Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к формированию дел в делопроизводстве




 

 

Формирование исполненных документов в дела в организациях осуществляется в течение всего делопроизводственного года в соот­ ветствии с утвержденной на данный год номенклатурой дел. С начала делопроизводственного года должны быть оформлены обложки дела по правилам, оговоренным в Основных правилах работы архивов органи­ заций1. Форма обложки дел постоянного и временного (до 10 лет) хране­ ния установлена также ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сро­ ков хранения. Типы, разновидности, технические требования»2.

На обложку каждого дела, заведенного в соответствии с номенкла­ турой дел, выносятся следующие сведения:

наименование организации;

наименование структурного подразделения; индекс дела;

заголовок дела;

 

 

1 Основные правила работы архивов организаций. - М, 2002. - С. 21-22.

2 См.: ГОСТ 17914-72. Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, разновид­ ности, технические требования. - М., 1985.

 


дата дела (на данном этапе - год); срок хранения и статья по перечню.

Сведения, вынесенные на обложку дела в начале делопроизводствен­ ного года, могут уточняться и дополняться новыми данными. Так, только в конце делопроизводственного года можно уточнить заголовок и при необходимости дать подзаголовок, если сформировалось несколько то­ мов дела. В этом случае рядом с индексом дела должно быть простав­ лено: «том 1», «том 2» и т. п.

Только в конце года можно проставить количество листов дела и внести уточнения в дату формирования, указав точные даты первого и последнего документов. (Это требование распространяется на отдель­ ные виды документов, например на распорядительные.) При формиро­ вании дел в делопроизводстве на обложке не проставляется и архивный шифр дела, в который входят: наименование государственного архива, в который передает дела на постоянное хранение организация; номера фонда, описи, дела - эти сведения будут проставлены после передачи дел на хранение в архив организации.

Наименование организации на обложке дела указывается полнос­ тью в именительном падеже с указанием полного наименования орга­ низации, которой она непосредственно подчинена (также в именитель­ ном падеже). Если организация или вышестоящая организация имеют официально принятые сокращенные наименования, то они указывают­ ся в скобках после полного наименования, например:

Комитет социальной защиты населения Москвы (Комсоцзащиты Москвы);

Реабилитационный центр для инвалидов (РЦдИ).

При изменении наименования организации (структурного подраз­ деления) в течение делопроизводственного года или при передаче дела в другую организацию (структурное подразделение) на облож­ ке дописывается новое наименование организации или организации- преемника (структурного подразделения), а прежнее заключается в скобки.

Индекс дела, заголовок дела, срок хранения и статья по перечню переносятся на обложки дела из номенклатуры дел.

Дело считается заведенным, если в него подшит первый исполнен­ ный документ. Формирование документов в дела должны осуществлять либо делопроизводственные работники, либо специально назначенные лица, знающие основные требования к формированию дел.

Формирование дел включает в себя:

получение исполненных документов, проверку правильности офор­ мления и наличия на нем всех реквизитов, обеспечивающих их юриди­ ческую силу, и отметок, свидетельствующих об окончании работы с Документами;

распределение исполненных документов по делам в соответствии с номенклатурой дел. В дело помещаются документы, которые по своему

 


содержанию соответствуют заголовку дела, при этом запрещается груп­ пировать в дела черновые и дублетные экземпляры, а также документы, подлежащие возврату. В дело помещается по одному экземпляру каж­ дого документа, и только для особо ценных документов могут быть сде­ ланы исключения. Основное требование, которое всегда должно соблю­ даться, - это формирование в отдельные дела документов постоянного и временного сроков хранения. Дело не должно быть более 4 см тол­ щиной и содержать более 250 листов в одном томе;

расположение документов внутри дела в определенной последова­ тельности. В соответствии с Основными правилами работы архивов организации внутри дел документы должны быть расположены так, что­ бы они по своему содержанию последовательно освещали определен­ ные вопросы.

