Особенности сезонных наблюдений
Сентябрь Тема 1 Что нам осень принесла? Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов. Тема 2 У медведя во бору грибы, ягоды беру... Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Октябрь Тема 3 Прохождение экологической тропы Программное содержание. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Тема 4 Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки) Программное содержание. Дать детям представления о декоративных птицах. Показать детям особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными. Ноябрь Тема 5 Осенние посиделки Беседа о домашних животных Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. Тема 6 Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу Программное содержание. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. Декабрь
Тема 7 Дежурство в уголке природы Программное содержание. Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. Тема 8 Почему растаяла Снегурочка? Программное содержание. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Январь Тема 9 Стайка снегирей на ветках рябины Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря.
Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. Тема 10 В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой) Программное содержание. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. Февраль Тема 11 Рассматривание кролика Программное содержание. Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. Тема 12 Посадка лука Программное содержание. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.
Март Тема 13 Мир комнатных растений Программное содержание. Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. Тема 14 В гости к хозяйке луга Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых.
Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. Апрель Тема 15 Поможем Незнайке вылепить посуду (лепка из глины) Программное содержание. Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. Тема 16 Экологическая тропа весной Программное содержание. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Май Диагностические задания 1—4. Методика работы с детьми 4-5 лет Цель программного раздела — ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры. Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество, понимания взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Реализация цели раздела идет через решение следующих задач: • уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных • формирование знаний о жизненно необходимых условиях для • формирование элементарных представлений о причинно- • развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного • формирование потребности заботиться о чистоте и порядке в • ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье
• формирование привычки рационально использовать воду; • выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим • развитие познавательного интереса к окружающему миру; • формирование эстетического отношения к окружающему миру. Для реализации целей и задач раздела важно следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада. Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Работа по данному направлению осуществляется в ходе организованной образовательной деятельности, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать разнообразные формы работы: экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, прохождение специально разработанного экологического маршрута — экологической тропы. Экологическая тропа —это демонстрационный маршрут, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования. Целесообразно организовать экологическую тропу таким образом, чтобы иметь возможность знакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами; провести наблюдения, организовать игру. Экологическая тропа может проходить в здании ДОУ и на его территории, а также в природных или приближенных к ним условиях (парк, сквер, лес). В этом случае должно быть учтено месторасположение дошкольного учреждения.
В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и бьши абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. (Взрослый обязательно должен знать, есть ли в группе дети с аллергическими заболеваниями, чтобы исключить растения и животных, являющихся аллергенами. ) Следует отдавать предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества. Для поддержания чистоты необходимо осуществлять ежедневный уход за растениями и животными. Уборку за растениями и уход за животными (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ, привлекая детей к выполнению отдельных поручений. В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости. Если в дошкольном учреждении есть комната природы или кабинет природы (экологии), где созданы необходимые условия, то можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес и горох. Необходимо осуществлять ознакомление с природой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При этом особое внимание следует уделять таким темам, как: «Природа и здоровье», «Питание и здоровье», «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья! », «Наши меньшие друзья» и др. Важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т. д. ) и могли применить полученные знания в своей практической деятельности. Этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры, понятные и доступные детям. Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать мероприятия, посвященные экологическим праздникам: 22 марта — Всемирный день воды, 1 апреля — Международный день птиц, 22 апреля — Международный день Земли, 22 мая — Международный день биоразнообразия, 5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября — Всемирный день животных. В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение). Педагог может по своему усмотрению вариативно использовать материал данного пособия.
