Лекция 10. Беседа в психолого-педагогическом консультировании
План 1. Понятие беседы в психологическом консультировании 2. Схема беседы в психологическом консультировании 1.Беседа — основная форма осуществления психологического консультирования. Главное отличие консультационной беседы от обычного разговора в том, что беседа: ü имеет заранее определенную направленность, цели; ü проводится в соответствии с планом, разделенным на технические этапы, на каждом из которых решается определенная задача или группа задач. ü этап эмоционального отреагирования: · предоставление клиенту возможности выговориться и выразить свои чувства; · помощь в осознании своих целей, мыслей, чувств, эмоций, возможности действий; · помощь в интеграции, принятии отторгаемых аспектов личного бытия — “негативных” частейличности, мыслей, чувств и т. п.; ü этап ‘движения” клиента в проблеме · предоставление клиенту эмоциональной поддержки; · рассмотрение и анализ позитивных (но не “выгодных”) аспектов проблемной ситуации; · формирование у клиента ресурсного состояния; ü этап переформулирования проблемы · осознание клиентом причин проблемы; · совместное переформулирование проблемы в альтернативы и цели; ü этап заключения динамического контракта: · обсуждение организационных аспектов консультирования (время, место, количество встреч и т. п.); · доля ответственности клиента и консультанта: психолог отвечает за профессионализм своих действий, а клиент — за свои действия и за личный результат;
ü этап формирования регистра возможных решений: · критическая оценка каждого решения, прогнозирование дальнейшего развития ситуации при выборе того или иного способа решения проблемы; ü этап выбора оптимальных решений проблемы характеризуется ü этап закрепления мотивации представляет собой: ü завершающий этап консультирования предполагает - анализ актуального эмоционального состояния клиента к концу встречи; · при завершении процесса консультирования: - подведение клиента к осознанию им своей самостоятельности в решении проблем и личной ответственности за свою жизнь, - отсоединение (прекращение тесного общения клиента и консультанта, после чего клиент берет ответственность на себя и начинает самостоятельно решать свои проблемы). . Лекция 11. Модели психолого-педагогического консультирования План
Под моделью понимается процесс психологического консультирования, имеющий свои отличительные особенности. Критериями отграничения одной модели консультированная от другой являются следующие факторы’
ü характер жалобы (проблемы) клиента; ü цели данного консультирования: долгосрочные, глобальные, направленные на изменение структуры личности клиента, или краткосрочные, ситуативные, ориентированные на принятие конкретных решений; ü этапы работы консультанта в процессе консультирования и расставляемые ам акценты на каждом из этапов; ü методы, используемые консультантом в психологической работе; ü уровни личности и насколько глубоко они затрагиваются в процессе консультирования. ü Консультационная модель; ü Психотерапевтическая модель; 2.консультационная модель психологического консультированная имеет следующие характерные особенности: ü носит характер информативности, когда необходимо помочь клиенту с выбором образования, профессии, конкретного места работы и т. п., то есть когда клиент нуждается в получении определенной информации; ü не требует исследования и проработки глубинных, подсознательных слоев личности, хотя может затрагивать систему мотивации и установок личности клиента, в том числе и не вполне ü от клиента требуется некоторый уровень способности к осознанию; ü целью является принятие конкретного решения по конкретному вопросу, с которым обратился к консультанту клиент; ü короткий временной промежуток консультирования (до 2— З встреч). ü установление взаимоотношений доверия между консультантом и клиентом; ü формулировка и проработка консультантом проблемы, с которой обратился клиент, оценивание того, насколько адекватен запрос клиента той модели, которую собирается применить консультант; ü заключение динамического контракта между консультантом и клиентом;
ü обсуждение и анализ проблемы на основе беседы, сбора данных, изучения истории клиента, проведение тестирования, анкетирования, использование опросников; ü анализ результатов тестирования и общая оценка клиента; ‚ ü изучение клиентом информации о профессии, учебе и др.; ü обсуждение и анализ данных тестирования клиента и ин форма- ü постановка целей: совместная с клиентом разработка плана действий, основанного на полученных в ходе тестирования и информирования клиента сведениях; \ ü совместное с клиентом обсуждение действий, необходимых для выполнения намеченного плана; ü проведение уточняю щих процедур, предполагающих либо повторное тестирование с целью проработки выявленных в ходе планирования проблем, либо изменение целей, плана действий и проработка нового плана. ü большая по сравнению с консультативной моделью эмоциональная составляющая и более пристальное внимание консультанта к чувствам, эмоциям, ощущениям клиента; ü меньшая четкость, ясность, логичность и структурированность процесса; ü большое разнообразие проблем и индивидуальностей клиентов; ü меньшая жесткость в следовании техническим этапам консультирования; ü отсутствие или минимизация информативной составляющей; ü ориентация на проработку глубинных слоев психики, неосознаваемых проблем и конфликтов клиента и на относительную структурную перестройку личности в целом; ü более длительный процесс консультирования (от 5 и более встреч); ü целью является не решение конкретной проблемы, а личностный рост самого клиента. ü индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию наличия у него некоторой проблемы или симптома и оснований для обращения за помощью;
ü установление взаимоотношений между клиентом и консультантом на основе доверия, обеспечение консультантом безопасности в пространстве консультирования; ü первичное выражение чувств, понимание клиентом собственного состояния, начальная проработка проблемы, прояснение консультантом запроса; ü анализ консультантом проблем и чувств клиента и определение их глубины; ü структурирование консультативного пространства, заключение динамического контракта; ü выражение клиентом глубоких, ранее подавленных чувств, эмоций и т. п., работа с символическими’ образами, метафорами клиента, отражающими суть проблемы и помогающими консультанту и самому клиенту понять и прожить ее. Прохождение этого этапа зависит от того, какие цели ставит психотерапия и какие уровни бессознательного прорабатываются); ü проработка чувств; ü движение клиента к инсайту, постановка целей, разработка действий по разрешению проблемы; ü ассимиляция опыта, работа по осуществлению целей или при необходимости коррекции плана действий или поставленных, завершение взаимоотношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|