Обычно документы находятся в деле в хронологической последова­ тельности, начиная от более ранних по датам документов и кончая более поздними. Документы могут быть расположены по их порядковым но­ мерам (приказы), что также отражает хронологическую последователь­ ность. Часто применяют и обратную хронологическую последователь­ ность при формировании документов в дела, когда более ранний доку­ мент находится в конце дела, более поздний - в начале дела, например, при формировании личных дел. Это обеспечивает удобство в работе, избавляет от необходимости извлекать документы из дела при подшивке очередного документа. При передаче таких дел на архивное хранение их переформировывают, чтобы обеспечить обычную хронологическую последовательность.

При формировании дел отдельных категорий документов также ру­ ководствуются следующими правилами:

распорядительные документы формируются в дела по видам с отно­ сящимися к ним приложениями;

переписка группируется в дело таким образом, чтобы документ-от­ вет помещался сразу за документом-запросом;

приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся. Приложения объемом более 250 листов формируются в отдельный том, о чем делается отметка на документе;

утвержденные документы всегда формируются отдельно от их про­ ектов;

при формировании некоторых категорий документов необходимо сразу заполнять внутреннюю опись дела (личные дела; дела, содержа­ щие особо ценные документы);

дела с обращениями граждан формируются в алфавитном порядке заявителей. Все документы, относящиеся к одному заявителю, состав­ ляют самостоятельную группу. Повторные обращения подшивают к данной группе документов. Внутри документы располагают в хроноло­ гическом порядке.

 


Формирование документов дела начинается с начала делопроизвод­ ственного года. Как уже отмечалось, для подшивки документов лучше всего использовать папки типа «Corona».

В организациях дела, как правило, формируются децентрализован­ но. Только в небольших организациях возможно централизованное фор­ мирование дел службой ДОУ. При децентрализованном формирова­ нии служба ДОУ обеспечивает сохранность наиболее важной части управленческих документов организации, а остальные документы фор­ мируются в структурных подразделениях. За правильностью форми­ рования дел следят служба ДОУ, архив организации и государствен­ ный архив.

Все изложенные выше требования относятся прежде всего к форми­ рованию дел традиционным способом.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Назовите документ, регламентирующий оформление обложки дела.

2. Какие реквизиты выносятся на обложку дела в момент его заведения? Расскажите о правилах оформления этих реквизитов.

3. Когда дело считается заведенным?

4. Что включает в себя формирование дела?

5. Перечислите правила формирования дел отдельных категорий документов.

6. Какие папки рекомендуется использовать для формирования документов в дела в течение делопроизводственного года?

7. Кто занимается формированием документов в дела в организации?

8. В каких случаях внутреннюю опись дела заполняют одновременно с под­ шивкой документа в дело?

9. Расскажите об условиях хранения дел в текущем делопроизводстве.

 

ГЛАВА 13. ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ

 

 

Результатом управленческой деятельности является документ. Цен­ ность создаваемых или получаемых организацией документов неоди­ накова. Одни документы необходимы для работы до тех пор, пока в них есть надобность, и сроки хранения таких документов - «до минования надобности» или «до замены новыми». Как правило, это документы для оперативной работы, присланные в организацию в виде копий: ко­ пии изданных инструкций, положений, приказов.

Другие документы отражают работу организации, ее достижения, имеют определенное экономическое, научно-техническое, историчес­ кое значение и должны храниться максимально долго, т. е., следуя при­ нятой терминологии, постоянно.

 


 

 

Рис. 4. Экспертные органы Российской Федерации

 

Документы, содержащие информацию о трудовой деятельности граждан, об их обучении и других событиях их жизни (рождении, про­ писке и т. д.), имеют ценность, как правило, для конкретного граждани­ на на протяжении всей его жизни. Документы, содержащие информа­ цию о выдающихся гражданах, имеют историческое значение и подле­ жат постоянному хранению.

Оценка ценности документов необходима для предотвращения ут­ раты документов, подлежащих государственному хранению.

Деятельность по отбору документов на государственное хранение или установлению сроков их хранения на основе принятых критериев называется экспертизой ценности документов.

