Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Апрель. Диагностическое задание 3




Сентябрь

Тема 1 Что нам осень принесла?

Программное содержание. Расширять представления детей об ово­щах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Материал. Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или предметные картинки с их изображением. Серия после­довательных картинок: семена отурцов, огуречный росточек, человек поливает грядку с огуречной рассадой, огурцы цветут, плетни с огур­цами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; однора­зовые ложки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматрива­ние иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и леп­ка овощей.

Методика проведения

Раздается стук в дверь. Воспитатель. Кто это к нам идет? Незнайка. Здравствуйте, дети! Можно к вам? Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Заходи, помоги ребятам отгадать загадку:

Круглый бок, желтый бок; Сидит на грядке колобок, Врос в землю крепко, Что же это...

(Репка)

Незнайка. Это колобок!

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что это? Конечно, это репка. Как вы догадались, что это репка?


Незнайка. Ая читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!

Воспитатель. Дети, а вы как думаете? (Ответы детей. )

Незнайка. Это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее —и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.

Воспитатель. Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:

На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый. (Огурец)

Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.

Воспитатель. Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!

Воспитатель. А какие еще овощи вы знаете?

Обобщает ответы детей: «Репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка — это овощи».

Незнайка. Вы еще забыли назвать яблоко!

Воспитатель. Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Нез­найка, яблоко — это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете?

Обобщает ответы детей: «Яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимо­ны, мандарины, бананы, это все — фрукты».

Затем воспитатель спрашивает: «А где растут фрукты? Где растут овощи? »

Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде — на грядках, а фрукты в саду — на деревьях».

Незнайка. Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?

Воспитатель. Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуреч­ные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огу­речная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение, и огурчики растут. За­тем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться. (Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения). Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.

Проводится игра «Собери урожай».

Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи или картинки с их изображением).


Педагог дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.

Первая корзинка —для сбора овощей —у Незнайки, вторая кор­зинка — для сбора фруктов — у ребенка.

Воспитатель. Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Маши — фрукты.

По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую — фрукты.

Воспитатель. Вот какая щедрая осень! Осенью собирают уро­жай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?

Незнайка. Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!

Воспитатель. Дети, а как вы думаете?

Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и ово­щи, а зимой растения отдыхают».

Воспитатель. А вы знаете, ребята, какие заготовки люди дела­ют на зиму?

Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приго­товления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».

Незнайка. Ая знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель. Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат мно­го полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама при­рода! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус».

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубика­ми. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спраши­вает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.

Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

Тема 2 У медведя во бору грибы, ягоды беру...

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных из­менениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных вита­минов для человека и животных.


Материал. Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игруш­ки: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматрива­ние иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру... », «Узнай на вкус».

Методика проведения

Педагог приглашает детей на прогулку в «сказочный лес», подво­дит к панораме осеннего леса.

Звучит музыка.

Воспитатель. Дети, посмотрите вокруг —как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей. ) Правильно, это береза. Как вы догада­лись, что это береза?

Обобщает ответы детей: «Только у березы белый ствол и черные черточки на стволе».

Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цве­та осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину. ) (Рябина. ) Как вы догадались, что это рябина?

Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные яго­ды рябины».

Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цве­та осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные — жел­тые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку. ) Конечно, это красавица елочка.

Обобщает ответы детей: «Осенью листья у березки желтые, а у ря­бинки листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зе­леная. Про нее даже загадка такая есть: „Зимой и летом одним цве­том". Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде. Как много в осеннем лесу разных красок: и желтых, и зеленых, и красных — разных! »

Читает стихотворение О. Высотской:

Улетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев, А рябина осень празднует, Бусы красные надев.


Воспитатель. Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы ду­маете, кто это? (Ответы детей. ) Конечно, это ежик.

Появляется ежик (игрушка).

Ежик. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй, ежик!

