Тема 12. Юридическая служба
1. Основные задачи, организационное построение юридической службы министерства, предприятия. 2. Основные полномочия юридической службы. 1. В министерстве, ином центральном органе государственной исполнительной власти, на государственном предприятии, в учреждении, организации независимо от объема, характера и сложности правовой работы создаются, как правило, в форме самостоятельного структурного подразделения. Такими подразделениями могут быть юридическое управление, отдел, сектор, бюро, группа (заместитель по правовым вопросам, юридическое управление и др.). В учреждениях, где нет таких подразделений, оказание правовой помощи может осуществляться на основании договора, заключенного с юридическим или физическим лицом – субъектом предпринимательской деятельности, которое имеет специальное разрешение на осуществление юридической практики, или адвокатом, адвокатским бюро, фирмой и др. Юридическая служба совместно с другими подразделениями организует работу по заключению договоров, участвует в их подготовке, визиреут договоры, осуществляет при этом методическое и организационное руководство договорной работой, но непосредственно оформлением конкретных договоров, их регистрацией и учетом, как правило, не занимается. Задачи юридической службы по участию в договорной работе многогранны, однако этим они не исчерпываются. Основными задачами юридической службы является организация правовой работы, направленной на правильное применение, неукоснительное соблюдение и предупреждение неисполнению требований законодательства, иных нормативных актов во время выполнения возложенных на них задач и функциональных обязанностей.
Юридическая служба министерства подчиняется непосредственно руководителю министерства или по его решению одному из его заместителей, юридическая служба предприятия – непосредственно руководителю предприятия. Взаимодействие юридической службы с другими структурными подразделениями министерства (предприятия) определятся руководителем министерства (предприятия). В каждом министерстве (предприятии, учреждении), где создана юридическая служба для работников этой службы разрабатываются Должностные инструкции с перечнем полномочий. Лица, которые обучаются в высших учебных заведениях или не имеют опыта работы, после принятия на работу в юридическую службу министерства (предприятия), обязаны пройти стажировку в управлениях юстиции.
2. Полномочия юридической службы можно разделить на организационно-правотворческие, представительские, консультативные. К полномочиям юридической службы министерства (иного органа государственной исполнительной власти) относятся: - организует и берет участие в обеспечении реализации государственной правовой политики в соответствующей отрасли, защите законных интересов министерства; - проверяет соответствие законодательству проектов приказов и иных нормативных актов, которые направляются на подпись руководству. визирует их при наличии виз руководителей заинтересованных структурных подразделений; - принимает участие в подготовке проектов актов законодательства, международных договоров. хозяйственных договоров (контрактов), рассматривает проекты нормативных актов, которые поступили для согласования, по вопросам, которые относятся к компетенции министерства, готовит проекты письменных заключений или замечаний по ним; - представляет в установленном порядке интересы министерства в судах и иных органах во время рассмотрения правовых вопросов и споров;
- осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятиях отрасли и другие полномочия. К полномочиям юридической службы предприятия относятся: - осуществляет контроль за соответствием законодательству актов, принятых руководителями структурных подразделений; - принимает участие в подготовке, заключении и контроле за исполнением хозяйственных договоров (контрактов) с другими предприятиями, учреждениями, дает правовую оценку; - организует претензионную и исковую работу; представляет интересы предприятия в судах и иных органах во время рассмотрения правовых вопросов и споров; - дает заключения о правомерности списания материальных ценностей, дебиторской задолженности; - обеспечивает правильное применение норм трудового права, пенсионного законодательства; принимает участие в обеспечении законодательства об охране окружающей природной среды и многие другие полномочия. В данном разделе приведены только некоторые полномочия юридической службы министерства и предприятия. В каждом конкретном случае необходимо пользоваться Положением об отделе (бюро), Должностными инструкциями сотрудника этой службы. Как видно, юридическая служба выполняет важные задачи, качественное выполнение которых непосредственно отвечает интересам всех работников.
ТЕМА 13. АДВОКАТУРА 1. Исторические предпосылки возникновения и развития современной адвокатуры. 2. Понятие адвокатуры, организационно-правовые формы, виды адвокатской деятельности. 3. Статус адвоката; гарантии осуществления деятельности; дисциплинарная ответственность.
