Лекция 14 Понятие группового психолого-педагогического консультирования
План 1. Понятие и специфика групповой консультативной работы 2. Пространственно временные и организационные аспекты группового консультирования 3.Роль консультанта в групповом психологическом консультировании
1. Под групповым психологическим консультировавшем понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе. Специфика групповой работы рассматривается через следующие составляющие: ü критерии объединения участников в группу; ü пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы; ü место и роль консультанта в группе; ü формы применения группового консультирования. Критериями объяснения участников в группу могут быть: ü сходство категорий проблем участников группы, когда группу составляют участники со сходными проблемами или диагнозами; ü разнообразие в проблематике членов группы, предполагающее нахождение в одной группе участников с противоположными проблемами и затруднениями; ü однородность общих характеристик членов группы: пол, возраст, образование, черты личности, проявления в поведении и т. п.; ü разнородность в составе группы, предполагающая продуманное разнообразие типов личности, включающее в себя наличие таких типов, как тревожный, прямолинейный, агрессивный, эмоционально-стильный, зрелый, депрессивньий и др.; ü постепенное формирование группы, то есть подбор конкретных участников для конкретной группы с учетом целей, задач и групповой динамики в данной группе, предполагающий, что изначально группу составляют 2—3 участника, а затем в соответствии с их потребностями подбираются остальные члены группы;
ü ролевые вакансии в группе, то есть включение участника в ту или иную группу определяется тем, какие роли в данной группе не присутствуют и соответствует ли типичное поведение предполагаемого участника потребностям группы. Выделяют следующие типичные ролевые позиции (роли) участников группы: 2.Существуют следующие пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы: ü количество участников: •минимальное количество участников, необходимое для успешной работы, — не менее 3—4 человек; — обеспечивает достаточное разнообразие ролей внутри группы; ü пространственно-временные и организационные характеристики, в ключавшие в себя:
— зависимость частоты и длительности сеансов от теоретической ориентации консультанта и конкретных целей консультирования; — открытая группа, когда границы проникновения в группу прозрачны и участники могут приходить в группу и пок цдать ее по определенным причинам (достижение личных целей, решение не посещать более группу, невозможность посещения группы из-за внешних причин и т. п.); — закрытая группа, когда состав, образованный в начале группы, остается на протяжении всего ее существования и новые участники не могут попасть в данную группу. ü групповые методы как дополнительный метод воздействия при акценте на индивидуальную работу с каждым клиентом; ü групповые методы как основные методы терапевтического воздействия, а индивидуальные консультации выступают как вспомогательные методы работы;
ü теоретической ооиентаиией консультанта: ü целями и задачами конкретной группы, а также глубинной прорабатываемых проблем; ü составом групп: ü постановка проблемы, когда руководитель группы прямыми или косвенными способами формулирует тему беседы, сессий, всего Процесса работы; ü сдерживание, когда руководитель, используя различные методы и техники, выдерживает баланс активности участников, продвигая к работе или высказыванию одних и сдерживая излишнюю активность других участников; ü проверка настроений, то есть выяснение баланса мнений в группе относительно того или иного вопроса, действия и т. п.; ü разработка идей, когда высказанные участниками группы идеи и мнения дорабатываются, углубляются консультантом, что подводит участников к более глубокому осмыслению выдвинутой идеи, высказывания или темы;
ü ограничение, то есть напоминание группе об ограничениях в работе (временньге, этические и иные ограничения); ü активизация, повышение мотивации участников группы на работу и прорабатывание своих проблем и поставленных задач, а также общая активизация группы; ü обслуживание группы, то есть выполнение административных, организационных и хозяйственных обязанностей; ü содержательное участие, то есть принятие наряду с руководящей позицией позиции равного участника группы в момент обсуждения различных тем и вопросов; • инициатива, когда руководитель предлагает новые идеи для обсуждения на основе “внутренних” смыслов высказываний участников группы; • контроль, когда руководитель ограничивает активность одних и повышает и развивает активность других участников группы;
4. Характеристики группового психологического консультирования 1. Групповое консультирование имеет следующие цели: ü работа с проблематикой участников групп ы:изучение, диагностика и помощь в разрешении затруднении; ü укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического; ü коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффективных способов взаимодействия со средой; ü осуществление личностного роста участников группы через развитие у них различных параметров роста: самосознания, рефлексии, повышение самооценки и т. п.; ü формирование способности к самонаучению и самокоррекции, то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений; ü коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реагирования;
ü раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и “здесь и сейчас” и позитивного отношения к жизни. 2.В групповом консультировании существуют свои нормы и правила работы, при этом в разных группах эти нормы и правила могут быть различны. В большинстве групп создаются свои своды норм и законов, в которых не присутствуют культурные, социальные и иные нормы такого характера, а акцент делается на правилах, позволяющих регламентировать групповой процесс, а не нормы поведения. Несмотря на то что каждая группа устанавливает свои принципы и нормы, все же существуют наиболее часто используемые правила работы. В групповом психологическом консультировании существуют следующие нормы и принципы работы: ü принцип “здесь и теперь”, предполагающий, что все происходящее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые участниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае следует контролировать соблюдение этого принципа и переводить “чувства из прошлого” в “чувства в настоящем”, используя специальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние; ü принцип искренности и открытости, предполагающий соблюдение следующих правил: ü принцип Я, предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на саморефлексию и самопознание, в том числе и оценочные высказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений; ü принцип активности, предполагаю щий активное участие всех членов группы и не догiускаощий возможности пассивно “отсидеться”; ü принцип ответственности, предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы; ü принцип конфиденциальности, означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы. 3.Групповое психологическое консультирование имеет свои отличительные особенности, и эти особенности являются инструментами коррекционного, терапевтического воздействия. Вы делаются следующие отличительные особенности группового консультирования: ü группа как мини-модель социума, так как в группе создается ситуация, в которой индивид проявляет все те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие установки и при необходимости изменять их на более продуктивные; ü групповая динамика, понимаемая как характеристика социально- психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики: ü ролевые стереотипы участников группы, позволяющие: ü использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группового воздействия; ü помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства: · ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью; · взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы; · групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы; · личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как пре доставляет собой определенную модель для участников. 4.Выделяются следующие преимущества групповой работы: ü помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими; ü возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику; ü возможность получения эмоциональной поддержки и принятия со стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы; ü возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами — членами группы; ü возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей; ü возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты; ü облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми; ü экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование. Выделяются следующие наиболее распространенные виды группового консультирования: ü психотерапевтические группы (групповая психотерапия), имеющие следующие характеристики: ü группы встреч, имеющие следующие характеристики: ü группы психологического тренинга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|