Воспитатель. Дети, это сказочный ежик, он умеет разговари­вать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, бе­лочка, она готовит орешки на зиму, сушит грибочки. Дети, посмотри­те, как много грибов на полянке.

Воспитатель. В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно ку­шать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы —несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.

Ежик. Дети, ходить в лес можно только со взрослыми. Посмот­рите на этот гриб. Он очень красивый! (Показывает мухомор (муляж или картинка). )

Воспитатель.

В шапке красной — Враг опасный. Полюбуйся, погляди, Да сторонкой обойди!

Это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Мно­гие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдерги­вать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрос­лым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.

Ежик. Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем ле­су осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете?

Педагог обобщает ответы детей: «Малина, смородина, черника, ежевика и другие».

Воспитатель. Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разре­шения у взрослых.


Ежик. Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!

Слышится оханье, появляется медвежонок.

Медвежонок. Кто это на моей полянке шумит?

Воспитатель. Это дети пришли в гости, они не шумят, знако­мятся с жизнью леса.

Медвежонок. Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети зна­ют, как нужно вести себя в лесу?

Воспитатель. Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.

Медвежонок приглашает детей поиграть в подвижную игру «У мед­ведя во бору грибы, ягоды беру... ».

Дети находятся за обозначенной на полу линией —«в домике». За­тем они выходят «на поляну» и произносят:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит.

После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается дог­нать их.

Игра повторяется 2—3 раза.

Медвежонок. Какие дружные ребята!

Воспитатель. Да, медвежонок, дети очень дружные.

Медвежонок. Я хочу угостить детей вкусной лесной ягодой! А какой, пусть дети сами узнают по вкусу и назовут.

Медвежонок раздает детям ягоды.

Каждый ребенок называет ягоду, которую он съел.

Воспитатель. Ребята, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные, в них содержится много полезных веществ и витаминов.

Дети благодарят медвежонка за вкусные ягоды и прощаются с ним. Звучит музыка, ребята возвращаются из «леса» в групповую комнату.

Октябрь

Тема 3 Прохождение экологической тропы

Программное содержание. Расширять представления детей об осен­них изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в


осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматрива­ние иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюде­ние за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Ри­сование деревьев.

Методика проведения

В зависимости от местоположения детского сада и региональных особенностей выбираются объекты экологической тропы для детей средней группы.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологичес­кой тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед (взрослый или игрушка).

Дед Природовед. Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природо­вед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с дедом Природоведом.

Дед Природовед. Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Дед Природовед. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк, Разноцветный сад. Листопад начался! Начался листопад! Под ногами у ребят Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель. Раз, два, три — к березе беги!

Дети бегут к березе.

Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это береза? (Отве­ты детей. ) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?


Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».

Дед Природовед. Кроме листьев на березе растут сережки, в ко­торых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину. ) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей. ) Правильно. Как вы дога­дались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки ря­бины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких лис­точков.

Если есть возможность, дед Природовед угощает детей ягодами рябины и спрашивает: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато-горь­коватые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».

Дед Природовед. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей. ) Это астры. Астры бывают разных цветов. Ка­кого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей. ) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпада­ет снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у не­го в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей. ) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей. ) Клумба, на которой растут аст­ры, круглой формы.

Дед Природовед ведет детей дальше по экологической тропинке.

Дед Природовед. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Ука­зывает на скворечник. )

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется „скворечник". А где же птицы? »

Дед Природовед. Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улете­ли в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать


своих прежних хозяев. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей. ) Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей. ) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся малень­кие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю хо­лодную зиму —это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Воспитатель. Вот какие остановки мы сделали на нашей эколо­гической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного.

Дед Природовед приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу».

Дед Природовед показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребен­ку оставляют лист с разных деревьев (клен, береза или дуб и др. ).

Затем дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «По­дул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полете­ли». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде де­да Природоведа останавливаются. Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и др. ).

Дед Природовед. Ребята, я хочу подарить вам на память о на­шей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Тема 4 Знакомство с декоративными птицами

(на примере канарейки)

Программное содержание. Дать детям представления о декоратив­ных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, живот­ными.