Экспертиза ценности документов является одной из важнейших фун­ кций службы ДОУ, так как итогом экспертизы является полноценное комплектование архива организации и государственного архива и, в конечном счете, определение состава Архивного фонда Российской Федерации в целом.

 


Основными задачами экспертизы ценности документов являются:

1. Определение состава, установление сроков хранения документов, несущих оперативную информацию справочного характера или содер­ жащих ценную информацию и подлежащих отбору для передачи в ве­ домственные и государственные архивы.

При выполнении этой задачи идет разделение документов по сро­ кам хранения на три группы:

постоянного хранения;

долговременного (свыше 10 лет) хранения; временного хранения.

2. Установление профильности документов тому или иному госу­ дарственному архиву.

В ходе определения профильности документов тому или иному ар­ хиву решается вопрос о том, в составе каких фондов и в какие государ­ ственные архивы поступят эти документы.

3. Обеспечение полноты состава архивного фонда путем восполне­ ния утраченных документов.

4. Определение уникальных и особо ценных дел и документов. Экспертиза ценности документов проводится в три этапа: в дело­

производстве, в архиве организации и государственном архиве.

В делопроизводстве экспертиза ценности документов проходит прак­ тически на всех этапах создания и обработки документов. На этапах приема и рассмотрения документа оцениваются важность его содержа­ ния и значимость корреспондента и в зависимости от этого определя­ ются маршрут прохождения и место группировки документа в дело после его исполнения. Регистрация наиболее тесно связана с изучени­ ем ценности документов для определения или уточнения сроков хра­ нения документов. При создании документа идет согласование про­ екта, и число лиц, участвующих в его визировании и согласовании, характеризует значимость данного документа. Экспертиза ценности документов проводится также при составлении номенклатуры дел, при формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам, при подготовке дел к последующему хранению и при выделе­ нии их на уничтожение.

В архиве организации экспертиза ценности документов проводится при подготовке дел к передаче на государственное хранение и при вы­ делении дел к уничтожению.

Для проведения экспертизы ценности в соответствии с установ­ ленными правилами создается система экспертных органов, под ру­ ководством которых осуществляется экспертиза ценности докумен­ тов на каждом этапе. Взаимодействие экспертных органов представ­ лено на рис. 4.

В любой организации, учреждении, предприятии независимо от формы собственности должна быть создана постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), методическое руководство которой осуще-

 


ствляет экспертно-проверочная комиссия (ЭПК) соответствующего ар­ хива или архивного учреждения.

В крупных организациях с большим объемом документооборота (в министерствах и ведомствах, например) создается центральная экс­ пертная комиссия (ЦЭК) и ЭК структурных подразделений. ЦЭК явля­ ется совещательным органом, осуществляющим методическое руковод­ ство работой экспертных комиссий структурных подразделений, и ра­ ботает в тесном контакте с ЭПК соответствующего государственного архива или архивного учреждения. Центральным органом, рассматри­ вающим наиболее важные вопросы в осуществлении деятельности эк­ спертных органов, рассматривающим и утверждающим нормативно- методические документы, является Центральная экспертная провероч­ ная комиссия (ЦЭПК) Федерального архивного агентства.

ЭК создается приказом руководителя организации в количестве не менее трех человек, один из которых является заведующим ведом­ ственным архивом. ЭК действует на основании утвержденного руко­ водителем организации положения о постоянно действующей эксперт­ ной комиссии, разработанного на основании Примерного положения об ЭК организации, утвержденного Федеральным архивным агент­ ством в 1995 г.

Председателем ЭК, как правило, назначается один из заместителей руководителя организации, секретарем - сотрудник службы ДОУ. Все члены комиссии должны хорошо знать структуру и функции своей орга­ низации, состав и содержание документов, организацию документаци- онного обеспечения своей организации. Обычно в состав ЭК включа­ ют еще и специалистов по научной, технической, производственной и другим видам документации, которая есть в организации, специалиста по обеспечению защиты информации. Заседания ЭК проводятся по мере надобности, но не реже двух раз в год. Оформление всех документов ЭК, подготовка заседаний осуществляются секретарем.

ЭК является совещательным органом, ее решения вступают в силу после утверждения руководителем организации, так как согласно зако­ нодательству руководитель несет ответственность за сохранность до­ кументов.

Задачами ЭК являются:

рассмотрение ежегодно пересоставляемой номенклатуры дел; актов о выделении к уничтожению документов и дел; годовых разделов описей дел постоянного хранения; описей дел свыше 10 лет хранения;

решение вопроса о приеме на ведомственное хранение документов личного происхождения;

установление и изменение сроков хранения отдельных категорий документов (совместно с ЭПК государственного архива);

проверка правильности оформления комплексов документов (дел, единиц хранения на небумажных носителях) для постоянного и долго­ временного хранения и др.

 


Методика проведения экспертизы ценности документов складыва­ лась в течение длительного периода времени. Современная экспертиза ценности документов проводится на основе нормативно-методических документов, в том числе номенклатур дел, перечней документов с ука­ занием сроков хранения, классификаторов, методических рекоменда­ ций по проведению экспертизы ценности отдельных категорий доку­ ментов. Кроме того, она проводится на основе разработанных критери­ ев экспертизы ценности документов - системы научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов. Все критерии могут быть классифицированы на три большие группы:

критерии оценки происхождения документов; критерии содержания документов;

критерии внешних особенностей документов.

Состав критериев экспертизы ценности документов представлен в табл. 4.

Кроме перечисленных общих критериев экспертизы ценности доку­ ментов для каждой группы документов существуют и собственные, специфические критерии их оценки: значимость информации для разви­ тия науки, техники, производства, новизна поставленных задач и пред­ ложенных решений, приоритетность авторства, экономическая эффек­ тивность, социальная значимость, комплектность и полнота изложения вопроса (проблемы) и др.

  Таблиц а 4
Таким образом, экспертиза ценности документов - сложный про­ цесс, требующий наличия специальных знаний и квалификации прово­ дящих ее членов комиссий. В архивных органах и учреждениях в со­ став экспертно-проверочных комиссий включаются, как правило, спе­ циалисты: архивисты, документоведы.

 

 


В организациях, где не всегда есть такие специалисты, наиболее распространенным способом проведения экспертизы ценности доку­ ментов является экспертиза ценности на основе перечней, при разра­ ботке которых учитывались все критерии.

Перечень документов со сроками хранения согласно ГОСТ Р 51141 — 98 представляет собой «систематизированный список видов и катего­ рий документов, содержащий нормативные указания о сроках их хра­ нения». Различают два типа перечней:

с указанием сроков хранения; подлежащих постоянному хранению.

Перечни документов с указанием сроков хранения могут быть: типовые для всей системы государственных учреждений, организа­

ций и предприятий;

примерные для однородных организаций, например для коммерче­ ских банков;

ведомственные - по отдельным отраслям деятельности (подведом­ ственности).

Типовой перечень унифицирует сроки хранения типовой докумен­ тации, образующейся в деятельности учреждений, организаций и пред­ приятий, независимо от их ведомственной и отраслевой направлен­ ности. Такие типовые документы во всех учреждениях, организаци­ ях, предприятиях выполняют одинаковые функции, поэтому они должны иметь одинаковые сроки хранения, например личные дела сотрудни­ ков должны храниться 75 лет минус возраст сотрудника на момент увольнения.

Однако в типовых перечнях невозможно привести все документы, отражающие специфические особенности той или иной отрасли. И толь­ ко ведомственный перечень содержит полную информацию о соста­ ве и содержании документов учреждений, организаций и предприятий одного ведомства (Госстандарта РФ, например) или одной отраслевой системы (например, отрасли социальной защиты населения). Такая информация систематизирована в соответствии с основными функция­ ми и направлениями деятельности всех учреждений, организаций, пред­ приятий отрасли (ведомства) и для специфических документов разра­ ботаны свои сроки хранения. Типовая документация входит составной частью в такие перечни со сроками хранения, приведенными в типо­ вом перечне. В настоящее время в нашей стране продолжает действо­ вать принятый в 1989 г. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреж­ дений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, кото­ рый уже значительно устарел.