В конце учебного года для проверки эффективности работы целесообразно провести диагностическое обследование детей. У детей 4—5 лет следует поддерживать интерес к явлениям природы, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром; делать элементарные выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рассказах и продуктивных видах деятельности. Ознакомление с природой происходит в процессе организованной образовательной деятельности, во время экскурсий, наблюде- ний, опытнической деятельности, подвижных, дидактических и сю-жетно-ролевых игр. В процессе игр-драматизаций дети учатся имитировать движения животных, оценивать поведение животных — сказочных персонажей. Организуя деятельность детей, следует указывать на необходимость выполнения определенных правил по отношению к сверстникам и взрослым. Важно помочь детям увидеть зависимость организации жизни всей группы от поведения каждого ребенка. Приучая детей к порядку, воспитывая бережное отношение к вещам, следует обращать их внимание на то, что в создание каждой вещи вложен труд людей. (Например, если ребенок плохо вымыл руки, оставив на полотенце грязные разводы, — это неуважение к труду прачки и т. д. ). В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно-гигиенических навыков следует объяснять детям целесообразность процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы. В процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, в режимные моменты детям объясняют, какую важную роль для здоровья человека играет питание; подводят их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития. Дети учатся называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Следует уточнять и обогащать их представления о многообразии растительного и животного мира. Закрепляются знания детей о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), о пользе, которую они приносят человеку; формируется желание ухаживать за животными, заботиться о них. Наблюдая с детьми за животными, педагог учит любоваться их красотой, силой и ловкостью; рассказывает о том, что домашние животные преданы своим хозяевам, человек должен уметь содержать животных в домашних условиях. Дети учатся узнавать и правильно называть животных и их детенышей. Ребенок пятого года жизни способен выделять строение тела животного и называть цвет окраса (например, у лошади есть голова, четыре ноги, хвост; на голове —уши, глаза; тело покрыто шерстью; окрас —серый). Приведем в качестве примера содержание организованной образовательной деятельности по теме «Знакомство с кроликом породы русский горностаевый». Цель. Расширение знаний детей о животных. Формирование умения выделять условия, необходимые для жизни кролика. Расширение представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Воспитатель приводит детей в уголок природы, показывает им живого кролика и спрашивает: «Кто знает, как называется это животное? (Кролик. ) Этот кролик относится к породе русских горностаевых. Давайте понаблюдаем за тем, как кролик ведет себя в нашем присутствии». Дети описывают поведение кролика, педагог обобщает их высказывания: вытягивает шею, нюхает воздух и предметы, шевелит усами, смотрит, прыгает и т. д. — и спрашивает: «Как вы думаете, как кролик с помощью носа может определить пищу? А человек может определять пищу по запаху, как кролик? С помощью чего кролик видит окружающий мир? », подводя детей к пониманию того, что человек и животное видит окружающий мир глазами. Задает вопрос: «Какие у кролика глаза? » (Красные, блестящие. ) Затем воспитатель дает кролику морковь и предлагает ребятам понаблюдать, как он ее грызет. Рассказывает, что животных, которые грызут твердую пищу, называют грызунами. После того как кролик съест морковку, педагог предлагает детям подойти к кролику поближе, погладить его, рассказать о своих впечатлениях (глаза красные, блестящие; шерсть густая, короткая, нежная, серебристо-белого цвета; на мордочке, ушах, ногах и хвосте черные пятна). Воспитатель рассказывает: «Русский горностаевый кролик неприхотлив в уходе, вынослив к холодам, нетребователен к пище. Кролика нельзя брать на руки, как кошку, он может поранить нас лапками. Особенно сильные у него задние лапки, которыми кролик, как и заяц, может отбиваться от своих врагов. В детском саду у кролика нет врагов, он живет в клетке, но у него проявляется инстинкт самосохранения». Педагог предлагает посадить кролика в клетку и продолжить наблюдение за ним. Кролик ведет себя более естественно, так как клетка — это его дом. Воспитатель предлагает налить кролику свежей воды и покормить его; рассказывает: «Корм кролика должен быть разнообразным—это сено, овес, пшеница, кукуруза, свекла, капуста, морковь. Из трав очень полезны крапива, одуванчик, подорожник. Кролики охотно грызут ветки и кору, стачивая свои зубы. Кормить кролика нужно 2—3 раза в день. Нельзя кормить кролика такими растениями, как мак, ландыш и лук—они являются для него ядовитыми». Дети прощаются с кроликом и возвращаются в группу. Педагог предлагает поиграть в игру «Кролики».
