статья Рудольфа шпильмана «о стилях атаки».
Предлагаемая сегодня вниманию читателей статья гроссмейстера Р. Шпильмана написана им в 1927 году специально для издававшегося тогда журнала «Шахматы». В популярном очерке автор хотел отметить исторически сложившееся постепенное угасание идеи атаки в первой четверти XX века и начавшийся затем новый ее расцвет.
Шахматная игра, остававшаяся в течение столетий в зачаточном, можно сказать, детском состоянии, за относительно короткоевремядостигла пышного расцвета и в лице Морфи дала гениальнейшего мастера атаки всех времен. Морфи значительно превосходил своих современников, но в смысле характера игры он был в полном смысле слова сыном своего времени. Все его современники были одушевлены тем же бурным духом атаки, – он был лишь лучшим полководцем среди них и потому мог легче и чаще осуществлять свою волю. После его заката, последовавшего за апогеем славы, Андерсен стал защищать знамя, и им был заложен краеугольный камень великого переворота. Появился Стейниц и выдвинул так называемую позиционную игру. Он открыл недостатки безоглядной игры на атаку и учил атаке после разумного построения игры, атаке, которая не обязательно имеет в виду неприятельского короля, но прежде всего, исходит из того, чтобы использовать маленькие слабости позиции противника. Более длинный и, особенно в те времена, менее оберегаемый ферзевый фланг давал гораздо больше возможностей атаки, чем королевский фланг. Отсюда – ферзевый гамбит. Черными Стейниц выигрывал многие партии вообще путем только одной защиты гамбитной пешки. Таким образом, ему удалось практически доказать, что стиль периода Морфи - Андерсена слишком рискован и не может служить залогом длительного успеха. Это стало, доказанным особенно наглядно тогда, когда Стейницу удалось дважды повергнуть гениального Чигорина, последнего рыцаря классической эры. Различие между этими двумя мастерами заключалось не в превосходстве одной индивидуальности над другою (как, например, между Морфи, и Андерсеном), но главным образом в том преимуществе, которое давал более экономичный стиль. Едва, таким образом, прямой атакующий стиль уступил место позиционному, как появился Тарраш с проповедью новых принципов борьбы. Если проследить эти принципы по партиям Тарраша, то станет ясным, что здесь нет духа атаки. Медленно, страшно медленно, как бы подкрадываясь, движутся войска в бой. Их девиз – уклоняться, где только возможно, от открытого боя, и лишь осаждать противника, блокировать и ждать, пока истощатся его жизненные средства, пока выйдет вода и воздух, и тогда его медленно задавить. Этот метод долгое время пользовался чрезвычайным успехом. Противники или теряли терпение и истекали кровью в несвоевременных вылазках, или оставались пассивными и подвергались удушью. Эпоха героической наступательной войны миновала, осторожный «гроссмейстерский стиль» развивался все дальше и, наконец, достиг своего апогея в Капабланке.
Но раньше ещё этот период был прерван появлением своеобразнейшей и величайшей индивидуальности в лице Ласкера. В этом мастере соединилосьвсе, что дало шахматное искусство от Морфи до Капабланки. Хотя многие из его партий при переигрывании и производят на шахматных профанов впечатление сухих, тем не-менее в нём, несомненно, много духа атаки. Это проявляется у него главным образом в контратаке. Поэтому у Ласкера никогда не было стремления стеснять и стеснять своего противника в стиле Тарраша, наоборот, – он всегда любил полную, содержательную игру; он предпочитал предоставить противнику относительно лучшие шансы, чем самому лишиться некоторых возможностей атаки. Отразить с величайшим мастерством неприятельские атаки и потом быстро создать контрудар – в этом центр тяжести искусства Ласкера У Капабланки, выступившего позднее, стремления к атаке слабо выражены. Острые, живые атакующие положения ему совершенно не по душе. Он умеет в совершенстве защищаться, и именно этой своей способности он обязан большей частью своих успехов, сам же он ведет атаку лишь при особо благоприятных обстоятельствах. Партия, проигранная им на московском турнире 1925 г. Ильину-Женевскому, ясно показывает, что во время бурного течения партии чемпион мира не чувствует себя в своей стихии. И особенно радостно, что теперь, после столь долгого периода упадка агрессивности, современные мастера вновь провозглашают лозунг: «Атака! Атака! ». Оба вождя современности, Алехин и Боголюбов – вдохновенные, блестящие мастера атаки в духе Морфи. Что их партии не так часто, как партии Морфи, заканчиваются среди грома и молнии блестящими комбинациями с пожертвованиями, – объясняется высоким уровнем техники нашего времени, которая по сравнению с временами Морфи сделала колоссальные шаги вперед и теперь в значительной мере усвоена сравнительно слабыми игроками. Поэтому атака большей частью следует путём Стейница и реже проявляется в прямом штурме короля. Но дух атаки здесь: после долгой зимней спячки он пробудился к новой жизни и славе. Под его солнцем шахматная игра опять волшебно расцветает, привлекает к себе толпы новых друзей и поклонников и идет навстречу будущему в качестве народной игры, как это уже имеет место в России.
В качестве иллюстраций к сказанному нам послужат следующие партии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|