Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава третья. Классические основы драматургии, которые никто не отменял.




Глава третья. Классические основы драматургии, которые никто не отменял.

Сюжет в кино, как мы знаем, раскрывается в первую очередь через движущееся изображение. Кинематографический способ построения сюжета во многом отличается, к примеру, от литературного. Готовый сценарий часто не похож на театральную пьесу. Но кинопроизведение, как правило, опирающееся на сюжет, основывается на универсальных законах драматургии.

Это трехчастная структура: завязка – кульминация – развязка. История искусства выработала устойчивую архитектонику драматургического произведения, имеющую непреходящую ценность и для написания киносценария. Трехчастная структура существует, кстати и в любом музыкальном произведении.

Существует классическая конструкция построения драмы, по которой действие проходит по крайней мере пять этапов.
1. Экспозиция – первое знакомство с действующими лицами, местом действия и временем.
Каждый художник в новой работе сталкивается с проблемой экспозиции, ибо без уяснения зрителем характеров и расстановки действующих лиц, без понимания окружающей обстановки он просто не сможет следить за развитием сюжета.
2. Завязка – первое столкновение героев, их мнений, позиций, которое раскрывает противоречия между ними, означает начало основного конфликта.
3. Развитие действия – цепь событий, заданных экспозицией и завязкой, развитие конфликта, открытое столкновение характеров. Развитие может идти, непрерывно нарастая, действие – усложняться, главный конфликт – обнажаться. Но бывает и так, что главная сюжетная линия обрастает параллельными действиями и побочными конфликтами. И тогда главный конфликт либо достигает своей высшей точки, кульминации, либо разрешается в сюжетных параллельных линиях.
4. Кульминация – высшая точка столкновения характеров, момент наиболее острого проявления конфликта. Кульминация определяет победу в споре и, если перед нами трагедия, часто приводит повествование к концу, выражаясь юридически, «по причине гибели героев».
5. Развязка следует за кульминацией, обычно это эпизод, в котором подводится итог борьбы, выясняется расстановка персонажей после генеральной схватки.
Так строится классический игровой фильм, созданный на основе рассказа, романа, пьесы, обязательно имеющий начало и конец.

Разумеется, в кинематографе такие конструкции в чистом виде встречаются крайне редко.  Тем не менее, при попытке проанализировать структуру построения некоторых современных документальных фильмов, вы без труда убедитесь, что во многих из них наличествуют те или иные элементы классической конструкции, ибо она вытекает из природы драматического произведения. Без нее очень трудно создать интересные, запоминающиеся фильмы.

Приведем еще одно мнение о нужности и специфическом назначении сценария, близкое, по нашему мнению, к кинодокументалистике. Высказывание Андрея Тарковского: «Настоящий сценарий не должен претендовать на то, чтобы быть законченным литературным произведением. Он должен изначально задумываться как будущий фильм. На мой взгляд, чем точнее написан сценарий, тем хуже будет картина. Обычно такой сценарий называется " крепким", герои в нем обязательно " превращаются", все " движется" и т. д. В основе своей это типично коммерческое предприятие. Другое дело авторское кино. В нем невозможно изложить концепцию литературным языком, ибо фильм все равно будет другим. Надо будет искать эквивалент. В идеальном случае сценарий должен писать режиссер фильма. Настоящее кино задумывается от начала до конца. Весь сценарий картины Годара " Жить своей жизнью" умещался на одной странице, где была зафиксирована последовательность эпизодов. И все. Текста не было. Актеры говорили то, что соответствует ситуации».

 

Глава четвертая. Этапы работы над сценарием неигрового фильма

Познакомившись с некоторыми общими законами кинодраматургии, проследим за основными этапами работы над сценарием любого фильма.

Очевидно, что первый этап предусматривает разработку темы на основе замысла. Иногда замысел, первоначально изложенный на бумаге как заявка, бывает таким четким и ясным, что если его потом сравнить с готовым фильмом, то между ними не обнаружишь никакого различия. Но чаще всего бывает, что замысел – лишь толчок к созданию будущего фильма.

Не надо думать, что на первом этапе работы над сценарием дело ограничивается только темой. Заявка на создание фильма должна быть достаточно подробной, для того чтобы дать представление о форме подачи материала – стиле будущего фильма.

Сложнее выбрать вид и жанр фильма. Нас прежде всего интересует документальное кино, но способ организации материала может иметь различный вид. Можно снять острый репортаж, проблемный очерк, драматический фильм-портрет или публицистический фильм.

