Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений
Занятие 1. Цель - формирование атмосферы доверия. 1. Установка на работу. Представьте, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперед так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть, как он выглядит, большой он или маленький, на что похож? Может он имеет запах, и тогда вы можете его понюхать. А может от него звучит какая-то музыка, а вам хочется ее слушать. Мысленно поместите все добро цветка к себе в сердце, почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу. И помните, что в минуты, когда будет болеть душа, представив этот цветок, вы освободитесь от части груза. 2. Игра "Европейский городок". Игра способствует снятию напряжения в преодолении барьеров. Ведущий говорит: "У населения нашего города есть удивительный обычай: ровно в полдень все приходят на центральную площадь, и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами. Когда они слышат 1 удар, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; когда услышат 2 удара, партнеры берут друг друга за плечи, когда они слышат 3 удара - они трутся друг об друга спинами. Давайте же и мы поприветствуем друг друга этими необычными способами. Удары колокола я буду изображать хлопками". 3. Упражнение с мячом 1. а) Сесть на мяч. Ведущий: "Как вы себя чувствуйте? Неизвестность.... Так и дети куда-то собираются, переживают. Я сказала, что мяч выдержит 100 кг. Вы все сели с уверенностью? Можно изучить мяч, попробовать, рассмотреть, то есть должна быть активная жизнь, чтобы к 17 годам им жить хотелось. 4. Упражнение с мячом 2. Работа в парах "мама - ребенок". Ребенку завязывают глаза, и он начинает руками изучать мяч, мама ему помогает. Работают молча. Меняются ролями. Обсуждение: Что ощущали дети? Было ли желание сделать что-то свое? Мама чувствовала, что ощущает ее ребенок?
5. "Зеркало". Мы сегодня хорошо поработали, настал момент прощания. Попробуйте выполнить, как прощаются люди без слов, а с помощью действий. На первом занятии я попыталась организовать совместные действия матери и ребенка и установить доверительные отношения между ними. Занятие 2. Цель: формирование атмосферы добра и безопасности. Установка на работу. 1. Упражнение "Чему я научился за год". Участники получают по одинаковому листу бумаги, ручки или карандаши. Каждый в течение какого-то определенного времени пишет, чему он научился в течение последнего года. Затем все работы сдаются ведущему, который зачитывает их. Комментарий к упражнению: Это упражнение является и диагностическим и терапевтическим, по сути. Часто родители не подозревают о том, что их ребенок узнал что-то новое за этот год жизни. И для ребенка, и для родителей важно продемонстрировать свои достижения. В ходе выполнения видны нарушения взаимоотношений. 2. Упражнение "Зеркало". Участники встают парами, один изображает позы слушателя, а другой их повторяет (внимательный слушатель, не внимательный слушатель, не слушающий человек, создание видимости слушателя..). 3. Игра с мячом. Говорить друг другу перекидывая мяч: "Семья - это... ", "Быть родителями - это... ", "Дети - это... ", "Если бы я был ребенком то... ". 4. "Зеркало". Занятие второе было на изучение мыслей друг друга и изучение внутреннего мира друг друга. Занятие 3. Цель: Развитие положительной динамики в отношениях. Установка на работу. 1. Игра - разминка "Европейский городок". Упражнение "Спроси без языка". Вы должны угадать, что хочет спросить каждый из вас.
2. Игровая ситуация "На службе у царя-батюшки". До 1917 года в России правил царь, власть переходила из рук в руки. Нелегко жилось народу при царе, еще более сложно было тем, кто служил царю, итак, раз, два, три... мы попадаем в 17 век, перед нами царь (ребенок), и служащий царя (мама). Проснулся царь в плохом настроении, зовет он прислугу (маму). Принеси воды, да побыстрее. Ну, чего ты стоишь? Аль не слышал? Помоги одеть халат, указывает на служащего (маму). -Какие новости сегодня? Чего смущаешься? Не знаешь, что в стране делается? (Если царя не устраивает служащий, его на казнь, хотя ему дается последнее слово для собственной защиты.. Значение данного упражнения в том, чтобы родитель ощутил, как бывает тяжело ребенку в семье. 3. "Зеркало". 4. Рефлексия занятия. Что понравилось, что не понравилось? Что завтра хочется повторить? Занятие 4. Цель: формирование атмосферы доброты и безопасности. Настрой на занятие. У кого за то время, что мы занимались, произошло что-то новое, позитивное и вы хотели нам об этом рассказать. 1. Упражнение "Счастье - это". Предлагаются листы с разнообразными формулами "счастья" Счастье - это я сам. Счастье - это когда тебя понимают. Счастье - это жить среди людей. Счастье - это много друзей. Счастье - это мои родители. Счастье - это жить в мире. Счастье - это моя семья. Участникам предлагается выбрать свою формулу и защитить ее. После защиты предлагается написать как можно больше хороших слов на каждую букву слова: С - солнечный, спокойный. Ч - чуткий, человечный. А - активный, артистичный С- Т- Ь Е 2. Упражнение "Слепой и поводырь". Мама берет за руку ребенка и ведет его рядом с собой, при этом должна говорить, как и куда он должен идти. Что значит ответственность? Это контроль? Быть хорошими родителями это, значит, быть ответственными? Легко ли подчиняться действиям родителя. 3. Упражнение "Комплименты". Выполняется в паре, участники говорят друг другу комплименты, добрые слова. 4. "Зеркало". Занятие 5. Цель: закрепить представление об отношениях в семье. Установка на работу. Сегодня последнее наше занятие, давайте вспомним все упражнения, которые вас понравились.
