2. УСЛОВНАЯ АТАКА. 1.е4 е5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 Kf6 4.d3 d6 5.c3 Cd7 6.Ca4 g6 7.Kbd2 Cg7 8.Кс4 О-О 9.Ке3 Ке7 10. Сb3 с6 11.h4 Фс7 12.Kg5 d5 13.f3 Лad8 14.g4 d:e4 15.f:e4 h6 16.Фf3!.
2. УСЛОВНАЯ АТАКА. Стейниц – Ласкер Матч 1894 г. 1. е4 е5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 Kf6 4. d3 d6 5. c3 Cd7 6. Ca4 g6 7. Kbd2 Cg7 8. Кс4 О-О 9. Ке3 Ке7 10. Сb3 с6 11. h4 Фс7 12. Kg5 d5 13. f3 Лad8 14. g4 d: e4 15. f: e4 h6 16. Фf3!. Белые начали острую атаку, которую продолжают посредством правильного пожертвования фигуры. Если конь будет взят, то белые выигрывают, продолжая 17. h: g5 Kh7 18. Kf5!! g: f5 19. Фh3! и т. д. Однако и в постановке партии, и в характере ведения атаки есть существенные отличия от классического стиля. Центр – более скромный, но зато и более прочный (13. f3! ) – играет лишь роль базы для атаки на фланге. Самая атака не является попыткой сразу же сокрушить противника (гамбитный стиль), но заключается в позиционной игре. Своеобразной особенностью является отсрочка рокировки. Это - выжидательный момент. Таких элементов спокойствия в классическом штурме не было. Выбор сравнительно спокойного дебюта показывает, что белые лишь условно играют на атаку, сохраняя за собой возможность ведения позиционной игры. В противоположность классической непосредственной атаке здесь мы будем говорить об атаке условной. Само собой разумеется, такой стиль реже приводит к острым атакам, однако по сравнению с классическим стилем он обещает лучшие результаты: хотя меньше побед, но зато и меньше поражений. 16... Се8 17. Сс2 Kd7 18. Кh3 Кс5 19. Kf2 b5 20. g5 h5 21. Kf5! 21... g: f5?
На 19-м ходу черным лучше было сыграть f7-f6. Теперь принятие пожертвования ведет к быстрому проигрышу, между тем после 21... Кс8 черные еще могли оказать сопротивление.
22. e: f5 f6 23. g6 K: g6. Очевидно, вынужденно. 24. f: g6 C: g6 25. Лg1 е4. Черные не играют сразу Kpg8 – h7, желая парировать 26. Л: g6 с последующим 27. d4+ и т. д. Белые всё же выигрывают две фигуры за ладью! 26. d: e4 Kph7 27. Л: g6! Kp: g6 28. Фf5+ Kpf7 29. Ф: h5+ Kpg8 30. Ф: с5. Чёрные сдались. 3. ОСАДА (УДУШЕНИЕ). Тарраш – Марко Вена, 1898 г.
1. е4 е5 2. Kf3 Kf6 3. K: е5 d6 4. Kf3 K: е4 5. d4 Ce7 6. Cd3 Kf6 7. О-О О-О 8. h3 Се6 9. с4 с6 10. Kg5 Kа6 11. Kс3 Кc7 12. f4 h6 13. Kf3 Фс8 14. Фс2 Лb8 15. f5 Cd7 16. Cf4 b5 17. b3 с5 18. d5 b4 19. Kе2 а5 20. g4 Kh7 21. h4 Фd8 22. Сg3 а4 23. Kph1 Ла8 24. Лае1 Ке8 25. Kf4 Cf6
26. Kе6! Эта партия опять совершенно другого характера, чем предыдущие. Собственно атаки здесь вообще нет; есть только приготовления и приготовления. Главная цель – взять противника измором, не давая ему возможности хорошего развития, не говоря уже об атаке. Всякая, хотя бы мельчайшая или даже только назревающая угроза тотчас старательно парируется, атака же предпринимается только тогда, когда противник методически доведён уже до совершенно беспомощного состояния. Предлагаемая партия является яркой иллюстрацией такой игры. Начало было разыграно совершенно бесцветно, чёрные могли получить приблизительно равную позицию (играя на 8-м или 9-м ходу d6 – d5), но не воспользовались этой возможностью. После этого в распоряжении белых оказывается большая часть доски, и они увеличивают находящееся в их обладании пространство до тех пор, пока противник не оказывается в таком положении, что ему уже почти нечем ходить. Для достижения этой цели белые, насколько возможно, избегают разменов фигур (13-й и 24-й ходы), отказываются даже от возможного ходом 18. d: c5 выигрыша пешки. Чёрным же приходится удовлетворяться лишенным всякого смысла передвижением фигур в собственном лагере, и они, в конце концов, попадают в такое положение, что белые решают партию путем остроумного, хотя и несложного, тактического манёвра. Если чёрные берут коня, то сразу решает 27. f: e6; поэтому чёрные должны отдать качество. После этого белые, на стороне которых теперь и материальный перевес, наносят, наконец решающий удар.
26... a: b3 27. а: b3 Фb6 28. K: f8 Kp: f8 29. g5 h: g5 30. h: g5 K: g5 31. Фh2 Kpg8 32. K: g5 C: g5 33. f6 g6 34. С: g6. Чёрные сдались. 4. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ – В КОНТРАТАКЕ. В противоположность Таррашу в лице Ласкера опять выступает большой мастер с ярко выраженной склонностью к атаке. Как мы уже отметили во вступлении к настоящей статье, характерной чертой Ласкера является искусство контратаки. Это имеет свои основания. Ласкер чрезвычайно осмотрительно защищается, осторожнее Стейница, но в то же время смелее Тарраша. Классики со своими непосредственными атаками давали защищающемуся слишком много шансов на выигрыш. Стейниц вследствие своей прямолинейности также оставлял много шансов атаковавшим его, сверхосторожная игра Тарраша давала противникам его чрезвычайно много шансов на ничью, – Ласкер, избегая всех этих крайностей, избрал наиболее правильный путь, в особенности, чтобы уклониться от ничьей. Он охотно давал своим противникам заманчиво много возможностей атаки. Как не раз отмечали, дебют Ласкер разыгрывает не хорошо. Однако, если бы он играл дебют так же хорошо, так же корректно, какТарраш, то именно Ласкер никогда бы не мог появиться, так как он не мог бы проявлять свое искусство в защите с последующей контратакой. Следующая партия показывает высокое искусство Ласкера в ведении атаки. Атака начинается незаметным образом в положении, которое кажется пассивном, обречённым на оборонительную тактику; она неожиданно быстро разрастается и сокрушает противника с силой урагана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|