Весна. Цель и задачи наблюдений. Содержание наблюдений. Ознакомление с весенними явлениями в неживой природе следует связать с изменениями в жизни растений и животных
Весна
Объекты живой природы. Явления неживой природы
Цель и задачи наблюдений
Содержание наблюдений
ЖИВОТНЫЙ МИР
Ознакомление с весенними явлениями в неживой природе следует связать с изменениями в жизни растений и животных.
Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы)
Расширять представления детей о поведении птиц в весенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц в природе.
Весной птицы уже не летят к кормушке, они начинают сами активно добывать корм. Некоторые птицы возвращаются из теплых краев. Многие птицы улетают в лес, потому что в лесу летом много корма. (Предложите детям принять участие в празднике «День птиц». )
83
Продолжение таблицы
Объекты живой природы. Явления неживой природы
Цель и задачи наблюдений
Содержание наблюдений
ЖИВОТНЫЙ МИР
Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки, пчелы, муравьи, кузнечики и мухи)
Расширять представления детей о многообразии насекомых. Учить различать насекомых по внешнему виду и называть. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать желание наблюдать за насекомыми.
Серая ворона. Ранней весной птицы появляются у мест гнездования. Самец и самка вместе на дереве строят гнездо из веток, иногда из проволоки. Когда ворона сидит на яйцах, самец ее кормит. Серые вороны активно защищают свои гнезда от кошек и собак. Вороны очень умные и хитрые птицы. Питаются растительной и животной пищей. Сизый голубь. Весной гнездятся голуби на чердаках, балконах и других местах. Гнездо делают из тонких веточек и перьев. Питаются в городе различными пищевыми отходами.
Домовой воробей. С наступлением вес
ны в стайках воробьев наступает ожив
ление. Самец и самка вместе строят
гнездо из стеблей растений и других
материалов в укромном месте. Домо
вые воробьи питаются растительной и
животной пищей (зернышками, насе
комыми и пищевыми отходами).
Скворец. В конце марта в город приле
тают скворцы. Весной птицы окраше
ны в черный цвет с металлическим
фиолетовым и зеленым отливом; клюв
желтый. Самцы и самки окрашены
почти одинаково. Потом скворцы ли
няют и становятся пестренькими. Лю
ди строят для скворцов скворечники.
В них самец и самка строят гнездо из
мягкой травы и перьев. Высиживают
яйца птицы по очереди. Скворцы пи
таются червяками, пауками и насеко
мыми. Скворцы защищают плодовые
деревья от насекомых, поедая вредных
для дерева гусениц.
Весной насекомые выползают из укромных мест.
Народные приметы, связанные с поведением насекомых: если стрекозы летают стаями —будет дождь, если кузнечики не стрекочут — скоро будет дождь.
84
Продолжение таблицы
Объекты живой природы. Явления неживой природы
Цель и задачи наблюдений
Содержание наблюдений
ЖИВОТНЫЙ МИР
Лягушка (земноводное)
Расширять представления детей о многообразии животного мира.
Лягушка. Весной около воды и в воде появляются лягушки. На земле лягушки прыгают, а в воде плавают. У лягушки большие глаза, большой рот, кожа блестящая серого или зеленого цвета; длинные задние ноги, с помощью которых она может далеко прыгать. Питаются в основном насекомыми. Лягушки квакают.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
Деревья, кустарники и травянистые растения
Расширять представления об изменениях в мире растений в весенний период. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.
Весной природа оживает. Весной на деревьях и кустарниках набухают почки, из них появляются листочки. Взрослые высаживают саженцы деревьев и кустарников, проводят обрезку кустарников. В апреле зацветает верба. В мае зацветают черемуха, смородина, яблоня, вишня, сирень, рябина. После того как растает первый снег, появляются первые цветы — мать-и-мачеха и одуванчики. Весной люди высаживают на клумбы цветы. В конце весны расцветают тюльпаны. Над цветами кружатся насекомые. В мае вся земля покрывается зеленым ковром — травой. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются. Травка имеет корешок, который находится в земле. Если травку выдернуть с корешком, то она расти не будет, травка завянет.
Фрукты и овощи
Расширять представления детей об овощных культурах. Показать труд человека по выращиванию овощей и фруктов.
Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях. Все фрукты вкусные, полезные и содержат много витаминов. Весной у садовода много работы в саду. Плодовые деревья белят, охраняя от прямых солнечных лучей. Весной в саду много птиц, они помогают садоводам бороться с вредителями — гусеницами, бабочками и жуками. Весной цветут плодовые деревья.
85
Продолжение таблицы
Объекты живой природы. Явления неживой природы
| Цель и задачи наблюдений
| Содержание наблюдений
|
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
|
|
| Овощи — сочные части растений, которые выращивают для употребления в пищу. Овощи растут в огороде на грядках. Весной люди работают в огороде: вскапывают землю, удобряют землю, делают грядки, сеют семена и высаживают рассаду. (Покажите детям первые весенние всходы на огороде: лук, укроп, редиску. )
|
ЯВЛЕНИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
|
Солнце
| Формировать у детей понятия о том, что для жизни на земле нужно солнце. Показать, что весной солнце светит ярче и пригревает землю.
| В начале весны солнце поднимается выше. Световой день удлиняется. На крышах появляются сосульки. Сосульки блестят на солнце. Солнце светит ярче, стало теплее. Тает снег, бегут ручьи. Теплое солнце прогревает почву. Солнце пригревает землю, и появляются растения и насекомые. Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется. Все рады весеннему солнышку.
|
Луна и звезды
| Расширять представления о луне и звездах.
| Вечером весной светло, на небе видны яркие звезды и луна.
|
Небо
| Показать особенности весеннего неба.
| Весной небо чаще становится голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Они называются кучевыми, так как плывут кучками. Народная примета: темные тучи на небе — к дождю.
|
Воздух
| Расширять представления о воздухе. Учить обнаруживать воздух с помощью вертушки.
| Воздух окружает нас повсюду. Воздух не имеет вкуса и запаха. Перемещается воздух с помощью ветра. Весной воздух свежий.
|
Ветер
| Продолжать знакомить детей с природным явлением — ветром.
| Сильный ветер быстро гонит облака по небу. Когда нет ветра, облака тихо плывут по небу. Дует ветер, деревья качаются. Ветер — это движение воздуха.
|
Вода и осадки
| Расширять представления детей о свойствах воды. Показать простейшие связи между явлениями в природе.
| Вода. Весной тает снег — капель, бегут ручьи. Вода нагревается на солнце. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи.
|
Окончание таблицы
Объекты живой природы. Явления неживой природы
| Цель и задачи наблюдений
| Содержание наблюдений
|
ЯВЛЕНИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
|
|
| Снег и дождь. Весной снег тает, становится серым, грязным, образуются сосульки. На земле от таяния снега образуются ручьи. В начале мая бывает первая гроза и гремит гром. Перед грозой небо становится темным, на нем появляются молнии. После дождя земля оживает; все мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля. После дождя капли воды красиво блестят на солнце.
|
Почва(песок, глина и камни)
| Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине и камнях.
| Почва. Весной начинаются сельскохозяйственные работы. На огородах копают землю, делают грядки и сажают семена растений.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: