Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Профессиональные аспекты личности педагога - психолога-консультанта




План

1. Профессиональные установки педагога - психолога-консультанта

Профессиональные умения педагога - психолога-консультанта

2. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

3. Профессиональная подготовка консультанта

 

1. Выделяются следующие профессиональные установки в работе психолога-консультанта:

ü уникальность и неповторимость каждого консультационного взаимодействия, так как каждый человек и его проблема уникальны;

ü динамичность, отсутствие статичных ситуаций в процессе консультирования, постоянные изменения и клиента и консультанта сообразно развивающимся между ними терапевтическим отношениям;

ü доверие к клиенту: клиент является лучшим экспертом своих проблем и поэтому должен увидеть их сам, а консультант — по двести его к этому видению, а не называть проблемы за клиента;

ü безопасность — важнейшим в процессе консультирования является чувство безопасности клиента и ощущение у него чувства доверия по отношению к консультанту; и консультант должен уметь согласовывать свои требования с созданием атмосферы безопасности;

ü ограниченность, несовершенность — консультант в первую очередь человек и поэтому не может полностью отвечать за жизнь и трудности своего клиента, но обязан сформировать у клиента чувство ответственности за себя;

ü адекватность оценки себя — знание и понимание консультантом уровня своих профессиональных возможностей и соблюдение им профессиональной этики;

ü эклектичность — нет универсальной теории, объясняющей всю феноменологию клиента, поэтому консультанту необходимо использовать различные терапевтические подходы в процессе консультирования;

ü экзистенциальность бытия — консультант должен помочь клиенту в понимании и принятии неразрешимых проблем и противоречий, экзистенциальных вопросов;

ü сотрудничество, то есть эффективное психологическое консультирование, — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо него.
2. Психолог-консультант должен обладать следующими профессиональными умениями:

ü слушать и “слышать” клиента, что включает в себя восприятие как вербальной, так и невербальной информации, ее анализ и интерпретацию. Консультант должен обращать внимание на особенности речи клиента, слова и выражения, которые он использует, метафоры и образы, к которым прибегает, паралингвистические особенности языка клиента, то есть темп, интонацию, тембр голоса, ‘язык тела” — жесты, позы, положение тела в пространстве, общую ориентацию клиента в пространстве, выражение лица;

ü оптимально строить свою речь, чтобы она была понятна клиенту и не изобиловала большим количеством профессиональных терминов, но в то же время была профессионально грамотной, использование тезауруса клиента;

ü понимать психологические особенности и состояния других людей, опираясь при этом не эмпатию и невербальные проявления себя и клиента;

ü устанавливать и поддерживать психологический контакт с партнером (клиентом) или группой;

ü оказывать поддержку клиенту, выступать в роли сопровождающего, оставляя клиенту право самому сделать выбор той стороны, в которую он будет двигаться, и оказывать поддержку независимо от того, соответствует ли выбор клиента ценностям и установкам самого консультанта;

ü быть жестким в те моменты, когда это действительно необходимо и будет иметь терапевтический эффект, и использование таких психотерапевтических приемов, как фрустрацiiя, то есть отказ терапевта в удовлетворении требований и ожиданий, предъявляемых ему клиентом, или в проигрывании терапевтом ожидаемых от него ролей, и конфронтация, то есть предъявление терапевтом в форме утверждения неосознаваемых клиентом установок, стереотипов и т. п. с целью их осознания и проработки;

ü «разговорить»” клиента, используя для этого специальные техники и процедуры, чтобы помочь ему вербализовать свои мысли и чувства, а также чтобы лучше понять и прочувствовать проблему клиента и его самого;

ü предоставить информацию, необходимую клиенту в данный момент (например, по вопросам учебы, работы, бизнеса, карьерного роста, по личным вопросам — вступление в брак, раз- вод, развитие самосознания), при этом не оказывая давления и не давая ему советов, а использовать самораскрытие;

ü выразить свое мнение и отношение к чему-либо без возбуждения негативных эмоций у клиента;

ü адекватно понимать и оценить себя и свои проявления и психологические особенности;

ü управлять своим поведением и проявлять свои эмоции адекватно ситуации.
З. В работе психолога-консультанта (психотерапевта) существует множество факторов, оказывающих негативное влияние на его личность. Возможны следующие аспекты профессиональной деформации личности психолога:

