Рекомендации для социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей по профилактике и преодолению девиантных форм поведения.
Дефекты воспитания это и есть главнейший показатель неблагополучной семьи, ни материальные, ни бытовые показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношения к ребенку. Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье: детская безнадзорность и беспризорность, побеги из дома, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семей: · Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей. · Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми. · Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью. Социально – педагогическая деятельность в отношении данной категории детей подразделяется на два самостоятельных направления: А) профилактическое – представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, коррекции семейных отношений, поиску видов занятости ребят в свободное время и т.п.; Б) коррекционно – реабилитационное – предполагает оказание ребенку оперативной социально – педагогической помощи: постановку на учет; диагностику личностных особенностей; разработку и реализацию программы работы по адаптации ребенка к социально – здоровой среде при помощи положительных форм активности – труда, игры, познания; подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи; коррекцию, реабилитацию семейных отношений.
В работе с детьми из неблагополучных семей целесообразно придерживаться следующих принципов: · cоздание атмосферы доверительных отношений «социальный педагог – ребенок». · Доводите начатое до конца. Вы, может быть, единственный человек, к которому обратился ребёнок. · Помогите ребёнку “вспомнить” всех сочувствующих ему взрослых, которые играют важную роль в его или её жизни (родственников, школьного психолога, соседей), и кто может помочь. · Если в школе есть группа в поддержку детей из неблагополучных семей, направьте его или её к сотруднику школы, ведущему эту программу. · Убедитесь, что ребёнок понимает три основных факта. Во-первых, он не один. Во-вторых, ребёнок не несёт ответственности за проблему и не может контролировать поведения родителя. В-третьих, ребёнок – ценная и стоящая личность. Создание доверительных отношений с ребенком требует наличие у социального педагога, наряду с психологической техникой, информации о личностных характеристиках ребенка. Доверительность отношений педагога с ребенком, как и работа с семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Доверие к педагогу со стороны ребенка способствует выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе. Особую сложность вызывает работа с детьми из неблагополучных семей, где родители – алкоголики. Такому ребенку необходимо внушать, что: · Разговаривать о его домашних проблемах - не значит поступать “низко” по отношению к семье. «Если ты будешь делиться своими чувствами, тебе не будет так одиноко».
· Необходимо заниматься тем, что тебе приносит удовольствие в школе или около дома. «Участвуя в этих мероприятиях, ты забудешь о домашних проблемах и сможешь узнать новое о себе и о том, как живут другие люди». · Живя с родителями-алкоголиками, вполне обычно испытывать боязнь и одиночество. «Тебя сбивает с толку то, что ты ненавидишь болезнь алкоголизм и в тоже время любишь родителей-алкоголиков. У всех людей бывают чувства, вызывающие у них замешательство: два разных чувства одновременно». Такие чувства бывают у многих детей алкоголиков. · «Запомни, что надо веселиться!» Иногда дети алкоголиков так много переживают, что забывают, как быть “просто ребёнком”. «Придумай способы развлечения». · Многие дети алкоголиков не становятся алкоголиками. «То, что твой родитель- алкоголик, не означает, что и ты будешь алкоголиком». · Ребенок не может сдержать пьянства родителя. «Проблема эта началась не по твоей вине, и ты не можешь её остановить. Ты не ответственен за то, что делает твой родитель-алкоголик, и это - не твоя вина». Помните, что дети алкоголиков могут бояться открытого выражения нежности, особенно физического контакта. - подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социально поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения и т.д.). - тесное взаимодействие с семьей ребенка. При этом необходимо проявить максимум терпимости к ее образу жизни и воспитательным издержкам: должна оказываться конструктивная помощь, а не противодействие и критика. Следует принимать как данность сложившиеся в семье ролевые отношения и границы между поколениями, даже в случае полного несогласия с ними. Весьма желательным является вовлечение в процесс реабилитации ребенка семьи в расширенном составе, включая бабушек, дедушек, других родственников [27; c. 60]. Старайтесь наладить контакт с родителями ребенка. Можно пользоваться следующим примерным алгоритмом беседы: 1. Что я хорошего могу сказать о ребенке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники). 2.Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании).
3.Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины). 4.Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания). 5.Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают). Реализация следующих направлений в работе с детьми: - перевод социально ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме, создание условий для личностного развития ребенка); - воспитание нравственно – правовой убежденности; - формирование адекватной самооценки, способности критически относится к самому себе; - развитие эмоциональной сферы личности: формирование умения адекватно реагировать на педагогическое воздействие; - включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности; - организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги и т.д.); - предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.); - обеспечение благоприятного социально – психологического климата; - способствование заполнению пробелов в знаниях. 5) социально – педагогическая деятельность должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, условий и факторов, их провоцирующих). Задача всего педагогического коллектива работающего с детьми, воспитывающимися в неблагоприятных условиях среды, - сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. Проблемы с "границами" в общении, высокая эмоциональность, "размытость" представлений о собственной личности часто характеризуют в целом неблагополучную семью и делают общение социального педагога с этой семьей сложным искусством. Такими же профессиональными навыками должны обладать и учителя, и воспитатели, и психологи – все, кто, так или иначе, соприкасается с "трудными" родителями и их детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|