В одной части комнаты полукругом расставлены дуги — это «клетки кроликов». На противоположной стороне комнаты — «дом сторожа». В центре комнаты —«лужайка», на которую кроликов выпускают гулять. За каждой дугой становятся 2—3 ребенка; по указанию воспитателя они присаживаются на корточки — «кролики сидят в клетках». Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под дугой, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки! » дети возвращаются на свои места, снова проползая под дугой. Для закрепления знаний о животных можно предложить игру «Изобрази животное». Дети образуют круг. В центр круга встает взрослый. Мимикой и движениями показывает какое-нибудь животное. Дети должны угадать это животное и повторить движения. Затем в центр круга можно пригласить желающего ребенка, который покажет свое животное. Следует помочь детям понять, что с животными нельзя поступать как с людьми — кормить сладостями, заворачивать в одеяльце и т. д.; объяснить особенности обитания животных в природе (звери — на земле, птицы —в воздухе, рыбы —в воде, червяки —в земле); научить их сравнивать млекопитающих, птиц, рыб и насекомых. Педагог объясняет детям, что звери живородящие, они вскармливают детенышей молоком; тело животных, как правило, покрыто шерстью, есть пасть с зубами и четыре ноги. У птиц тело покрыто перьями, есть два крыла и две ноги, рот в виде клюва, детеныши появляются из яиц. У рыб тело вытянутое, обычно сплющенное по бокам, покрытое чешуей; они передвигаются в воде с помощью хвоста и плавников; мальки появляются из икры или рождаются (у живородящих рыб). У насекомых тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко; оно покрыто хитином (тоненькой кожицей); у них шесть ног; потомство появляется из яичек. Следует уточнить представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), учить выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползает, жук и летает, и ползает). Дети должны узнавать лягушку и знать основные особенности ее внешнего вида (зеленая кожа, на голове большие глаза, четыре лапки), движений (не только прыгает, но и плавает), издаваемых звуков (квакает); узнавать и называть 1—2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижения (у ящериц продолговатое те- ло, длинный хвост, очень быстро ползает; у черепахи — тело короткое, в панцире, хвост короткий, черепаха ползает медленно). В процессе знакомства с произведениями фольклора дети учатся замечать и сравнивать особенности поведения животных в сказках и повадки животных в природе; осознают взаимосвязь живых организмов со средой обитания. Можно загадать детям загадку: Ходит по двору весь день Царь в короне набекрень, Громко шпорами звенит, Грозно подданным кричит: — Заморите червяка, А не то намну бока! (Петушок) Если дети видели живого петуха, можно попросить их поделиться своими впечатлениями, описать внешний вид петуха. Предложить вспомнить стихи и загадки, в которых подчеркивается та или иная особенность петуха, например: С переливами поет, Утром будит весь народ, Золотистый гребешок, Гордо носит... Кто взлетает на забор, Спозаранку будит двор И горланит песни вслух? Птица гордая — петух. Покажите детям способ рисования петушка и предложите нарисовать сказочного или настоящего петушка. Предложите детям игру-драматизацию «Цыпленок и утенок» (по одноименному рассказу Н. Сутеева), чтобы подчеркнуть общее и разное в поведении цыплят и утят. Объясните детям, что утенок — водоплавающая птица, а цыпленок —нет. Продолжайте расширять знания детей о домашних животных. В городских условиях ребята не всегда понимают, почему животные живут не в доме, но называются домашними. Нужно подробнее рассказывать им о том, зачем разводят домашних животных, как используют и перерабатывают продукты, получаемые от некоторых животных. Поощряйте желание детей помогать взрослым в уходе за животными. Для закрепления знаний о домашних животных задавайте детям вопросы: «Каких домашних животных вы знаете? Почему этих животных называют домашними? Почему человек заботится о домашних животных? Какие домашние животные дают молоко? Какие до- машние животные дают пух и шерсть? Какие домашние животные несут яйца? У каких домашних животных есть рога и копыта? ». (В ходе беседы показывайте картины с изображением животных. ) На прогулке обратите