Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголок природы




В повседневной жизни педагог организует наблюдения за расте­ниями и животными в уголке природы, привлекает детей к выполне­нию индивидуальных поручений; со второй половины года организу­ет дежурство детей в уголке природы.

В уголке природы средней группы рекомендуется иметь (пример­ный перечень): аквариум с рыбками (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась); клетку с птицами (канарей­ка); растения (комнатные 5—6 видов, например, бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула); осенние букеты, календари


погоды и природы; наглядный иллюстративный материал (картины «Времена года» предъявляются в зависимости от сезона; наборы кар­тинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка при­роды»); дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, снег, лед в формочке, камни, гли­на, песок); материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки) и бросовый материал для ручного труда (флакончики, крышки, коробочки); инвентарь: лей­ки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, кле­енки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щетки, баночки с кормами и поилки; ящики и ста­канчики для посадки рассады.

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями

У детей 4—5 лет следует воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться; закреплять умения выполнять индивиду­альные и коллективные поручения, договариваться с помощью вос­питателя о распределении работы, заботиться о своевременном завер­шении совместного задания; формировать отношение к порученному заданию (то есть умение и желание доводить дело до конца, стрем­ление выполнить его хорошо). Следует разъяснить детям значимость их труда и поощрять ребят, проявляющих инициативу в оказании по­мощи детям и взрослым.

Внимание детей 4—5 лет становится более устойчивым; они уже спо­собны к волевым усилиям. Важно поддерживать желание выполнять ка­кое-либо дело (можно посоветовать распределить обязанности, догово­риться друг с другом) и поощрять желание добиться хорошего результата.

В осенний период привлекайте детей к посильной уборке листьев. Продолжайте знакомить с рабочим инвентарем: грабли, лопаты и т. д.

Зимой необходимо учить детей убирать снег с дорожек; лепить сне­говиков, проявляя самостоятельность и творчество (украшать снежные постройки цветными льдинками, дополнять природным материалом).

Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц; учить по­могать воспитателю; приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отве­денное место), бережно к нему относиться.


В конце апреля можно предложить ребятам посеять семена горо­ха, а в начале мая — посадить лук (дети делают лунки и кладут семе­на). Следует формировать у них чувство удовлетворения от проделан­ной работы.

Дети совместно с воспитателем могут выполнять несложные действия в огороде и на цветнике (посев семян, поливка). Необходимо показать детям, как нужно аккуратно рыхлить землю, чтобы не повредить кор­невую систему растений. Летом предложите детям прополоть лук (под наблюдением взрослого), принять участие в уходе за овощами.

Дети 4—5 лет уже могут работать подгруппами, выполняя различ­ные поручения.

В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, птицами, рыбами; учатся поливать растения, протирать большие кожистые листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в цветочных горшках и кисточкой чистить растения, вместе с педагогом подкармливать растения удобрениями; кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под наблюдением воспитателя).

Необходимо поощрять стремление детей помогать друг другу, учить принимать помощь от товарищей.

Приобщая детей к работе по выращиванию зелени для корма пти­цам в зимнее время, воспитатель подробно и поэтапно объясняет, что необходимо сделать. Дети постепенно должны научиться понимать, для чего нужно трудиться (чтобы животные были сытыми, в клетке было чисто, растения хорошо росли).

Следует учить детей наблюдать за окружающим и понимать, ког­да нужно полить растение, покормить птиц, протереть пыль и т. д.; формировать желание ухаживать за растениями и животными.

Необходимо учить детей планировать свои трудовые действия. Для того чтобы заинтересовать ребят, можно использовать игровые мето­ды и приемы, а также произведения устного фольклора.

Следует помнить, что детей данного возраста больше интересует процесс деятельности, чем его результат.

Экспериментирование

Расскажите детям, что все природное окружение можно разделить на живую и неживую природу. Пусть ребята сами приведут примеры живой и неживой природы.


В процессе проведения элементарных опытов подведите детей к по­ниманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и теп­ло; покажите, как комнатные растения могут поворачиваться к свету. Можно провести наблюдение за растением, на которое падает боль­ше света, чем ему необходимо (в этом случае растение приобретает светлую окраску). Подведите детей к пониманию того, что недоста­ток света также плохо влияет на рост растений.

Покажите детям значение воды в жизни человека; уточните их зна­ния о свойствах воды (без запаха, без цвета; принимает форму сосу­да, в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду). Формируйте понятие о том, что вода —это бесценный дар природы, который нужно бережно сохра­нять. Расскажите, что люди проводят специальную работу по очище­нию водоемов и рек. Вспомните пословицы и поговорки о воде: «Во­да и мельницу ломает», «Вода путь найдет», «Много снега —много хлеба, много воды —много травы». Учите детей беречь воду —закры­вать кран, после того как умылись.

В зимний период, в процессе лепки разнообразных снежных пост­роек, продолжайте знакомить детей со свойствами снега. Расскажи­те, что частицы выхлопных газов и промышленных отходов, выбра­сываемых в атмосферу, оседают на снег. В результате снег становится грязным. Покажите, как растаявший снег превращается в грязную во­ду; подведите детей к пониманию: снег нельзя есть —он грязный, хо­лодный (можно простудиться).

Снег и лед — неисчерпаемый материал для творческих игр. Ребята охотно играют со снегом, как с песком. Чем разнообразнее исполь­зуется снег в комбинации с другими материалами, тем интересней и содержательней игры, наблюдения детей за свойствами природных ма­териалов, тем богаче их творчество. Предложите детям налить цвет­ную воду в различные формочки и заморозить на улице. Объясните, что замерзшие льдинки вынимают, подогрев формочки в горячей во­де или оттаяв их в теплой комнате.

Предложите ребятам рисовать палочками по слегка утрамбован­ному снегу; рассмотрите снежинки, а затем предложите их нари­совать.

Объясните: для того чтобы не болеть, на улице нужно правиль­но дышать. Лучше всего вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Это способствует большему насыщению организма кислородом и согреванию воздуха в носу (в легкие человека попадает уже теп­лый воздух).


 



При рассматривании камней предложите определить их свойства (большой —маленький, гладкий —шершавый, светлый — темный, теплый —холодный). Предложите детям найти красивый камень и составить про него сказку. Можно организовать различные игры с камнями: «Попади в цель», «Подбрось и поймай», «Перекати каму­шек» и др.

Продолжайте расширять знания детей о свойствах песка и глины; дайте им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свой­ствах этих материалов.


Примерное содержание работы с детьми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...