ü утрата собственной идентичности и полное “растворение” в проблемах клиентов;

ü отрицательные последствия для личной жизни, семьи, друзей и т. п., связанные с “таинственностью” работы консультанта, то есть соблюдением им этического принципа конфиденциальности, со снижением эмоциональной отдачи близким людям;

ü возможность возникновения психических нарушений у самого психолога (психотерапевта), обусловленных постоянным контактом с проблемами и болезнями других людей, с негативными аспектами жизни;

ü синдром больного общества, то есть восприятие всех людей как имеющих различного рода отклонения;

ü синдром сгорания, то есть эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки на психику.
Выделяются следующие причины возникновения «синдрома сгорания»:

ü ощущение монотонности работы и отсутствия в ней всякого смысла;

ü несоответствие между вкладываемыми в работу ресурсами и получаемой отдачей в виде недостаточного признания и положительной оценки;

ü временные рамки, ограничивающие творческий процесс;

ü работа с “немотивированными” клиентами, для которой характерны низкие результаты при высокой отдаче консультанта из- за постоянной сопротивляемости клиента воздействию и помощи;

ü профессиональные конфликты и напряженность с коллегами;

ü подавление творческих идей, спонтанности и новаций со стороны руководства;

ü отсутствие возможностей для профессионального роста и совершенствования своих профессиональных навыков;

ü серьезные неразрешимые личностные проблемы и конфликты самого психолога-консультанта (психотерапевта).

Существуют следующие способы предотвращения «синдрома сгорания»:

ü принятие личной ответственности за свою работу и отказ от пассивной позиции, направление усилий и внимания на реализацию уже существующих возможностей и изменение самих условий;

ü развитие других профессиональных интересов помимо консультирования — чтение лекций, научная работа, написание статей, учеба и т. п.;

ü постоянное разнообразие своей работы: создание новых проектов, идей и т. п., не требующих вмешательства руководства;

ü поддержание профессиональных контактов и обмен опытом с коллегами, посещение семинаров, конференций, супервизорских групп, тренингов и т. п.;
9 прохождение личной психотерапии, тренингов личностного роста и т. п. перед началом профессиональной деятельности и консультативной практики, обращение к специалисту по мере необходимости в процессе своего профессионального и личностного развития;

ü поддержание своего здоровья, использование медитации и т. п.;

ü активная социальная жизнь вне работы, наличие друзей и близких, с которыми возможно плодотворное, ресурсное общение, хобби и занятий, не связанных с работой;

ü открытость новому опыту;

ü ориентация на собственную адекватную оценку себя и своих профессиональных и личностных возможностей, избавление от невротической потребности в позитивной оценке окружающих;

ü обдуманные обязательства по отношению к клиентам, руководству и т. п., которые консультант в состоянии выполнить без ущерба для себя;

ü умение организовать свое время, не спешить и давать себе необходимое количество времени для достижения желаемых результатов в профессиональной и личной жизни;

ü понимание и стремление к тому, чего хочется на самом деле, а не следование ожиданиям окружающих в личной и профессиональной сферах;

ü проработка и снятие невротической установки на победу любой ценой и ощущение собственного всемогущества, формирование умения проигрывать и быть несовершенным в каких-то вопросах

ü 4. Выдвигаются следующие требования к профессиональной подготовке психолога-консультанта:

ü серьезная теоретическая подготовка консультанта и психотерапевта, на основе которой формируются его профессиональные знания и навыки, теоретические взгляды, профессиональное мышление, стиль работы и т. п.;

ü прохождение личной терапии (групповой и/или индивидуальной), которая позволяет:
• проработать серьезные личностные конфликты и проблемы, с тем чтобы потом они не проецировались в консультативное поле и психолог не удовлетворял бы за счет клиента свои невротические потребности и т. п.;

• развить необходимые для профессиональной работы навыки и умения;
• осуществить познание себя, продолжить процесс личностного роста и зрелости;

• увидеть процесс консультирования изнутри и, находясь в роли клиента, понять различные чувства, эмоции и состояния, которые он испытывает;
• познакомиться со стилем работы коллег;

ü личностная зрелость психолога, означающая наличие у него необходимых для успешной профессиональной работы качеств личности, а также понимание психологом зрелости не как статичного, а как динамичного, постоянно развивающегося процесса, требующего усилий с его стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...