Лекция 5. Профессиональные аспекты личности педагога - психолога-консультанта
План 1. Профессиональные установки педагога - психолога-консультанта Профессиональные умения педагога - психолога-консультанта 2. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта 3. Профессиональная подготовка консультанта
1. Выделяются следующие профессиональные установки в работе психолога-консультанта: ü уникальность и неповторимость каждого консультационного взаимодействия, так как каждый человек и его проблема уникальны; ü динамичность, отсутствие статичных ситуаций в процессе консультирования, постоянные изменения и клиента и консультанта сообразно развивающимся между ними терапевтическим отношениям; ü доверие к клиенту: клиент является лучшим экспертом своих проблем и поэтому должен увидеть их сам, а консультант — по двести его к этому видению, а не называть проблемы за клиента; ü безопасность — важнейшим в процессе консультирования является чувство безопасности клиента и ощущение у него чувства доверия по отношению к консультанту; и консультант должен уметь согласовывать свои требования с созданием атмосферы безопасности; ü ограниченность, несовершенность — консультант в первую очередь человек и поэтому не может полностью отвечать за жизнь и трудности своего клиента, но обязан сформировать у клиента чувство ответственности за себя; ü адекватность оценки себя — знание и понимание консультантом уровня своих профессиональных возможностей и соблюдение им профессиональной этики; ü эклектичность — нет универсальной теории, объясняющей всю феноменологию клиента, поэтому консультанту необходимо использовать различные терапевтические подходы в процессе консультирования;
ü экзистенциальность бытия — консультант должен помочь клиенту в понимании и принятии неразрешимых проблем и противоречий, экзистенциальных вопросов; ü сотрудничество, то есть эффективное психологическое консультирование, — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо него. ü слушать и “слышать” клиента, что включает в себя восприятие как вербальной, так и невербальной информации, ее анализ и интерпретацию. Консультант должен обращать внимание на особенности речи клиента, слова и выражения, которые он использует, метафоры и образы, к которым прибегает, паралингвистические особенности языка клиента, то есть темп, интонацию, тембр голоса, ‘язык тела” — жесты, позы, положение тела в пространстве, общую ориентацию клиента в пространстве, выражение лица; ü оптимально строить свою речь, чтобы она была понятна клиенту и не изобиловала большим количеством профессиональных терминов, но в то же время была профессионально грамотной, использование тезауруса клиента; ü понимать психологические особенности и состояния других людей, опираясь при этом не эмпатию и невербальные проявления себя и клиента; ü устанавливать и поддерживать психологический контакт с партнером (клиентом) или группой; ü оказывать поддержку клиенту, выступать в роли сопровождающего, оставляя клиенту право самому сделать выбор той стороны, в которую он будет двигаться, и оказывать поддержку независимо от того, соответствует ли выбор клиента ценностям и установкам самого консультанта; ü быть жестким в те моменты, когда это действительно необходимо и будет иметь терапевтический эффект, и использование таких психотерапевтических приемов, как фрустрацiiя, то есть отказ терапевта в удовлетворении требований и ожиданий, предъявляемых ему клиентом, или в проигрывании терапевтом ожидаемых от него ролей, и конфронтация, то есть предъявление терапевтом в форме утверждения неосознаваемых клиентом установок, стереотипов и т. п. с целью их осознания и проработки;
ü «разговорить»” клиента, используя для этого специальные техники и процедуры, чтобы помочь ему вербализовать свои мысли и чувства, а также чтобы лучше понять и прочувствовать проблему клиента и его самого; ü предоставить информацию, необходимую клиенту в данный момент (например, по вопросам учебы, работы, бизнеса, карьерного роста, по личным вопросам — вступление в брак, раз- вод, развитие самосознания), при этом не оказывая давления и не давая ему советов, а использовать самораскрытие; ü выразить свое мнение и отношение к чему-либо без возбуждения негативных эмоций у клиента; ü адекватно понимать и оценить себя и свои проявления и психологические особенности; ü управлять своим поведением и проявлять свои эмоции адекватно ситуации. ü утрата собственной идентичности и полное “растворение” в проблемах клиентов; ü отрицательные последствия для личной жизни, семьи, друзей и т. п., связанные с “таинственностью” работы консультанта, то есть соблюдением им этического принципа конфиденциальности, со снижением эмоциональной отдачи близким людям; ü возможность возникновения психических нарушений у самого психолога (психотерапевта), обусловленных постоянным контактом с проблемами и болезнями других людей, с негативными аспектами жизни; ü синдром больного общества, то есть восприятие всех людей как имеющих различного рода отклонения; ü синдром сгорания, то есть эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки на психику. ü ощущение монотонности работы и отсутствия в ней всякого смысла; ü несоответствие между вкладываемыми в работу ресурсами и получаемой отдачей в виде недостаточного признания и положительной оценки;
ü временные рамки, ограничивающие творческий процесс; ü работа с “немотивированными” клиентами, для которой характерны низкие результаты при высокой отдаче консультанта из- за постоянной сопротивляемости клиента воздействию и помощи; ü профессиональные конфликты и напряженность с коллегами; ü подавление творческих идей, спонтанности и новаций со стороны руководства; ü отсутствие возможностей для профессионального роста и совершенствования своих профессиональных навыков; ü серьезные неразрешимые личностные проблемы и конфликты самого психолога-консультанта (психотерапевта). Существуют следующие способы предотвращения «синдрома сгорания»: ü принятие личной ответственности за свою работу и отказ от пассивной позиции, направление усилий и внимания на реализацию уже существующих возможностей и изменение самих условий; ü развитие других профессиональных интересов помимо консультирования — чтение лекций, научная работа, написание статей, учеба и т. п.; ü постоянное разнообразие своей работы: создание новых проектов, идей и т. п., не требующих вмешательства руководства; ü поддержание профессиональных контактов и обмен опытом с коллегами, посещение семинаров, конференций, супервизорских групп, тренингов и т. п.; ü поддержание своего здоровья, использование медитации и т. п.; ü активная социальная жизнь вне работы, наличие друзей и близких, с которыми возможно плодотворное, ресурсное общение, хобби и занятий, не связанных с работой; ü открытость новому опыту; ü ориентация на собственную адекватную оценку себя и своих профессиональных и личностных возможностей, избавление от невротической потребности в позитивной оценке окружающих;
ü обдуманные обязательства по отношению к клиентам, руководству и т. п., которые консультант в состоянии выполнить без ущерба для себя; ü умение организовать свое время, не спешить и давать себе необходимое количество времени для достижения желаемых результатов в профессиональной и личной жизни; ü понимание и стремление к тому, чего хочется на самом деле, а не следование ожиданиям окружающих в личной и профессиональной сферах; ü проработка и снятие невротической установки на победу любой ценой и ощущение собственного всемогущества, формирование умения проигрывать и быть несовершенным в каких-то вопросах ü 4. Выдвигаются следующие требования к профессиональной подготовке психолога-консультанта: ü серьезная теоретическая подготовка консультанта и психотерапевта, на основе которой формируются его профессиональные знания и навыки, теоретические взгляды, профессиональное мышление, стиль работы и т. п.; ü прохождение личной терапии (групповой и/или индивидуальной), которая позволяет: • развить необходимые для профессиональной работы навыки и умения; • увидеть процесс консультирования изнутри и, находясь в роли клиента, понять различные чувства, эмоции и состояния, которые он испытывает; ü личностная зрелость психолога, означающая наличие у него необходимых для успешной профессиональной работы качеств личности, а также понимание психологом зрелости не как статичного, а как динамичного, постоянно развивающегося процесса, требующего усилий с его стороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|