Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Непосредственная атака. Мак-коннель –  морфи. 1. Е4 е5 2. Kf3 Kс6 3. Сс4 Сс5 4. B4 C: b4 5. С3 Са5 6. 0-0 Kf6 7. D4 0-0 8. D:e5 k:е4 9. Сa3 d6 10. E:d6 K:d6 11. Cb3 Cg4 12. H3 Ch5 13. Фd5 Cg6 14. Kе5 K:е5 15. Ф:a5.




1. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ АТАКА.

Такая атака характерна не для отдельных мастеров, а для долгой эпохи, славней­шими представителями ко­торой были Морфи, Андер­сен, Чигорин и некоторые другие. Тогда безраздельно господствовала мысль об атаке, и прежде всего – об атаке против короля. Следующие две партии при­ведены не как лучшие, относящихся к этой эпохе. Найти таковые было бы очень трудно, и мнения об этом неизбежно были бы очень субъективны. Но они, во всяком случае, типичны, и этого для наших целей до­статочно.

Мак-Коннель –  Морфи

Нью-Орлеан, 1850г.

1. е4 е5 2. Kf3 Kс6 3. Сс4 Сс5 4. b4 C: b4 5. с3 Са5 6. 0-0 Kf6 7. d4 0-0 8. d: e5 K: е4 9. Сa3 d6 10. e: d6 K: d6 11. Cb3 Cg4 12. h3 Ch5 13. Фd5 Cg6 14. Kе5 K: е5 15. Ф: a5.

До сих пор партия ничего замечательного не представляет. Гамбит Эванса, который белые разыграли недостаточно сильно, и черные удержали пешку при хорошем по­ложении. Для методиста путь черных к выигрышу теперь ясен: упрощать и упрощать игру до тех пор, пока лишняя пешка не приобретёт решающего значения. Когда Морфи играл эту партию, ему было всего 13 лет. Но партия эта показывает, что его склонность к атакам уже пробудилась и что его искусство к ведению атаки заметно улучшилось. Тактическое искусство, с каким он изящно и остро использовал шансы, которые дал ему противник своим ходом 15. Ф: а5 (лучше было 15. Ф: е5), достойно восхищения.

15... Фg5! Угрожая вы­играть ферзя ходом Kf3+ и получая, таким образом, важный темп.

16. Крh1 Ce4! 17. f3 C: f3! 18. g: f3 Фg3 19. Кd2 Кf5 20. Лае1 Ф: h3+ 21. Kpg1 Лfе8 22. Лf2 Фg3+ 23. Kpf1 Kd3 24. Л: е8+ Л: е8 25. C: f7+ Kph8. Белые сдались.  

Жаль, что гениальному Морфи сравнительно редко удавалось так искусно доводить партии до их логического конца. Большей частью противники его делали гораздо более грубые ошибки, чем белые в настоящей партии, и потому выигрыш, хотя бы и очень изящный, не требовал такой тонкости и мастерства в ве­дении атаки, как здесь. Уже играя 15... Фg5, чёрные должны были ясно учиты­вать все последствия дальнейшего пожертвования фигуры.

В наше время подобную игру можно наблюдать главным обраэом в партиях Алехина, который всегда стремится решить партию быстрейшим путем и средством для достижения цели охотнее избирает атаку, чем технику.

Теперь – партия Чигорина. Морфи, и  Чигорин – наиболее яркие представители периода «непосредственной атаки».

Чигорин – Поллок

Нью-Йорк, 1889.

1. е4 е5 2. Кf3 Kc6 3. Сс4 Cc5 4. b4 C: b4 5. c3 Сс5 6. 0-0 d6 7. d4 e: d4 8. c: d4 Сb6 9. Кс3 Ка5 10. Сg5 f6 11. Сf4 K: с4 12. Фа4+ Kpf7 13. Ф: c4+ Се6 14. d5 Cd7 15. Ke2 Фe8 16. a4 Кe7 17. Се3 Kg6 18. С: b6 c: b6.

Чигорин, играя гамбит Эванса, несравненнымзнатоком которого он был, получил сильноеатакующее положение. В игре черных особеннодостойно порицания то, чтоонине предупредили необходимости хода 18... cb. Теперь следует напряженная часть партия. Белые раз­вивают атаку гигантскими шагами и, наконец, комбинацией стихийной силы уничтожают последнее со­противление противника.

19. Фb4. Благодаря слабости d6 белые развер­тывают атаку широким фронтом.

19…Фе7 20. Кg3 Лhc8 21. Кd4 Лc5 22. f4 Лас8 23. Фd2 Лс4 24. Ке6 Kh4. Печальная защита от угрозы Kg3 – f5; очевидно, что черный конь стоит на h4 плохо и скоро должен будет отступить. Ничего лучшего, однако, не было.

25. Фе2 С: е6. Белые грозили Фh5+ и т. д.

26. d: e6+ Kpg8. Брать пешку, конечно, нельзя было. Например: 26…Ф: e6 27. Фh5+ Kg6 28. f5. 27. Фg4 Kg6 28. Кf5. Белые сильнейшим способом продолжают ата­ку против короля. Заман­чивое h2 – h4 было сла­бее, так как тогда черные успевали очистить поле е7           для коня; именно этому препятствуют теперь бе­лые.

 

                                           

28… Фс7 39. е7! Всё служит целям атаки на короля. Конь g6 связан, грозит страшное  h2 – h4 – h5.

Однако многие мастера позднейшего «осторожно­го» времени едва ли ре­шились бы лишить контакта с соседками эту далеко продвинутую проходную пешку, которая одна служит залогом побе­ды.

29... Kpf7 30. Лаd1 Фc5+ 31. Kph1 Лc6. Это, ослабляет восьмую линию. Белые создают теперь ге­ниальный прорыв.

32. е5!! Хватая быка за рога! Сильнейший пункт в лагере противника – е5. Белые атакуют его один раз, черные – четыреж­ды. Прорвать неприятель­ский фронт в его, казалось бы, сильнейшем пункте – высшее мастерство веде­ния атаки. Чигорин идет на это, так как таким пу­тем он достигает решаю­щего открытия линий.

32... f: е5. После 32... d: e5 решало 33. Лd8. 33. К: d6+! Л: d6 34. f: e5+ Лf6 35. е8Ф+! Последнее зве­но!

35... Кр: е8 36. Фd7+ Kpf8 37. e: f6. Чёрные сдались.

                                                                                                                                                         Грандиозность замыслов Чигорина и энергия его атаки действуют чарующе: каждый ход дышит творче­ской силой и непреодоли­мой волей к победе!

Наоборот, сколько сановничьей размеренности слы­шится в одном высказанном в более позднее время за­мечании Тарраша: «Как Руссо не мог обходиться без мурлыкания своей кошки, которая всегда должна была находиться возле него, так я не могу играть в шахматы без королевского слона. В моем восприятии игра тогда мертва и пуста, в ней нет животворящих мо­ментов, и я не могу создать никакого плана атаки».

Приведенную партию Чи­горин с 12-го хода играл без королевского слона, – его атака была результатом вдохновения гения, но не продуктом метода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...