляется порой странное чувство, как будто мою, ранее ясно ощущаемую сущность взболтали, как хорошо отстоявшийся раствор, и теперь не видно, что и где, все однородно и мутно. Но четко прослеживается одна мысль: скоро все осядет, и будет уже не таким, как раньше, а более многозначным и интересным.

Взгляд 6. Появилось ощущение, что я дошел до своего предела (потолка) и что хочется бежать без оглядки назад. Ситуацию усугубили те некоторые изменения в моем поведении, которые вызвали во мне страх распада личности, страх того, что я могу стать другим и мой образ самого себя разрушится.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...