внимание детей на поведение домашних животных—собака во время встречи с хозяином прыгает и виляет хвостом, кошка ласкается и т. д. Продолжайте знакомить детей с животными в процессе чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, бесед, игровой деятельности. В процессе ознакомления с природой необходимо учить детей делать элементарные выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Взаимосвязи в природе хорошо прослеживаются в рассказе Л. Толстого «На что нужны мыши». «У меня был молодой сад. Весною я пошел смотреть свои яблони и увидел, что мыши кругом объели их корни, так что вокруг каждой яблони кора была съедена, как белое кольцо. Яблони были хорошие и свежие. На всех были цветовые почки. Все бы они цвели и дали бы плод, а теперь я знал, что они пропадут, потому что сок в деревьях ходит по коре, как в человеке кровь ходит по жилам. Мне жалко было смотреть на мои яблони, и я пошел домой. И рассказал деду свое горе, и как бы я побил всех мышей на свете, если бы моя сила была. А дед сказал: „Если бы твоя сила была побить мышей, ты знаешь, кто бы тебя пришел просить за них? ". Я сказал: „Некому просить за них, они никому не нужны". А дед сказал: Первые пришли бы кошки и стали просить за мышей. Они сказали бы: „Если ты побьешь мышей, нам будет есть нечего". Потом пришли бы лисицы и тоже просили. Они сказали бы: „Без мышей нам надо будет красть кур и цыплят". После лисиц пришли бы тетерева и куропатки и тоже просили бы тебя не убивать мышей. Я удивился: зачем куропаткам и тетеревам мыши, но дед сказал: „Им мыши нужнее всего на свете. Они не едят их, но если ты мышей погубишь, лисицам будет есть нечего, они разорят куропачьи и тетеревиные гнезда. Все мы на свете друг другу нужны" ». Задайте детям вопросы: «Нужны ли мыши в природе? Почему автор хотел убить мышей? Что можно сделать, чтобы уберечь яблоню от грызунов? Что означают слова „Все мы на свете друг другу нужны? " ». Помогите детям составить экологическую цепочку, например: в саду растут плодовые деревья, мыши питаются корой этих деревьев, лисы и птицы (куропатки и тетерева) питаются мышами. Чаще используйте в работе с детьми фольклорные произведения малых форм, предлагайте отгадывать загадки, закрепляя представления о знакомых животных: Кто в дупле живет, Орешки грызет, На деревьях резвится, Упасть не боится. (Белочка) Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ежик) Материалом для беседы о белках может послужить рассказ И. Соколова-Микитова «Белки». «В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы. В развалине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опенки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи. Поздней осенью переменят белки свои красные платьица на серые зимние шубки. В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В этих гнездах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах, белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров. Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зверек в наших лесах — шустрая белка». Спросите у детей: «Где живут белки? Для чего белки развесили грибы на деревьях? Почему поздней осенью белки меняют свой наряд? Где белки строят свои гнезда? Где маленькие бельчата в зимние дни прячутся от морозов и холодных ветров? ». Если ответы детей не совсем точны, прочитайте соответствующие отрывки текста. Детям этого возраста следует дать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания; закреплять знания о разнообразии растительного мира (деревья, кусты, травы); показать, что растения питаются через корень; дать представления о том, что одним из необходимых условий ухода за растениями является рыхление. Можно рассказать детям о некоторых грибах и ягодах, растущих в лесах вашей местности; дать представления о простейших связях между природными явлениями (лесные растения являются пищей для животных и т. д. ). На прогулках продолжайте учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закрепляйте представления о сезонных изменениях в природе. Расширению знаний о природных явлениях способствует дидактическое упражнение «Да и нет». Педагог задает детям вопросы: «Зимой на деревьях много листьев? Летом идет снег? Летом дети катаются на санках с ледяной горки? Зимой дети купаются в речке? Летом в лесу много грибов и ягод? Зимой прилетают