а) Игра - разминка "Европейский городок" Приветствие друг друга разными способами. б) Упражнение "Зеркало" Изображение поз друг друга. в) Упражнение "Спроси без языка". г) Упражнение "Чему я научился за эти занятия". д)"Зеркало". Мы хорошо потрудились, настал момент прощания. Вспомните, как прощаются люди без слов, а с помощью действий». 7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей: 1. Использование в работе с неблагополучной семьей дифференцированного педагогического подхода к содержанию и технологиям социальной работы. Такая модель включает в себя следующие компоненты: - наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания; - широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида; - дифференциация семей на типы в соответствии с особенностями деформированности семейных структур; - разработка и реализация программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальной поддержки семьи коррекционно-воспитательной направленности; - отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений. 2. Необходима качественная и количественная характеристика показателей семьи для учета причин неблагополучия. Известный метод сбора информации о семье – формализованные бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Изучение неблагополучной семьи будет оптимизировано при использовании специальных карт семьи, анкет. Строгая структурированность этих материалов позволяет выйти в процессе их заполнения на типологию семей, что весьма важно для принятия адекватных профилактических мер и поддержки детей с отклоняющимся поведением. Недостатком этой диагностической методики является то, что формализованная информация может упустить какие-либо существенные качественные особенности семьи, не включённые в структуру данной анкеты. В частности, возможное наличие у членов семьи скрытых проблем, к примеру, психических заболеваний, судимостей, суицидов, венерических болезней, вынесение которых на всеобщее обсуждение нежелательно. Выявить эти факторы средствами формализованной анкеты бывает не всегда возможно.
Источниками информации о семейном неблагополучии могут быть: классные руководители; воспитатели ДОУ; педагоги школы; врачи; участковый инспектор; родственники; соседи; друзья. Дополнительные источники информации о семье: документы социально-медицинского патронажа; документы психолого-педагогического консилиума в школе; материалы психодиагностики; результаты рейдов; жалобы и заявления граждан; материалы о правонарушениях; преступления несовершеннолетних. Необходимая первичная информация о неблагополучной семье: - Материально-бытовые условия. - Эмоционально-нравственный климат. - Режим дня ребенка в семье. - Методы и приемы воздействия взрослых на детей. - Семейный досуг. - Уровень педагогической культуры родителей. 3. Четкое определение целей, задач, методов своей работы; понимание ее специфики, которая состоит лишь в относительной возможности реабилитации дезадаптивных семей, восстановлении их нарушенных отношений с детьми. Социальному педагогу следует осознавать границы собственной компетентности, т.к. чрезмерное расширение границ своих функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии, может привести к искушению по мере сил и собственного разумения начать работу с родителями и подростками по "искоренению недостатков". На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить возникающее иногда стремление специалиста к кооперации с ребенком против родителей или с родителями против ребёнка. 4. Опытный социальный педагог умеет "видеть" в каждой неблагополучной семье скрытые негативные факторы, которые зримо проявляются намного позже. Интуицияграмотного специалиста лучше иного теста позволяет определить основные семейные проблемы и трудности, непосредственно влияющие на воспитание и поведение подростка. Впрочем, не следует переоценивать возможности интуиции. Во избежание ошибочных выводов необходимо проверять свои предположения с помощью проверенных методических приёмов. В противном случае существует опасность навешивания ярлыков на детей и их родителей, что может привести к их полной дезадаптации и отказу от сотрудничества.
5. Педагогическому коллективу школы, в том числе социальному педагогу, необходимо научиться замечать не всегда крупные, но очевидные достижения, пусть маленькие, но безусловные успехи своих подопечных. 6. Главная задача в работе с неблагополучной семьей заключается в изменении ее статуса, нормализация межличностных отношений, морально-психологического микроклимата и устранение недостатков семейного воспитания. В связи с этим необходима работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение их в воспитательный процесс: - регулярные педагогические консультации (набор тем консультаций будет зависеть отданных, полученных при диагностике межличностных отношений); - организация деятельности психолого-педагогических практикумов; - постоянно действующие семинары; - использование форм нетрадиционного проведении родительских собраний. - выпуск брошюр, памяток по воспитанию с целью повышения педагогической грамотности. 7. Социальному педагогу необходимо в зависимости от конкретной ситуации пользоваться арсеналом эффективных мер воздействия на неблагополучную семью: Принудительное лечение от алкоголизма; Лишение родительских прав; Консультирование; Обучающие консультации для родителей; Помощь общественных организаций; Влияние через СМИ; Пропаганда здорового образа жизни; Пропаганда семейных ценностей; Оказание материальной помощи; Административные штрафы; Создание клубов по интересам; Постоянный патронаж; Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей; Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул; Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|