Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод качественных структур




 

"Любое целое может быть представлено как система, но не всякая система выступает как единое целое" (Самбуров).

Это положение фиксирует тот факт, что понятие целого уже, чем понятие система. Поэтому описание целого как системы, при всей функциональной наглядности, не позволяет выявить его качественную определенность как целого. Часть целого, в отличие от элемента системы, не существует самостоятельно и не может быть мыслима только одновременно с целым.

Таким образом, одной из фундаментальных проблем философии и методологии науки является проблема описания целого без потери его сущностного качества. Особенно актуальна эта задача в таких областях, как описание психики, изучение сложных социальных и этнических процессов, решение экологических проблем.

Идея разработки метода, позволяющего осуществить описание целого, не разрушая его, возникла под влиянием методологических разработок Ю.М.Лотмана и М.М.Бахтина, каждый из которых уделяет в своих исследованиях существенное внимание вопросу сохранности целого.

Трудность заключается в том, что, описывая любую производительную часть целого, мы обязаны одновременно иметь его полное описание.

Для сохранения тотальности целого по отношению к частям его описание должно представлять возможность рассмотрения любой части через ее отношение с целым. С другой стороны, бытие части в целом также является тотальным. Так тотальность целого проявляется в тотальности бытия его частей. Иными словами, должны быть выполнены следующие принципы: "все во всем", "все в одном", "одно во всем", "одно в одном".

Для решения поставленной задачи предлагается метод качественных структур. Ключевым его моментом является введение в рассмотрение аспекта, позволяющего целому остаться таковым в процессе внутреннего и внешнего развития.

В системе философского знания такой аспект известен - это категория качества. "Качество есть сущностная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к определенным его свойствам. Оно связывается с предметом как с целым, охватывает его полностью и неотделимо от него" (Философский словарь).

Рассматривая объект с точки зрения его качественной определенности, мы уже тем самым рассматриваем его как целое, присутствующее тотально как во внешнем, так и во внутреннем своем бытие. Иными словами, тотальность является сущностным свойством целого.

Естественно предположить, что тотальность внешнего бытия - аспект функционирования.

2. Тотальность бытия части в целом - аспект организации.

3. Тотальность качественной определенности целого как единства внешнего и внутреннего бытия - аспект координации.

4. Тотальность бытия целого как единичного во всеобщем - аспект связи.

Совместное рассмотрение выделенных 4-х аспектов бытия целого позволяет выявить структуру качества как такового, то есть сформулировать принцип, по которому было возможно рассмотреть качественную определенность любого конкретного целого.

1. Аспект координации. Он отвечает на вопрос: "является ли данный объем целым?" Таким образом, аспект координации - выражение принципа единства (иными словами, тотальности). В этом смысле АК может быть сопоставлен с объектом-связью в цельном идеальном объекте в том смысле, в каком это понятие определяется у Смирнова. Такого рода особые объекты, представление которых в виде дискретной структуры невозможно, встречаются в различных областях знаний: понятие континуального у Налимовв, архетипов у Юнга, монада у Лейбница. Принципиальную нерасчленимость аспекта координации предлагаем выразить понятием "точка координатора" - ТК.

2. Аспект функционирования. АФ дает ответ на вопрос: "как целое проявляется во внешнем Мире?" Аспект включает различные свойства объекта, способы его использования, производство какого-либо продукта, способы выдачи информации вне.

3. Аспект организации. АО дает ответ на вопрос: "как целое организовано?" Предметом при этом является конструкция объекта. Целое здесь может быть рассмотрено как система с определенной структурой и известными свойствами элементов. АО может содержать в себе также свойства и отношения различных подсистем рассматриваемой системы.

4. Аспект связи. АС дает ответ на вопрос: "как выделенное целое связано с окружающей средой?" Под связью будем понимать все многообразие воздействий внешней среды на данное целое, существующих в том пространстве, в котором это целое выделено из фона как единичный объект.

Связь выделенных аспектов бытия целого, раскрывающих его качественную определенность, может быть представлена символически:

Рассмотрим теперь выделенные здесь аспекты попарно для конкретизации семантического поля предложенной структуры аспектов:

1. Координация - организация. Аспекты описывают во взаимном дополнении внутреннее бытие целого.

2. Функционирование - связь. Описывают внешнее бытие целого.

3. Координация - функционирование. Описывают качественную определенность объекта.

4. Связь - организация. Выражают тотальность бытия целого как части и бытия части как целого.

5. Координация - связь. Описывают во взаимном дополнении качественную определенность взаимодействия данного целого со средой.

6. Функционирование - организация. Обеспечивают во взаимном дополнении описание признаков развития данного целого, динамику устойчивости и изменчивости его бытия.

Выделенные четыре аспекта принципиально равны. И отражая тотальность бытия целого с различных сторон, не образуют какой-либо иерархии или скрытой соподчиненности. Это замкнутое множество, в котором все определяется через все и содержится во всем.

