Министерство культуры Российской Федерации
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный институт культуры Факультет искусств Кафедра кинофотоискусства Н. В. Макаров Основы драматургии неигрового фильма Методические рекомендации
Санкт-Петербург СПбГИК
Оглавление Введение. 4 Глава первая. Общие основы кинодраматургии и специфика неигрового фильма. 5 Глава вторая. Тема, идея, замысел. 7 Глава третья. Классические основы драматургии, которые никто не отменял. 10 Глава четвертая. Этапы работы над сценарием неигрового фильма. 12 Глава пятая. Короткое отступление в драматургию научно-популярного фильма. 15 Глава шестая. Поиск драматургии. Монтажный сценарий. Драматургия интервью 18 Глава седьмая. О конфликте в документальном кино. 20 Глава восьмая. Примеры написания тематической заявки и развернутого синопсиса 23 Заключение. 39 Список использованной литературы.. 41 Введение Методические рекомендации по курсу «Основы драматургии неигрового фильма» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 55. 05. 01 «Режиссура кино и телевидения», уровень специалитета. Также они могут использоваться для самостоятельной работы студентами заочного отделения при изучении курса «Режиссура аудиовизуального произведения» по направлению 51. 03. 02 НХК, уровень бакалавриата, специальности «Руководство студией кино- фото- видеотворчества». Также могут быть полезны преподавателям, затрагивающим основы кинодраматургии в своих курсах лекций. В работе в нескольких главах излагается теория сюжетосложения и композиционного построения неигровых (документальных) фильмов. Уделяется внимание специфическим особенностям работы режиссера с драматургическими компонентами документальных фильмов: тема, идея, замысел, трехчастная структура, конструкция прямая речь героя, закадровые тексты и комментарии. Глава первая. Общие основы кинодраматургии и специфика неигрового фильма
Вопрос: Чем различается написание сценариев документального и игрового фильмов? Ответ: Различие кардинальное. В игровом кино режиссеру нужен завершенный сценарий, по которому можно запускаться в производство фильма. В сценарии должно быть прописано все, что надо снять в фильме. Естественно, по ходу съемок, сценарий может претерпевать некоторые изменения в зависимости от обстоятельств, от актеров, от мест съемки, от происходящих в окружающей жизни событий. Все это может оказывать влияние, но, в принципе, литературный сценарий должен быть написан так, чтобы по нему можно было снять фильм от начала и до конца, не обращаясь к сценаристу.
Вопрос: Что же делать документалисту, если герой говорит не то, что ожидалось? Ответ: Документалист должен следовать жизни. Даже в игровом кино сценарий - не догма. Скажем, в ходе съемок игрового фильма " Истории Аси Клячиной…" режиссер Андрей Кончаловский кардинально отошел от сценария, который первоначально назывался " Год спокойного солнца". Он доверил почти все роли непрофессиональным актерам, позволил им говорить своими словами, от своего лица. Ему вовсе не было нужно, чтобы его герои были именно такими, как в сценарии. Если он не нашел на роль председателя колхоза «здоровенную бабу с басистым голосом», которую описал сценарист Юрий Клепиков, то не очень огорчился. Зато он нашел очень колоритного, артистичного горбуна, и снял его в этой роли. Фильм от подобной перемены ничего не потерял, а только приобрел дыхание реальной жизни, правду.
Если даже в игровом фильме возможны столь решительные перемены, то документальный фильм - это вообще путешествие в неизвестность. В игровом кино мы имеем дело с актерами, которые играют роли; в документальном кино - с живыми людьми. То, что в игровом кино делается без каких-либо моральных проблем, в документальном может быть этически недопустимо. Представьте себе, например, сцену, где человек тонет, где бьют ребенка или насилуют женщину. В игровом кино это все не настоящее, не на самом деле, может быть повторено в разных дублях. А если это происходит на самом деле? Вы что, будете спокойно снимать, как все это происходит, не пытаясь помочь человеку?
Вопрос: С чего начинается работа сценариста документального кино? Ответ: Работа сценариста документального кино начинается с идеи. Эта идея может быть его собственной, а может быть и предложенной кем-то: режиссером, студией, телеканалом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|