Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Методологические основы психолого-педагогического консультирования




План

  1. Понятие методологических основ психолого-педагогического консультирования
  2. Механизмы психолого-педагогического консультирования

 

1. Методологические основы психолого-педагогического консультирования пред­ставляют собой те теоретические основания и программы, кото­рые обеспечивают консультанту теоретическую и практическую опору в процессе консультирования.

В понятие методологических основ психологического консульти­рования входят,

ü механизмы, обеспечивающие достижение целей психологического консультирования;

ü теоретические принципы в определении сущности и природы личности.

2. Механизмы психолого-педагогического консультирования определяются как продуктивные процессы, обеспечивающие достижение целей консультирования. Выделяются 4 основных механизма, каждый из которых является основополагающим в различных психологиче­ских подходах.

ü осознание;

ü спонтанность проявлений;

ü переживание;

ü коммуникация.

3. Осознание определяется как достижение клиентом глубокого понимания самого себя и своей психической жизни, а именно ее интрапсихического уровня:

• ранее неосознаваемых конфликтов и переживаний;

• особенностей мотивации и паттернов поведения;

• эмоционального реагирования;

• взаимоотношений с самим собой и окружающими.

Осознание как механизм обеспечивает становление у клиента адекватного (конгруэнтного) понимания "образа Я" за счет выведения в область сознания тех элементов, которые ранее кли­ентом не осознавались.

Заслуга выделения осознания в качестве продуктивного меха­низма терапии принадлежит 3. Фрейду — основателю психоди­намического направления в психотерапии, который впервые подчеркнул его терапевтическое значение и использовал осозна­ние в качестве одного из сильнейших терапевтических механизмов. Процесс осознания клиентом своих подавленных и вытесненных чувств, событий, конфликтов и т. п. имеет ряд характерных особенностей, которые используют практически все психологи­ческие направления, но в каждом из них эти особенности мо­гут описываться и толковаться по-своему. Выделяются следую­щие характерные черты процесса осознания:

ü инсайт, который означает внезапное, до этого момента не суще­ствующее в сознании клиента понимание им:

  • причин проблемы;
  • особенностей ситуации;
  • своих внутренних конфликтов;
  • природы своего поведения;
  • скрытых мотивов;
  • ролей, которые он играет, и того, какую функцию эти роли вы­полняют в его жизни, мешая или помогая нормально функцио­нировать;

ü катарсис, определяемый как эмоциональное потрясение, пере­живаемое клиентом, сопровождающееся аффективной разряд­кой и возникающее в результате полученного им инсайта;

ü сопротивление, препятствующее осознанию и, следовательно, изменениям личности клиента, продуцируемое самим клиен­том и не осознаваемое им. Подведение консультантом клиента к осознанию своего сопротивления является одним из факторов успешности психотерапевтической и консультативной работы.

4. Спонтанность означает умение быть свободным от стереотипов в поведении и мыслях и действовать творчески, каждый раз опираясь на себя и ситуацию и сбрасывая привычные роли, то есть спонтанность означает внутреннюю свободу человека. Тер­мин был введен Я. Морено — основателем психодрамы — одного из подходов в групповой психотерапии, цель которого — созда­ние для пациента всех необходимых условий, обеспечивающих спонтанное выражение чувств, связанных с наиболее важными для него проблемами.

Спонтанность как механизм психологического консультирования состоит в том, чтобы побудить человека:

ü сбросить свои повседневные роли;

ü избавиться от стереотипов;

ü стать раскованным и творческим.

Обучение клиента спонтанности как способу существования и

функционирования является также целью психотерапевтиче­ской работы.

5. Переживание рассматривается в психологическом консульти­ровании как принятие клиентом чего-либо не только и не столько через интеллект, сколько через эмоциональную сферу, в результате чего то, что переживает клиент (эмоция, проблема, осознание какой-либо своей части и т. п.), становится частью его самого, его внутренней феноменологии.

Внутренняя феноменология — это все то, что вмещает в себя человек:

ü весь опыт;

ü все сферы его личности;

ü паттерны (образцы) поведения;

ü эмоции;

ü чувства;

ü телесная оболочка;

ü внешнее окружение, которое присутствует в нем в виде образов.

