Лекция 13 Изменения в психолого-педагогическом консультировании
План Понимание изменений психолого-педагогическом консультировании Факторы изменений 3. Оценки результатов в психолого-педагогическом консультировании 1.Изменения в психолого-педагогическом консультировании понимаются ü Я-концепция, которая включает в себя следующие характеристики: ü самооценка, имеющая следующие характеристики:
ü спонтанность и автономность поведения, рассматриваемые в динамике, когда в процессе консультирования и психотерапии эти способности у человека повышаются; ü ценностные ориентации личности, включающие в себя следующие характеристики: • индивидуальный способ самоопределения человека в жизни и деятельности; • жизненная позиция обобщает основные жизненные ценности личности становится внутренней опорой в выборе способов удовлетворения потребностей и достижения целей; ü самосознание, имеющее следуюшие отличительные особенности:
ü субъективный контроль, включающий в себя следующие характеристики:
ü сензитавность, которая может рассматриваться как такая способность, при которой личность может адекватно отражать и понимать социально-психологические характеристики другого человека и группы, а также прогнозировать их поведения; ü компетентность в общении, понимаемая как сложное психологическое образование, включающее в себя познавательные (психологические знания и перцептивньие способности), поведенческие (используемые в поведении умения и навыки, свободное владение вербальной и невербальной формами поведения) и эмоциональньие (чувственный опыт личности) компоненты. Факторами. влияющими на уровень компетенции в общении, являются: · знания в области психологии, личности, группы, общества · умения и навыки общения; · коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения; · способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми; · коррекция и развитие системы отношений личности; ü эмпатия как отклик одного человека на переживания другого, внерациональное познание человеком внутреннего мира другого, имеющее следующие характеристики: · выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности (темперамента), так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта; · это социально позитивное качество личности, и способность к эмпатическому восприятию невозможна без глубокого искреннего интереса к каждому человеку;
· зависит от доступности и богатства собственного опыта человека, точности восприятия, умения точно настроиться на одну волну с другим человеком; ü “социальный интеллект ‘ понимаемый как способность личности спокойно слушать и одновременно исследовать, побуждать к откровенности, при этом не казаться шокированным, быть добро- желательным, дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, никогда не выказывать скуки. ü личность консультанта, терапевта, включающая в себя такие качества и способности. как: · подлинность, искренность или конгруэнтность, когда переживание терапевтом данного момента осуществляется на всех трех уровнях общения — чувстве, осознании и выражении — и когда все три уровня соответствуют друг другу, то есть конгруэнтньт; · безусловное принятие, когда клиент принимается, кем бы он ни был, какими бы ни были его чувства, какими бы ни были формы выражения этих чувств, независимо от того, как он сам себя воспринимает и’ оценивает; · эмпатическое понимание, сопереживание; · жесткость, способность к фрустрации в необходимой степени, стимулируя переход клиента с опоры на внешнюю среду к опоре на себя и не вовлекаясь в манипулятивные техники клиента. Консультант не охраняет клиента от тревоги, так как она — необходимое условие для расширения самосознания и процесса личностных изменений; ü с ообщение информации, интеллектуализация, понимаемое как наличие у клиента максимального количества информации по поводу того или иного явления, проблемы и заболевания, с которым он обратился к консультанту, и их объяснение может служить первым и важным шагом к контролю над ними, а также снижает тревожность, так как дает ощущение того, что именно сам человек, а не какие-то иррациональньие силы является хозяином своего поведения;
ü социальное научеяие, то есть развитие у клиента базовых навыков общения с целью перенесения их во внешний мир, а также получение от консультанта важной информации о тех своих привычках и способах поведения, которые мешают ему взаимодействовать с окружающей средой; ü возрастно-половые особенности клиента, влияющие на степень, интенсивность и глубину происходящих в процессе консультирования изменений; ü индивидуально- типические свойства, включающие в себя: • нейродинамические свойства; ü личностные свойства, составляющие следующую структуру: ü внушение надежды, вера клиента в успешность исцеления в процессе психологического консультирования, а также вера самого консультанта в свою успешность и успешность изменений клиента; ü универсальность, понимание клиентом того, что он не одинок в своей проблеме, что не один он страдает тем или иным недугом (физическим или психологическим, моральным); ü катарсис, то есть сильное выражение эмоций, действует не сам по себе, а в связи с рядом других факторов, а также может стать фасилитатором для появления других, более поздних факторов изменений, например осознанности; ü экзистенциальные факторы, оказывающие свое действие через опознавание. Опознавание и принятие таких экзистенциальных феноменов, как ответственность за свою жизнь, базовое чувство одиночества, непредсказуемость жизни, непостоянство бытия и признание своей смертности, способствуют переходу клиента на другой, более высокий уровень существования и опознавания себя и окружающей среды. 3. Оценка результатов психологического консультирования представляет собой анализ и оценку изменений клиента в процессе психологического консультирования, психотерапии. Это сложная многомерная задача, так как консультант совместно с югиентом должны ответить на ряд вопросов и понять, насколько успешны результаты консультирования. При этом достаточно сложной представляется процедура оценки результатов, так как не существует единого адекватного способа оценивания произошедших изменений. Поэтому консультант должен всегда помнить о субъективности существующих способов и методов оценки и следовать принципу целостного подхода в консультировании, а также стремиться искать и разрабатывать свои методы оценки, основанные на его консультационном опыте. Существуют следующие методы оценки результатов консультирования: ü мнения консультанта и клиента о результатах терапии, о достижении поставленных в начале консультирования целей, о произошедших изменениях, основанные на рефлексии участников процесса консультирования и их внешних наблюдениях; ü изучение функциональности личности, которая может быть связана с различными аспектами ее существования и зависит, в первую очередь, от жалобы клиента и характера вьтдвигаемьгх им проблем. Например, если жалоба клиента была сформулирована как низкая успеваемость и в результате прохождения консультирования успеваемость повысилась, то можно говорить о повышении функциональности и положительных результатах консультирования; ü психодиагностика, то есть использование тестов, опросников, проективных техник и т. п., до и после прохождения консультирования или терапии, параметры измерения напрямую зависят от характера проблемы клиента и поставленных консультационных целей и направлены на измерение общих свойств личности и объективных изменений в поведении клиента; ü послеконсультационные исследования отношения клиентов к пережитому ими в ходе консультирования опыту, которые могут осуществляться через опросники, беседы; ü внутренние исследования процесса, основанные на изучении вербальных изменений клиента в процессе консультирования, которые позволяют через специфику речи клиента понять, как функционирует личность, каков уровень тревожности и как он изменяется, насколько самостоятельны стали суждения клиента и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|