бабочки? Летом речка покрывается льдом? ». Дети должны быстро ответить «да» или «нет». Особенности сезонных наблюдений Осень. Прочитайте детям стихотворения об осени, например, отрывок из стихотворения А. К. Толстого: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Закрепляйте у детей элементарные представления об осенних изменениях в природе (холодает, небо стало серым, солнце светит не так ярко и т. д. ); расширяйте знания об овощах, фруктах, ягодах, грибах и их свойствах; умение видеть красоту осенней природы; расширяйте словарный запас (листопад, золотой, багряный и т. д. ). Предоставляйте детям возможность активно действовать на прогулках и экскурсиях, создавать красивые букеты из осенних листьев, поделки из природного материала. Расширяйте их знания о свойствах природных материалов. Покажите им изделия из природного материала и предложите собрать камешки, шишки, коренья, семена растений для изготовления поделок. Научите детей создавать поделки из природного материала. Предложите ребятам поиграть с ветром, используя вертушки; подведите их к пониманию того, что чем сильнее ветер, тем быстрее движения вертушки, а в комнате вертушка не вертится, так как ветра нет. Понаблюдайте с детьми за тем, как качаются деревья в ветреный день. Закрепляйте умение детей устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Во время наблюдений обратите их внимание на появившиеся семена растений; объясните, что из них появляются новые растения, переносчиками этих семян являются птицы и животные, а в садовых условиях семена высаживают люди. Наблюдайте с детьми за тем, как взрослые высаживают деревья и кустарники. Для расширения знаний детей о живых организмах целесообразно провести игры «У медведя во бору», «Пчелки и ласточка» и др. Зима. Прочитайте детям стихотворение В. Калинкина «Вот и зима» (в сокращении). Утром на лужицах Тонкий ледок. В воздухе кружится Первый снежок. Вышли ребята Из детского сада, Первый снежок — Ребятишкам отрада. Учите детей замечать изменения в погоде; наблюдать за поведением птиц уголка природы в зимнее время года; уточняйте их представления о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь). На прогулке рассмотрите следы птиц на снегу и побеседуйте с ребятами о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них холодную пору. Формируйте у детей желание помогать животным и птицам в зимние холода. Если на участок прилетают снегири, рассмотрите их с детьми, прочитайте стихотворение А. Прокофьева «Снегири». Расскажите детям, что эти птицы зимой питаются семенами растений, понаблюдайте, как они клюют ягоды рябины, предложите нарисовать этих красивых птиц. Обращайте внимание ребят на красоту зимней природы. При каждом удобном случае наблюдайте за метелью, снегопадом, ветром. Для закрепления знаний детей об окружающем мире организуйте подвижные игры: «Снежинки и ветер», «Воробьи и вороны», «Два мороза» и др. Весна. Прочитайте детям стихотворение Е. Серовой «Подснежник»: Выглянул подснежник В полутьме лесной — Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лед, — Раз пришел разведчик — И весна придет! Спросите, почему подснежник называется «разведчиком». Продолжайте учить детей вьщелять первые весенние признаки. На прогулках закрепляйте их представления о том, что в это время года солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее. Понаблюдайте с детьми за весенним дождем: деревья, крыши, дома—все стало мокрым; люди надели плащи и взяли зонтики. Рассмотрите появившиеся на деревьях и кустарниках маленькие нежные листочки. Отметьте, как красиво стало с появлением травы и первых весенних цветов на участке детского сада. Организуйте наблюдения за цветущими деревьями, читайте детям стихи о цветущих яблонях, черемухе и т. д. Рассматривая с детьми цветущие деревья (яблоня, груша, вишня), спросите: «Какого цвета лепестки цветов? Сколько лепестков в каждом цветке? Какого цвета ствол дерева? Ствол гладкий или шершавый? Что нужно делать, чтобы фруктовые деревья дарили людям крупные, сладкие плоды? ». Подведите детей к пониманию того, что люди должны трудиться, чтобы осенью получить вкусные яблоки. Расскажите о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Понаблюдайте с ребятами за птицами, прилетающими на участок детского сада. У детей средней группы возрастает интерес к труду в природе, им доступны разнообразные виды труда, они начинают ценить результат труда. Особое внимание следует обращать на то, чтобы дети выполняли порученное дело добросовестно. Для закрепления знаний детей о животных организуйте подвижные игры «Птицы и лиса», «Лошадки». Лето. Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Веселое лето» (в сокращении). Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком. Кружат пчелы, Вьются птицы, А Маринка (Иринка, Каринка и т. д. ) — веселится... Понаблюдайте с детьми за погодой (голубое чистое небо, ярко светит солнце, ветер теплый). Большую ценность в воспитательном отношении предоставляют повторные прогулки и экскурсии в течение одного сезона или в разное время года: дети замечают произошедшие в природе изменения. Закрепляйте знания детей о свойствах песка, воды, камней и глины в процессе игровой, трудовой и опытнической деятельности. Организуйте дидактические игры «Из чего сделан предмет», «Третий лишний» и т. д. Закреплять умения классифицировать овощи и фрукты по определенным признакам можно в игре «Что сажают в огороде? ». Для уточнения и углубления знаний о временах года можно организовать игру: «Когда это бывает? ». Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. Затем педагог говорит: «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что происходит в природе в это время, что делают люди. Например, я скажу: „Весна" — и положу камешек одному из вас, например, Саше. Он должен быстро вспомнить и сказать, что бывает весной. Например: „Весной тает снег". Потом я передаю камешек другому ребенку, и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Воспитатель спрашивает: «Вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные слова, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите „да", если я назову то, что в огороде не растет, вы скажете „нет". Тот, кто ошибается, проигрывает». Педагог раздает фанты за правильные ответы (у проигравшего фант забирают). Воспитатель называет вперемешку овощи и фрукты: яблоко, морковь, помидор, огурец, груша и т. д. Для закрепления знаний о явлениях окружающей действительности организуйте на прогулке подвижные игры: «Поймай комара», «Воробушки и кот», «Лето» и др. Игра «Лето». Дети стоят в кругу. С помощью считалки выбирают Лето. С началом стихотворения дети двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга. Педагог читает стихотворение В. Данько: По лужайке Босиком, Солнышком согрето, За цветастым мотыльком Прибежало лето. Искупалось в реке, Полежало на песке, Загорело, Пролетело И исчезло вдалеке. На слова «искупалось в реке, полежало на песке» дети останавливаются. Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук. На последние три строки стихотворения Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Тот, кто угадает его за своей спиной, выходит в середину, теперь он изображает Лето. Прочитайте детям рассказ В. Бианки «Июль — середина лета» (в сокращении). «... Примолкать начинают пичужки: им уж не до песен. Во всех гнездах птенчики. Они родятся голенькими слепышами и долго нуждаются в заботах родителей. Но земля, вода, лес, даже воздух —все полно сейчас корма для маленьких, достанет для всех! В лесах всюду полно маленьких сочных плодов: ягод — земляники, черники, голубики, смородины; на севере — золотистой морошки, на юге в садах—черешни, клубники, вишни. Луга сменили золотое свое платье на ромашковое: белый цвет лепестков отражает горячие солнечные лучи. Жизнь творец — Ярило-солнце в эту пору не шутит: сжечь могут его ласки». Спросите у детей: «Когда в гнездах появляются птенчики. Спросите, какие ягоды растут в лесу? Почему нельзя шутить с Ярилом-солнцем? Что значит „могут сжечь его ласки"? ». Побеседуйте о том, что в солнечные дни нужно носить головные уборы, нельзя долго находиться под солнечными лучами, так как можно обгореть. Расскажите детям, что летом созревают зерновые, из которых получают муку и затем выпекают хлеб. Учите их бережно относиться к хлебу. Проведите занятие на тему «Хлеб всему голова! ». Вспомните пословицы и поговорки о хлебе: «Хлеб — батюшка, хлеб —кормилец», «Хлеб бросать — силу терять», «Есть хлеб — будет и песня», «Сила от хлеба, хлеб от земли», «Хлеб, соль и вода — богатырская сила».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|