Перечни документов, подлежащих постоянному хранению, раз­ работаны только одного вида - типовые. К ним в первую очередь отно­ сится Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы, который ориентирован только на документы государственных

 


учреждений и не отражает появление в стране организаций различных форм собственности, новых видов и разновидностей управленческих документов. Очень своевременным является появление нового переч­ ня для негосударственных коммерческих предприятий, представляю­ щего собой справочное пособие «Управленческие документы постоян­ ного срока хранения, образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов)». Этот перечень выпущен как в тра­ диционной, так и в электронной форме - содержит на дискете програм­ му просмотра и выбора статей для формирования перечня управлен­ ческих документов конкретной организации.

Любой перечень состоит из основной части и вспомогательного ап­ парата. Основная часть - описательные статьи - представляет собой наименования видов и разновидностей документов с указанием сроков хранения и вопросов деятельности учреждений, систематизированных в соответствии с классификационной схемой и пронумерованных в по­ рядке сквозной валовой нумерации.

Каждая описательная статья в перечне включает в себя: порядковый номер;

наименование видов и разновидностей документов;

сроки хранения документов, дифференцированные по звеньям пе­ речня;

примечания, уточняющие сроки хранения документов. Классификационная схема - систематизированный список наиме­

нований отраслей, вопросов деятельности, отраженных в документах, - построена по функционально-отраслевому принципу.

Вспомогательный аппарат перечня включает в себя титульный лист с названием перечня и выходными данными, указания по применению пе­ речня, список сокращений, указатель видов документов и др.

Одни и те же виды документов создаются в разных организациях, копии одного и того же документа могут формироваться в дела разных организаций. Для того чтобы избежать поступления на архивное хране­ ние одних и тех же документов, но от разных организаций, в перечнях предусмотрена их группировка по звеньям управления организационной структуры. Как правило, в перечнях предусмотрены следующие звенья:

высшие органы государственной власти и управления; центральные органы власти и управления;

органы власти и управления субъектов Российской Федерации; учреждения среднего звена (краевого, областного уровня учреждения). В некоторых ведомственных перечнях в качестве приложений иног­

да включаются примерные списки учреждений ведомственной систе­ мы, сгруппированных по звеньям перечня.

Таким образом, перечни документов значительно облегчают прове­ дение экспертизы ценности документов, позволяют избежать ошибок при установлении сроков хранения документов.

 


Контрольные вопросы и задания

1. Что называется экспертизой ценности документов и каковы ее основные задачи?

2. Перечислите основные этапы экспертизы ценности документов.

3. Какие органы входят в систему экспертных органов?

4. Кто входит в состав экспертной комиссии организации и каковы основ­ ные задачи этой комиссии?

5. Расскажите о существующих критериях экспертизы ценности документов.

6. Что представляют собой перечни документов с указанием сроков хране­ ния? Какие действующие перечни документов с указанием сроков хранения вы знаете?

7. Чем типовой перечень отличается от ведомственного перечня?

8. Какой вспомогательный аппарат характерен для перечней документов с указанием сроков хранения?

 

 

ГЛАВА 14. ПОДГОТОВКА ДЕЛ К АРХИВНОМУ ХРАНЕНИЮ

Законченные делопроизводством дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения находятся в течение 1 -3 лет по месту их фор­ мирования, а затем подлежат передаче на хранение в архив организа­ ции. Перед передачей в архив дела должны быть дооформлены и опи­ саны в специальных учетных формах (сдаточных описях) в соответ­ ствии с требованиями Федерального архивного агентства.

Дела временного срока хранения (до 10 лет), как правило, в архив организации принимаются только по разрешению руководителя органи­ зации. Но даже в этом случае с ними не проводится такая обработка, которую осуществляют с делами постоянного и временного срока хране­ ния: они могут храниться в тех папках, в которых осуществлялось фор­ мирование; документы в деле не пересистематизируются; листы не ну­ меруются; лист-заверитель не составляется. Учет таких дел осуществ­ ляется по номенклатуре дел, новые учетные формы не составляются.

Дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также конфиденциальные и по личному составу подлежат полному оформле­ нию, которое предусматривает следующие этапы.

1. Пересистематизация документов в деле. Документы в деле под­ шиваются в прямом хронологическом порядке (по датам поступления и порядковым номерам) таким образом, чтобы первый документ был в начале дела; из документов извлекаются все металлические скрепле­ ния (во избежание ржавчины).

2. Нумерация листов дела. В целях сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, они нумеру­ ются в развернутом виде арабскими цифрами валовой нумерацией в верхнем углу черным графитовым карандашом или нумератором. Фо-

 


тографии, чертежи, диаграммы и другие иллюстрируемые документы, представляющие собой самостоятельный лист, нумеруются на оборот­ ной стороне в левом верхнем углу. Подшитые в дело конверты с вложе­ ниями нумеруются следующим образом: сначала нумеруется конверт, а затем очередным номером - каждое вложение. В случае обнаружения большого числа ошибок в нумерации производится их перенумерация. При этом старые номера зачеркиваются одной наклонной чертой и ря­ дом ставится новый номер.

3. Составление в необходимых случаях внутренней описи доку­ ментов дела. Внутренняя опись должна быть в делах, содержащих особо ценную и личную документацию, а также в судебных и следственных делах, в делах о присуждении ученых степеней и ученых званий, в де­ лах на авторские свидетельства и патентные изобретения и др. Внут­ ренние описи необходимы также, если заголовки дел не раскрывают конкретное содержание документов, например «Приказы директора по основной деятельности». Форма внутренней описи, порядок ее состав­ ления регламентируются Основными правилами работы архивов орга­ низаций. Во внутренней описи содержатся сведения о датах и регист­ рационных номерах документов, их заголовках, количестве листов каж­ дого документа с указанием листов дела. Внутренняя опись в деле играет роль оглавления, способствует обеспечению сохранности документов. Листы внутренней описи нумеруются отдельно от документов дела, в ее конце составляется итоговая запись, содержащая информацию о ко­ личестве включенных в нее документов дела и количестве листов са­ мой внутренней описи.

4. Составление заверительной надписи дела. Она составляется по установленной форме на любую единицу архивного хранения и необходима для фиксации особенностей нумерации, учета количества листов дела и внутренней описи, особенностей формирования дела (наличие листов с наклеенными документами, конвертов с вложения­ ми, иллюстраций и пр.). Запрещается составлять заверительную над­ пись на обороте документов и самой обложке дела.

Все последующие изменения в составе и состоянии дела (повреж­ дения, замена подлинников на копии, сведения о проверке наличия и состоянии дела, отметки о выдаче дела для использования и др.) отра­ жаются в заверительной надписи.

5. Внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела. Уточняются наименование организации и ее непосредственная подчинен­ ность на период создания документов, включенных в дело, заголовок дела (тома, части), крайние даты документов дела, количество листов в деле.

6. Подшивка или переплет дела. Документы постоянного срока хра­ нения, составляющие дело, подшиваются на четыре прокола в твердую обложку, требования к которой определены ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, разновидности, технические требования». Если у организации есть возможность, она может осуще-

 


ствить переплет дела. Все это осуществляется таким образом, чтобы обеспечить возможность свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них.

Особо ценные документы хранятся в закрытых твердых папках с тремя клапанами с завязками или в картонных футлярах (коробках). Как правило, вариант упаковки документов, поступающих на хранение, определяется тем носителем, на котором они созданы. Для документов, оформляемых на бумаге стандартных форматов (так оформляются в большинстве случаев документы постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения), - это твердая картонная обложка или особая папка.

Соблюдение установленных правил обработки дел имеет целью:

1) обеспечить сохранность документов, передаваемых на хранение;

2) подготовить полностью дела к архивному хранению, так как ар­ хив не должен заниматься оформлением дел; архив только дописывает на обложке дела архивный шифр.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. В течение какого срока должны храниться по месту формирования закон­ ченные делопроизводством дела?