Переживание непосредственно связано с механизмом осознания и не может происходить неосознанно. Переживание это высшая степень осознания и принятия. Переживание является тотальным процессом, то есть захватывает ум, чувства, вообра­жение, телесные реакции человека. Термин "переживание" был выделен в 60-е гг. психологами гуманистического направления в психотерапии — К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

6. Коммуникация определяется как способ построения терапевти­ческих диалогов между клиентом и консультантом, то есть ка­ким образом происходит общение — через метафору, образы, символы, обсуждение ситуации, представлений клиента и т. п.). Коммуникация может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровнях общения.

ü вербальный способ коммуникации включает в себя беседу, кото­рая служит основным способом осуществления консультатив­ного процесса;

ü невербальный способ коммуникации представляет собой внесло-весное общение, в процессе которого консультантом и клиен­том используются внеречевые знаковые системы:

· мимика;

· жесты;

· голос;

· интонация;

· взгляд и т. п.

Лекция 3. Теория личности как методологическая основа психолого-педагогического консультирования

План

1. Теория личности как методологическая основа психолого-педагогического консультирования

2. Функции теории личности

3. Правила использования теории личности

4. Тенденции развития. Эклектическое консультирование

 

  1. Теория личности в психолого-педагогическом консультировании и психотерапии – теоретическая основа для работы консультанта (психотерапевта) с проблемой клиента.

Теория личности как педологическая основа консультирования выполняет следующие функции:

ü обобщение всей накопленной информации в руследанного подхода в работе, что обеспечиавает консультанта максимальным количеством информации по соответствующей проблематике и помогает обобщить опыт его индивидуальной работы с различными клиентами;

ü разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволяет консультанту лучше понять проблему клиента и выстроить адекватную гипотезу;

ü прогнозирование последствий поведения личности на основе полученных наблюдений и данных исследований, что позволяет консультанту в большей или меньшей степени предвидеть результаты процесс консультирования;

ü поиск и сбор новой информации об особенностях человеческой личности в рамках заданной теории, что позволяет консультанту расширить область знаний и применения конкретной теории личности, а также разработанных в ее русле практических методов и техник.

2. Использование той или иной теории личности в практике психологического консультирования имеет следующее ограничения и правила:

ü работа консультанта (психотерапевта) не может быть успешной без опоры на то или иное теоретическое представление о причинах возникшей у клиента проблемы, его глубинных конфликтов, проблем в межличностных отношениях;

ü консультант (психотерапевт) не должен слепо придерживаться объяснительных принципов только одной теоретической концепции личности, так как ни одна, даже самая ошибочная, теория не в состоянии объяснить все феномены человеческой личности. консультант должен выработать гибкость мышления и профессионального поведения.

ü Консультант, строя свою работу на той или иной теоретической основе и используя определенные теоретические конструкты для объяснения и понимания личности и проблем клиента в целом, в тоже время дожжен опираться на принципы уникальности каждой личности это означает, что в работе с каждым конкретным клиентом должны использоваться те методы и техники, которые подходят именно для этого клиента, а также могут быть хороши на одной стадии и наработать на другой, даже если выбранная техника не будет в должной мере соответствовать теории, на которую опирается консультант. Примером такого стиля работы может служить использование консультантом (психотерапевтом) ориентированным на психодинамическое направление, метода самораскрытия, который не свойственен одному подходу, но может быть использован для конкретного клиента и именно м ним этот метод будет наиболее конгруэнтным (подходящим).

ü Ориентация не ту или иную теоретическую основу должно соответствовать личности самого консультанта ( психотерапевта) и индивидуальному стилю работы. Важно, чтобы консультант, используя определенную теорию чувствовал себя в процессе консультирования и психотерапии уверенно и комфортно.

3. современный тенденции в использовании теории личности в психотерапии и консультировании подразумевают эклектичность. Это означает, что высокопрофессиональный консультант и психотерапевт умеет интегрировать в своей работе с каждым конкретным клиентом различные теоретические познания и обобщать их в свою собственную объяснительную систему. Эклектическое консультирование и психотерапия означают интеграцию лучших сторон различных теоретических шкал и не сколько механическое использование методике различных направлений, сколько, прежде всего, выработку на основе практических наблюдений гибкой, работоспособной и последовательной позиции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...