Образцы документов социального педагога
Социальный паспорт семей учащихся
| Характеристика
| Кол-во
| %
|
| Общее число семей
|
|
|
| Из них:
|
|
|
| - неполные семьи
|
|
|
| - неблагополучные семьи
|
|
|
| - с детьми-инвалидами
|
|
|
| - дети, имеющие хронические заболевания
|
|
|
| - с родителями-инвалидами
|
|
|
| - с приемными детьми
|
|
|
| - беженцы
|
|
|
| - дети-сироты
|
|
|
| - дети-полусироты
|
|
|
| - дети, занятые в системе допол. образования (кружки, секции и др.)
|
|
|
| - дети, находящиеся на индивидуальном обучении
|
|
|
| - в которых дети или родители злоупотребляют алкоголем
|
|
|
| - с наркотической зависимостью
|
|
|
| - в которых родители находятся в местах лишения свободы
|
|
|
| Социальный состав:
|
|
|
| - рабочие
|
|
|
| - служащие
|
|
|
| - интеллигенция
|
|
|
| - пенсионеры
|
|
|
| - безработные
|
|
|
| Образовательный уровень родителей:
|
|
|
| - начальное образование
|
|
|
| - неполное среднее образование
|
|
|
| - среднее образование
|
|
|
| - среднее специальное
|
|
|
| - неполное высшее образование
|
|
|
| - высшее
|
|
|
| - ученая степень
|
|
|
| Возраст родителей (лиц их заменяющих)
|
|
|
| - от 20 до 30
|
|
|
| - от 30 до 40
|
|
|
| - от 40 до 50
|
|
|
| - более 50
|
|
|
| Жилищно-бытовые условия:
|
|
|
| - хорошие
|
|
|
| - удовлетворительные (соответствуют установленным нормам жилья)
|
|
|
| - неудовлетворительные
|
|
|
| Количество детей в семье:
|
|
|
| - один ребенок
|
|
|
| - двое детей
|
|
|
| - три и более
|
|
|
| - семьи, родители которых принимали участие в военных
действиях (Афганистан, Чеченская республика)
|
|
|
| - семьи, приехавшие из зоны Чернобыльской АС или в которых родители принимали участие в ликвидации последствий данной аварии
|
|
|
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ РЕБЕНКУ:
социально-педагогическое развитие ребенка
Карта № _________
Дата ___________________
Фамилия ____________________________ Имя ___________________________
Дата рождения __________ Класс (группа) _______________________
Адрес _________________________________Телефон _____________________
Фамилия, имя, отчество родителей ______________________________________
____________________________________________________________________
Кем направлен ______________________________________________________
Причина обращения __________________________________________________
Анамнестические сведения ____________________________________________
Тип семьи (полная, неполная, многодетная, приемная и т.д.) ________________
Условия проживания _________________________________________________
Особенности воспитания ребенка в дошкольном возрасте __________________
____________________________________________________________________
Трудности, связанные с интеграцией ребенка в социуме ____________________
Социальные институты (семья, ДОУ, школа, ПУ и т.д.)
| Трудности социальной адаптации (сложности в обучении, воспитании, особенности в освоении норм поведения; особенности социальных контактов и т.д.)
|
|
|
Посещение ребенком коррекционных занятий
Специалист _________________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения в поведении:
Рекомендации педагогу:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
С рекомендациями ознакомлен __________________________________________
Рекомендации родителям: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
С рекомендациями ознакомлены:_________________
8. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога.
С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.
Проведено углубленное ознакомление специфики содержания, форм и методов, направлений деятельности социального педагога в школе. Изучены основные формы ведения документации, отчетности, планирования.
Собственная практическая деятельность строилась в соответствии с индивидуальным планом. В содержании практической работы отражаются основные направления и функции деятельности социального педагога.
Практическая работа в качестве социального педагога предполагала не только теоретический анализ организации работы педагога, но и практическое изучение классного коллектива, личности учащихся, семей.
В ходе практики были организованы мероприятия для детей («классные дела», классный час «Все в твоих руках» по проблеме профилактики наркомании», участие в акции «Протяни руку», в конкурсе «Портрет класса»), родителей (разработана памятка «10 ошибок воспитания», совместно с социальным педагогом проведена групповая консультация «Агрессивность ребенка») и педагогов (консультация для классных руководителей «Оформление документации по работе с неблагополучной семьей»). Использовались как групповые, так и индивидуальные беседы с учащимися и педагогами.
Изучение классного коллектива, личности ребенка включало диагностику межличностных отношений (социометрический метод), диагностику самооценки детей (по запросу классного руководителя). Результаты диагностики оформлены в протоколах, сводных таблицах, диаграммах. Дан качественный и количественный анализ полученных данных.
Работа по изучению семьи: беседы с детьми, классным руководителем о семейной ситуации, особенностях взаимоотношений. В рамках рейда «Семья» совместно с социальным педагогом проведено обследование жилищно – бытовых условий семьи Сечко Дениса. Составлен акт обследования. В отношении этой семьи заполнена матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания.
Результаты исследования дали возможность сделать определенные выводы о развитии изучаемого ребенка, особенностях его личности, жизненной семейной ситуации, что позволило составить социально – педагогическую характеристику на школьника (Сечко Дениса).
