Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 13 Изменения в психолого-педагогическом консультировании




План

Понимание изменений психолого-педагогическом консультировании

Факторы изменений

3. Оценки результатов в психолого-педагогическом консультировании

1.Изменения в психолого-педагогическом консультировании понимаются
как динамичный процесс, охватывающий различные сферы личности индивида и осуществляющийся на протяжении всего цикла взаимодействия консультанта и клиента. Каждая теоретическая школа имеет свое представление о параметрах изменений, но можно выделить наиболее типичные и чаще всего используемые параметры. Выделяются следующие параметры изменений личности в процессе консультирования и психотерапии

ü Я-концепция, которая включает в себя следующие характеристики:
• систему представлений о собственных характеристиках и способностях индивида;
• набор сознательных и бессознательных установок и положительных и отрицательных оценок, направленных на самого себя;
• набор представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и окружающим миром;
• систему ценностных представлений;
• формируется через рефлексию и интериоризацию
ценностей и представлений значимых для других, а также через их оценку и социальные реакции на данного индивида;

ü самооценка, имеющая следующие характеристики:
• это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения;
• основана на системе личностных смыслов и ценностей индивида;
• создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, формирует уровень притязаний личности через отражение степени удовлетворенности или неудовлетворенности собой;
• создает основу для формирования у человека характера восприятия любой ситуации: как будет действовать индивид в конкретной ситуации, как он будет интерпретировать действия других, а также его ожидания и представления о том, что должно произойти. Например, ицдивцц, обладающий низкой само- оценкой, воспринимает других сквозь призму собственных тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей. Высокая самооценка и уверенность в себе дают возможность преодолеть желание самоутвердиться, демонстрировать свою власть, важность и сделать ориентиром своей деятельности других;

ü спонтанность и автономность поведения, рассматриваемые в динамике, когда в процессе консультирования и психотерапии эти способности у человека повышаются;

ü ценностные ориентации личности, включающие в себя следующие характеристики:
• жизненная позиция индивида,
выступающая как внутренняя контролирующая и регулирующая инстанция, влияющая на характер конкретных действий человека на уровне взрослой личности;

• индивидуальный способ самоопределения человека в жизни и деятельности; • жизненная позиция обобщает основные жизненные ценности личности становится внутренней опорой в выборе способов удовлетворения потребностей и достижения целей;
• личностные ценностейоснова личности, ее внутренние ориентиры, они задают общие принципы действия, которые в каждой конкретной ситуации реализуются различными по форме внешними действиями;

ü самосознание, имеющее следуюшие отличительные особенности:
• определяется как переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта), осознанное отношение к своим потребностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям;
• сознание самого себя начинается, как только человек сознает свои сильные и слабые стороны, через осознание тех паттернов поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также того, как они воздействуют на окружающих и окружающие на них. Это сложная клиентская работа по становлению подлинной аутентичной личности через рост осознания себя без защит;
• человек с низким уровнем развития самосознанiiя обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит;
• высокий уровень развития самосознания проявляется в осмысленном, осознанном представлении о себе и предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий;
‚/ рефлексия, имеющая следующие характеристики:
• это процесс самопознания, то есть познания Я, самости, в его специфике,
условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположенностях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я
• глубокий уровень рефлексии
это правильное понимание собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов;
• личностная рефлексия как способ критического переосмысления первоначальных представлений о себе как носителе и реализаторе стереотипов ведет к построению образа Я и изменению репродуктивной личностной позиции на продуктивную по отношению к поиску решения ситуации

ü субъективный контроль, включающий в себя следующие характеристики:
это особая форма проявления отношения человека к самому себе и действительности, поддержания воспроизводства себя как автора собственного бытия в мире;
• определяется и понимается через понятие “локуса контроля’;
которое означает наличие у личности устойчивой характеристики, определяющей ее способность к внутреннему контролю и самоуправлению, принятию ответственности, а также склонность атрибутировать вину себе или другим в ситуации неуспеха;
• локус контроля может быть экстернальным, то есть внешним, и интернальным, то есть внутренним;
• экстернальный внешний локус контроля означает, что личностная система механизмов социального контроля направлена на адаптацию к имеющимся условиям жизни и деятельности, на поддержание социально-одобряемых действий, и источником здесь служат интериоризируемьте личностью в процессе социализации ценности, нормы и установки того общества, членом которого он является, и вся ответственность передается именно им;
• интернальный, внутренний локус контроля означает такую личностную систему механизмов социального контроля, которая связана с индивидуализацией, уникальностью, самоопределением, креативностью. Это механизмы, заставляющие личность брать ответственность на себя, вступать в конфликт с общепринятьтм для достижения общих целей воспроизводства собственной субъектности;

