Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить. Как не надо говорить. Ябедничество. Правдолюб или ябеда?. Януш Корчак
Что нужно принять во внимание Ночное недержание мочи считается проблемой, если ребенку не меньше пяти лет и он мочится в постель не реже двух раз в месяц. Восемьдесят процентов детей, страдающих ночным недержанием мочи, не могут научиться регулировать мочеиспускание на протяжении полугода. Это называется первичным энурезом. Детям, которые могут научиться регулировать мочеиспускание на протяжении шести и более месяцев, но у которых недержание мочи потом возобновляется (вторичный энурез), обычно требуется больше времени на то, чтобы добиться «сухих ночей», и они чаще испытывают стресс. Примерно у трех процентов детей, страдающих ночным недержанием мочи, эта проблема сохраняется и в юности. Самый успешный метод лечения - это специальный прибор, сигналящий о мочеиспускании. Сигнал включается при первом признаке сырости, позволяя ребенку прервать мочеиспускание и продолжить его в туалете. Исследования показывают, что этот метод во многом превосходит медикаментозные методы. Лекарства с циклической структурой в случае передозировки вызывают отравление с нарушением работы сердца. Поэтому, прежде чем перейти на лекарства, попробуйте прибор для контроля за мочеиспусканием. Как нужно говорить • ВНУШАЙТЕ ребенку, что эта проблема бывает у каждого четырнадцатого мальчика или девочки (в возрасте до восьми лет) и что это можно вылечить. Чрезвычайно важно здесь СОПЕРЕЖИВАНИЕ. «Я знаю, что тебя эта проблема очень огорчает. Но ты должен знать, что ты в этом не одинок. В твоем классе, возможно, есть еще ребенок, которого беспокоит то же самое. Но есть хорошие новости: ты можешь справиться с этой бедой, если будешь пользоваться сигнальным прибором».
• Утешьте ребенка: «Я рада, что мы боремся с этой проблемой. Я знаю, что через некоторое время тебе станет намного лучше». • После того как ребенок помочился в постель, скажите ему: «Ничего, сними эту простыню, а я принесу сухую. Я помогу тебе расстелить ее». Хорошо, если ваш ребенок предпочитает застилать постель сам. Хорошо также, если вы скажете ему, чтобы он сделал это сам (вы устали или заняты). Однако когда вы просите ребенка застелить постель, это не должно выглядеть как наказание. Вы не должны ругать его. Иначе необходимость менять белье не будет побуждать ребенка к преодолению недержания мочи. Основное правило: Не думайте, что ваш ребенок вырос из этой проблемы. Ее преодолеть можно лечением, а без лечения она скорее всего будет возобновляться. Только 15 процентов восьмилетних детей, страдающих ночным недержанием мочи, в течение года перестают мочиться в постель без лечения. Как не надо говорить § «Неужели ты не можешь контролировать себя? Тебе уже девять лет! » Порицаниями вы не поможете ребенку, а, наоборот, только причините ему боль. Если вдруг вы его отругали, то поскорее извинитесь: «Извини. Я знаю, ты не виноват. Но мне так хочется, чтобы тебе стало лучше, вот я и излила свои огорчения на тебя». § «Я не буду стирать твои вонючие простыни. Сам стирай! » Критический тон здесь неуместен. Вы только внушаете ребенку чувство стыда. § «Попробовал бы ты как-нибудь переночевать в доме у своего друга. Вот тебе досталось бы! » Не наказывайте ребенка. Ваш ребенок и без того почувствует себя униженным, если эта неприятность случится с ним в гостях. Приобретите сигнальный прибор и потренируйте ребенка дома. Ябедничество Правдолюб или ябеда? Кравцова М. ШП, №10-03
Вы никогда не узнаете детей, пренебрегая их жалобами. Януш Корчак Так случилось, что в последнее время ко мне несколько раз обращались родители
Почему некоторые дети все время жалуются на других детей? Зачем они рассказывают все о своих товарищах, даже когда их никто об этом не просит?
