Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 14 Понятие группового психолого-педагогического консультирования




План

1. Понятие и специфика групповой консультативной работы

2. Пространственно временные и организационные аспекты группового консультирования

3.Роль консультанта в групповом психологическом консультировании

 

 

1. Под групповым психологическим консультировавшем понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе. Специфика групповой работы рассматривается через следующие составляющие:

ü критерии объединения участников в группу;

ü пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы;

ü место и роль консультанта в группе;

ü формы применения группового консультирования.

Критериями объяснения участников в группу могут быть:

ü сходство категорий проблем участников группы, когда группу составляют участники со сходными проблемами или диагнозами;

ü разнообразие в проблематике членов группы, предполагающее нахождение в одной группе участников с противоположными проблемами и затруднениями;

ü однородность общих характеристик членов группы: пол, возраст, образование, черты личности, проявления в поведении и т. п.;

ü разнородность в составе группы, предполагающая продуманное разнообразие типов личности, включающее в себя наличие таких типов, как тревожный, прямолинейный, агрессивный, эмоционально-стильный, зрелый, депрессивньий и др.;

ü постепенное формирование группы, то есть подбор конкретных участников для конкретной группы с учетом целей, задач и групповой динамики в данной группе, предполагающий, что изначально группу составляют 2—3 участника, а затем в соответствии с их потребностями подбираются остальные члены группы;

ü ролевые вакансии в группе, то есть включение участника в ту или иную группу определяется тем, какие роли в данной группе не присутствуют и соответствует ли типичное поведение предполагаемого участника потребностям группы. Выделяют следующие типичные ролевые позиции (роли) участников группы:
•родительские фигуры (строгий родитель, опекающий родитель и т. п.);
•сексуальный объект;
•эмпатичный человек, “жилетка”, все понимающий; •“подросток”, “хулиган”, аутсайдер и т. п., •“бабник”, “роковая женщина” и т. п.,
•третейский судья, блюститель справедливости и т. п.; • “сноб”, “VIP-участник”;
•“ученый-эрудит”, “профессор”, “умник”

2.Существуют следующие пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы:

ü количество участников:

•минимальное количество участников, необходимое для успешной работы, — не менее 3—4 человек;
•максимальное количество участников группы — 10—12 человек; •оптимальное количество участников группы — 8 человек, так как это позволяет: делить участников на мини-группы для осуществления каких-либо специальных групповых техник и упражнений;

— обеспечивает достаточное разнообразие ролей внутри группы;
— позволяет консультанту осуществлять эффективное руководство в группе и двигать группу в нужном для достижения поставленных целей направлении;
— позволяет каждому участнику проявить себя с временной точки зрения, то есть каждому хватит времени для проработки своих проблем, высказываний, откликов и т. п.;

ü пространственно-временные и организационные характеристики, в ключавшие в себя:
• место для участников и обстановку в помещении. Необходимо
создание физических условия, для того чтобы каждый участник:
— чувствовал себя комфортно и безопасно;
— мог слышать и видеть других участников и руководителя группы;
— сам мог выбрать себе место;
— предпочтительной фигурой пространственной организации является круг, а также отсутствие столов между участниками;
• продолжительность сеансов и перерывов между ними, включаю- шие следующие аспекты:

— зависимость частоты и длительности сеансов от теоретической ориентации консультанта и конкретных целей консультирования;
— зависимость продолжительности группового сеанса от частоты встреч в неделю: чем больше встреч (2—З раза в неделю), тем менее продолжительными они должны быть (не более 1 часа), и, наоборот, при редких (1 раз в неделю) встречах продолжительность группового сеанса возрастает (1,5—2 часа);
— при ориентации групповой работы на глубинные слои личности и проработке глубоких внутриличностных затруднений и бессознательных аспектов сеансы следует проводить З раза в неделю по 1 часу, так как это позволяет сохранять эмоциональную вовлеченность и интенсивность межличностных взаимодействий участников группы;
• степень проницаемости группы для новых участников, на оснол которой выделяются сле дюшие типы групп:

открытая группа, когда границы проникновения в группу прозрачны и участники могут приходить в группу и пок цдать ее по определенным причинам (достижение личных целей, решение не посещать более группу, невозможность посещения группы из-за внешних причин и т. п.);

— закрытая группа, когда состав, образованный в начале группы, остается на протяжении всего ее существования и новые участники не могут попасть в данную группу.
Выделяют следующие формы применения группового консультирования:

ü групповые методы как дополнительный метод воздействия при акценте на индивидуальную работу с каждым клиентом;

ü групповые методы как основные методы терапевтического воздействия, а индивидуальные консультации выступают как вспомогательные методы работы;
комбинирование методов.
3.Место и роль консультанта в групповом консультировании очень разноплановы и определяются следующими факторами:

ü теоретической ооиентаиией консультанта:
•в психоаналитических группах консультант занимает четкую структурированную позицию и осуществляет четкое руководство, направляя процесс работы группьт, предлагая темы для осуждения и т. п.;
•в клиент-центрированных и экзистенциальных группах консультант минимально вмешивается в работу группы, оставляя ей право выбора основных моментов и лишь используя некоторые техники воздействия, упражнения и минимальное руководство;

ü целями и задачами конкретной группы, а также глубинной прорабатываемых проблем;

ü составом групп:
•группы, ориентированные на формирование определенных навыков (социально-психологические тренинги), часто имеют жесткую структуру и план работы, в связи с этим консультанту отводится роль руководителя группы, осуществляющего жесткое и структурированное руководство;
•группы, цель которых — работа по глубинной перестройке личности, чаще имеют более гибкую структуру и ориентированы на выражение и проработку различных чувств, а задача консультант — подведение участников к достижению инсайта и катарсиса, а эти процессы довольно сложно жестко структурировать.
Консультант как руководитель группы, независимо от того, насколько структурировано и жестко он осуществляет руководство, выполняет следующие функции:

ü постановка проблемы, когда руководитель группы прямыми или косвенными способами формулирует тему беседы, сессий, всего Процесса работы;

ü сдерживание, когда руководитель, используя различные методы и техники, выдерживает баланс активности участников, продвигая к работе или высказыванию одних и сдерживая излишнюю активность других участников;

ü проверка настроений, то есть выяснение баланса мнений в группе относительно того или иного вопроса, действия и т. п.;

ü разработка идей, когда высказанные участниками группы идеи и мнения дорабатываются, углубляются консультантом, что подводит участников к более глубокому осмыслению выдвинутой идеи, высказывания или темы;

ü ограничение, то есть напоминание группе об ограничениях в работе (временньге, этические и иные ограничения);

ü активизация, повышение мотивации участников группы на работу и прорабатывание своих проблем и поставленных задач, а также общая активизация группы;

ü обслуживание группы, то есть выполнение административных, организационных и хозяйственных обязанностей;

ü содержательное участие, то есть принятие наряду с руководящей позицией позиции равного участника группы в момент обсуждения различных тем и вопросов;
ы ускорение прогресса группы и применение для этой цели ‚ дующих средств воздействия:

• инициатива, когда руководитель предлагает новые идеи для обсуждения на основе “внутренних” смыслов высказываний участников группы;
• поправки, то есть внесение корректировок в обсуждение темы;
• поддержка, осуществляемая с целью принятия той или иной про дуктивной идеи, вьщвинутой кем-то из участников, всей группой;
• сопротивление, оказание влияния на группу с целью отклонения или оспариванвя той или иной непродуктивной идеи;
• обобщение,
объяснение или прояснение содержания идеи, демонстрация контрастности или схожести идей, то есть аналитическая деятельность;
• вопросы, которые может задавать консультант с целью прояснения ситуации или проблемы, а также направления обсуждения в нужное русло;
• отвлечение, когда руководитель закрывает обсуждение той или иной темы
различными способами — прямыми или косвенны- ми замечаниями, шуткой и т. п.;

• контроль, когда руководитель ограничивает активность одних и повышает и развивает активность других участников группы;
• информация, то есть предоставление группе информации различного рода.