Материал. Картинки, фотографии, фрагменты видеофильма о ка­нарейках. Пустая клетка для птиц, жердочка, поилка, кормушка. Клет­ка с двумя канарейками.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматрива­ние иллюстраций и фотографий с изображением птиц. Наблюдение за птицами. Рисование птиц.


Предварительная работа. До начала занятия в групповую комнату приходит гость (родитель, эколог, воспитатель, ребенок-подросток или кукла). Дети знакомятся с ним.

Методика проведения

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.

Воспитатель показывает им картинку с изображением канарейки и спрашивает: «Ребята, кто знает, как называется эта птица? Эта птица называется „канарейка". Я знаю, что Ванина бабушка Мария Петров­на очень любит птиц и у нее дома живут самые разные декоративные птицы. Сегодня я пригласила ее рассказать нам об этой удивительной птичке —канарейке. Мария Петровна! Ваня рассказал нам, что у вас дома много птиц. Расскажите нам, пожалуйста, про канареек».

Мария Петровна. Действительно у меня дома очень много птиц. Я часто любуюсь ими, слушаю, как они удивительно поют. Кана­рейки — это маленькие птицы, которых завезли к нам из другой стра­ны, с Канарских островов, поэтому они так и называются — канарейки.

Мария Петровна предлагает детям рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением птиц. (Если есть возможность, можно показать детям небольшой эпизод видеофильма о канарейках. )

После рассматривания картинок, фотографий и просмотра видео­фильма воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, что нужно для того, чтобы канарейка жила у нас в группе? (Ответы детей. ) Ко­нечно, для того чтобы птица жила у нас в группе, прежде всего нужно правильно ухаживать за ней. Мария Петровна, вы знаете, как пра­вильно ухаживать за птицами? »

Мария Петровна. В помещении птиц содержат в клетке. (По­казывает детям пустую клетку для птиц. ) Клетку нужно поставить в хорошо освещенном месте, где нет сквозняков, иначе птицы могут простыть и заболеть. В клетке должны быть жердочки из веток, чтобы птицы могли на них сидеть. Еще в клетке должен быть выдвижной поддон. В этот поддон насыпают песок. Песок нужно менять 2—3 ра­за в неделю. Как вы думаете, для чего нужно менять песок в поддоне? (Ответы детей. ) Правильно, чтобы у птиц в клетке было чисто. Одно из главных условий — правильное кормление. Основной зерновой корм для канареек — смесь канареечного семени и проса. Круглый год канарейкам необходимы зеленые корма: листья салата, традес­канции, всходы овса, канареечного и репного семени. Еще очень по­лезны для канареек фрукты и овощи. Какие вы знаете фрукты и ово­щи? (Ответы детей. ) Птицам можно давать яблоки, груши, бананы;


свежие огурцы, морковь, свеклу и др. И взрослым, и молодым птицам регулярно дают мелко перетертую яичную скорлупу и толченый дре­весный уголь. Основной корм для канареек при вскармливании птен­цов: сваренное вкрутую мелко нарубленное яйцо с манной крупой. Кормить птиц детям можно только с разрешения взрослых, иначе их можно перекормить и тогда они заболеют. Корм меняют раз в день, а мягкий корм — два раза. Корм насыпают в специальную кормушку, а воду наливают в поилку. (Показывает. ) Чтобы птичка вас не боялась, во время кормления с ней нужно тихонько разговаривать. Дети, вы хотите, чтобы у вас в группе были канарейки? А вы запомнили, как правильно ухаживать за ними?

Мария Петровна сообщает, что она принесла в подарок ребятам клетку с канарейкой. Зовут птицу Кеша.

Дети и педагог благодарят Марию Петровну за подарок.

