Глава вторая. Тема, идея, замысел
Бела Балаш, теоретик кино, киноклассик на заре кино написал такие горькие слова: « И вообще, существует ли киносценарий? Правда, он пишется, но ведь никем не читается (кроме нескольких человек на кинофабрике). Когда же фильма закончена, киносценарий исчезает бесследно. Надо было его придумать, претворить в образы, написать. И не остается никакого литературного произведения. От него вообще ничего не остается. Это—полуфабрикат: он поглощен готовым произведением. В этом есть что-то трагическое. Оно выражается между прочим в том, что даже в случае наибольшего успеха фильмы публика запоминает имя режиссера, имена артистов. Имя же сценариста, даже если оно красуется на афишах, запоминают только профессионалы». Заметим сразу, что и сейчас в 21-м веке ни Голливуд, ни другие страны, производящие фильмы мировой значимости, без крепких сценариев обойтись не могут. Это фундамент любого кинопроизведения. В том числе и документального фильма. Только «природа» неигровых фильмов иная и работа над фильмом в корне отличается от игрового кино – здесь нет, прописанных диалогов, актеров и репетиций, выстраивания мизансцен и декораций, съемочных дублей. Документалистика – «иное кино». Сценарий неигрового (документального) фильма представляет собой рабочий «чертеж», на основании которого делается фильм. В нем подробно изложен замысел автора. В законченном виде это документ, где детально описываются содержание каждого эпизода и сопровождающая изображение фонограмма. «Картину решает драматургия, – пишет выдающийся режиссер Михаил Ромм. – Все важно: важна работа актеров, важна режиссерская изобретательность, тонкость его работы, выразительность, темперамент, умение обращаться с кадром, с массовкой, важен монтаж, важно изобразительное решение, важны все компоненты кинематографа, которые формируют зрелище – но фундаментом картины является сценарий: он решает успех дела, он определяет и идейный и художественный результат».
Между тем нередко встречаются авторы фильмов, считающие сценарий документального фильма необязательным этапом в своей работе, утверждающие, что во время съемок они прекрасно обходятся без какого-либо плана. Что на это можно сказать? Совершенно очевидно, что без сценария снимаются очень плохие, бесформенные картины. Даже те, кто утверждает, что можно снимать без сценария, в действительности проделывают определенную работу, размышляя о драматургии своих фильмов. Очевидно, что на первом этапе начинающему автору сложно написать подробный сценарный план. Иногда тема фильма достаточно ясна. В этом случае возможно продумать каждый эпизод, наметить содержание каждого кадра, будучи уверенным, что намеченный план съёмок удастся выполнить. Если сценарий предусматривает съемки на улицах или в общественных местах, то ни люди, ни погода, ни освещение от нас не зависят. Следовательно, сценарий будущего фильма не всегда может быть точным. Зачастую он должен давать режиссеру и оператору значительную свободу, с тем чтобы они на месте в зависимости от конкретной обстановки могли принять правильные решения, но только в идейном русле сценарного плана. Написание сценария можно разбить на три главных этапа. Первый этап предусматривает разработку темы. Второй – сбор материала и ознакомление с тем, что предстоит снимать. Третий этап – написание самого сценария.
Работа над сценарием начинается с замысла. Замысел всегда имеет достаточно четкую цель. Начнем с простых примеров: На ТВ дают задание: «показать работу экологической экспедиции», создать портрет руководителя известной правозащитной организации или осветить этапы научной деятельности ученых-ботаников… Решив снять какой-нибудь из этих сюжетов, вы не прекращаете работу над замыслом. Мало сказать: «Хочу снять фильм о руководителе экологической группы». Ведь о нем можно снять хроникальный фильм, чтобы сделать известным его имя, а можно и учебный фильм, знакомящий всех с его научным подходом. Наконец, снять драму о личной жизни ученого, его психологических проблемах, которыми он мучается, не сложившейся судьбе. Очень важно отметить, что «тема» может быть одна (ученый-эколог), а «идеи» авторов по реализации этой темы могут быть разные – соответственно каждый автор снимет «свой фильм» об экологе, не похожий на фильм коллеги. И возникают вопросы: что нужно снять обязательно, какие эпизоды должны быть в этом фильме? А это уже основа «сценарного плана», фабулы будущего фильма. Таким образом, даже как будто «бессценарный» фильм снимается на основе более или менее разработанного плана. И неважно, что этот план возник и держится в уме – это все равно сценарный план. Однако подчеркнем, что снять удовлетворительный фильм по приблизительному плану невозможно. Импровизация в таком сложном деле, как видеосъемка, хороша только в том случае, если она основывается на четком сценарии. А импровизация на всех этапах создания фильма – это наивность, дилетантизм. Можно спросить, а как же быть со съемками событий, которые невозможно предусмотреть? Они могут с героем фильма возникнуть «внепланово». Конечно же, их надо снимать. Экспромтные съемки нужно вести по мгновенно намеченному плану. Но. Надо помнить золотое правило документалиста: видеокамера – это не лейка, которой «поливают» все подряд, она должна стать «глазом» наблюдательного и точного в выборе объектов и событий тандема «режиссер – оператор». Нельзя снимать все, что предлагает вам жизнь. Вы непременно запутаетесь в многообразии и противоречии жизненных явлений. Необходимы отбор фактов и их осмысление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|