Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для подготовки к экзамену по дисциплине




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

При подготовке к экзамену студенты должны использовать нормативный материал, предоставленный на сайтах:

http://dnr.today/doc/

http://supcourt-dnr.ddns.net/dokumenty,

а также тезисы лекций, учебную и научную литературу.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СУДЕБНЫЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

1. Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы», значение и место в системе юридических дисциплин.

2. Понятие, цели, виды правоохранительной деятельности.

3. Нормативно-правовые акты дисциплины, их классификация. Нормы Конституции ДНР, касающиеся судебных и правоохранительных органов.

4. Понятие и сущность судебной власти.

5. Основные признаки и функции судебной власти.

6. Понятие и признаки правосудия.

7. Общая характеристика форм судопроизводства.

8. Принципы правосудия, их значение и краткая характеристика.

9. Понятие, система и задачи органов судебной власти.

10. Статус судей как носителей судебной власти. Требования к кандидатам в судьи и судьям,

11. Порядок назначения судей.

12. Гарантии независимости судей.

13. Основания прекращения полномочий судьи.

14. Правовое положение народных заседателей.

15. Полномочия квалификационных комиссий судей.

16. Полномочия Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики и его заместителей

17. Полномочия председателей и заместителей председателей судов первой инстанции

18. Дисциплинарная ответственность судей; органы, привлекающие судей к дисциплинарной ответственности; основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

19. Основания прекращения полномочий судьи

20. Понятие и основания отставки судьи

21. Особенности деятельности специализированных судов

22. Задачи и полномочия Конституционного Суда.

23. Форма и функции Конституционного Суда

24. Понятие и полномочия Верховного Суда ДНР.

25. Состав и порядок формирования Верховного Суда ДНР.

26. Полномочия Пленума Верховного Суда ДНР.

27. Состав и полномочия Президиума Верховного Суда ДНР.

28. Состав и компетенция судебных палат Верховного Суда ДНР.

29. Судебный Департамент при Верховном Суде ДНР,

30. Система и полномочия арбитражных судов.

31. Подведомственность арбитражным судам.

32. Система и задачи судов общей юрисдикции.

33. Виды и полномочия специализированных судов.

34. Цель и функции прокуратуры.

35. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

36. Характеристика функций и других направлений деятельности прокуратуры.

37. Требования к кадрам органов прокуратуры.

38. Назначение на должность Генерального Прокурора ДНР, его полномочия по руководству всей системой органов прокуратуры.

39. Классные чины работников прокуратуры. Основные правила поощрения и дисциплинарная ответственность работников прокуратуры.

40. Структура Министерства внутренних органов.

41. Характеристика задач органов внутренних дел.

42. Характеристика системы и основных полномочий органов внутренних дел.

43. Обязанности сотрудников полиции по выполнению служебных обязанностей.

44. Права сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей.

45. Принципы и организационно-правовые формы деятельности адвокатуры.

46. Виды адвокатской деятельности.

47. Понятие, задачи, основные полномочия юридической службы министерства, другого центрального органа исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации.

48. Организационное построение юридической службы, требования, предъявляемые к ее работникам.

49. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных стран.

 

 


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

 

1. Предмет, структура, значение дисциплины “Организация судебных и правоохранительных органов”; связь с другими юридическими дисциплинами.

2. Понятие, характеристика правоохранительной деятельности; ее виды (функции).

3. Источники дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов».

 

1. В рамках учебной дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» изучаются данные о судебной и правоохранительной деятельности государственных и негосударственных учреждений, которые призваны осуществлять судебную и правоохранительную деятельность в Украине, что и составляет предмет данной дисциплины. Судебными органами в являются Конституционный Суд и суды общей юрисдикции. Правоохранительными органами являются органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы безопасности, органов доходов и сборов, юстиции и другие.

Предметом дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» является круг изучаемых ею вопросов: основные категории, понятия и институты судебных и правоохранительных органов, их возникновение, порядок создания, построение, структура, система, функции, взаимодействие с другими органами государства и общественными организациями.