Мария Петровна. Птичке здесь все незнакомо, поэтому, чтобы не напугать ее, нужно разговаривать спокойно и не беспокоить птицу. Птицам, как и людям, делают прививки, чтобы они не болели. Этой канарейке прививку уже сделали в ветеринарной клинике (специаль­ной больнице для животных). Если правильно ухаживать за канарей­ками, то можно услышать их великолепное пение. Канарейка поет почти круглый год. Некоторые канарейки могут подражать пению других птиц. Оперение у самочек зеленовато-желтоватое, у самцов более яркое.

Педагог предлагает детям тихонько посидеть и понаблюдать за поведением птицы. При наблюдении за канарейкой обращает вни­мание детей на характерные особенности: оперение, цвет, передви­жение и т. д.

Мария Петровна. Теперь канарейка будет жить у вас, ребята. Постарайтесь хорошо за ней ухаживать.

Ноябрь

Тема 5 Осенние посиделки

Беседа о домашних животных

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных из­менениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.


 


Материал. Панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные (корова, куры, петух, утки, собака, кошка). Деревянные ат­рибуты — будка, загон. Картинка с изображением стога сена. Бумаж­ные силуэты животных.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о до­машних животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных.

Методика проведения

Воспитатель проводит занятие в костюме бабушки.

Бабушка. Дети, я очень рада вновь видеть вас у себя в деревне. Лето кончилось, внуки разъехались. Сейчас осень, и мы с дедом гото­вимся к зиме. Когда наступят холода, мы с вами оденемся в теплую одежду. Как вы думаете, что же будет с животными? Как они будут жить в холодную зиму? (Ответы детей. ) Воспитатель обобщает ответы детей. Затем загадывает загадку:

У порога плачет, Коготки прячет, Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет.

Бабушка берет на руки игрушечную кошку, гладит ее и говорит: «Вот наша Мурка. Когда ей холодно, она забирается на теплую печку и мурлычет — поет песенки. Зимой, когда на улице мороз, на печке очень тепло. Зимой Мурка бегает на улицу, но быстро возвращается».

Бабушка. К зиме все животные линяют: летняя шерстка стано­вится более густой, и животному зимой легче перенести холод. Вот и кошке будет зимой не так холодно, а когда она захочет погреться — заберется на теплую печку. Ребята, послушайте и отгадайте еще одну загадку.

С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком.

Конечно, это собачка. Нашу собачку зовут Дружок. (Бабушка гла­дит игрушечную собаку. ) Дружок всю зиму живет на улице. Как вы ду­маете, почему он живет во дворе? (Ответы детей. ) Дружок сторожит дом. Дед смастерил ему теплую будку. (Показывает будку. ) К зиме со­баки линяют, их шерсть становится густой и теплой, поэтому зимой им не холодно даже на морозе.

Дети, отгадайте, про кого эта загадка?


Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает.

Бабушка. Конечно, все знают —это корова, она дает вкусное и полезное молоко. Как вы думаете, где корова будет жить зимой? (От­веты детей. ) Для этих животных человек делает специальный загон, там тепло. (Показывает загон. ) Зимой на полях будет лежать снег, как вы думаете, где же будут пастись коровы? Мы с дедом позаботились о кормах заранее. Летом травы на лугах много и мы ее косили. Когда трава подсохла, мы ее сложили в кучи-стога и привезли домой. Теперь на сеновале сушится сено, которым мы будем кормить корову зимой.

Педагог приглашает детей встать в круг. Дети поют песенку-по­тешку, имитируя движения:

Уж как я ль мою коровушку люблю, Уж как я ль-то ей крапивушки нажну. Кушай вволюшку, коровушка моя, Ешь ты досыта, буренушка моя. Уж как я ль мою коровушку люблю. Сытна пойла я коровушки налью, Чтоб сыта была коровушке моя, Чтобы сливочек буренушка дала. Ты, коровушка, ступай В чисто поле, погуляй, А придешь к нам вечерком — Нас напоишь молочком.