 

4. Характеристики группового психологического консультирования

1. Групповое консультирование имеет следующие цели:

ü работа с проблематикой участников групп ы:изучение, диагностика и помощь в разрешении затруднении;

ü укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического;

ü коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффективных способов взаимодействия со средой;

ü осуществление личностного роста участников группы через развитие у них различных параметров роста: самосознания, рефлексии, повышение самооценки и т. п.;

ü формирование способности к самонаучению и самокоррекции, то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений;

ü коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реагирования;

ü раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и “здесь и сейчас” и позитивного отношения к жизни.

2.В групповом консультировании существуют свои нормы и правила работы, при этом в разных группах эти нормы и правила могут быть различны. В большинстве групп создаются свои своды норм и законов, в которых не присутствуют культурные, социальные и иные нормы такого характера, а акцент делается на правилах, позволяющих регламентировать групповой процесс, а не нормы поведения. Несмотря на то что каждая группа устанавливает свои принципы и нормы, все же существуют наиболее часто используемые правила работы. В групповом психологическом консультировании существуют следующие нормы и принципы работы:

ü принцип “здесь и теперь”, предполагающий, что все происходящее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые участниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае следует контролировать соблюдение этого принципа и переводить “чувства из прошлого” в “чувства в настоящем”, используя специальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние;

ü принцип искренности и открытости, предполагающий соблюдение следующих правил:
все, что рассказывается в группе, является правдой;
участникам группы следует стремиться к самораскрытию и озвучивать действительно значимые для них темы и переживания; предоставление честной обратной связи в том случае, если участник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать;

ü принцип Я, предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на саморефлексию и самопознание, в том числе и оценочные высказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений;

ü принцип активности, предполагаю щий активное участие всех членов группы и не догiускаощий возможности пассивно “отсидеться”;
принцип права выбора, означающий, что если кто-то из участников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;

ü принцип ответственности, предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы;

ü принцип конфиденциальности, означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.

3.Групповое психологическое консультирование имеет свои отличительные особенности, и эти особенности являются инструментами коррекционного, терапевтического воздействия. Вы делаются следующие отличительные особенности группового консультирования:

ü группа как мини-модель социума, так как в группе создается ситуация, в которой индивид проявляет все те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие установки и при необходимости изменять их на более продуктивные;

ü групповая динамика, понимаемая как характеристика социально- психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики:
включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями поведения участников;
может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу

ü ролевые стереотипы участников группы, позволяющие:
выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и переносы участников;
анализ и проработка этих проекций и переносов может служить терапевтическим инструментом работы;
анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.
В групповом психологическом консультировании существуют следу ющие особенности. отличающие его от индивидуального:

ü использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группового воздействия;

ü помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства:

· ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью;

· взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы;

· групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы;

· личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как пре доставляет собой определенную модель для участников.

4.Выделяются следующие преимущества групповой работы:

ü помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими;

ü возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику;

ü возможность получения эмоциональной поддержки и принятия со стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;

ü возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами — членами группы;

ü возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;

ü возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты;

ü облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми;

ü экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.

Выделяются следующие наиболее распространенные виды группового консультирования:

ü психотерапевтические группы (групповая психотерапия), имеющие следующие характеристики:
•глобальные цели,
ориентированные на перестройку структуры личности в целом;
•работа с глубинными уровнями личности и глубокими внутриличностыми проблемами, анализ прошлых конфликтов личности и т. п.;
наличие психосоматических, невротических, психических расстройств в некоторых случаях;
•использование определенных теоретических принципов работы (психоаналитические группы, гештальт-группы, бихевиоральные группы и т. п.);
достаточно длительный временной промежуток работы; использование глубинных методов работы;

ü группы встреч, имеющие следующие характеристики:
•менее глобальные цели,
ориентированные в основном на проработку социально-психологических проблем; ориентированы на оказание психологического содействия росту личности;
рассматриваются как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности; •меньшие в отличие от психотерапевтических групп временные рамки;
могут применяться различные, в том числе психотерапевтические, методики, скорректированные под цели группы;

ü группы психологического тренинга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...