ДОНОСЧИКУ — ПЕРВЫЙ КНУТ «Ябеда — по Ожегову — это клевета, мелкий донос, наушничанье». Детские жалобы возникают и процветают в первую очередь в коллективах — детских садах и школах. В современной школе такого противостояния нет, и учащимся не нужно доносами Еще в начале двадцатого века замечательный чешский педагог Януш Корчак в Может быть, явно негативное отношение к ябедам со стороны взрослых связано с мрачным прошлым нашей страны, с теми временами, когда процветало доносительство и стукачество? Но государство и сейчас поощряет граждан жаловаться: сообщать о месте нахождения преступников, о забытых в транспорте вещах, о тех, кто утаивает налоги и т. д., — гарантируя анонимность, а иногда и вознаграждение (существуют даже специальные «книги жалоб» и горячие линии). Так принято не только в нашей стране, но и во всем мире. Взрослые часто жалуются, например, милиции на буянящих по ночам соседей и очень негодуют, если орган власти никак не реагирует.
В школе тоже постоянно жалуются (например, учителя — на родителей, на начальство, на учеников, друг на друга). Школа — это большое общежитие, дисциплина и порядок в котором поддерживаются за счет открытости и прозрачности всего там происходящего. Родители должны понимать, что в школе детские жалобы — это основное средство получения учителями информации о детях. Одна мама рассказала мне, что в начальной школе в Англии они с сыном столкнулись с поощрением жалоб и порицанием попыток детей разобраться в конфликтах самостоятельно. Именно то, что в школе «тайное всегда становится явным», и есть залог безопасности детей. Родителям надо быть готовыми к тому, что учителя часто специально поощряют детей рассказывать обо всем, что делают они и их товарищи. Многих родителей это не устраивает. Но бывают такие ситуации, в которые необходимо посвящать взрослых, например если ребенка травят одноклассники или запугивают старшие. Маленький ребенок обычно не преследует никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией. Ведь и взрослые рассказывают друг другу обо всем, обсуждают поступки окружающих. Ребенок это наблюдает и не видит в посвящении во все подробности окружающих ничего предосудительного. Такая «излишняя» детская честность часто ставит родителей в неловкое положение. Вспомните почти анекдотическую ситуацию: на вопрос знакомых, понравился ли маме их подарок, малышка отвечает: «А мама сказала, что у нас такой ерунды полон дом! » Что такое жалоба, ребенок понимает, когда окружающие начинают реагировать на
Наиболее активно жалобы процветают в начальных и 5—6-х классах средней школы. Подростки жалуются очень редко, предпочитая разбираться со своими проблемами
НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ ПООЩРЯТЬ? В проблему детских жалоб бывают вовлечены и родители, и учителя, и психологи. Учителей выводят из себя мелочные и несвоевременные жалобы учеников (распространенная ситуация: во время опроса учитель вызывает ученика, поднявшего руку, Для психолога жалоба — это, в первую очередь, сигнал о проблеме. Следует различать жалобы и злостное ябедничание ребенка, когда жалобы имеют корыстную цель. Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются стихийно. Ребенок замечает что-то и может рассказать взрослому из-за плохого настроения, обиды, неумения промолчать (такой уж характер); но может и не рассказать — потому что не хочет связываться или из солидарности. Некоторые виды доноса спровоцированы самими взрослыми. Отмахиваясь от оправданий, наказывая всех без разбору, пуская происшедшее на самотек, взрослые ставят ребенка перед необходимостью защищаться самостоятельно. Дети перестают доверять учителю, считают его несправедливым. Кстати, самая распространенная причина разочарования ребенка в учителе или воспитателе — несправедливость по отношению к детям. Януш Корчак предостерегал воспитателей и родителей от небрежного отношения Никогда не следует торопиться с выводами, в первую очередь необходимо выяснить, что побуждает ребенка жаловаться. Чаще всего, жалуясь, ребенок рассказывает о своих проблемах, иногда ему достаточно внимания и сочувствия. Во всем мире существуют организации, куда ребенок может обратиться за помощью или где просто может излить душу. Наверное, такие организации нужны детям, не нашедшим понимания и справедливости у своих близких. Но стоит ли доводить до этого?
ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКРЫВАЕТСЯ ЗА ДЕТСКИМИ ЖАЛОБАМИ? Беспомощность. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной — он идет к взрослому за помощью. Он делится информацией о происходящем со взрослым. Если его или кого-то обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее Предупреждение. Ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми, он Но бывают и жалобы с корыстной целью. Месть. Если ребенка не берут в игру, обижают сверстники, то он стремится взять Самоутверждение. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфортно в классе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (творчество, общественная деятельность, учеба), то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения. Можно по-разному относиться к детским жалобам, но необходимо понимать, что, принимая меры, мы всегда поощряем детей жаловаться и дальше. Бесполезно запрещать ребенку жаловаться, необходимо разобраться в причинах, побуждающих его к этому. Запрещая, вы отобьете у него желание делиться с вами своими проблемами. Первопричина Если вы подадите ребенку пример разрешения проблемы, то, возможно, в следующий раз он попробует справиться с ней самостоятельно, а не побежит к вам за помощью. Вспомните мультфильм про Крошку Енота: мама посоветовала улыбнуться незнакомцу, а не угрожать ему. Енотик понял, что безопаснее и приятнее начинать общение с Если ребенок часто жалуется, за этим может скрываться нехватка внимания со стороны Иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы просто выслушали и посочувствовали - Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, предложите детям «сесть за стол переговоров» и всем вместе обсудить взаимные претензии, найти выход из сложившейся ситуации. Вообще старайтесь обсуждать и выслушивать все жалобы в присутствии противоположной стороны, давая высказаться каждому. Это приучит детей к самостоятельному и конструктивному разрешению конфликтов. Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и нытиком, понаблюдайте за собой — не слишком ли часто вы сами жалуетесь всем окружающим на свою жизнь? Может быть, он Не следует сравнивать детей между собой. Тот, кого ставят в пример, начнет чувствовать свое превосходство и будет ябедничать, чтобы еще больше самоутвердиться. Обида, зависть — довольно частая причина школьных жалоб. Учитель хвалит Колю, за правильный ответ, а Таня, которая хотела ответить, но ее не спросили, заявляет: «А он подсмотрел в тетради! » Миша ест украдкой на уроке яблоко, а у Толи нет яблока, и он «закладывает» Мишу. В отличие от вынашиваемой мести, эти жалобы рождаются спонтанно, они ситуативны. В общем-то, и в этом случае ребенок стремится к справедливости. Почему он ест, когда нельзя? Почему он молодец, хотя подсматривал? Но ребенок уязвлен, поэтому ябедничает. Если учитель сделает замечание нарушителю, то это подскажет ябеде, каким образом можно воздействовать на окружающих. Если же учитель сделает замечание самому жалобщику, тот еще больше уверится в несправедливом отношении к нему. Можно ответить, что пользоваться своими записями не запрещалось, — это разъясняющая реакция. Можно сделать двойное замечание: «Миша, видимо, не успел позавтракать на перемене. Толя, ответь, пожалуйста, на тот вопрос, который был задан» — воспитательная реакция. Ребенку дают понять, что если обращаешь на себя внимание, то изволь работать вместе со всеми.
