Роль учебной программы. Роль служб поддержки. Роль школьных систем
Роль учебной программы Включение в учебный план школ пасторской работы (pastoral curriculum) может послужить отправной точкой для решения многих проблем, в том числе и проблемы травли. В настоящее время все большее распространение получают техники групповой работы с детьми, подробно описанные в ряде публикаций (Titman, 1988; Besag, 1989; Herbert, 1988). Скандинавские исследователи также подчеркивают большое значение пасторской работы в школах (Roland & Munthe, 1989). Особого внимания заслуживают пять основных моментов. Если рассматривать проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами, то основной задачей учителя становится (Walker, 1989) управление конфликтом. Решающее значение имеют используемые при этом методы. В США и странах Европы все более широкое распространение получают программы психологического просвещения, в рамках которых детей и взрослых обучают разрешать конфликты без применения насилия. К сожалению, идея развития у детейнавыков неагрессивного существования в Великобритании встречает слабую поддержку. Доказано (Herbert, 1988; Tattum Herbert, 1990), что эффективные мероприятия в этом направлении можно проводить в рамках учебного плана. Тщательный отбор литературы для внеклассного чтения, обсуждение прочитанного и разыгрывание ролей способствуют изменению мировоззрения детей и школьного микроклимата, больших успехов в этом направлении добились сотрудники компании многоязыкового театра Нети-Нети (Neti-Neti Multi-lingual Theatre Company, Casdagli et al., 1990). Они используют пьесы, игровые сценарии и проводят семинары, чтобы дети научились лучше осознавать самих себя и самостоятельно находить решение своих проблем. Роль специалиста в повышении социальной компетентности детей показана в работе Аскью (Askew, 1988). Автор описала работу с учениками одного класса, уделив особое внимание изменению их поведения в отношении друг друга. Детальная проработка вопроса социальной компетентности осуществлена в программах типа Kidscape, целью которых является развитие у детей навыков безопасного поведения. Другая исследовательница (Elliott, 1988; 1989) разработала подробный план работы как с самими детьми, так и с их родителями и учителями. Ее программы широко используются в школах Великобритании.
Роль служб поддержки Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». В связи с частыми обращениями детей в редакции журналов или на телевидение, некоторые телеведущие выпускают листовки с подробными рекомендациями, как вести себя в том или ином случае (например, листовка «Как справиться с травлей» детской телевизионной программы MotorMoutk). К сожалению, внешние службы поддержки не могут оказать должного влияния на ситуацию в школе. Тем не менее в настоящее время некоторые службы, учитывая потребности детей, пытаются проводить терапевтическое вмешательство также и в рамках школы. Так, в школах создаются терапевтические группы для жертв травли (Bayley, 1989) с привлечением специалистов из саутваркской психолого-педагогической службы (Southwark Educational Guidance Service). Другие службы поддержки в этом регионе также с успехом проводили групповую работу по развитию у детей социальных навыков (Lane, 1975). Случай из практики, описанный в конце главы, показывает использование терапевтического подхода. Кроме того, для работы с вовлеченными в процесс буллинга хорошо подходят и другие методы, такие как игровая терапия (Newson, 1992).
Роль школьных систем если предполагаемое вмешательство планируется осуществить в рамках школьной системы, необходимо учесть рекомендации Дэвиса (Davies, 1990), специально занимавшегося этим вопросом. С позиций системного подхода целесообразно проводить профилактику школьной травли на школьных игровых площадках. Игровая площадка представляет собой важную социальную систему с особыми правилами. В Вайлингтонском психолого-педагогическом центре были разработаны несколько этнографических подходов к работе с детьми на игровых площадках; с соответствующими методиками можно познакомиться во время проводимых центром семинаров. Ценную информацию об игровой работе можно почерпнуть у Титмена (Titman, 1988), который особо отметил разницу между голым бетоном большинства школьных площадок и волнующей атмосферой хорошо оборудованных игровых комплексов. Сравнительно недавно опубликованы подробные рекомендации по организации работы на игровой площадке (Ross & Ryan, 1990), в основе которых лежат результаты пилотных проектов, выполненных на базе детских садов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|