ü сензитавность, которая может рассматриваться как такая способность, при которой личность может адекватно отражать и понимать социально-психологические характеристики другого человека и группы, а также прогнозировать их поведения;

ü компетентность в общении, понимаемая как сложное психологическое образование, включающее в себя познавательные (психологические знания и перцептивньие способности), поведенческие (используемые в поведении умения и навыки, свободное владение вербальной и невербальной формами поведения) и эмоциональньие (чувственный опыт личности) компоненты. Факторами. влияющими на уровень компетенции в общении, являются:

· знания в области психологии, личности, группы, общества

· умения и навыки общения;

· коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения;

· способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми;

· коррекция и развитие системы отношений личности;

ü эмпатия как отклик одного человека на переживания другого, внерациональное познание человеком внутреннего мира другого, имеющее следующие характеристики:

· выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности (темперамента), так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта;

· это социально позитивное качество личности, и способность к эмпатическому восприятию невозможна без глубокого искреннего интереса к каждому человеку;

· зависит от доступности и богатства собственного опыта человека, точности восприятия, умения точно настроиться на одну волну с другим человеком;

ü “социальный интеллект ‘ понимаемый как способность личности спокойно слушать и одновременно исследовать, побуждать к откровенности, при этом не казаться шокированным, быть добро- желательным, дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, никогда не выказывать скуки.
2. Факторы изменений в психологическом консультировании рассматриваются как специфические механизмы воздействия, провоцирующие и обусловливающие изменения личности в процессе терапии и консультирования. Выделяются следующие факторы изменений:

ü личность консультанта, терапевта, включающая в себя такие качества и способности. как:

· подлинность, искренность или конгруэнтность, когда переживание терапевтом данного момента осуществляется на всех трех уровнях общения — чувстве, осознании и выражении — и когда все три уровня соответствуют друг другу, то есть конгруэнтньт;

· безусловное принятие, когда клиент принимается, кем бы он ни был, какими бы ни были его чувства, какими бы ни были формы выражения этих чувств, независимо от того, как он сам себя воспринимает и’ оценивает;

· эмпатическое понимание, сопереживание;

· жесткость, способность к фрустрации в необходимой степени, стимулируя переход клиента с опоры на внешнюю среду к опоре на себя и не вовлекаясь в манипулятивные техники клиента. Консультант не охраняет клиента от тревоги, так как онанеобходимое условие для расширения самосознания и процесса личностных изменений;
• личное эмоциональное участие консультанта,
терапевта в консультативном пространстве, отсутствие стремления постоянно анализировать консультативный процесс и реакции клиента через призму “высшего знания”;
• зрелость личности консультанта, отсутствие у него слишком глубоких и непроработанных личностных проблем, которые могут оказывать на него давление, негативное влияние в процессе работы с клиентом;
• отсутствие у консультанта склонности к частым интерпретациям мотивов поведения клиента;
• ориентация на описательность, а не объяснение в процессе консультирования, консультант должен быть способным скорее описывать, чем объяснять, прикоснуться к первичному опыту клиента, слушать “освеженно “, отбросив свои ценности, теории и интерпретации;

ü с ообщение информации, интеллектуализация, понимаемое как наличие у клиента максимального количества информации по поводу того или иного явления, проблемы и заболевания, с которым он обратился к консультанту, и их объяснение может служить первым и важным шагом к контролю над ними, а также снижает тревожность, так как дает ощущение того, что именно сам человек, а не какие-то иррациональньие силы является хозяином своего поведения;

ü социальное научеяие, то есть развитие у клиента базовых навыков общения с целью перенесения их во внешний мир, а также получение от консультанта важной информации о тех своих привычках и способах поведения, которые мешают ему взаимодействовать с окружающей средой;

ü возрастно-половые особенности клиента, влияющие на степень, интенсивность и глубину происходящих в процессе консультирования изменений;

ü индивидуально- типические свойства, включающие в себя:
• конституциональные особенности,
то есть телосложение и био- химическое свойства;

