Характеристика ступени начального общего образования
Характеристика ступени начального общего образования Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Учитывая сензитивный период для ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие “застывшей” системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании иностранного языка как средства общения и т. д. способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом “Иностранный язык”. Именно в этот период у обучающихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения иностранным языкам в школе. Начальная общее образование – первая ступень в реализации основной цели учебного предмета “Иностранный язык”, здесь закладываются основы коммуникативной компетенции. Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает: · бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; · стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка. На ступени начального общего образования важно заинтересовать обучающихся изучением иностранного языка, вызвать в них положительное отношение к предмету, мотивировать необходимость и значимость владения иностранным языком как неповторимым средством межкультурного общения. Все привлеченные для этого учебные средства должны способствовать воспитанию у обучающихся коммуникативных потребностей в познании других стран и народов, поиска друзей не только для общения, но и для решения типичных проблем их жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Суть и специфику образовательного процесса по иностранному языку на ступени начального общего образования составляет овладение младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью. Овладение иностранным языком обучающимися начального общего образования предусматривает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), когда каждый вид рассматривается как цель и как средство. Для этого используются соответствующие упражнения и задания, выполнение которых обеспечивает комплексное овладение устным и письменным воспроизведением. Этому также способствуют схемы-модели для предъявления грамматического материала, регулярное его повторение и закрепление. Начиная изучение иностранного языка, обучающиеся начального общего образования еще не достаточно владеют лингвистическими понятиями родного языка. Поэтому часть грамматического материала изучается на уровне лексических единиц: обучающиеся усваивают отдельные грамматические явления в языковых образцах. То есть им не нужно объяснять морфологические и синтаксические связи между частями речи или структурными единицами, образуемых по образцу. Важным условием успешного овладения иностранным языком на начальном этапе является организация систематического повторения изученного материала, его целесообразно осуществлять таким образом, чтобы постепенно у обучающихся развивались умения анализировать, систематизировать, моделировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Содержание обучения иностранному языку определяется целями обучения и соответствует возрастным особенностям обучающихся и их интересам. В связи с этим важное значение приобретает языковной, речевой, социокультурный материал. Основные принципы отбора учебного материала: · коммуникативной ценности и достаточности для реализации целей и задач обучения; · аутентичность языковых (фонетических, лексических и грамматических), речевых (предложения, тексты) единиц, иллюстративных социокультурных материалов, которые используются для обучение общению; · однотипности речевых образцов и их соответствие нормам общения, принятым в стране, язык которой изучается; · минимизации, которая согласуется с психофизиологическими возможностями обучающихся младшего школьного возраста, соответствует целям и задачам обучения и дает возможность успешно организовать процесс овладения иноязычным общением в рамках каждой темы согласно с требованиями действующей учебной программы Согласно основных положений коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку и с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся начального общего образования оптимальными средствами усвоения учебного содержания являются: - языковые упражнения, обеспечивающие овладение обучающимися фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, что готовит их к общению; - условно-речевые упражнения, дающие учащимся возможность понять особенности использования (функции) языковых единиц в непосредственных речевых актах в результате применения их в мини высказываниях; - речевые упражнения, способствующие формированию умений осуществлять общение в четырех видах речевой деятельности; - коммуникативные задания, способствующие развитию творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, обеспечивают формирование готовности к общению вследствие комплексного использования языковых навыков, речевых умений и учебного опыта.
Содержание обучения сконструировано на следующих основных дидактических и методических принципах: · коммуникативного направления учебной деятельности; · личностно ориентированного обучения, что обусловлено психофизиологическими особенности детей младшего школьного возраста; · учета опережающего изучения родного языка, что предполагает последовательное овладение обучающимися языковыми и речевыми явлениями на основе опыта, приобретенного на уроках родного языка; · минимизации содержания обучения (тематики для общения, объем учебно- информационного материала, на котором осуществляется общение, уровней обученности младших школьников), что обеспечивает доступность учебного материала и его достаточность для удовлетворения коммуникативных нужд общения в пределах действующей программы; · ситуативности и тематической организации учебного материала; · деятельностного характера видов учебной работы; · дифференциации и индивидуализации обучения, обеспечивающие учет личностных качеств учащихся, их мотивации и готовности к усвоению иностранного языка; · социокультурной направленности процесса обучения; · взаимосвязанного и сбалансированного обучения видам речевой деятельности; · содействие развитию, образованию и воспитанию младших школьников. Одной из особенностей обучения иностранному языку в общеобразовательных организациях на ступени начального общего образования является принцип
концентрического предъявления тематического материала для организации общения в устной и письменной форме в течение всего курса обучения. В связи с этим одна и та же тема может изучаться на протяжении нескольких лет. Программой предусматривается, что в соответствии с речевым опытом и учебными умениями обучающихся изучение таких тем углубляется в следующих классах, а потому повторение тематики обусловлена именно указанным принципом. Распределение часов по тематическому принципу не предусмотрено, поскольку Программа носит концентрический характер и не содержит четких тематических формулировок. При составлении календарно-тематического планирования учитель самостоятельно распределяет количество уроков по каждой теме в соответствии с учебником (УМК).
Следует подчеркнуть, что использование только учебника не может обеспечить достижение целей, определенных государством к уровню владения иностранным языком выпускников современной школы. Учителю необходимо широко использовать и другие средства: аудио- и видеоматериалы, цифровые ресурсы, книги для домашнего чтения, тестовые задания. Основной формой обучения иностранному языку является урок. Содержание его определяет сам учитель. Он опирается на материал учебника или пособия, которое использует в своей работе, учитывает уровень обученности обучающихся и условия, в которых происходит обучение. Виды деятельности на уроке зависят от цели и задач, возрастных особенностей и интересов обучающихся. Уроки должны быть коммуникативно направленными, а потому приоритетными видами деятельности являются те, что связаны с формированием у обучающихся умений и навыков использовать язык как средство общение. Овладение иностранным языком происходит не только на уроке. А потому органичное объединение урока, домашней и внеклассной работы обеспечит эффективное формирование коммуникативных навыков и умений, будет способствовать развитию у обучающихся самостоятельности, коммуниктивно-познавательной и социальной активности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|