 

Квадрат аспектов

(схема для размышления)

 

Метод качественных структур является фактически эвристическим принципом рассмотрения любого объекта, мыслимого как целое. С другой стороны, проявляя структуру самой категории качества, является одновременно средством описания бытия целого как с гносеологической, так и с онтологической точек зрения.

Дальнейшее развитие метода связанно с исследованием динамики целого через понятие "относительной мощности" его аспектов.

 

ЖИЗНЬ И БЫТИЕ

(В порядке дискуссии)

 

Когда мы рассказываем о своей жизни, то чаще всего описываем события, происходившие с нами в разные периоды, вспоминаем некоторые факты, что-то изменившие на нашем пути или в нас самих, говорим о том, что с нами случилось. Мы рассказываем свою биографию, описываем жизненный путь, свою личностную историю. При этом для слушателя сам человек как таковой остается вне этого описания, потому что ведь говорим-то мы не о нем, а о его инструментальных составляющих, о тех изменениях, которые происходили с его сознанием, телом или психикой, то есть с чем он отождествлял себя в большей степени.

При этом, за счет преоценки каких-то событий в прошлом (возвеличивания одних и понижения других) или за счет построения фантазий по поводу будущего, возникает иллюзия саморазвития, самоизменения.

Что же реально происходит с человеком от момента рождения до момента смерти? Жизненный путь каждого можно представить как отмеченный событиями (вехами) маршрут движения от начальной до конечной остановки.

Программированная часть жизни - это программы тела, сознания, психики человека. Программы эти в достаточной степени известны, и можно заранее предсказать, что с человеком не будет случаться. (Жванецкий: я не буду женщиной, не буду поэтом, не возьму семь метров в длину и т.д....). Реализация этих программ происходит в достаточно узком коридоре возможностей, и пока человек находится в пределах этого коридора, он не увидит свою жизнь как целое; из его сознания вытесняется факт смерти, факт рождения, они только абстракция, и он пребывает в иллюзии гарантированного будущего и бесконечных возможностей ("Все еще впереди"– Майя 1). Попытки что-то изменить в свой жизни выглядят как "брыкания" внутри этого коридора и за его пределы не выводят.

Из-за невозможности видеть свою жизнь как целое человек остается пассивным по отношению к ней, - с ним что-то случается, происходит, но сам он имеет очень незначительное к этому отношение.

То, что из сознания человека вытеснен как чувственная реальность факт рождения, имеет и другие последствия. Ведь именно с рождением и ранним периодом жизни связано возникающее впоследствии состояние некоего "томления духа", томление по чему-то неясному, неопределенному, но желаемому. Это происходит потому, что в период рождения человек пребывает в состоянии целокупного бытия, не осознавая этого, затем в силу разных причин теряет его, но где-то в глубине себя помнит о нем и желает его.

Что же есть бытие?

Бытие - это то, что человеку явлено, что им осозноваемо. Среди этого осознаваемого может быть и сама жизнь человека, но посмотреть на нее со стороны и воспринять как объект, находясь в пределах отведенного для программированной реализации коридора, невозможно. Такая возможность появляется только с выходом за пределы коридора, но пока человек отождествлен со своими инструментами, этого сделать невозможно. Это становится возможным с развитием самосознания (или точки координатора, "магнитного центра"); лишь тогда человек может воспринять некоторую часть жизни как целое, обнаруживая при этом себя и бытие в себе самом.

При таком, качественно ином восприятии жизни он получает возможность отнестись к жизни как к объекту и манипулировать ею, стать ее творцом.

Теперь он уже кое-что в своей жизни может сделать сам, но кое-что по-прежнему с ним случается.

Прийти к этому очень непросто.

Один из возможных путей - отнестись к себе как к объекту и заняться изучением самого себя, своих реализованных и нереализованных возможностей. Осознав себя как объект, человек получает шанс исследовать свои инструментальные составляющие (тело, сознание, энергетику) и отделить их от себя, то есть растождествиться с ними (ведь тело - это не я, оно мое, это же касается моего сознания и моей психики).

Узнавая о своей "инструментальности", человек начинает рассказывать об этом другим, и так, через другого, словно смотрясь в зеркало, он впервые обнаруживает в себе самом бытие.

Качество этого процесса зависит от того, кто является этим другим.

Это может быть один человек, референтная группа, учитель, мастер. С наибольшим эффектом процесс идет тогда, когда другой имеет большой объем бытия.

Рассказывая другим о самом себе и получая от них описания себя, оценку себя, человек узнает в себе самом для других бытие. Это - этап изучения себя, принятия себя. Это - период эгоизма, который просто неизбежен.

Появившиеся знания о себе как объекте и Другой делают "Я".

Характерным признаком обнаружения в себе самом для других бытия является "болезнь неофита". На этом этапе человек сталкивается со страхом увидеть пустоту своего Я, но, осознав это, он получает возможность с помощью Другого заполнить эту пустоту. Начинается жизнь его субъективной реальности, появляются иллюзии II уровня (Майя 2).