Структура данной учебной дисциплины состоит из общей и особенной частей. Методология, которая составляет общую часть, рассматривает предмет, структуру, систему дисциплины, виды правоохранительных органов, историю их возникновения и развития, а также общую характеристику.

В особенной части рассматриваются правовые основы, виды, организацию, основные задачи, принципы и функции конкретных судебных и правоохранительных органов государства.

По поводу структуры курса существуют различные точки зрения. Некоторые специалисты выделяют специальную часть, которая включает построение и функции органов, осуществляющих правоохранительную деятельность зарубежных стран.

Изучение основ организации и деятельности судебных и правоохранительных органов требует изучения значительного количества нормативно-правовых актов. Поэтому одной из особенностей характеризуемой учебной дисциплины является изучение порядка 30 нормативно-правовых актов.

Правовед обязан знать, как построены и действуют органы, реализующие правовые предписания. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования, они потребуются при изучении студентами – правоведами многих юридических дисциплин.

К числу таких дисциплин, в первую очередь, относится «Конституционное право», в курсе которого наряду с основными положениями и закрепленными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов, определяются конституционные принципы их построения и деятельности.

Немало общего имеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной «Административное право», одной из задач которой является изучение организации и функционирования всех органов государственной власти и управления. Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции, Министерство внутренних дел и подчиненные им учреждения свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими. В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе «Административного права». Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности.

Имеется связь и с учебной дисциплиной «Уголовный процесс», основное назначение которой – глубокий анализ содержания деятельности судебных и правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении и определении мер правового воздействия к таким лицам, а равно при принятии решений об их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было незаконным. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка производства конкретных действий. И наоборот: содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, то есть от того, как строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом – защитником обвиняемого и следователем и т. д.

«Организация судебных и правоохранительных органов» как учебная дисциплина тесно соприкасается с курсом «Гражданский процесс», который изучает деятельность судов, связанную с рассмотрением и разрешением гражданских дел.

В рамках дисциплины «Хозяйственный процесс» изучается порядок рассмотрения споров хозяйственными судами.

В рамках дисциплины «Административный процесс» изучается порядок рассмотрения дел административными судами.

«Прокурорский надзор» – предмет, который дополняет материал одной из тем данной дисциплины, посвященной организации деятельности органов прокуратуры.

Изучаемая дисциплина также связана с такими юридическими дисциплинами, как: «Теория государства и права», «История государства и права» и др.

 

2. Правоохранительная деятельность государства осуществляется через деятельность судебных и правоохранительных органов. Одновременно с ними в осуществлении некоторых правоохранительных функций участвуют и другие учреждения, например те, которые способствуют выявлению и раскрытию преступлений, при этом не являющиеся правоохранительными (например, некоторые органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность).

Термин «правоохранительная деятельность» введен в юридический обиход в конце 50-х - начале 60-х годов. Вокруг этого термина идут споры, высказываются разные мнения по поводу того, какие органы следует относить к правоохранительным.

В настоящее время отсутствуют четкие понятия «правоохранительная деятельность», «правоохранительный орган». Так, например, некоторые авторы указывают, что правоохранительная деятельность – это «государственная правомерная деятельность, которая состоит в воздействии на поведение человека или группы людей со стороны уполномоченного государством должностного лица путем охраны права, восстановления нарушенного права, прекращения или рассмотрения нарушения права; его выявление или расследование с обязательным соблюдением установленных в законе процедур для этой деятельности». Это только лишь одна представленная в качестве примера спорная точка зрения.

 

Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

1. Непосредственные цели:

- обеспечение и защита (охрана): нарушенных и (или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц; интересов органов местного самоуправления; общественного строя, порядка управления и т.д.