Бабушка. Еще у нас в хозяйстве есть куры и утки. Зимой они жи­вут в загоне. Там мы их кормим зерном. Зимой в деревне много хло­пот. Я очень люблю животных, поэтому стараюсь им помочь пережить холодную зиму. А они приносят большую пользу нам с дедом. На па­мять о нашей встрече я подарю вам, ребята, бумажные силуэты раз­ных домашних животных. А вы должны сказать, какую пользу прино­сят эти животные человеку.

Бабушка хвалит детей и раздает детям картонные силуэты домаш­них животных.

Корова (дает молоко).

Курица (несет яйца).

Кошка (ловит мышей).

Собака (охраняет дом).

Утка (несет яйца).

Коза (дает молоко и пух).

Лошадь (перевозит тяжести).

Дети благодарят бабушку и раскрашивают силуэты животных.


Тема 6 Скоро зима!

Беседа о жизни диких животных в лесу

Программное содержание. Дать детям представления о жизни ди­ких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал. Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные (зай­чик, зайчиха-мама, ежик, белка, сорока).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о ди­ких животных. Дидактические игры. Чтение русских народных ска­зок о животных. Рисование животных. Рассматривание серии кар­тин «Дикие животные».

Методика проведения

В гости к детям приходит зайчишка.

Зайчонок. Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вер­нуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель. Ребята, давайте поможем зайчику. Как вы думае­те, где может жить зайчиха? (Ответы детей. ) Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Я предлагаю вам пойти в лес и помочь зайчишке найти его маму.

Педагог с детьми отправляются «в сказочный лес» — идут к пано­раме сказочного леса.

Педагог читает стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»:

Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней — Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень.

Воспитатель. Какое сейчас время года? (Ответы детей. ) Листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Жи­вотные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. Прислушайтесь, поют ли в лесу пти­цы? (Ответы детей. ) Не слышны голоса птиц, многие птицы уже уле-


тели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы. Под нога­ми шелестят осенние листья. Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит? Это же ежик!

Зайчонок. Здравствуй, ежик, ты не видел мою маму-зайчиху?

Ежик. Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я го­товлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу —червей и насе­комых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зи­мой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.

Воспитатель. Ежик, мы не будем тебе мешать.

Дети прощаются с ежиком. Педагог обращает внимание на белочку.

Зайчонок. Здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму-зайчиху?

Белочка. Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима, и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет ореш­ков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я при­ношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.

Воспитатель. Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка. Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвости­ком, как одеялом.

Зайчонок. Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!

Воспитатель. Мы отправляемся дальше на поиски мамы зай­чонка. Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу? (Ответы детей. ) В лесу живут медведи, волки, лисы...

Зайчонок. Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!

Воспитатель. Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.

Зайчонок. А вон и мама моя! Мама!!!

Зайчиха. Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.

Зайчонок. Я заблудился, а ребята помогли мне. Я очень боялся встретить лису или волка.

Зайчиха. Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.

Воспитатель. Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха. Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зим­ний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.


Дети прощаются с зайчихой и зайчонком и идут дальше.

На ветвях дерева стрекочет сорока.

Воспитатель. Здравствуй, сорока! Как нам выбраться из леса?

Сорока. Не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (Ответы детей. ) Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест — запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.

Воспитатель. Дети, а как зимуют волк и лиса?

Сорока обобщает ответы детей: «Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добы­вают себе пищу — различных грызунов».

Воспитатель. Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем мешать. Сорока, зимой, когда будет холодно, прилетай к нам в детс­кий сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.

Сорока. Спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.

Декабрь

Тема 7 Дежурство в уголке природы

Программное содержание. Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к ухо­ду за растениями и животными.

Материал. Шкаф с принадлежностями для дежурства в уголке при­роды: фартучки, корм для рыб, корм для птиц, вода, леечки, салфет­ки и т. д.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о до­машних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями.

Предварительная работа. До занятия воспитатель организует экскур­сию в старшую группу, показывает, что умеют делать старшие ребята в уголке природы; рассказывает про их дежурство в уголке природы.