2. Каковы сроки хранения дел, подлежащих передаче в архив организации?

3. Что предусматривает полное оформление дела при подготовке его к пе­ редаче на хранение в архив организации?

4. В каких случаях составление внутренней описи дела обязательно?

5. Что означает пересистематизация документов в деле и почему она прово­ дится только при подготовке дела к передаче на хранение?

6. Как нумеруются листы дела?

7. Всегда ли составляется заверительная надпись дела? Что в нее входит?

8. Каким образом подшиваются документы постоянного срока хранения в твердую обложку? Всегда ли дела переплетаются?

9. Как должны храниться особо ценные документы?

10. С какими целями производится полное оформление дел при их подго­ товке к передаче на хранение в архив организации?

 

ГЛАВА 15. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ АРХИВНОМ ХРАНЕНИИ

 

 

Государственные органы, органы местного самоуправления, орга­ низации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архив­ ные документы, подлежащие приему на хранение в государствен­ ные и муниципальные архивы, являются источниками их комплек­ тования.

 


До поступления в государственные и муниципальные архивы доку­ менты должны временно храниться в архиве указанных организаций (граждан).

Устанавливаются следующие сроки временного хранения докумен­ тов Архивного фонда Российской Федерации до их поступления в го­ сударственные и муниципальные архивы1:

1) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов федеральных органов госу­ дарственной власти, иных государственных органов Российской Феде­ рации (в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Цен­ тральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Феде­ рации (Банка России), а также для включенных в установленном по­ рядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций - 15 лет;

2) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов органов государственной власти, иных государственных органов субъектов Российской Федера­ ции и организаций субъектов Российской Федерации организаций - 10 лет;

3) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов органов местного самоуп­ равления и муниципальных организаций - 5 лет;

4) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации отдельных видов архивных документов:

записей актов гражданского состояния - 100 лет;

документов по личному составу, записей нотариальных действий, похозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов - 75 лет;

проектной документации по капитальному строительству - 20 лет; технологической и конструкторской документации - 20 лет; патентов на изобретение, полезную модель, промышленный обра­

зец - 20 лет;

научной документации - 15 лет; кино- и фотодокументов - 3 года.

При хранении в течение установленных сроков должны обеспечи­ ваться сохранность, учет, отбор и подготовка документов для передачи их на хранение в государственные и муниципальные архивы в соответ­ ствии с нормативно-методическими документами Федерального архив­ ного агентства. Уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации запрещается.

 

 

1 Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Россий­ ской Федерации» (ст. 22).

 


В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находя­ щиеся на территории Российской Федерации архивные документы не­ зависимо от источника их происхождения, времени и способа созда­ ния, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содер­ жащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические доку­ менты, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Рос­ сийской Федерации на основании экспертизы ценности документов.

Решение о включении в состав Архивного фонда Российской Феде­ рации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочны- ми комиссиями федеральных государственных архивов и уполномочен­ ных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.

Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и госу­ дарственным или муниципальным архивом (органом местного самоуп­ равления муниципального района, городского округа), музеем, библио­ текой либо организацией Российской академии наук. В данном догово­ ре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архи­ вного фонда Российской Федерации.

Документы Архивного фонда Российской Федерации могут быть от­ несены к государственной, муниципальной или частной собственности.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, передаются на постоянное хранение в государственные архивы, а также в музеи, библиотеки и организации Российской академии наук.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в муниципальной собственности, передаются на постоянное хранение в муниципальные архивы, музеи и библиотеки.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или вла­ дельцами самостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, библиотеках, музеях и

 


организациях Российской академии наук, не входят в состав их имуще­ ства.

Государственные органы, органы местного самоуправления, органи­ зации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных докумен­ тов руководствуются в работе с архивными документами законодатель­ ством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральным архивным агентством), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Одним из основополагающих актов является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Росс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...