- обеспечение реализации актов судебных и иных органов;

- установка на то, чтобы каждый совершивший правонарушение был справедливо наказан и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

2. Цели более высокого уровня, совпадающие с целями государства:

- укрепление законности и правопорядка;

- профилактика правонарушений;

- исправление осужденных;

- правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к чести и достоинству других людей, соблюдению интересов государства и т.д.

Рассматриваемый вид деятельности обладает рядом существенных признаков, которые отличают правоохранительную деятельность от других видов государственной деятельности.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия. К ним относят меры государственного принуждения, предусмотренные законодательством. Например, если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий и их профилактике.

Вторым признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе осуществления такой деятельности юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям нормативно-правовых актов. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан четко выполнять соответствующие предписания.

Не менее важным признаком для правоохранительной деятельности является то, что она реализуется в установленном законном порядке, с соблюдением определенных процедур.

Следующим признаком правоохранительной деятельности является то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными специалистами. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких органов регламентируются соответствующим законодательством, в том числе путем установления особых процедурных правил для решения ответственных вопросов.

Перечисленное подтверждает, что правоохранительная деятельность направлена на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых правоохранительными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых (возможных) нарушений.

С учетом указанных основных признаков можно сформулировать следующее понятие правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны, обеспечения и защиты права специально уполномоченными органами (должностными лицами) путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами и при неукоснительном соблюдении установленного ими порядка.

О задачах правоохранительной деятельности можно судить по содержанию ряда нормативно-правовых актов, которыми регулируются вопросы организации и деятельности различных правоохранительных органов. Таким образом, основные задачи правоохранительной деятельности состоят непосредственно в охране и обеспечении законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с правонарушениями.

Объектами правоохранительной деятельности являются те ценности, охрана которых гарантируется государством (человек, его жизнь, здоровье, честь, достоинство, безопасность, собственность, интересы государства, а также юридических лиц и т.д.).

Видами (функциями) правоохранительной деятельности являются: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор; пресечение, раскрытие и расследование преступлений; оказание правовой помощи и т.д.

3. Источники дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» представляют собой нормативно-правовые акты, регулирующие основы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов, а также органов, которые обеспечивают правоохранительную деятельность.

Источники дисциплины классифицируются по юридической силе и по содержанию.

Кроме этого, условно нормативно-правовые акты дисциплины подразделяются на несколько групп:

- правовые акты общего характера;

- правовые акты, касающиеся судебной власти, судов и правосудия;

- правовые акты относительно органов юстиции;

- правовые акты, касающиеся органов прокуратуры, органов расследования.

Особое место занимает (первая группа). Конституция, которая является юридической базой для разработки и принятия других законодательных актов, в том числе нормативно-правовых актов по вопросам организации и деятельности как судебных, так и правоохранительных органов, а также органов, обеспечивающих их деятельность.

Наряду с Конституцией к правовым актам общего характера относятся международные правовые акты и соглашения, среди которых Всеобщая декларация прав человека (одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах и другие.

 


ТЕМА 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

1. Понятие, сущность, основные признаки, функции судебной власти.

2. Понятие и признаки правосудия как основной функции судебной власти.

3. Конституционные принципы правосудия (судопроизводства).

4. Понятие и система органов судебной власти.

5. Статус судей - носителей судебной власти.

 

1. Общее определение власти включает способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств, – например, авторитета, волевого влияния, правовых велений, принуждения.

Более узким является понятие государственной власти. В нем присутствует действующий субъект – народ и (или) государство, его аппарат, которому народ делегирует свою власть. Такого рода властью принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения или принуждения.

Еще уже понятие судебной власти. Реализует судебную власть не любой государственный орган, а только суд. С учетом этого судебную власть можно определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.

Из этого определения вытекают два признака:

а) данная власть может реализоваться только специально создаваемыми государственными учреждениями – судами;

б) у этих органов должны быть свои, присущие только им возможности воздействия. Указанные признаки взаимозависимы.

Государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения государственной власти действует в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

В настоящее время в мире практически нет ни одной конституции, где бы судебной власти не уделялось специальной главы, в которой определяются ее специфика, характер взаимоотношений с другими ветвями власти, юридические последствия судебных решений

Судебной власти свойственны следующие основные признаки:

1. Самостоятельность и независимость. Означает, что судебная власть равноправна с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти, не подчиняется им и не контролируется ими.

2. Представителями (органами) судебной власти являются суды.

3. Только органы судебной власти наделены правом осуществлять правосудие, в результате которого реализуются задачи судебной власти. Делегирование функций судов другим органам или должностным лицам не допускается.

4. Носителями судебной власти являются профессиональные судьи и привлекаемые в установленном законом порядке представители народа (народные заседатели и присяжные).

5. Судебная власть реализуется посредством осуществления правосудия в формах конституционного, гражданского, административного, хозяйственного, уголовного судопроизводства.

6. Органы судебной власти при осуществлении правосудия действуют на основе закона. Кроме соблюдения процессуального законодательства, органы судебной власти применяют к конкретным обстоятельствам рассматриваемых ими дел нормы Конституции и материального права (гражданского, семейного, уголовного и др.).

7. Органы судебной власти наделены полномочиями, принимая решения, применять или не применять государственное принуждение. Оно необходимо для восстановления нарушенного права. Характер государственного принуждения зависит от формы судопроизводства. Например, отказ в государственном принуждении в уголовном судопроизводстве означает оправдание подсудимого, в гражданском или хозяйственном – оставление без удовлетворения незаконных требований истца.

8. Судебные решения, принятые органами судебной власти и вступившие в законную силу, подлежат исполнению на всей территории, а иногда, исходя из международных договоров и соглашений - и за ее пределами.

Таким образом, судебная власть призвана обеспечивать законность и правовой порядок, привлекать нарушителей закона к ответственности.

2. Правосудие является одной из функций правоохранительной деятельности государства. Органами, осуществляющими правосудие являются только суды. При осуществлении правосудия деятельность суда направлена на всестороннее укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, охрану прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общества, государства.

При осуществлении правосудия устанавливаются фактические обстоятельства дела, и выясняется истина путем исследования доказательств и заканчивается принятием решения по делу.

Правосудие – это функция реализации судебной власти; особый вид государственной деятельности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении специально созданных государством органами (судами) споров (конфликтов) о праве и в правовой сфере, а также в привлечении виновных к ответственности.

Порядок судопроизводства – это процесс, связанный с возникновением, движением, разбирательством и разрешением судебных дел. Все действия суда и других участников процесса, в том числе по исследованию доказательств, урегулированы процессуальным законодательством. Порядок судопроизводства регулируется процессуальным законодательством.

Основные признаки правосудия:

- урегулированная законом деятельность;

- осуществляется специальными лицами;

- осуществляется в определенных формах судопроизводства;

- рассматривает споры, возникающие только в правовой сфере;

- осуществляется только в рамках одного из предусмотренных законом порядка (инстанции): рассмотрение дел по первой инстанции; пересмотрсудебных решений в кассационном порядке, рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам; рассмотрение дел, подсудных Конституционному Суду.

- наличие судебного решения. В результате осуществления правосудия судом обязательно выносится соответствующее решение по рассматриваемому делу. Судебные решения выносятся от имени государства.

Судебное решение – это акт правосудия (решения, обвинительные приговоры, определения, постановления).

Судебное рассмотрение уголовного дела заканчивается вынесением обвинительного приговора. Приговор – это решение суда первой инстанции по вопросам виновности или невиновности подсудимого, а также о применении или не применении к нему наказания.

 

3. Понятие «принцип» переводится с латинского как первоначало, основа чего-то.

Принципы правосудия (судопроизводства) – это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности судов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных, хозяйственных дел, а также дел подсудных Конституционному Суду.