• нейродинамические свойства;
• психодинамические свойства: темперамент человека и его задатки, которые оказывают влияние на результаты обучения, овладение профессиональной деятельностью, что, свою очередь, влияет на формирование таких личностных свойств, как само-
оценка, отношение к себе, индивидуальный стиль деятельности;

ü личностные свойства, составляющие следующую структуру:
• интеллектуальную сферу, которая включает в себя совокупность интеллектуальных возможностей и способностей, связанных с познанием самого себя и окружающей действительности, и ее влияние на личностные изменения объясняется тем, что сниженный либо непроявленный интеллектуальный потенциал служит серьезным барьером для любого рода изменений, так как интеллектуальных ресурсов недостает для своевременного познания сущности происходящего, принятия адекватного решения, изучения ситуации;
• коммуникативную сферу, содержащую в себе такие компоненты, как способность к получению и передаче по каналам коммуникации различной информации, тип взаимодействия с окружающей средой, особенности социальной перцепции, коммуникативные навыки и умения, а также эмпатию и сензитивность. Низкий уровень развития данной сферы затрудняет общение и может формировать различные негативные установки по отношению к себе и другим, что, в свою очередь, может препятствовать изменениям личности;
• регулятивную сферу, или волевой компонент личности, который определяет способ взаимодействия с объектами внешнего мира и с самим собой. К показателям регулятивного потенциала, определяющим вероятность и характер внутренних изменений, относятся самооценка, а также связанная с ней шкала интернальности/экстернальности. Уровень, устойчивость и адекватность самооценки влияют на уровень профессиональных навыков, профессиональной успешности и надежности, на формирование суицидальных наклонностей. Преобладание интернального или экстернального локуса контроля может создавать условия для определенных деструктивных или, наоборот, конструктивных изменений в жизни человека;

ü внушение надежды, вера клиента в успешность исцеления в процессе психологического консультирования, а также вера самого консультанта в свою успешность и успешность изменений клиента;

ü универсальность, понимание клиентом того, что он не одинок в своей проблеме, что не один он страдает тем или иным недугом (физическим или психологическим, моральным);

ü катарсис, то есть сильное выражение эмоций, действует не сам по себе, а в связи с рядом других факторов, а также может стать фасилитатором для появления других, более поздних факторов изменений, например осознанности;

ü экзистенциальные факторы, оказывающие свое действие через опознавание. Опознавание и принятие таких экзистенциальных феноменов, как ответственность за свою жизнь, базовое чувство одиночества, непредсказуемость жизни, непостоянство бытия и признание своей смертности, способствуют переходу клиента на другой, более высокий уровень существования и опознавания себя и окружающей среды.

3. Оценка результатов психологического консультирования представляет собой анализ и оценку изменений клиента в процессе психологического консультирования, психотерапии. Это сложная многомерная задача, так как консультант совместно с югиентом должны ответить на ряд вопросов и понять, насколько успешны результаты консультирования. При этом достаточно сложной представляется процедура оценки результатов, так как не существует единого адекватного способа оценивания произошедших изменений. Поэтому консультант должен всегда помнить о субъективности существующих способов и методов оценки и следовать принципу целостного подхода в консультировании, а также стремиться искать и разрабатывать свои методы оценки, основанные на его консультационном опыте. Существуют следующие методы оценки результатов консультирования:

ü мнения консультанта и клиента о результатах терапии, о достижении поставленных в начале консультирования целей, о произошедших изменениях, основанные на рефлексии участников процесса консультирования и их внешних наблюдениях;

ü изучение функциональности личности, которая может быть связана с различными аспектами ее существования и зависит, в первую очередь, от жалобы клиента и характера вьтдвигаемьгх им проблем. Например, если жалоба клиента была сформулирована как низкая успеваемость и в результате прохождения консультирования успеваемость повысилась, то можно говорить о повышении функциональности и положительных результатах консультирования;

ü психодиагностика, то есть использование тестов, опросников, проективных техник и т. п., до и после прохождения консультирования или терапии, параметры измерения напрямую зависят от характера проблемы клиента и поставленных консультационных целей и направлены на измерение общих свойств личности и объективных изменений в поведении клиента;

ü послеконсультационные исследования отношения клиентов к пережитому ими в ходе консультирования опыту, которые могут осуществляться через опросники, беседы;

ü внутренние исследования процесса, основанные на изучении вербальных изменений клиента в процессе консультирования, которые позволяют через специфику речи клиента понять, как функционирует личность, каков уровень тревожности и как он изменяется, насколько самостоятельны стали суждения клиента и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...