Методика проведения

Занятие рекомендуется проводить по подгруппам.

Воспитатель. Дети, вам понравилось в старшей группе? А что вам особенно запомнилось? Мне кажется, что вы уже стали боль­шими и тоже сможете дежурить в уголке природы. Как вы думаете? (Ответы детей. ) Тогда я вас научу, что нужно делать в уголке приро­ды. Скажите, есть ли у нас животные в уголке? Назовите их. Есть ли у нас в уголке растения? Назовите, какие комнатные растения вы знаете. Чтобы правильно ухаживать за растениями и животны­ми, нужно много знать. Сегодня мы договоримся о том, сколько ребят будут дежурить в уголке природы. Один из вас будет кормить рыбок, двое ухаживать за канарейкой и двое — за комнатными рас­тениями. В уголке природы будут дежурить пять человек. Посмот­рите внимательно, в групповой комнате есть специальный шкаф для дежурных, там имеется все необходимое для работы в уголке природы.

Педагог приглашает детей посмотреть, что лежит в шкафу: «Здесь лежат фартучки, корм для рыб, корм для птиц, водичка, леечки, сал­фетки и многое другое. Каждому дежурному нужно свое оборудова­ние. Сегодня дежурить буду я, а вы будете мне помогать. Вниматель­но следите за тем, что я буду делать, и учитесь. Кто хочет мне помогать? »

Воспитатель приглашает одного из ребят.

С помощью взрослого ребенок демонстрирует действия (надевает фартук, достает корм для рыб, открывает коробочку, берет немного корма, трет корм руками до получения мелкой массы, осторожно на­сыпает корм в аквариум, наблюдает за рыбами, снимает фартук, моет руки и убирает коробочку в шкаф).

Педагог комментирует действия ребенка.

Воспитатель. Другие дежурные будут ухаживать за птицами. У нас совсем недавно появилась клетка с канарейкой, но мы уже по­любили нашего Кешу. Кто хочет показать, как правильно ухаживать за Кешей?

Педагог приглашает двоих ребят.

Воспитатель. Ухаживать за птичкой сложно, поэтому вы долж­ны помогать друг другу.

Дети надевают фартуки, берут все необходимое по уходу за птич­кой и показывают, что они будут делать. Воспитатель комментирует их действия и, если нужно, поправляет. После завершения работы де­ти убирают оборудование на место.


Воспитатель. Какую работу в уголке природы еще должны вы­полнять дежурные? (Ответы детей. ) Нужно уметь ухаживать за ком­натными растениями.

Педагог объясняет детям особенности ухода за растениями, кото­рые имеются в уголке природы: «Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие, наоборот, нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излиш­ней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим на­ливать воду в поддон. Нужно убирать старые засохшие листья, акку­ратно рыхлить землю, протирать твердые листья влажной салфеткой».

Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за рас­тениями (на примере одного растения).

Воспитатель напоминает, что все предметы, которые дети исполь­зовали во время дежурства, нужно помыть и убрать на место.

Воспитатель. В уголке природы не бывает точного повторения одних и тех же действий; поэтому вы должны постоянно проявлять смекалку и инициативу.

Воспитатель сообщает ребятам, что после новогодних праздников они будут самостоятельно дежурить в уголке природы, а пока нужно быть внимательными и наблюдать, что делает взрослый, и помогать ему.

Тема 8 Почему растаяла Снегурочка?

Программное содержание. Расширять представления детей о свой­ствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причин­но-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Материал. Снегурочка — кукла или взрослый в костюме Снегуроч­ки. Снег в емкости. Лед в формочках. Снежинки, вырезанные из бу­маги. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок. Темные лис­ты бумаги (на каждого ребенка). Белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки. Большая емкость с водой. Глина для лепки снего­виков.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение рус­ской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окра­шенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.


Методика проведения

Звучит тихая музыка.

Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. От кали

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...