Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. УСЛОВНАЯ АТАКА. 1.е4 е5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 Kf6 4.d3 d6 5.c3 Cd7 6.Ca4 g6 7.Kbd2 Cg7 8.Кс4 О-О 9.Ке3 Ке7 10. Сb3 с6 11.h4 Фс7 12.Kg5 d5 13.f3 Лad8 14.g4 d:e4 15.f:e4 h6 16.Фf3!.




2. УСЛОВНАЯ АТАКА.

Стейниц – Ласкер                                                                                                                                       Матч 1894 г.

1. е4 е5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 Kf6 4. d3 d6 5. c3 Cd7 6. Ca4 g6 7. Kbd2 Cg7 8. Кс4 О-О 9. Ке3 Ке7 10. Сb3 с6 11. h4 Фс7 12. Kg5 d5 13. f3 Лad8 14. g4 d: e4 15. f: e4 h6 16. Фf3!.

Белые начали острую атаку, которую продолжа­ют посредством правиль­ного пожертвования фигу­ры. Если конь будет взят, то белые выигрывают, продолжая 17. h: g5 Kh7 18. Kf5!! g: f5 19. Фh3! и т. д.

Однако и в постановке партии, и в характере веде­ния атаки есть существенные отличия от классиче­ского стиля. Центр – более скромный, но зато и более прочный (13. f3! ) – иг­рает лишь роль базы для атаки на фланге. Самая ата­ка не является попыткой сразу же сокрушить против­ника (гамбитный стиль), но заключается в позиционной игре. Своеобразной осо­бенностью является отсроч­ка рокировки. Это - выжи­дательный момент. Таких элементов спокойствия в классическом штурме не было. Выбор сравнительно спокойного дебюта показы­вает, что белые лишь ус­ловно играют на атаку, сох­раняя за собой возмож­ность ведения позиционной игры. В противоположность классической непосредственной атаке здесь мы бу­дем говорить об атаке ус­ловной. Само собой разу­меется, такой стиль реже приводит к острым атакам, однако по сравнению с классическим стилем он обещает лучшие результа­ты: хотя меньше побед, но зато и меньше поражений.

16... Се8 17. Сс2 Kd7 18. Кh3 Кс5 19. Kf2 b5 20. g5 h5 21. Kf5!

21... g: f5?

  На 19-м ходу черным лучше было сыграть f7-f6. Теперь принятие по­жертвования ведет к быст­рому проигрышу, между тем после 21... Кс8 черные еще могли оказать сопротивление.

22. e: f5 f6 23. g6  K: g6. Очевидно, вынужденно.

24. f: g6 C: g6 25. Лg1 е4.

Черные не играют сра­зу Kpg8 – h7, желая пари­ровать 26. Л: g6 с после­дующим 27. d4+ и т. д. Белые всё же выигрыва­ют две фигуры за ладью!

26. d: e4 Kph7 27. Л: g6! Kp: g6 28. Фf5+ Kpf7 29. Ф: h5+ Kpg8 30. Ф: с5. Чёрные сдались.

3. ОСАДА (УДУШЕНИЕ).

Тарраш – Марко

 Вена, 1898 г.

 

1. е4 е5 2. Kf3 Kf6 3. K: е5 d6 4. Kf3 K: е4 5. d4 Ce7 6. Cd3 Kf6 7. О-О О-О 8. h3 Се6 9. с4 с6 10. Kg5 Kа6 11. Kс3 Кc7 12. f4 h6 13. Kf3 Фс8 14. Фс2 Лb8 15. f5 Cd7 16. Cf4 b5 17. b3 с5 18. d5 b4 19. Kе2 а5 20. g4 Kh7 21. h4 Фd8 22. Сg3 а4 23. Kph1 Ла8 24. Лае1 Ке8 25. Kf4 Cf6

                                              

                  

26. Kе6!                                                                                                                                                     

Эта партия опять совер­шенно другого характера, чем предыдущие. Собст­венно атаки здесь вообще нет; есть только приготов­ления и приготовления. Главная цель – взять про­тивника измором, не давая ему возможности хороше­го развития, не говоря уже об атаке. Всякая, хотя бы мельчайшая или даже толь­ко назревающая угроза тотчас старательно пари­руется, атака  же  предпри­нимается только тогда, ког­да противник методически доведён уже до совершен­но беспомощного состоя­ния. Предлагаемая партия является яркой иллюстра­цией  такой игры. Начало было разыграно совершен­но бесцветно, чёрные могли получить приблизительно равную позицию (играя на 8-м или 9-м ходу d6 – d5), но не воспользовались этой возможностью. После этого в распоряжении белых ока­зывается большая часть до­ски, и они увеличивают на­ходящееся в их обладании пространство до тех пор, пока противник не оказы­вается в таком положении, что ему уже почти нечем ходить. Для достижения этой цели белые, насколько воз­можно, избегают разменов фигур (13-й и 24-й ходы), отказываются даже от воз­можного ходом 18. d: c5 вы­игрыша пешки. Чёрным же приходится удовлетворяться лишенным всякого смысла передвижением фигур в собственном лагере, и они, в конце концов, попадают в такое положение, что бе­лые решают партию путем остроумного, хотя и неслож­ного, тактического манёвра. Если чёрные берут коня, то сразу решает 27. f: e6; поэто­му чёрные должны отдать качество. После этого бе­лые, на стороне которых те­перь и материальный пере­вес, наносят, наконец реша­ющий удар.

26... a: b3 27. а: b3 Фb6 28. K: f8 Kp: f8 29. g5 h: g5 30. h: g5 K: g5 31. Фh2 Kpg8 32. K: g5 C: g5 33. f6 g6 34. С: g6. Чёрные сдались.

4. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ – В КОНТРАТАКЕ.

В противоположность Таррашу в лице Ласкера опять выступает большой мастер с  ярко выраженной склон­ностью к атаке. Как мы уже отметили во вступлении к настоящей статье, характер­ной чертой Ласкера являет­ся искусство контратаки. Это имеет свои основания. Ласкер  чрезвычайно осмот­рительно защищается, ос­торожнее Стейница, но в то же время смелее Тарраша. Классики со своими непо­средственными атаками да­вали                                                                                                                                                            защищающемуся сли­шком много шансов на вы­игрыш. Стейниц вследствие своей прямолинейности так­же оставлял много шансов атаковавшим его, сверхос­торожная игра Тарраша да­вала противникам его чрез­вычайно много шансов на ничью, – Ласкер, избегая всех этих крайностей, из­брал наиболее правильный путь, в особенности, чтобы уклониться от ничьей. Он охотно давал своим против­никам заманчиво много воз­можностей атаки. Как не раз отмечали, дебют Лас­кер разыгрывает не хоро­шо. Однако, если бы он играл дебют так же хоро­шо, так же корректно, какТарраш, то именно Ласкер никогда бы не мог появить­ся, так как он не мог бы проявлять свое искусство в защите с последующей контратакой.

Следующая партия пока­зывает высокое искусство Ласкера в ведении атаки. Атака начинается незамет­ным образом в положении, которое кажется пассив­ном, обречённым на обо­ронительную тактику; она неожиданно быстро разра­стается и сокрушает про­тивника с силой урагана.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...