1. Исторический путь возникновения и развития украинской адвокатуры целесообразно проследить с того момента, когда она была организационно оформлена и законодательно закреплена как особый правовой институт. Во времена Киевской Руси (IX – XIII ст.) роль защитников в судах выполняли родные и знакомые сторон. В этот период, когда украинское судопроизводство характеризовалось целостным хозяйствованием обычного права и полным его преимуществом над писаным законом, труд защитника в судах имел не профессиональную основу. Его роль состояла исключительно в моральной поддержке клиента.
Профессиональной адвокатура в Украине стала в XIV- XVI столетиях. Название «адвокат» в значении защитника прав стороны встречается в «Правах, по которым судится малороссийский народ» - памятке казацкого права 1743 года. В первой половине XVIII столетия началась модификация украинского права, которая закончилась в 1743 году. «Права» впервые предусматривают обязанность регистрации профессиональных адвокатов в судах, при которых они собираются работать. Если адвокат нарушал свои обязанности, причинял вред подзащитному, то на него возлагались возмещение ущерба в двойном размере. Адвокатура Украины периода Гетманщины стала признанной как отдельная структура. В дореволюционный период она не могла приобрести какие-либо особенности и специфические черты. В послереволюционный период и в последующем развитие организационных форм деятельности адвокатуры Украины связано с принятием новых Конституций. Такие нормы Конституции, как обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. ст. 91 и 111), неприкосновенность личности (ст. ст. 107 - 127), расширили деятельность адвокатуры. 16 августа 1939 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Постановление об адвокатуре СССР. Вместо слова «защитник» введен термин «адвокат». В соответствии с Положением во всех областях Украины образовались коллегии адвокатов, которые были добровольными объединениями лиц, которые занимались адвокатской деятельностью. Великая Отечественная война внесла существенные коррективы в характер деятельности адвокатов. По мере освобождения территории Украины от врага налаживалась работа многих государственных учреждений и организаций, в том числе и адвокатов. Дальнейшее развитие законодательства об адвокатуре в Украине было обусловлено принятием 20 апреля 1978 г. Верховным Советом Конституции УССР, которая закрепила конституционные основы деятельности адвокатуры республики. Конституционное закрепление статуса адвокатуры обусловило необходимость создания нового законодательства. Новое Положение об адвокатуре УССР, утвержденное Верховным Советом Украины 1 октября 1980 г., более детально регламентировало деятельность коллегий адвокатов республики, а также расширило виды юридической помощи, предоставляемые адвокатами гражданам.
2. Каждый имеет право на правовую помощь. В предусмотренных законом случаях эта помощь предоставляется бесплатно. Каждый свободен в выборе защитника своих прав. Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи или решении дел в судах и других государственных органах в Украине действует адвокатура. Адвокатура является добровольным, профессиональным объединением, призванным в соответствии с Конституцией содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им юридическую помощь. Принципы деятельности адвокатуры: верховенство закона, независимости, демократизма, гуманизма, конфиденциальности. Закон определяет организационно-правовые формы деятельности адвокатуры. Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открыть свое адвокатское бюро, объединиться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы, конторы и другие адвокатские объединения, действующие в соответствии с Законом и уставами адвокатских объединений. Все адвокатские объединения действуют на началах добровольности самоуправления, коллегиальности и гласности. Регистрируются они Министерством юстиции. Адвокатские объединения письменно уведомляют местные органы государственной власти о своей регистрации, а адвокаты – о получении свидетельства о праве заниматься адвокатской деятельностью. Все вопросы, касающиеся организации и деятельности адвокатских объединений, регулируются их Уставами. Определены следующие виды адвокатской деятельности: дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки относительно законодательства; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; удостоверение копий документов по делам, которые они ведут; осуществление представительства в суде, других государственных органах, перед гражданами и юридическими лицами; оказание юридической помощи предприятиям, учреждениям, организациям; осуществление правового обеспечения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц; исполнение своих обязанностей в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в процессе дознания и предварительного следствия. Этот перечень не является исчерпывающим. Адвокаты могут оказывать и другие виды юридической помощи, предусмотренные законодательством.
Адвокат оказывает правовую помощь клиенту на основании соглашения об оказании правовой помощи и при других обстоятельствах в соответствии с процессуальным законодательством.
3. Адвокатом может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста или помощника адвоката не менее двух лет, сдавший квалификационные экзамены, получивший свидетельство на право заниматься адвокатской деятельностью и принявший Присягу адвоката. Адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость. Деятельность адвокатуры может быть эффективной только при условии обеспечения ее определенными гарантиями. Предусмотрено, что профессиональные права, честь и достоинство адвоката охраняются законом. Запрещается какое-либо вмешательство в адвокатскую деятельность, требование от адвоката, его помощника, должностных лиц и технических работников адвокатских объединений сведений, составляющих адвокатскую тайну. По этим вопросам они не могут быть допрошены как свидетели. Кроме этого, запрещено прослушивание телефонных разговоров адвокатов у связи с оперативно-розыскной деятельностью без санкции Генерального прокурора, его заместителей, а также соответствующего решения суда. Привлечение адвокатов к дисциплинарной ответственности осуществляется в соответствии с общими требованиями о дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий, применяемых к адвокатам: - предупреждение; - приостановление действия свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью на срок до одного года; - аннулирование свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью.
ТЕМЫ 6 И 14. СУДЕБНЫЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.
Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки Законодательную власть осуществляет Конгресс США, состоящий из двух палат – Сената и Палаты представителей. Исполнительную власть осуществляет Президент США, одновременно являющийся главой государства. Судебную власть осуществляют суды. Судебная система США основана на федеративном устройстве и административно-территориальном делении США и может быть представлена в виде трех звеньев. Высшим звеном является Верховный Суд США. Следующее звено – окружные суды. И наконец, суды штатов. Высшим звеном системы органов юстиции США (федеральная атторнетура) является Министерство юстиции США. Министерство юстиции США является федеральным органом исполнительной власти. Оно возглавляется Министром юстиции США, который имеет первого заместителя и заместителей. Особое место в системе органов юстиции США занимает так называемый Независимый прокурор (Independent Counsel), порядок назначения и деятельности которого урегулирован «Законом о Независимом прокуроре» 1978г. При наличии повода (факт поступления сведений о нарушениях норм федерального уголовного законодательства специальными субъектами, например от членов Конгресса США) и оснований («конкретная и достоверная» информация, «в достаточной мере обосновывающая проведение расследования») Генеральный атторней США обязан в течение 90 дней направить в специальное судебное присутствие по назначению независимых прокуроров (Special Division of Appinting Independent Cousels) Аппеляционного суда округа Колумбия (U.S. Coupt of Appeals for the Distriet of Columbia Circuit) представление о назначении Независимого прокурора США. Специальное судебное присутствие назначает Независимого прокурора США и несет за это ответственность. После назначения специальным судебным присутствием Независимый прокурор США может быть освобожден от должности посредством импичмента с последующим осуждением, либо Генеральным атторнеем США по основаниям, существенно затрудняющим исполнение его обязанностей (например, невозможность исполнения обязанностей в связи с болезнью). Пределы компетенции Независимого прокурора США по конкретному делу определяет специальное судебное присутствие. Независимый прокурор США при проведении расследования вправе также осуществлять оперативные мероприятия. Срок проведения расследования Независимым прокурором США не установлен и ограничен лишь сроками давности головного преследования по расследуемым им преступлениям. Уголовно-исполнительная система сША основана на ее федеративном устройстве и административно-территориальном делении. Можно выделить три звена уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы США: местные («джейлы»), окружные и федеративные пенитенциарные учреждения. «Джейлы» – это специальные пенитенциарные учреждения, предназначенные для содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также осужденных к наказанию в виде лишения свободы сроком до одного года. Окружными пенитенциарными учреждениями являются тюрьмы штатов. В них содержатся осужденные к лишению свободы на срок более одного года. В тюрьмах штатов и в «джейлах» применяются дифференцированные условия отбывания наказания для осужденных (строгий, общий и льготный режимы). Организация и деятельность пенитенциарных учреждений, как правило, регулируются законодательством штатов. Федеральными пенитенциарными учреждениями являются федеральные тюрьмы, в которых содержится незначительное (по сравнению с тюрьмами штатов) число осужденных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|