Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 8. Органы досудебного расследования




 

1. Задачи и общая характеристика досудебного расследования.

2. Понятие и система органов дознания.

3. Понятие и система органов досудебного следствия.

4. Понятие оперативно-розыскной деятельности; система органов и подразделений.

 

1. Выявление и расследование преступлений не возложено на какой-либо конкретный правоохранительный орган. Этой деятельностью, имеющей непосредственное отношение к одной из правоохранительных функций государства, занимаются несколько государственных органов, таких как органы Министерства внутренних дел, Службы безопасности, прокуратуры, налоговой милиции и др.

Расследование уголовных дел принято называть досудебным расследованием. Обусловлено это тем, что оно предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Деятельность по расследованию преступлений регулируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы - органы досудебного расследования.

 

Досудебное расследование - это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.

В соответствии со ст. 2 УПК задачами органов досудебного расследования являются:

- охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве;

- быстрое и полное раскрытие преступлений,

- изобличение виновных;

- обеспечение правильного применения Закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был привлечен к ответственности и каждый невиновный не был наказан.

Существуют следующие формы досудебного расследования:

1). Дознание по делам, по которым досудебное следствие не обязательно;

2). Досудебное следствие.

Смешанное досудебное расследование включает собственно дознание (по делам, по которым досудебное следствие обязательно) и последующее досудебное следствие.

Общие их черты заключаются в следующем:

- они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам преступлений;

- обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления;

- осуществляют свою деятельность в соответствии с УПК;

- соблюдают единую процессуальную форму.

Основные различия заключаются в том, что дознание и досудебное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует досудебному следствию, имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, также в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Надзор за органами, осуществляющими дознание и досудебное следствие осуществляет прокуратура.

 

2. Дознание является наиболее простой разновидно­стью расследования преступлений. Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально уполномоченными административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.

Орган дознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению производит оперативно-розыскные и следственные действия.

При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит следственные действия до установления лица, его совершившего. После этого орган дознания, соблюдая сроки, не более десяти дней, начиная с момента установления лица, его совершившего, составляет постановление о передаче дела следователю, которое пред­ставляет прокурору для утверждения. Если такое лицо не установлено, дознание приостанавливается (ст. 209 УПК) с соблюдением требований ч. З ст. 206 УПК, т.е. в случае, когда лицо, совершившее преступление не установлено, досудебное следствие (дознание) может быть приостановлено лишь после производства всех необходимых и возможных следственных действий для установления лица, совершившего преступление. Орган дознания принимает меры к установлению этого лица.

В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан передать его следователю через прокурора, после выполнения неотложных следственных действий, в срок не более десяти дней с момента возбуждения уголовного дела. Если по делу о тяжком преступлении, переданном следователю, не установлено лицо его совершившее, орган дознания продолжает выполнять оперативно-розыскные действия, и уведомляет следователя об их результатах.

Следует отметить, что оперативно-розыскная работа органов дознания регулируется не нормами уголовно-процессуального права, а законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». При их выполнении орган дознания обязан тщательно соблюдать закон. Данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе не имеют значения доказательств и не могут фигурировать в деле, если они не проверены и не закреплены процессуальными (следственными) действиями по правилам уголовно-процессуального законодательства.

При осуществлении следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, орган дознания вправе производить: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Закон различает орган дознания и лицо, производящее дознание. Органом дознания является либо учреждение в целом (из числа учреждений, содержащихся в выше приведенном перечне), либо руководитель данного учреждения. Однако не все работники названных учреждений могут осуществлять дознание.

В полиции к производству дознания допускаются все лица оперативно-начальствующего состава, включая участковых инспекторов полиции, имеющих специальное образование или опыт расследования преступлений. В крупных горрайорганах внутренних дел созданы отделы дознания, введены штатные должности дознавателей и старших дознавателей.

В органах Службы безопасности производство дознания может быть возложено на любое достаточно подготов­ленное лицо из числа оперативно-начальствующего состава.

В учреждениях исполнения наказания дознание по приказу начальника учреждения производится одним из лиц начальствующего состава, как правило, из состава опе­ративных служб УИН (учреждений исполнения наказаний).

В органах государственного пожарного надзора производство дознания осуществляется инспекторами по­жарного надзора.

Капитаны морских судов могут поручить производство дознания одному из своих помощников или другому лицу из числа начальствующего состава экипажа судна.

Лицо, производящее дознание, наделено правом самостоятельно принимать решения о производстве необходимых следственных действий и выполнять их. Если же дознание производится не руководителем органа, которому это поручено, решения по важнейшим процессуальным вопросам расследования, в первую очередь о направлении дела (о возбуждении, приостановлении, возобновлении и прекращении), о применении мер процессуального принуждения (задержании, приводе, обыске, наложении ареста на имущество и др.) и другим вопросам, должны быть утверждены начальником органа. Такое утверждение не требуется лишь в тех случаях, когда в законе в связи с принятием конкретного процессуального решения говорится не об органе дознания, а о лице, производящем дознание.

Дознаватель – это специально предусмотренное штатным расписанием должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовных дел и досудебную подготовку материалов протокольной формы в соответствии с УПК.

На должности дознавателей назначаются граждане, которые, как правило, имеют высшее или среднее специальное юридическое образование, прошли стажировку и проявили при этом профессиональную принадлежность к работе в органах дознания.

3. Орган досудебного следствия – это соответствующий правоохранительный орган (или должностное лицо), уполномоченный на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Этому органу подследственны дела, по которым обязательно производство досудебного следствия.

Досудебное следствие – это деятельность, содержание которой охватывает всю - от начала до конца стадию уголовного процесса – досудебное расследование.

В соответствии со ст. 102 УПК органами досудебного следствия являются:

- следователи прокуратуры;

- следователи внутренних дел;

- следователи налоговой милиции;

- следователи органов безопасности.

В УПК определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной принадлежности. В зависимости от места работы в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, их опыта и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями (например, ст. 114 УПК). Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иным процессуальных действий. Закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающихся привлечения в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, обратиться письменно к вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами.

Первоначальный срок производства досудебного следствия, установленный УПК, составляет 2 месяца. Срок досудебного следствия может быть продлен прокурором района, областного уровня, Генеральным прокурором в установленном уголовно-процессуальным законом порядке (соответственно до 3-х, 6-ти и более месяцев).

Заканчивается досудебное следствие составлением одного из процессуальных документов:

- обвинительного заключения;

- постановления о закрытии (прекращении) дела;

- постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

4. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемая с применением оперативных и оперативно-технических способов.

Задачи ОРД: поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:

1. Министерства внутренних дел - уголовной, транспортной, специальной полицией, специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, судебной полицией.

2. Службы безопасности Украины – разведкой, контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности и др.

3. Государственной пограничной службы – разведывательными органами специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, оперативно-розыскными подразделениями соответственно специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы и его территориальных органов и др.

4. Управления государственной охраны – подразделением оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, в отношении которых осуществляется государственная охрана.

5. Органов государственной налоговой службы – оперативными подразделениями налоговой полиции;

6. Органов и учреждений Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний – оперативными подразделениями.

7. Разведывательного органа Министерства обороны – оперативными и оперативно-техническими подразделениями;

Осуществление ОРД иными подразделениями указанных органов, подразделениями иных министерств, ведомств. Общественными, частными организациями и лицами запрещено.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...