Принципы правосудия объективно существуют и соответствуют определенным критериям (признакам). Критерии принципов правосудия следующие:

- положение, составляющее принцип, всегда закреплено в нормативном акте и поэтому является правовым;

- принцип отражает сущность правосудия. Не будет уголовно-процессуальной, гражданско-процессуальной или хозяйственно-процессуальной деятельности, даже если она осуществляется судом (судьей), но с нарушением принципов правосудия;

- несоблюдение требований одного принципа правосудия приводит к несоблюдению другого;

- принципы отражают демократические начала в осуществлении правосудия.

1. Законность – это общеправовой принцип и означает, что соблюдение этого принципа при осуществлении правосудия осуществляется на основе строгого соблюдения Конституции, УПК, ГПК, ХПК, КАС и иных законов. Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Ничто не оправдывает нарушение законности при осуществлении правосудия.

2. Равенство всех участников процесса перед законом и судом. Равенство граждан перед законом и равенство их перед судом – это два тесно между собой связанных правовых положения, каждое из которых имеет самостоятельное содержание.

Равенство граждан перед законом означает, что в отношении всех граждан судом применяются единые материальные законы и процессуальные правила. Равенство граждан перед судом означает что суд, применяя единые для всех законы, ни для кого не может создать привилегий.

3. Обеспечение доказанности вины. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, до тех пор пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах полученных преступным путем, а также на предположениях.

4. Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Этот принцип правосудия означает такое построение процедуры судопроизводства, которая обеспечивает при рассмотрении в судовых заседаниях равные процессуальные возможности лиц, которые принимают участие в процессе. Состязательность при осуществлении правосудия достигается тогда, когда участники судебного процесса могут активно и на равных условиях доказывать свою правоту, предоставлять суду доказательства, со своей точки зрения толковать определенные факты и действия, заявлять ходатайства.

5. Поддержание государственного обвинения в суде прокурором. В ходе разбирательства уголовного дела в суде прокурор поддерживает государственное обвинение. Принимая участие в судебном рассмотрении уголовных дел, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния и поддерживая государственное обвинение, он участвует в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Он принимает участие также в судебных прениях по уголовному следствию по уголовному делу, представляет суду свои соображения относительно применения уголовного закона и мере наказания подсудимому. Участие прокурора в судебном заседании является обязательным по всем уголовным делам, кроме случаев:

- когда рассматриваются дела частного обвинения;

- когда прокурор отказался от поддержания государственного обвинения.

6. Обеспечение обвиняемому права на защиту. Содержание этого принципа не исчерпывается только правом обвиняемого пользоваться услугами защитника. Сущность этого принципа раскрывается в процессуальных правах обвиняемого: праве знать, в чем его обвиняют; праве давать объяснения по предъявленному обвинению (давать показания – право, а не обязанность обвиняемого); право заявлять отводы; право заявлять ходатайства и др.

7. Гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами. Этот принцип предоставляет возможность всем гражданам, не являющимся участникам процесса, присутствовать при разбирательстве дел. Процессуальное законодательство предусматривает случаи, когда разбирательство дела происходит в закрытом заседании суда (на оглашение судебного решения этот порядок не распространяется).

8. Обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом. Суть этого принципа состоит в том, что государство обеспечивает возможность обжалования приговоров, постановлений, определений нижестоящих судов.

9. Обязательность решений суда означает, что акты правосудия, которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неукоснительному исполнению.

Законодательством устанавливаются и другие принципы судопроизводства. Приведенный перечень принципов судопроизводства не является исчерпывающим.

 

4. Судебная система - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Судебную систему составляют Конституционный Суд и суды общей юрисдикции. Конституционный Суд является единственным органом конституционной юрисдикции. А суды общей юрисдикции имеют разветвленную систему и подразделяются на местные, апелляционные и высшие специализированные суды. Для обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, законности судебных решений в Украине действуют суды первой, апелляционной и кассационной инстанции.