ВИДЫ ЖАЛОБ, СПРОВОЦИРОВАННЫХ ВЗРОСЛЫМИ Защита себя и других, в том числе от несправедливого наказания. Для ребенка высшей инстанцией является взрослый: сначала родители, потом воспитатели и учителя. К ним он идет со своей проблемой — жалобой. При этом он всегда ожидает справедливости: провинился — будешь наказан, не виноват — все будет хорошо. И если взрослый сам не видел, что произошло, ребенок считает необходимым рассказать ему во всех подробностях. Тем более что сами взрослые и побуждают ребенка к откровенности, просят от них ничего не скрывать. Увидев плачущего ребенка, старшие обязательно спрашивают: «Что случилось, кто тебя ударил? » Если взрослому недосуг разбираться, кто прав, кто виноват, если он наказывает всех, чтобы неповадно было, то тем самым провоцирует детей на доносы. Шантаж. «Вот, я учителю расскажу... », «Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы... » Угрожая разоблачением старшим товарищам или сверстникам, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе — не будет тебе зоопарка в воскресенье! », «Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут! » К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом. Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка ябедничать побуждает ревность (к братьям и сестрам, к выделяемым учителем детям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учительские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу пожаловаться как шантаж, взрослые становятся средством воздействия. Для учителя жалобы делятся на два типа: требующие немедленного вмешательства Наблюдая за детьми, зная особенности их взаимоотношений со сверстниками, с родителями, можно сделать вывод о причинах, побуждающих ребенка жаловаться. Ребенок, отвергаемый сверстниками, слабоуспевающий, неуверенный в себе, имеющий более успешных брата или сестру (на которых родители и «возлагают все свои надежды»), будет чаще всего жаловаться из желания отомстить, от обиды, из зависти. Но за этими жалобами будут скрываться его беспомощность и отчаяние. Ребенок с завышенной самооценкой, с неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству, но не умеющий сотрудничать со сверстниками, к Встречаются в классе и «всеобщие заступники». Такой ребенок требует справедливого отношения ко всем, искренне уверен, что без него не разберутся, основная черта его характера — честность. Его жалобы — это попытка защитить себя и окружающих от Зная особенности поведения детей, вы можете реагировать по-разному на их жалобы. Например, Маша жалуется на Васю, который ее ударил, а вы знаете, что Маша кого угодно может вывести из себя. Тогда Маше скажите: «Очень жаль, что так вышло. Проведите занятие, посвященное жалобам, на котором поменяйте акценты: ребенок должен не жаловаться, а делиться проблемой. Объясните детям, что нет ничего предосудительного, если они в критической ситуации обратятся за помощью к взрослому и посвятят его во все детали. Вы можете сказать детям примерно следующее: «Если одни ребята — более сильные, более активные — будут несправедливы по отношению к Можно договориться со своими подопечными, что жалоба в присутствии обидчика - Не спешите реагировать на жалобу, обдумайте полученную информацию, иначе маленькие шантажисты будут использовать вас как «оружие» для достижения своих целей. На некоторые жалобы-сообщения можно реагировать так: «Хорошо, я разберусь». Исключение составляют случаи, требующие моментального вмешательства, например игры, опасные для жизни детей. Старайтесь избегать прямых обвинений и конкретных санкций. Если ребенок жалуется, Не злоупотребляйте частыми публичными «разборками». Не требуйте признаний при всем классе, оставьте ребенку путь к отступлению или возможность признаться наедине. Старайтесь не использовать фразы типа: «Разбирайтесь сами, это ваши проблемы», «Меня не волнует, кто виноват, а кто нет», «Если у провинившегося не хватает смелости признаться, то наказан будет весь класс». Таким образом вы настраиваете детей друг против друга и провоцируете их самостоятельно разрешать конфликты (а решать они их будут вовсе не цивилизованными методами). Не спешите «называть вещи своими именами», т. е. старайтесь воздерживаться от Если ребенок жалуется, чтобы отомстить, самоутвердиться, спросите его: «Зачем ты мне рассказываешь это? Ну и что? » Несколько ставящих в тупик вопросов, отсутствие интереса к сообщению не дадут маленькому ябеде торжествовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|