Уголок природы
В повседневной жизни педагог организует наблюдения за растениями и животными в уголке природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений; со второй половины года организует дежурство детей в уголке природы. В уголке природы средней группы рекомендуется иметь (примерный перечень): аквариум с рыбками (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась); клетку с птицами (канарейка); растения (комнатные 5—6 видов, например, бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула); осенние букеты, календари погоды и природы; наглядный иллюстративный материал (картины «Времена года» предъявляются в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»); дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, снег, лед в формочке, камни, глина, песок); материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки) и бросовый материал для ручного труда (флакончики, крышки, коробочки); инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеенки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щетки, баночки с кормами и поилки; ящики и стаканчики для посадки рассады. Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями У детей 4—5 лет следует воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться; закреплять умения выполнять индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания; формировать отношение к порученному заданию (то есть умение и желание доводить дело до конца, стремление выполнить его хорошо). Следует разъяснить детям значимость их труда и поощрять ребят, проявляющих инициативу в оказании помощи детям и взрослым.
Внимание детей 4—5 лет становится более устойчивым; они уже способны к волевым усилиям. Важно поддерживать желание выполнять какое-либо дело (можно посоветовать распределить обязанности, договориться друг с другом) и поощрять желание добиться хорошего результата. В осенний период привлекайте детей к посильной уборке листьев. Продолжайте знакомить с рабочим инвентарем: грабли, лопаты и т. д. Зимой необходимо учить детей убирать снег с дорожек; лепить снеговиков, проявляя самостоятельность и творчество (украшать снежные постройки цветными льдинками, дополнять природным материалом). Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц; учить помогать воспитателю; приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место), бережно к нему относиться. В конце апреля можно предложить ребятам посеять семена гороха, а в начале мая — посадить лук (дети делают лунки и кладут семена). Следует формировать у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети совместно с воспитателем могут выполнять несложные действия в огороде и на цветнике (посев семян, поливка). Необходимо показать детям, как нужно аккуратно рыхлить землю, чтобы не повредить корневую систему растений. Летом предложите детям прополоть лук (под наблюдением взрослого), принять участие в уходе за овощами. Дети 4—5 лет уже могут работать подгруппами, выполняя различные поручения. В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, птицами, рыбами; учатся поливать растения, протирать большие кожистые листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в цветочных горшках и кисточкой чистить растения, вместе с педагогом подкармливать растения удобрениями; кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под наблюдением воспитателя).
Необходимо поощрять стремление детей помогать друг другу, учить принимать помощь от товарищей. Приобщая детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время, воспитатель подробно и поэтапно объясняет, что необходимо сделать. Дети постепенно должны научиться понимать, для чего нужно трудиться (чтобы животные были сытыми, в клетке было чисто, растения хорошо росли). Следует учить детей наблюдать за окружающим и понимать, когда нужно полить растение, покормить птиц, протереть пыль и т. д.; формировать желание ухаживать за растениями и животными. Необходимо учить детей планировать свои трудовые действия. Для того чтобы заинтересовать ребят, можно использовать игровые методы и приемы, а также произведения устного фольклора. Следует помнить, что детей данного возраста больше интересует процесс деятельности, чем его результат. Экспериментирование Расскажите детям, что все природное окружение можно разделить на живую и неживую природу. Пусть ребята сами приведут примеры живой и неживой природы. В процессе проведения элементарных опытов подведите детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и тепло; покажите, как комнатные растения могут поворачиваться к свету. Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему необходимо (в этом случае растение приобретает светлую окраску). Подведите детей к пониманию того, что недостаток света также плохо влияет на рост растений. Покажите детям значение воды в жизни человека; уточните их знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду). Формируйте понятие о том, что вода —это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Расскажите, что люди проводят специальную работу по очищению водоемов и рек. Вспомните пословицы и поговорки о воде: «Вода и мельницу ломает», «Вода путь найдет», «Много снега —много хлеба, много воды —много травы». Учите детей беречь воду —закрывать кран, после того как умылись.
В зимний период, в процессе лепки разнообразных снежных построек, продолжайте знакомить детей со свойствами снега. Расскажите, что частицы выхлопных газов и промышленных отходов, выбрасываемых в атмосферу, оседают на снег. В результате снег становится грязным. Покажите, как растаявший снег превращается в грязную воду; подведите детей к пониманию: снег нельзя есть —он грязный, холодный (можно простудиться). Снег и лед — неисчерпаемый материал для творческих игр. Ребята охотно играют со снегом, как с песком. Чем разнообразнее используется снег в комбинации с другими материалами, тем интересней и содержательней игры, наблюдения детей за свойствами природных материалов, тем богаче их творчество. Предложите детям налить цветную воду в различные формочки и заморозить на улице. Объясните, что замерзшие льдинки вынимают, подогрев формочки в горячей воде или оттаяв их в теплой комнате. Предложите ребятам рисовать палочками по слегка утрамбованному снегу; рассмотрите снежинки, а затем предложите их нарисовать. Объясните: для того чтобы не болеть, на улице нужно правильно дышать. Лучше всего вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Это способствует большему насыщению организма кислородом и согреванию воздуха в носу (в легкие человека попадает уже теплый воздух).
При рассматривании камней предложите определить их свойства (большой —маленький, гладкий —шершавый, светлый — темный, теплый —холодный). Предложите детям найти красивый камень и составить про него сказку. Можно организовать различные игры с камнями: «Попади в цель», «Подбрось и поймай», «Перекати камушек» и др. Продолжайте расширять знания детей о свойствах песка и глины; дайте им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах этих материалов. Примерное содержание работы с детьми
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|