С построением судебной системы связано понятие подсудности дел судам. Подсудность – это совокупность юридических признаков судебного дела, с помощью которых процессуальное законодательство определяет тот суд, который вправе рассмотреть и разрешить дело по существу.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятия решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях.

Система судов общей юрисдикции строится по принципу территориальности и специализации, а возглавляет ее Верховный Суд, который в системе судов общей юрисдикции является наивысшим судебным органом.

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Суду предоставляется возможность самому непосредственно, а не при помощи органов досудебного следствия проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (или обстоятельства дела), разрешить вопрос о его виновности или невиновности, о назначении виновному наказания и вынести приговор (или решение по существу дела). Полномочия суда первой инстанции выполняют местные суды, а также апелляционные суды по делам, отнесенным к их компетенции процессуальным законодательством.

Местные общие суды действуют в рамках района, района в городе, городские и горрайонные суды.

Суды кассационной инстанции наделены правом проверять законность и обоснованность приговоров и судебных решений, вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции судами кассационной инстанции являются: Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший арбитражный суд, Высший административный суд Украины. Верховный Суд пересматривает дела на основании неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды, занимающие более высокую ступень по отношению к конкретному суду.

5. Т ребования, предъявляемые к кандидатам в судьи и к судьям. Статус судьи представляет собой его правовое положение, т.е. в законодательстве устанавливаются определенные требования к лицам, желающим заниматься судебной деятельностью. Кроме этого устанавливаются правовые гарантии деятельности судей, их ответственность и др. В частности, профессиональный судья не может принадлежать к политическим партиям, принимать участие в какой бы то ни было политической деятельности, иметь представительский мандат (например, быть депутатом), занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Требования к кандидатам на должность судьи: на должность судьи может быть рекомендован гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее 3-х лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Для избрания судьей судов высшего звена установлен повышенный возрастной ценз и более продолжительный стаж работы по юридической специальности.

Судьями Высших специализированных судов могут быть лица, которые имеют специальную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов.

Особое место в характеристике правового положения судей занимает вопрос о гарантиях их независимости. Под независимостью судей понимается обеспечение им возможности рассматривать и разрешать конкретные дела на основе закона, по их внутреннему убеждению и без какого-либо постороннего воздействия и влияния, в том числе со стороны вышестоящих судов, других государственных органов и должностных лиц, общественных организаций и т.п. Независимость судей является необходимым условием объективного рассмотрения ими конкретных дел.

Гарантии, обеспечивающие независимость судей:

- особый порядок назначения и избрания судей, приостановления их полномочий и увольнение с должности;

- специальная процедура осуществления правосудия, которая детально урегулирована процессуальным законодательством;

- тайна принятия судебного решения и запрещение ее разглашения. Приговор (решение) суда постановляется в отдельном помещении – совещательной комнате. Во время совещания и постановления приговора (решения) в совещательной комнате могут быть только судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие других лиц не допускается;

- установлен запрет под угрозой ответственности вмешательства в осуществление правосудия;

- установлена ответственность за неуважение к суду либо судье;

- право судьи на отставку. Каждый судья при условии, что он проработал в должности судьи не менее 20 лет, имеет право на отставку, т.е. на освобождение его от исполнения обязанностей по собственному желанию. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи.

- неприкосновенность судей;

- создание необходимых организационно-технических и информационных условий для деятельности судов, материальное и социальное обеспечение судей;

- предусмотрен особый порядок финансирования судов;

- для решения вопросов внутренней деятельности судов создана система органов судейского самоуправления (сборы, конференции, съезд судей Украины);

- другие гарантии, предусмотренные законодательством.

Гарантии независимости судей, закрепленные Законом, не могут быть отменены или ограничены иными нормативными актами.

Судью привлекают к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по основаниям.

Дисциплинарное производство представляет собой процедуру рассмотрения определенным законом органом официального обращения, в котором содержатся сведения о нарушении судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи.

Законодательством предусмотрены также основания прекращения полномочий судьи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...