Лекция 6. Теории личности как основа психолого-педагогического консультирования
План 1. Исторические основы современных теорий личности 2. Терапия поведения (бихевиоризм) 3. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) 4. Психоаналитическое направление 5. Юнгианское направление 6. Адлерианское направление 7. Гуманистическое направление 8. Экзистенциальное направление 9. 1. исторически психологическое консультирование возникло из психотерапии, в русле воторой развивалось основные теории личности. Большинство теорий личности, существующих в психотерапии на современной этапе, возникли из двух направлений: ü психоаналитического, где главный упор делается: · на эмоциональную сферу как предмет изучения; · понимание эмоциональных, глубинных основ поведения человека; · поиск решения проблемы клиента через рациональный анализ глубинных причин; ü бихевиорального, ориентированного: · на поведение как предмет исследовании, без затрагивания глубинных слоев психики человека; · переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающей средой; · поощрение, наказание и информацию как методы формирования правильного адаптивного поведения. В дальнейшем большинство теорий личности развивались либо как поддерживающие принципы одного из этих направлений, либо как отвергающие. Выделяются следующие психотеапевтичесеие направления, основанные на той или иной теории личности: ü терапия поведения (бихевиоризм) ü рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса; ü психоаналитическое направление; ü юнгианское направление К.Г.Юнга; ü адлеровское направление А.Адлера ü гуманистическое направление К.Роджерса; ü экзистенциальное направление;
ü гештальт-терапия Ф.Перлла 2. терапия поведения(бихевиоризм) полностью поддерживает принципы бихевиорального подхода к пониманию личности и в консультативной работе ориентируется на коррекцию поведения. Терапия поведения опирается на следующие принципы: ü предметом теоретического изучения и практической работы является поведение человека; ü поведение человека формируется в процессе обучения через положительные и отрицательные подкрепления; ü у личности есть побуждения, обусловлены психологически и складывающиеся в иерархию мотивов в результате социального научения; ü в результате прошлого опыта положительного подкрепления у человека формируются ожидания; ü неподкрепленные или отрицательные подкрепление сформированных ожиданий может вызвать различного рода психологические проблемы; ü неправильное поведение есть результат плохого, неправильного обучения; ü Человек формируется в среде, в которой находится, но способен ее изменить, изменяя свое поведение. Терапия поведения использует в качестве метода психологической работы, обучающего поведению, подкрепление, которое определяется как воздействие на клиента, в результате которого формируется условная реакция и повышается или понижается вероятность повторения поведения. Подкрепление может быть: ü Положительным, когда в результате воздействия стимула поведение повторяется, так как стимул соответствует ожиданиям индивида; ü Отрицательным, когда то или иной поведение исчезает в результате несоответствия подкрепления ожиданиям индивида или когда индивид не получает никакого подкрепления, сто также не соответствует его ожиданиям. 3. Рациоанльно-эмативная терапия (РЭТ) А.Эллиса состоит на стыке психоаналитического направления, используя принцип анализа, и бихевиорального направления, ориентируясь на поверхностные слои психики. Рационально-эмотивная терапия выдвигает следующие теоретические и практические принципы:
ü Предметом исследования и работы в РЭТ являются установки человека. ü человек от рождения склонен к принципу рациональности мышления; ü присутствие у человека также и принцип паралогичности мышления. ü проблема клиента есть результат его ошибочных иррациональных представлений, то есть не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка; ü основа нормального адаптивного поведения – это ориентация на рациональное мышление и коррекция решений на основе принципа рациональности, то есть избавление от иррациональных установок. Метод работы консультанта в РЭТ – опознавание иррациональных установок, стремление к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок. 4. психоаналитическое направление в психотерапии является одним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разработанный З.Фрейдом, используется редко. Внутри психоаналитического направления развивается много течений, придерживающихся его главных принципов. В психоаналитическом направлении выделяются следующие теоретические принципы психотерапии: ü предмет исследования – содержание бессознательного: · вытесненные конфликты; · эмоции; · переживания и т.п.; ü бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами высших особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента; ü сущность человека определятся энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства; ü основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно: · на его психосексуальном развитии; · специфике разрешения соответствующей каждой стадии комплексов; ü нормальное развитие обусловлено своевременным прохождением всех стадий психосексуального развития и правильном разрешением комплексов, возникающих на каждой стадии; ü анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов.
В психоаналитическом консультировании для консультанта ставиться следующие задачи: ü не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск причин такого защитного поведения; ü помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсознательных стремлений, которые более приемлемы как с социальной точки зрения, так и с т очки зрения удобства для самого клиента; ü помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом; ü ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и переживаниями, становящимися более или менее осознаваемыми клиентом входе консультативной работы. В психоаналитической психотерапии выделяется следующие методы работы: ü свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представлений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление; ü интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознаваемые им аспекты переживаний и действий; ü анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые с другими людьми клиент несознательно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту; ü анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл иех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиента и источник которых – бессознательное самого клиента. 5. Юнгианское направление в психотерапии, основанное К.Г.Юнгом, зародилась в недрах психоаналитического подхода к пониманию личности. Будучи некоторое время учеником Фрейда, Юнг, впоследствии из-за ряда разногласий со своим учителем отошел от психоаналитического направления, создав свою теорию личности и основанный на ней психотерапевтический подход. Теория личности К.Г.Юнга и основанная на ней психотерапия используют следующие теоретические и практические принципы:
ü введение понятия общего коллективного бессознательного, в котором содержался унаследованные от предков «архетипы», определяемые как комплекс универсальных мотивов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщаемых образов от предков; ü наличие у человека индивидуального бессознательного, представляющего собой вместилище его индивидуальных вытесненных особенностей и характеристик; ü источником причиной неврозов, внутриличностных конфликтов и проблем является раздробленность личности, когда нет согласованности между всеми архетипами, сознанием и бессознательным; ü задача сохранения личности ставится перед главным архетипом личности – самостью, которая определяется как цнтр личности, вмещающий в себя все ее составляющие; ü Психологически здоровая личность – это личность с ценностной структурой «Я», то есть развитым архетипом самости; ü Подчеркивание уникальности человеческих мотивов и стремление каждого человека к индивидуальности; ü Задача и главная цель психотерапевта – помочь клиенту в выстраивании его «самости»,
План
ü адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей профессиональной компетенции; ü запрет на применение диагностических методик и техник, которые еще недостаточно изучены и освоены; ü запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без предварительного обсуждения и согласия с его стороны; ü запрет на двойные отношения, в частности на вступление консультанта в сексуальную связь с клиентом, супружеские отношения и т. п. в процессе ‘всего консультирования; ü предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающейся процесса и условий консультирования. ü основные цели консультирования; ü квалификация и образование консультанта; ü оплата консультирования; ü приблизительная продолжитёльность консультирования и графики и время встреч; ü контактная информация о консультанте; ü целесообразность и необходимость проведения консультативных встреч;
ü возможное временное ухудшение состояния клиента в процессе прохождения психологического консультирования; ü возможность применения в процессе консультирования специальных процедур: аудио- и видеозаписи, наблюдения за третьим лицом через зеркало Геззела; ü допустимые и возможные границы кон фиденциальности, которые может соблюдать консультант. ü пределы использования консультантом сведений о клиенте, когда консультант имеет право использовать информацию о клиенте исключительно в профессиональных (например, обсуждение конкретного случая на супервизорской группе) и ни в каких иных целях, а информация о клиенте должна храниться в недоступных для других лиц местах; ü условия использования консультантом информации о клиенте, когда консультанту необходимо поделиться сведениями с окружением клиента — родителями, детьми, учителями, супругом и т. п. Консультанту необходимо предварительно обсудить это с клиентом и обосновать целесообразность таких действий, и только в том случае, если клиент не возражает, консультант может использовать полученную информацию. ü относительность соблюдения правил конфиденциальности; ü конфиденциальность зависит от характера предоставляемой информации, и в первую очередь консультант должен ориентироваться на построение доверительных отношений с клиентом; ü консультант имеет право не соблюдать правила конфиденциальности, если информация, полученная им от клиента, может причинить вред последнему; ü та информация, которую консультант может использовать для повышения эффективности терапевтической работы, например консультация по данному случаю с компетентным специалистом и т. п., не относится к конфиденциальной при условия договоренности с клиентом; ü консультант обязан заботиться в первую очередь о сохранении прав и свобод самого клиента и, если полученная информация не является нарушением прав других людей, должен соблюдать правило конфиденциальности и не разглашать данную информацию; ü ограничение пределов конфиденциальности и неразглашения информации консультантом обусловлено и правом самого консультанта на сохранение своей безопасности и достоинства; ü консультант обязан соблюдать безопасность третьих лиц, и в случае если информация, полученная от клиента, каким-то образом нарушает это, то правило конфиденциальности перестает действовать; ü необходимость госпитализации клиента ограничивает пределы соблюдения конфиденциальности; ü при совершении клиентом преступных действий, предполагаю щих уголовную ответственность (насилие, убийство, развращение, инцест и т. п.) и угрожающих чьей-то жизни, консультант обязан сообщить эту информацию в соответствующие инстанции, принять меры по соблюдению безопасности потенциальной жертвы, предупредив ее и ее близких, а таюке сообщить о своих намерениях клиенту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|