На этом этапе есть Я как объект, есть рефлексия, но еще нет Я как субъекта, ибо нет еще стабильного самосознания, нет координации между всеми инструментами, бытие хаотично, инструменты разболтаны. Кое-что в жизни по-прежнему случается, но кое-что человек уже делает сам.

Цель многих духовных школ состоит в том, чтобы подвести человека к такому состоянию, и методики их построены на принципе познания себя (это поиски "истинного Я", "Бога в себе", просто самого себя и т.д.).

Шагом в духовном развитии человека может быть следующий этап - этап, связанный с появлением стабильного самосознания. Лишь только с его появлением человек обретает полноту субъективности, с этого момента он появляется как целое, инструменты которого обрели хозяина. Его жизнь становится объектом творчества, потому что субъект обладает возможностью реального действия и формирования замысла этой жизни.

Формула этого этапа:

Трудности этого этапа связаны с преодолением страха обнаружить пустоту жизни, ибо как бы я ни организовал свою жизнь, от этого в Мире "ничего не изменится", то есть Мир довлеет над замыслом, но есть материал, сопротивление которого надо преодолеть.

Но и это еще не все. Сделав жизнь объектом, став ее творцом, человек может однажды обнаружить пустоту Мира, ибо в Мире по-прежнему все случается независимо от действий конкретного человека. И тогда ему остается либо признать суетность всех своих стараний и уверовать в господа Бога, либо вступить в другую фазу отношений с Миром, отнесясь к нему как к субъекту и вступив с ним в Диалог.

Это формула Диалога с Миром, третьим голосом в котором является жизнь человека. На этом этапе рождается в себе самом для себя бытие.

 

Рождение в школе

 

Приняв для себя законы обучающей школы, человек вовлекается в цепь событий, которые периодически выталкивают его за пределы жизненного коридора и дают ему пищу для самосознания. Это способствует появлению в человеке "магнитного центра", который, развиваясь, может трансформироваться в стабильное самосознание и трансформировать человека в активного субъекта жизни.

Ощутив себя реально, пережив себя как целое, человек обретает возможность вступить в Диалог с иным целым, в том числе и с Миром. При этом предполагается, что Мир есть субъект и таким образом обладает некой точкой координатора.

Совмещение точки координатора человека с точкой координатора Мира приводит к переживанию момента "просветления", о котором можно сказать, что в нем проявляется бытие как движение целого в целом посредством нуль-перехода в точке координатора. С этого момента начинается реальное движение в пространстве "Время, Знание, Люди", то есть развитие в себе самом для себя бытия. Иными словами, духовное развитие.

 

ГРУППА "ВЫСКАЗЫВАНИЙ"
Часть первая

Практический тренинг

 

Для чего мы собрались?

Мы не хотим ничего достигнуть.

Мы не хотим ничего оценивать.

Мы хотим попытаться высказаться по поводу того, что есть "в самом себе для себя бытие" и "в самом себе для других бытие", а также постараться найти ответ на вопрос, "представлен ли человек самому себе в качестве бытия" без ссылки на какие-либо авторитеты. Мы хотим реализоваться в размышлении.

В результате наших встреч должен появиться текст в виде некоторого полифонического высказывания по этим вопросам.

Все мы достаточно образованны, но можем ли объяснить, что имеем в виду, когда употребляем термин "бытие" и чем это понятие отличается от понятия "жизнь"?

К какой философской концепции мы прибегаем в реальной жизни (материализм, субъективный идеализм, солипсизм и т.д.), что руководит нашим выбором в различных жизненных ситуациях? Как трактуем для себя смысл высказывания "бытие определяет сознание"? Как условия существования? Тогда получается, что среда определяет наше сознание.

Интуитивно чувствуется, что это не совсем так.

Люди, включенные в нашу культуру, плавают в ней, как мыльные пузыри, они очень независимы от мнения того слоя, в котором обитают, очень суггестируемы. И весь понятийный аппарат, которым они пользуются, чаще всего не имеет реального содержания, то есть не связан с практикой их жизни, он независим от мнения "своего круга". Таким образом, человек живет в плену своего иллюзий "общего" мнения. А когда он начинает заниматься какой-либо системой духовного развития, у него, кроме общих для всех иллюзий, появляется еще и личная. От этого страдают идея духовного развития и те, кто занимается ее реализацией.

Итак, попытаемся обнаружить в себе философа и повернуться к друг другу этой гранью.

Для начала попробуем ответить, исходя каждый из себя самого, на ряд вопросов.

I. а) Бытие как философская категория. б) Бытие как термин в реальной практике (как он функционирует в нашей культуре). в) Бытие как его трактуете вы сами.

II. Содержание выражения "в себе самом": а) с точки зрения философии; б) с точки зрения реальной практики (в речевом общении); в) ваш объем этого содержания.

III. В тех же аспектах смысл выражений "для себя" и "для других" в сочетании со словами "в себе самом".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...