Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение. Школьные проблемы. Переход в новую школу. Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить




Заключение

Проблема буллинга остается одной из важнейших в сфере детской и подростковой психотерапии. Несмотря на ее широкую распространенность, внимания этой проблеме уделя­ется явно недостаточно. Выраженность и длительность страда­ний (Lane, 1988) могут вызвать необходимость терапевтичес­кого вмешательства. Тут-то и возникают трудности. Эффектив­ность вмешательства определяется возможностью повлиять на контекст, в котором возникает проблема. Хотя психолого-пе­дагогическое консультирование детей предполагает шаг в сто­рону от индивидуального психоанализа к семейной психоте­рапии, все же, по мнению Ховарта (Howarth, 1992), существу­ет некоторое предубеждение против работы непосредственно в стенах школы или местного сообщества. Цель детской психотерапии — предоставление помощи тем, кто в ней нуждает­ся, и в тех условиях, где чаще всего возникают проблемы. На современном этапе психотерапевт не может ограничиваться работой с несколькими представителями высших слоев обще­ства.

При сопоставлении рекомендаций, предложенных в разное время и разными авторами (Pikas, 1975; Tattum, 1988), можно уловить тенденцию, появившуюся сравнительно недавно. Ис­следователи проявляют озабоченность в связи с недостаточ­ным вниманием общественности к проблеме школьной трав­ли, а также подчеркивают необходимость кропотливой рабо­ты с преследователями и их жертвами. Вместе с тем Таттум указывает на склонность американских психотерапевтов уде­лять внимание преимущественно жертвам издевательств, в то время как британцы предпочитают вовлекать в терапию роди­телей и местную общественность, а также делают ставку на учебную и пасторскую работу с детьми в рамках школы. По сути дела такой подход знаменует собой начало крупномасштабной работы по преодолению проблемы буллинга. Родоначальни­ками этого подхода можно с полным основанием считать скан­динавских исследователей. Хочется надеяться, что со време­нем психотерапия займет достойное место в ряду мероприятий по исправлению школьной травли, однако для этого потребуются действенные стратегии терапевтического вмешательства, которые бы точно соответствовали контексту проблемы.

 

 

Школьные проблемы

Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой. М.; Издательство института психотерапии, 2002

Переход в новую школу

Начало учебы в школе или переход в новую школу требует от боль­шинства детей умения приспособиться. Это не должно травмировать детей. Как только дети приспособятся, они испытывают гордость, что сумели справиться с трудностями. Но пока переходный период не закончится успешно, родители должны пронаблюдать, удается ли их детям приспособиться к новой ситуации.

Что нужно принять во внимание

Идеально было бы не переводить ребенка в другую школу в сере­дине учебного года. Ребенок уже проходит учебную программу, и в новой школе ему, возможно, будет труднее схватывать материал. К тому же там среди детей уже сформировались свои компании, и ва­шему ребенку, возможно, будет трудно завести себе новых друзей. Ребенку будет труднее приспособиться к новой школе, если ему одновременно придется приспосабливаться к другим переменам — таким, как расставание или развод родителей или серьезная болезнь
кого-то из членов семьи.

Дети будут скучать по своим друзьям из прежней школы. Новичков всегда тревожит новая обстановка.

Тревога всегда сильнее, когда слишком много неизвестного. Чтобы уменьшить эту тревогу, важно сначала показать ребенку новую школу. Если это невозможно, то пусть кто-то из родителей сделает видеозапись или фотографии или же посмотрит, есть ли у этой школы веб-страничка в Интернете. Какое-нибудь сообщение от директора школы или будущих одноклассников может уменьшить у ребенка тревогу и вызвать улыбку.

Если ребенку трудно приспособиться, то попросите учителя, чтобы он побольше говорил ему добрых и воодушевляющих слов, а во время обеда или перемены представил ему других детей.

Спросите учителя, кто из одноклассников вашего ребенка впервые пришел в эту школу год назад. Пример того, как этот ученик сумел приспособиться, может воодушевить вашего ребенка.

Как нужно говорить

• Детям нужна практическая информация о новой школе: как она выглядит, как там обычно проходит учебный день, сколько уроков будет каждый день и т. д. Чем четче эта информация, тем лучше. Как только вы изложите ребенку эти факты, вы должны сосредоточиться на его ожиданиях. Здесь поможет ваше СОПЕРЕЖИВАНИЕ. «Уверена, ты будешь доволен, когда освоишься в новой обстановке и узнаешь, где что находится».

• «Что ты больше всего ожидаешь увидеть и о чем больше всего беспокоишься? »

• Подумайте, как вам удобнее будет выразить свои мысли и чувства. Если вы во время разговора займетесь с ребенком какой-нибудь физической деятельностью, например, поиграете с ним в мяч, прокатитесь на велосипеде, прогуляетесь или попрыгаете со скакалкой), то диалог не будет казаться слишком формальным и серьезным: «Как ты насчет того, чтобы минут пятнадцать покидать мяч? Ты можешь рассказать мне все о своем дне, а я расскажу тебе о своем».

Дети могут сомневаться: «Что, если я не найду себе друзей? », «Что, если они станут смеяться надо мной? », «Что, если никто из детей не позовет меня играть с ними на перемене? ». Будьте готовы дать ребенку установки, касающиеся того, как совладать с конкретными страхами. Но сначала попытайтесь понять, почему он боится этих вещей: «Многие дети думают о таких вещах. Что же именно заставляет тебя беспокоиться об
этом? »

• «Но правда в том, что ты всегда находил себе друзей. Если люди стремятся познакомиться с тобой, то ты им определенно нравишься. Если хочешь, мы можем устроить дома вечеринку, и ты можешь пригласить на нее своих одноклассников».

• «Давай отрепетируем, что ты скажешь, если захочешь играть с компанией других детей».

• ПООЩРЯЙТЕ ребенка, указывая на успехи, которые он делает, привыкая к новой школе в первую неделю: «Ты уже можешь назвать имена многих учителей, и ты завел себе двоих новых друзей. Это должно тебя радовать».

• «Прошло только несколько недель. Часто требуется больше времени, чтобы освоиться в новой школе. Ты действительно молодец».

• «Если к вам в школу придут новички, то ты сможешь помочь им. Ты можешь сказать им, чтобы они обращались к тебе, если у них будут вопросы, а также показать им, где что находится. Как тебе нравится эта идея? »

• «Мы обязательно свяжемся с твоими друзьями из старой школы по электронной почте, и ты сможешь рассказать им о своих новых учителях».

Основное правило: Большинство детей очень хорошо адаптируются в течение трех месяцев. Успокаивайте себя тем, что ваш ребенок в конце концов привыкнет к новой школе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...