Автору будущей ленты надо четко уяснить: предусматривается ли диалог, интервью или дикторский текст? А может быть, и то и другое вместе? Предполагается ли использовать музыку или шумы?
Однако, прежде чем по всем этим пунктам будет принято решение, необходимо ответить на два важных вопроса: какую цель вы преследуете, приступая к работе над фильмом, для какой аудитории он предназначен? Следует подчеркнуть, что, каким бы ни был вид или жанр фильма, самое важное – с первых шагов точно определить его цель и аудиторию, то есть помнить о зрителе, для которого снимается лента.

Есть такое понятие как «целевая аудитория». Очень редки случаи, когда удается создать фильм одинаково интересный самой широкой аудитории. Удачной, как правило, получается только та лента, которая рассчитана на определенную категорию зрителей.

Разработка темы может идти медленно и проясняться шаг за шагом. Первый вариант может, вероятно, представлять собой короткий текст, и тема в нем будет изложена в общих чертах. Мало-помалу идея фильма будет выкристаллизовываться. Кстати, в этом одна из причин того, что лучше начинать с заявки, нежели сразу браться за подробный сценарий.

Форма «тематической заявки». Это половина, максимум страница текста, где автор, как правило от первого лица, в свободной форме излагает: о чем или о ком будет его фильм, кто будет героем (-ями) фильма, где он будет сниматься, для кого предназначен, его жанр, хронометраж и сроки производства. Также автор в заявке заявляет о важности, актуальности этой темы и почему тема так волнует автора. Тематическая заявка, помимо краткого изложения всего вышеперечисленного, призвана зажечь потенциальных продюсеров, единомышленников и всех, от кого может зависеть судьба будущего фильма.

Написание «тематической Заявки» это очень важный этап прежде всего для автора фильма. Это формулирование, конкретизация, уяснение и прояснение для себя замысла фильма и плана его реализации.

После определения темы, метража и жанра фильма начинается очень ответственная и, на наш взгляд, чрезвычайно интересная работа – сбор и изучение материала.

Когда Заявка сформулирована, можно переходить к более детальной разработке сюжета. Естественно, ознакомление с материалами, имеющими отношение к теме будущего фильма, состоялось уже раньше. Но теперь наступает этап «погружения в материал», изучения всего-всего, что нужно для и для сюжета фильма и для съемок его. Следует собрать всю информацию, которая будет в той или иной степени использована в фильме, проверить ее точность, достоверность… Если возможно, следует познакомиться с местами, где будет производиться съемка. Если надо ехать в экспедицию, а возможности на этапе написания сценария такой нет – изучить места по другим источникам (интернет, видео, фото и проч. ) Если съездить заранее невозможно, нужно связаться с людьми на местах, с которыми придется работать. Сбор материала и его изучение должно завершиться первым кратким вариантом сценария или так называемым «Синопсисом». Быть может, придется еще работать над многими вариантами, но чаще всего у начинающих режиссеров и операторов первый вариант после дополнений становится тем документом, по которому снимается фильм.

Синопсис – это результат этапа более подробного изучения материала будущего фильма. Результат подготовительного периода к съемкам. Синопсис, написанный авторами – принимаемая к рассмотрению форма «развернутой тематической заявки на фильм». Синопсис является проектом фильма и вместе с предварительной сметой рассматривается на предмет производства различными студиями-производителями, фондами, финансирующими неигровое кино (в том числе Министерством культуры РФ), разными организациями-грантодателями, телеканалами. Синопсис вместе с прилагаемой сметой рассматривает финансовое жюри на публичных представлениях-конкурсах (питчингах) кинопроектов.

Из чего состоит Синопсис (проект) фильма?

" Синопсис фильма" – это написанная в произвольной литературной форме развёрнутая тематическая заявка, где повторяется информация Тематической заявки с представлением темы, идеи, героев, актуальности, но уже более конкретно. Есть уже сюжетный план + описываются 2-3 эпизода будущего фильма, которые обязательно предполагается снять (в том числе ключевой, кульминационный или главный). Также к синопсису прилагается вторая часть так называемая «режиссерская экспликация». В ней конкретно по пунктам указываются режиссерские творческие и технологические решения – визуальная, монтажная стилистика и художественные приемы (например, фильм монолог или отсутствие слов, плавающая или статичная камера… черно-белое решение и т. д. ), хронометраж, календарные сроки и места производства, возможное использование кинохроники и других архивных материалов, наличие-отсутствие закадровых текстов, стилистика музыкальных решений, привлечения композитора, необходимость компьютерной анимации и спецэффектов и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...