Момент реализации тренинга – высказывание
Взгляд изнутри 19
1. Бытие - это явленность. Потенциальное бытие - возможность явленности. Можно ли говорить о бытии в отрыве от человека? Если рассматривать в рамках человечества, то бытие – это отношение к реальности существующего человека, то есть реальность и бытие – понятия разные. Тогда небытие – все неявленное, инобытие – предположение о существовании других способов бытия. Если рассматривать единичный субъект, то бытие для него – все, что явлено ему. Все, что не явлено ему, но он об этом знает, субъективно воспринимается как некоторое инобытие. 2. В самом себе для себя и в самом себе для других. В себе самом – в своей субъективной реальности (если смотреть с позиции субъекта). В себе самом для себя – как я представляю себя как объект, обладающий бытием. В себе самом для других – мое бытие меня как объекта, о котором я узнаю от других. Оба высказывания можно рассматривать как с позиции субъекта, так и с позиции объекта. В самом себе для других бытие мы обнаруживаем, общаясь с другими. И все мы или почти все осознаем бытие для других; оно потенциально присутствует, и любой человек может это осознать. Для любого постороннего наблюдателя мы есть часть бытия. Человек как объект для другого познает себя как в самом себе для других бытие. Но, таким образом, в человеке остается принципиально непознанная часть, та, которая недоступна для постороннего наблюдателя. Эта часть есть в себе самом для себя бытие. Это та абсолютная истина, постичь которую невозможно, – как утверждают философы. В себе самом для других бытие может быть изучено до полного исчерпания, но, желая познать человека, мы должны понимать, что всякий недоступен нам как в самом себе для себя бытие.
Сам субъект доступен себе как в самом себе для других бытие (об этом узнает при общении с другими). Доступен ли он сам себе в качестве в себе самом для себя бытия? Духовные учения утверждают, что да, доступен. И духовное развитие есть не что иное, как познание себя, как в себе самом для себя бытие, то есть представленность человека самому себе в качестве бытия. И эта часть субъекта доступна только ему самому, это то, что нельзя передать словами. Потому духовное развитие человека и является сугубо личным делом, в котором ему никто принципиально не может помочь, а только лишь направить его внимание в эту сторону. Можно сформулировать, что человек, желающий познать себя, сталкивается с двумя формами самопредставленности: 1) познание себя как в себе самом для других бытие (здесь и психологическая защита, и вытеснение, и замещение); 2) познание себя как в себе самом для себя бытие.
ГРУППА "ВЫСКАЗЫВАНИЙ"
При анализе наших высказываний выяснилось, что мы достигли некоторой согласованности в вопросе: что есть "в себе самом для других бытие"? В себе самом для других бытие - это есть бытие как описание Мира и меня самого, полученное себе через других. Что же есть в себе самом для себя бытие? Во всяком случае, это не то, что я не показываю другим, здесь дело не в скрытности или открытности, но в чем-то ином. Предлагается направить ваши размышления по такому направлению: 1) Представлен ли человек сам себе как бытие, если нет - то возможно ли это? Если возможно, то как? 2) Известно, что есть два варианта представленности человека самому себе: - в себе самом для других; - в себе самом для себя. Во всяком случае, мы полагаем, что такая представленность существует или может существовать для конкретного человека. В себе самом - это то, что я отрефлексировал.
В себе - предполагает знание, но отсутствие рефлексии (к примеру, я знаю о разрешающей способности своего слухового аппарата, но это мной не рефлексируется). Процедура рефлексии - сугубо личный акт, это может сделать каждый сам для себя, и никто другой за конкретного человека проделать не может. Предлагается сформулировать, в чем вы видите различие между понятиями: - в себе самом для других бытие; - в себе самом для себя бытие. 3) Что есть "бытие" в моей реальности? Попытайтесь провести разграничение понятий: "моя жизнь" и "мое бытие", но не в философском аспекте, а скорее в психологическом, применительно к самому себе. 4) Возможно ли растождествиться с жизнью (зачем, как, почему?) и возможно ли растождествиться с бытием? Растождествиться с жизнью - это понять, что я и моя жизнь - это не одно и то же. Есть я сам, есть моя жизнь, и я сам наблюдаю или творю свою жизнь. Чем это отличается от патологического раздвоения личности? 5) Чем отличается цель жизненная от цели бытийной (их содержание)? Тема для размышлений
Для чего и по каким правилам мы используем ситуацию общения? У нас есть маленький шанс: пока каждый из нас не имеет описания себя всеми другими, попытайтесь и не дать этому свершиться. Для чего это нужно? Разберитесь: как формируется группа? В ней неизбежно начинается процесс знакомства всех участников, протекающий объективно, независимо от желания конкретного человека: - все составляют описание меня и пытаются сообщить его мне, и. - я составляю описание других и пытаюсь это сообщить другим, а также сообщаю другим свое описание себя. Это происходит обязательно. Групповые механизмы снижают индивидуальный уровень творчества в таком деле, как высказывания. Попытайтесь не дать сработать групповому механизму и не сообщать членам группы своего описания каждого из них, а также не принимать описания себя от других. Дело непростое, но, рефлексируя эти моменты, вы получаете весьма эффективный способ обнаружить в себе самом для других бытие. Существует также процедура обнаружения в себе самом для себя бытия. Проведите для этого следующую предварительную процедуру: мысленно поместите всю объективную реальность внутрь себя (в свою субъективную реальность) и впустите в эту совокупную реальность свое "Я". Какое у вас там бытие и как вы там будете жить?