Специфика работы данной школы определяется территориальным расположением, особенностями макро- и микросоциума, контингентом учащихся и родителей. Проблемная группа семей - это малообеспеченные, часто злоупотребляющие спиртными напитками родители, уклоняющиеся от трудоустройства, не уделяющие должного внимания воспитанию детей. В следствие этого безнадзорность, низкая успеваемость, частые пропуски уроков без уважительных причин, склонность к девиантному поведению детей. Поэтому особое внимание социального педагога в данной школе направлено на работу с детьми из неблагополучных семей, оказание помощи и сопровождение учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, изучение личностных особенностей детей – правонарушителей, профориентационная работа с выпускниками школы.
Анализ профессиональной деятельности социального педагога позволяет говорить о создании им необходимых условий по реализации своих функциональных обязанностей, что обеспечивается высоким уровнем компетентности педагога.
В целом, содержание программы практики достаточно насыщено, дает возможность познакомиться с особенностями, возможными трудностями и проблемами работы социального педагога в реальных условиях школы. Выполнение целей и задач практики позволяет углубить, систематизировать знания, применить теорию в практической деятельности, приобрести навыки профессии.
9.Примерный план работы социального педагога СШ № Х
№ п/п
| Содержание деятельности социального педагога
| Сроки
| Ответственные
|
1.
| Выявление воспитанников группы риска:
изучение личных дел воспитанников;
составление социальной карты класса;
корректировка списков детей по социальному статусу; определение детей группы риска.
| Сентябрь.
| Социальный педагог, зам. директора по УВР, ВР, классные руководители, психолог, руководители кружков и секций.
|
2.
| Изучение медико-психолого-педагогических особенностей детей:
наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; беседы;
тесты личностных особенностей;
диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем.
| Октябрь.
| Социальный педагог, психолог, руководители кружков, учителя, медицинский работник ОУ.
|
3.
| Анализ полученных результатов.
Отслеживание динамики развития ребенка: анкетирование, помощь в выборе кружковой деятельности;
проведение педконсилиумов по классам, требующим особого внимания;
еженедельный Совет по дезадаптированным учащимся совместно с инспектором ИДН;
информация о текущей работе на совещаниях классных руководителей и педагогов.
| Ноябрь-март.
| Социальный педагог, психолог, руководители кружков, учителя, инспектор ИДН.
|
4.
| Разработка индивидуально-коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности.
Обеспечение реализации программ коррекции поведения учащихся.
| Постоянно.
| Социальный педагог, специалисты ОУ.
|
5.
| Контрольное диагностирование:
цветопись настроения;
графические (рисуночные) методы тестирования;
беседы со старшеклассниками на актуальные для их возраста темы;
сравнительный анализ карт и дневников наблюдений специалистов ОУ.
| Постоянно.
| Социальный педагог, специалисты ОУ.
|
6.
| Работа с девиантными детьми и подростками: постоянное наблюдение и своевременная помощь; еженедельная работа Совета профилактики с детьми, состоящими на учете в ИДН;
оформление документов для дальнейшего обучения в училище (ВСОШ);
проведение профилактической работы с подростками с делинквентным поведением.
| Постоянно.
| Социальный педагог, инспектор ИДН.
|
7.
| Работа с детьми-инвалидами:
Своевременное оказание помощи в оформлении документов по инвалидности и пенсионного пособия; санаторное лечение или системное медико-психологическое обследование;
участие в работе по реализации программы «Дети-инвалиды».
| В течение года.
| Социальный педагог, педиатр, специалисты отдела социальной защиты населения, руководители кружков.
|
8.
| Профилактическая работа с подростками:
направление для психологического консультирования в специализированные центры;
посещение консультаций;
направление в тренинговые (коррекционные) группы; посещение консультаций;
направление для обследования или лечения в отделение неврозов, соматические отделения;
циклы бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр);
посещение городских семинаров Центра планирования семьи.
| В течение года.
| Социальный педагог психолог, гинеколог, нарколог.
|
9.
| Оказание консультационной помощи ребенку (опекаемому), поддерживающему отношения с родственниками.
| В течение года.
| Социальный педагог, зам. директора по ВР, психолог.
|
10.
| Способствование формированию благоприятного микроклимата в ОУ:
информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей;
анализ работы с детьми группы риска на методических объединениях;
индивидуальная помощь классным руководителям; консультативные совещания совместно со специалистами ОУ.
| В течение года.
| Социальный педагог, зам. директора по ВР, психолог.
|
11.
| Координация различных видов социально - ценностной деятельности, направленных на развитие социальных инициатив:
участие в конкурсной программе «Дети-инвалиды»; участие в праздниках детско-юношеских библиотек; изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся в связи с предстоящим выбором профессии, проведение профконсультирования.
| В течение года.
| Социальный педагог, работники библиотеки, организатор досуга, учителя литературы.
|
12.
| Защита и охрана прав детей:
§ выявление статуса ребенка по запросам в различные социальные институты;
§ восстановление жизненно важных документов ребенка;
§ оформление пенсий по утере кормильца;
§ оформление пенсий по инвалидности;
§ подготовка документов при необходимости решения вопроса о лишении родительских прав, участие в судебном процессе;
§ создание банка данных на детей-сирот;
§ отслеживание адаптированности воспитанников в приемной семье, защита их интересов;
§ оказание помощи в устройстве на учебу или работу;
§ оказание помощи в решении бытовых проблем;
§ оформление исковых заявлений на розыск родителей.
| Постоянно, в течение года.
| Социальный педагог, отделы социальной защиты, специалисты по охране прав детей.
|
13.
| Повышение профессиональной компетентности:
участие в семинарах социальных педагогов;
учеба на курсах повышения квалификации;
реализация программы самообразования по отдельным аспектам профессиональной деятельности;
посещение мероприятий коллег в ОУ района.
| Постоянно, в течение года.
| Социальный педагог.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: