Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Органы прокуратуры




1. Исторические сведения о развитии института прокуратуры в Украине.

2. Задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры. Система органов прокуратуры.

3. Функции прокуратуры.

4. Кадры органов прокуратуры: требования к ним, порядок назначения и увольнения; классные чины, основные правила поощрения и дисциплинарная ответственность.

1. Прокуратура (от латинского procurare – «заботиться» является специальным государственным органом (системой органов).

Наиболее точные сведения о зарождении украинской прокуратуры можно найти в изданной в 1999 г. в Варшаве книге В. Свербигуза «Старосвітське панство», автор которого сообщает, что в 1578 г. в сейме Речи Посполитой был создан особый для Украины трибунал – Луцкий, депутаты которого ежегодно выбирали прокурора. Уже тогда надзиратели частных поместий передавали прокурору сведения об исках и характере правонарушений, который надзирал за законностью предъявления исков в трибунальный суд.

В истории развития института прокуратуры специалисты выделяют несколько периодов, которые с основными этапами развития государственно-правовой системы Украины. Можно сделать вывод о том, что процесс развития института прокуратуры в Украине охватывает четыре историко-правовых периода:

- период вхождения Украины в состав Российской империи (1722-1917 гг.);

- период Украинской Народной Республики (1917-1922гг.);

- советский период (1922-1991 гг.);

- постсоветский период.

Прокуратура Украины начала новый этап своего развития с момента провозглашения Украины суверенным и независимым государством, т.е. с начала 90-х годов.

Исследованию вопросов прокурорского надзора, роли и места прокуратуры в государстве, её структуре, принципам деятельности и иным посвящены монографии, учебники, научные труды Шумского П., Мычко Н., Молдован В., Грошевого Ю., Шишкина В., Бандурки А., Ворсинова Г., Руденко Н. и многих других авторов.

   

 

2. Выполнение возложенных на органы прокуратуры функций является самостоятельным видом государственной деятельности.

Прокуратура – организационно самостоятельный государственно-правовой институт, который при исполнении своих полномочий активно взаимодействует со всеми ветвями государственной власти и является важным элементом в обеспечении баланса между ними.Деятельность органов прокуратуры направлена на обеспечение законности и имеет своей целью укрепление правопорядка. В связи с этим прокуратура решает задачи защиты от неправомерных посягательств:

- закрепленных Конституцией независимости, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований;

- гарантированных Конституцией, другими законами и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;

- основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных Советов, органов территориального общественного самоуправления.

При осуществлении этих задач прокуратура принимает меры по:

- выявлению и устранению нарушений законов, от кого бы они ни исходили;

- выявлению и устранению причин и условий, способствовавших этим нарушениям;

- восстановлению нарушенных прав;

- привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Органы прокуратуры составляют определенную систему органов, организация и деятельность которых построена на следующих принципах:

1. Единства и централизации означает, что органы прокуратуры составляют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

2. Независимость и подчинение только закону - прокуратура осуществляет свои полномочия на основании соблюдения Конституции и других законов, независимо от каких бы то ни было органов государственной власти, должностных лиц, а также решений партий, общественных объединений или их органов. Вмешательство в деятельность прокуратуры запрещается. Воздействие в какой бы то ни было форме на работника прокуратуры с целью воспрепятствовать исполнению им служебных обязанностей или добиться принятия неправомерных решений, влечет ответственность. Обращения представителей власти, других должностных лиц к прокурору по поводу конкретных дел и материалов, находящихся в производстве прокуратуры, не могут содержать каких-либо указаний или требований относительно результатов их решения.

Независимость прокуратуры не означает ее бесконтрольность. Арестованный, его защитник или законный представитель могут обжаловать в суд санкцию прокурора на арест. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в суд могут быть обжалованы также постановления прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении дела или же отказ прокурора отменить такие постановления следователя или органа дознания.

3. Принцип беспартийности состоит в том, что работники прокуратуры не могут принадлежать к политическим партиям или движениям.

4. Принцип публичности состоит впринятии мер к устранению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

5. Гласность, информирование государственных органов власти, общественности о состоянии законности и мерах по ее укреплению.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура, которую возглавляет Генеральный прокурор

3. Конституция несколько изменила функции прокуратуры, которые она выполняла ранее. Каждая функция направлена на решение конкретных задач и для выполнения каждой из них прокуратура наделена соответствующими полномочиями.

На прокуратуру возлагаются:

1) поддержание государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

5) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

Краткая характеристика функций.

Поддержание государственного обвинения в суде. Данная функция прокуратуры существовала и ранее. Конституция указанную функцию поставила на первое место. С закреплением принципа состязательности уголовного процесса государственное обвинение в суде прокурором должно поддерживаться по всем уголовным делам. До этого прокурор принимал участие в судебном рассмотрении уголовных дел в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления.

Поддерживая государственное обвинение, прокурор принимает участие в исследовании доказательств, представляет суду свои соображения относительно применения уголовного закона и меры наказания подсудимому. При этом прокурор руководствуется требованиями закона и объективной оценкой собранных по делу доказательств. Если при разбирательстве дела прокурор придет к заключению о том, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения.

В судебном заседании прокурор имеет равные с другими участниками права. Он, соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону, содействует исполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном разбирательстве дел и принятию законных судебных решений.

Прокурор не осуществляет надзор за деятельностью судов. В то же время он обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы они ни исходили. На незаконные приговоры суда прокурор реагирует внесением кассационных представлений. Приговоры, вступившие в законную силу, могут быть опротестованы Генеральным прокурором, прокурорами городов и их заместителями.

Представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Эта функция и эти случаи в Конституции и законодательстве еще не конкретизированы, поэтому требуется их законодательное урегулирование.

Функция представительства в суде интересов гражданина или государства не является полностью новой. По существу она во многом выполнялась прокуратурой и ранее в форме участия в рассмотрении в судах гражданских дел и хозяйственных споров.

Действующее законодательство предоставляет прокурору право направлять в суды общей юрисдикции заявления о защите интересов государства или прав и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья либо по иным уважительным причинам не могут защищать свои права. В частности, прокурор может обратиться в суд с заявлением о признании незаконными правового акта органа, решения или действия должностного лица, с заявлением о возмещении материального ущерба, причиненного государству, с заявлениями по поводу незаконной приватизации объектов государственной или коммунальной собственности и т.п. Прокурор имеет право направить в суд заявление о признании недействительной сделки, которая ущемляет личные или имущественные права несовершеннолетних детей и т.п.

Аналогичным является и понятие представительства прокурора в общих судах. При направлении в суды исковых заявлений прокурор участвует в их рассмотрении. Кроме того, прокурор может участвовать в рассмотрении любого дела, если этого требует защита прав и законных интересов граждан, государства и общества, а также, если это признано необходимым судом.

Направлению прокурором в суд заявления о защите прав предшествует проведение проверки и другая подготовительная работа. Для этого прокурор наделен соответствующими полномочиями.

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие. Надзор в этом направлении имеет своей задачей содействие защите прав личности и юридических лиц от преступных посягательств, раскрытию преступлений, исполнению требований закона о неотвратимости ответственности за совершенное преступление, предотвращению незаконного привлечения лиц к уголовной ответственности, охране прав и законных интересов граждан, находящихся под следствием, осуществлению мер по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением органами дознания и досудебного следствия законов при возбуждении уголовных дел, их расследовании, проведении оперативно-розыскных мероприятий, применении технических средств, приостановлении расследования и прекращении дел. Кроме того, прокурор осуществляет надзор за соблюдением сроков производства расследования и содержания обвиняемых под стражей (он имеет право продлевать эти сроки). Также прокурор надзирает за исполнением органами дознания и досудебного следствия требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснении обстоятельств, которые уличают или оправдывают обвиняемого.

