Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Личность психолога-консультанта в психолого-педагогическом консультировании




План

1. Роль и место консультанта в консультировании

2. Модель эффективного психолога-консультанта

3. Личностные качества психолога-консультанта

4. Система ценностей консультанта

 

1.В психологическом консультировании роль и место психолога-консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт характера. Существует несколько позиций консультанта по отношению к клиенту, при этом профессиональный консультант должен уметь находиться при необходимости во всех позициях. Выделяются три позиции консультанта по отношению к клиенту

ü позиция равенства, когда и клиент и консультант чувствуют себя в пространстве консультирования полноправными партнерами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не дает оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий;

ü позиция «сверху», когда консультант является направляющей и ведущей силой в развитии клиента, авторитетом, с которым клиент считается в первую очередь;

ü позиция «снизу», когда консультант подчеркивает значимость клиента с целью повышения самооценки и авторитета у последнего, сохраняя не директивную позицию.

Выделяют следующие ролевые функции психолога-консультанта в пространстве психологического консультирования:

ü консультант как личность, то есть проявление консультантом себя как личности в процессе консультирования через личное присутствие в этом пространстве, и в этом случае важнейшим терапевтическим фактором являются качества личности терапевта, его ценности, мировоззрение и т. п.;

ü консультант как субъект деятельности, то есть осуществление консультантом деятельности, которая обеспечивала бы раскрытие клиента, в этом случае важны профессиональные умения и навыки консультанта.
2. Модель эффективного психолога-консультанта включает в себя следующие составляющие

ü личностные качества;

ü систему ценностей;

ü профессиональные установки;

ü профессиональные навыки и умения;

3 Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрелостью личности, которая включает в себя два аспекта:

ü личностную зрелость;

ü социальную зрелость;

Выделяются следующие качества зрелости личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтического процесса:

ü в области личностной зрелости:

· аутентичность, подлинность, когда консультант является самим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям, чувствам, поведению;

· конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира личности (чувств, эмоций, мыслей и т. п.) его внешним проявлениям и того, что он осознает, тому, каков его опыт;

· сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твердым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не поддаваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время умение пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведении и понимании окружающих;

· позитивность, включающая в себя как способность к позитивному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам;

· открытость новому опыту, искренность в восприятии собственных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опыте, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом;

· адекватность, включающая адекватную оценку психотерапевтом себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а также способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности

· рефлексия, самопознание — способность к постоянному изучению себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопознания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы;

· эмпатийность — способность понять эмоциональный мир другого человека, встав на его место и посмотрев на проблему “его глазами ‘, побыв в его системе ценностей и оставив в стороне свои собственные предубеждения и не сравнивая ситуацию другого человека со своей собственной;

· интернальность — внутренний локус контроля, то есть принятие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и себя самого;

· чувство юмора, избегание “тотальной” серьезности в отношении к различным вещам, умение взглянуть с юмором на ситуацию или проблему;

ü в области социальной зрелости:

· коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построению продуктивных отношений, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей;

· толерантность к неопределенности, умение быть уверенным В себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувства тревожности в ситуациях большой неопределенности, неясности, неизвестности, отсутствия четкой структурированности.
Ориентация на свою интуицию;

· эмоциональная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересованности и отсутствие осуждения;

· безусловность, безусловное принятие клиента, стремление видеть позитивную природу человека и принимать клиента, независимо от его поведения, мыслей и т. п., безоценочно;

· этническая сензитивность, гибкость и безоценочность по отношению к представителям различных этносов, отсутствие национальных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов.
Особо вредными чертами для психолога-консультанта (психотерапевта) являются:

ü авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непогрешимости и идеальности;

ü нетерпимость к недостаткам других;

ü пассивность жизненной позиции;

ü зависимость от стереотипов, установок и авторитетов;

ü замкнутость;

ü склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей;

ü невротическая установка в отношении денег, когда деньги — цель существования, а не средство.
4. В ситуации консультирования перед психологом стоит задача нейтрального отношения к ценностям клиента, и в то же время ценностная система консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Психолог должен иметь собственную систему ценностей, но при этом не навязывать ее клиенту, а уметь обсудить ценностные приоритеты, так как есть проблемы, корни которых лежат именно в ценностных установках, и помочь клиенту выбрать те ценности, которые подходят именно для него. Ценности консультанта во многом зависят от его теоретической ориентации и оказывают влияние на процесс консультирования. В гуманистической психологии выделяются следующие ценности. необходимые для формирования терапевтического климата в пространстве консультирования:

ü человек и его мир как главная ценность;

ü оптимизм;

ü безусловная любовь;

ü вера в потенциал духовного и психического развития, заложенного в каждом человеке;

ü уникальность каждого человека;

ü позитивность природы человека, то есть любое поведение имеет позитивные намерения, а негативное, социально-нежелательное и тому подобное поведение есть результат неадекватного функционирования личности и ее защитных механизмов;

ü каждый человек имеет ресурсы для своего развития и Вселенная также располагает к развитию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...