Принцип неопределенности: сам процесс описания чего-либо изменяет то, что описывается. Любое высказывание изменяет нашу ситуацию, и создается некая траектория нашего движения. А координатор должен найти и совершить действия, удерживающие целое, то есть группу, от разрушения. Человек, попадая в сферу в себе самом для других бытия, не может самостоятельно избежать зависимости от этой сферы, он продолжает тосковать по чему-то такому, чего сам не осознает. Размышляя о бытии, мы с вами уже рефлексировали один из объектов: в себе самом для других бытие - это и есть та ловушка, клетка, попав в которую, человек сам уже не может из нее выбраться. По поводу же в самом себе для себя бытия у нас имеется некоторая расплывчатость. Это же касается понятий "бытие" и "жизнь". (Интересен вопрос: размышляя о себе самом для себя бытии - где я нахожусь?). Суть такого обучения состоит в том, чтобы засекать интересующий нас понятийный объект из разных точек (как будто пеленговать его). Здесь самое важное - не дать этим точкам сближаться, сближение же происходит тогда, когда люди начинают спорить, дискутировать, доказывать и в итоге просто приходят к соглашению (то есть оказываются все в одной точке). Если нет таких дискуссий, смысл каждого персонального высказывания входит в каждого из нас и служит материалом для некоторой внутренней работы. Ведь каждый из нас несет внутри себя некоторое семантическое пространство, и оно у разных людей не тождественно. В центре такого пространства - автор высказывания. Высказываясь, мы преследуем цель - обнаружить разнообразие пространств высказывания по поводу некоторых понятий. И при этом в каждом из нас во время восприятия чужого высказывания происходит процесс изменения семантического пространства используемых в высказывании понятий. Если же просто прийти к соглашению по поводу этих понятий, то мы окажемся в общей точке зрения, но это произойдет в пространстве в себе самом для других бытия без изменения индивидуального осознавания - оно подменится согласованной конвенцией "по поводу".
Новый тезис: "Бытие - Мир, в котором я пребываю, и я, в Мире пребывающий". Целокупное бытие свойственно детям (я и Мир - не разделены). Взрослые: хаотическое бытие - целевое бытие - целокупное бытие. Продолжаем высказываться на тему: 1) в себе самом для себя бытие; 2) жизнь и бытие, разница между ними, возможность растождествления; 3) представленность самому себе в качестве бытия.
ГРУППА "ВЫСКАЗЫВАНИЙ"
Можно считать, что мы проделали путь от абстрактного до реального содержания термина, ибо последние ваши высказывания - содержательны, то есть жизненно ориентированы. Попытайтесь подготовить итоговое высказывание и вместить в него следующее: 1) в чем суть проблемы взаимоотношения в себе самом для других бытия и в себе самом для себя бытия; представленность или непредставленность человека самому себе в качестве бытия и что из этого следует; 2) ваша социально-психологическая оценка правил нашего общения, как вы к ним относитесь, есть ли в этом практический смысл, дало ли вам это что-нибудь? 3) для чего нужна методика, позволяющая осознать два аспекта своего бытия, что она дает и что отбирает, зачем это нужно или сможет быть нужно? 4) в высказываниях появилось новое для обсуждения нашей темы понятие - самосознание; ваше конкретное содержание этого понятия; почему без него не смогли обойтись? Употребив понятие "самосознание", мы незаметно для нас перешли в область, где подразумевается, но не оговаривается содержание (в нескольких независимых высказываниях такое понятие было введено как само себя объясняющее). Это опять сработал механизм охраны в себе самом для других бытия, при котором мы употребляем одни и те же слова, но не оговариваем их содержание, делая вид, что оно одинаково у всех. В каждом человеке есть набор само собой разумеющихся норм, которые он сам с собой не оговаривает. Они выполняют вполне определенную роль регулирующих механизмов. Задумайтесь: - в чем функция этого механизма? - почему это есть? - что произойдет, если человек начнет это рефлексировать? Такой же набор само собой разумеющихся норм, который имеется у личности, существует и в социальной группе, в обществе, в конкретной культуре и т.д. Этот механизм находится в очень сложных взаимоотношениях с самосознанием. Может быть (гипотеза), этот механизм и обеспечивает доминирование в себе самом для других бытия над в себе самом для себя бытием, такой ценой обеспечивая сохранение целостности при отсутствии стабильного самосознания? И что такое есть "само"...? Может быть, это комплекс само собой разумеющихся норм? Продолжаем размышления.
ГРУППА "ВЫСКАЗЫВАНИЙ"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|