Прокурор проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Прокурор проверяет уголовные дела и отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он имеет право давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления. Эти указания прокурора органам дознания и досудебного следствия являются обязательными для исполнения.

Перед утверждением обвинительного заключения прокурор проверяет законность привлечения обвиняемого к уголовной ответственности, полноту проведенного расследования, соблюдение в период производства дознания и досудебного следствия требований уголовно-процессуального законодательства и другие вопросы.

Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законности во время нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других учреждениях, исполняющих наказание или меры принудительного характера, назначаемые судом. При этом он обязан немедленно освободить лицо, незаконно находящееся в этих местах. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленного уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в указанных учреждениях, их прав и исполнения ими своих обязанностей. Постановления и указания прокурора по этим вопросам являются обязательными и подлежат немедленному исполнению.

При выявлении нарушений закона прокурор не наделен правом отменять незаконные правовые акты или непосредственно привлекать лиц, допустивших нарушения закона, к юридической ответственности (кроме уголовной). Прокурор имеет право опротестовать незаконные акты, издать предписание об устранении явных нарушений закона, возбудить дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, внести представление об устранении нарушений закона. Эти акты прокурорского реагирования являются обязательными для рассмотрения в установленный законом срок, оставление же должностным лицом без рассмотрения протеста, предписания или представления прокурора влечет административную ответственность.

Законные требования прокурора являются обязательными для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. Неисполнение без уважительных причин требований прокурора, а также уклонение от явки по вызову в прокуратуру влечет предусмотренную законом ответственность.

Таким образом, при осуществлении своей деятельности органы прокуратуры принимают меры по:

1) выявлению и устранению нарушений законов, от кого бы они не исходили; 2) выявлению и устранению причин и условий, способствовавших этим нарушениям; 3) восстановлению нарушенных прав и 4) привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц, которые допустили эти нарушения.

 

4. Штатная численность органов прокуратуры в пределах фонда заработной платы утверждается Генеральным прокурором.

К лицам, которые назначаются на должности прокуроров и следователей устанавливаются определенные требования. Так, прокурорами и следователями могут быть граждане, имеющие высшее юридическое образование, опыт практической работы, моральные и деловые качества. Лица, не имеющие опыта работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку сроком до одного года. Лица, впервые назначаемые на должности принимают «Присягу работника прокуратуры».

На должности районных, городских и приравненных к ним – лица не моложе 25 лет, со стажем работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее 3 лет.

Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Украины из числа офицеров, которые проходят военную службу или пребывают в запасе, также имеющие высшее юридическое образование.

Работники прокуратуры должны быть беспартийными. Совмещение службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, учреждениях или организациях, а также с каким-либо предпринимательством не допускается, за исключением научной и педагогической деятельности.

В соответствии с Положением о классных чинах работников органов прокуратуры работникам прокуратуры присваиваются следующие классные чины:

Государственный советник юстиции;

Государственный советник юстиции 3 класса;

Государственный советник юстиции 2 класса;

Государственный советник юстиции 1 класса;

Старший советник юстиции;

Советник юстиции;

Младший советник юстиции;

Юрист 1 класса;

Юрист 2 класса;

Юрист 3 класса.

Прокурорско-следственные работники, а также работники учебных, научных и других учреждений прокуратуры поощряются за добросовестное исполнение служебных обязанностей и оперативность в работе.

За особые заслуги в работе, работники прокуратуры могут быть представлены к награждению государственными наградами и присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Украины».

К тем же работникам в соответствии с Дисциплинарным Уставом прокуратуры Украины за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или за проступок, порочащий его как работника прокуратуры применяются следующие дисциплинарные взыскания:

- выговор;

- понижение в классном чине;

- понижение в должности;

- лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры»;

- увольнение;

- увольнение с лишением классного чина.

Дисциплинарные взыскания налагаются в течение одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки, временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске, но не позднее одного года со дня совершения проступка. Срок проведения служебной проверки не может превышать двух месяцев.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...