Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль учебной программы. Роль служб поддержки. Роль школьных систем




Роль учебной программы

Включение в учебный план школ пасторской работы (pastoral curriculum) может послужить отправной точкой для решения многих проблем, в том числе и проблемы травли. В настоящее время все большее распространение получают техники групповой работы с детьми, подробно описанные в ряде публикаций (Titman, 1988; Besag, 1989; Herbert, 1988). Скандинавские исследователи также подчеркивают большое значение пасторской работы в школах (Roland & Munthe, 1989).

Особого внимания заслуживают пять основных моментов. Если рассматривать проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами, то основной зада­чей учителя становится (Walker, 1989) управление конфлик­том. Решающее значение имеют используемые при этом мето­ды. В США и странах Европы все более широкое распространение получают программы психологического просвещения, в рамках которых детей и взрослых обучают разрешать конфликты без применения насилия. К сожалению, идея развития у детейнавыков неагрессивного существования в Великобритании встречает слабую поддержку. Доказано (Herbert, 1988; Tattum Herbert, 1990), что эффективные мероприятия в этом направлении можно проводить в рамках учебного плана. Тщательный отбор литературы для внеклассного чтения, обсуждение прочитанного и разыгрывание ролей способствуют из­менению мировоззрения детей и школьного микроклимата, больших успехов в этом направлении добились сотрудники компании многоязыкового театра Нети-Нети (Neti-Neti Multi-lingual Theatre Company, Casdagli et al., 1990). Они используют пьесы, игровые сценарии и проводят семинары, чтобы дети научились лучше осознавать самих себя и само­стоятельно находить решение своих проблем. Роль специали­ста в повышении социальной компетентности детей показана в работе Аскью (Askew, 1988). Автор описала работу с учениками одного класса, уделив особое внимание изменению их поведения в отношении друг друга. Детальная проработка вопроса социальной компетентности осуществлена в програм­мах типа Kidscape, целью которых является развитие у детей навыков безопасного поведения. Другая исследовательница (Elliott, 1988; 1989) разработала подробный план работы как с самими детьми, так и с их родителями и учителями. Ее про­граммы широко используются в школах Великобритании.

Роль служб поддержки

Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллин­га, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя не­навидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном те­рапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства мо­жет включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, воз­можны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». В связи с частыми обращениями детей в редакции журналов или на телевидение, некоторые телеведущие выпускают лис­товки с подробными рекомендациями, как вести себя в том или ином случае (например, листовка «Как справиться с травлей» детской телевизионной программы MotorMoutk).

К сожалению, внешние службы поддержки не могут ока­зать должного влияния на ситуацию в школе. Тем не менее в настоящее время некоторые службы, учитывая потребности детей, пытаются проводить терапевтическое вмешательство также и в рамках школы. Так, в школах создаются терапевти­ческие группы для жертв травли (Bayley, 1989) с привлечением специалистов из саутваркской психолого-педагогической служ­бы (Southwark Educational Guidance Service). Другие службы поддержки в этом регионе также с успехом проводили груп­повую работу по развитию у детей социальных навыков (Lane, 1975). Случай из практики, описанный в конце главы, пока­зывает использование терапевтического подхода. Кроме того, для работы с вовлеченными в процесс буллинга хорошо подхо­дят и другие методы, такие как игровая терапия (Newson, 1992).

Роль школьных систем

если предполагаемое вмешательство планируется осуществить в рамках школьной системы, необходимо учесть рекомендации Дэвиса (Davies, 1990), специально занимавше­гося этим вопросом. С позиций системного подхода целесооб­разно проводить профилактику школьной травли на школь­ных игровых площадках. Игровая площадка представляет собой важную социальную систему с особыми правилами. В Вайлингтонском психолого-педагогическом центре были раз­работаны несколько этнографических подходов к работе с детьми на игровых площадках; с соответствующими методи­ками можно познакомиться во время проводимых центром се­минаров. Ценную информацию об игровой работе можно по­черпнуть у Титмена (Titman, 1988), который особо отметил разницу между голым бетоном большинства школьных пло­щадок и волнующей атмосферой хорошо оборудованных иг­ровых комплексов. Сравнительно недавно опубликованы под­робные рекомендации по организации работы на игровой площадке (Ross & Ryan, 1990), в основе которых лежат результаты пилотных проектов, выполненных на базе детских садов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...