Лекция 4. Личность психолога-консультанта в психолого-педагогическом консультировании
План 1. Роль и место консультанта в консультировании 2. Модель эффективного психолога-консультанта 3. Личностные качества психолога-консультанта 4. Система ценностей консультанта
1.В психологическом консультировании роль и место психолога-консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт характера. Существует несколько позиций консультанта по отношению к клиенту, при этом профессиональный консультант должен уметь находиться при необходимости во всех позициях. Выделяются три позиции консультанта по отношению к клиенту ü позиция равенства, когда и клиент и консультант чувствуют себя в пространстве консультирования полноправными партнерами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не дает оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий; ü позиция «сверху», когда консультант является направляющей и ведущей силой в развитии клиента, авторитетом, с которым клиент считается в первую очередь; ü позиция «снизу», когда консультант подчеркивает значимость клиента с целью повышения самооценки и авторитета у последнего, сохраняя не директивную позицию. Выделяют следующие ролевые функции психолога-консультанта в пространстве психологического консультирования: ü консультант как личность, то есть проявление консультантом себя как личности в процессе консультирования через личное присутствие в этом пространстве, и в этом случае важнейшим терапевтическим фактором являются качества личности терапевта, его ценности, мировоззрение и т. п.; ü консультант как субъект деятельности, то есть осуществление консультантом деятельности, которая обеспечивала бы раскрытие клиента, в этом случае важны профессиональные умения и навыки консультанта.
ü личностные качества; ü систему ценностей; ü профессиональные установки; ü профессиональные навыки и умения; 3 Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрелостью личности, которая включает в себя два аспекта: ü личностную зрелость; ü социальную зрелость; Выделяются следующие качества зрелости личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтического процесса: ü в области личностной зрелости: · аутентичность, подлинность, когда консультант является самим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям, чувствам, поведению; · конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира личности (чувств, эмоций, мыслей и т. п.) его внешним проявлениям и того, что он осознает, тому, каков его опыт; · сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твердым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не поддаваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время умение пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведении и понимании окружающих; · позитивность, включающая в себя как способность к позитивному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам; · открытость новому опыту, искренность в восприятии собственных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опыте, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом; · адекватность, включающая адекватную оценку психотерапевтом себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а также способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности
· рефлексия, самопознание — способность к постоянному изучению себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопознания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы; · эмпатийность — способность понять эмоциональный мир другого человека, встав на его место и посмотрев на проблему “его глазами ‘, побыв в его системе ценностей и оставив в стороне свои собственные предубеждения и не сравнивая ситуацию другого человека со своей собственной; · интернальность — внутренний локус контроля, то есть принятие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и себя самого; · чувство юмора, избегание “тотальной” серьезности в отношении к различным вещам, умение взглянуть с юмором на ситуацию или проблему; ü в области социальной зрелости: · коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построению продуктивных отношений, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей; · толерантность к неопределенности, умение быть уверенным В себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувства тревожности в ситуациях большой неопределенности, неясности, неизвестности, отсутствия четкой структурированности. · эмоциональная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересованности и отсутствие осуждения; · безусловность, безусловное принятие клиента, стремление видеть позитивную природу человека и принимать клиента, независимо от его поведения, мыслей и т. п., безоценочно; · этническая сензитивность, гибкость и безоценочность по отношению к представителям различных этносов, отсутствие национальных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов. ü авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непогрешимости и идеальности;
ü нетерпимость к недостаткам других; ü пассивность жизненной позиции; ü зависимость от стереотипов, установок и авторитетов; ü замкнутость; ü склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей; ü невротическая установка в отношении денег, когда деньги — цель существования, а не средство. ü человек и его мир как главная ценность; ü оптимизм; ü безусловная любовь; ü вера в потенциал духовного и психического развития, заложенного в каждом человеке; ü уникальность каждого человека; ü позитивность природы человека, то есть любое поведение имеет позитивные намерения, а негативное, социально-нежелательное и тому подобное поведение есть результат неадекватного функционирования личности и ее защитных механизмов; ü каждый человек имеет ресурсы для своего развития и Вселенная также располагает к развитию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|