Рав Шешет. Зрячий слепой. Раба бар Нахмани. Испытания и кончина его. Р. Иосе из Юкрата. Насилие над природой. Проклятие красоты
Рав Шешет
Зрячий слепой
Рав Шешет был слеп на оба глаза. Через каждый тридцать дней он повторял в уме все, чему он прежде учился, и каждый раз радостно восклицал после этого: «Ликуй, душа моя! Торжествуй и радуйся! Для тебя учился я Св. Писанию, и Мишне учился на радость тебе! »
Однажды все население вышло на встречу кесаря, прибытие которого ожидалось в том городе. Пошел и рав Шешет. Заметил его некий еретик и говорит: – Кувшины по воду пошли, а черепки куда же это? – Идем, – отвечает рав Шешет, – и увидишь, что я, слепой, знаю больше тебя, зрячего. С шумом и звоном оружия проходит легион. – Кесарь идет! – говорит еретик рав Шешету. – Нет еще, – отвечает слепой. Шумно проходит следующий легион. – Вот уже кесарь прибыл! – говорит еретик. – Нет еще, – повторяет слепой. Наступила торжественная тишина, и медленно стал приближаться третий легион. – Вот теперь действительно кесарь идет, – заявил рав Шешет. – Как же ты это узнал? – Весьма просто. «Царство земное, – сказано нашими мудрецами, – подобно царству небесному». И также было при явлении Господа Ильи‑ пророку: была буря, но не в буре, а в веянии тихом шествовал Господь. Когда кесарь приблизился, рав Шешет, торжественно произнес установленное на этот случай благословение. – Удивляюсь тебе, – сказал насмешливо еретик, – расточаешь благословения тому, кого ты даже увидеть не можешь. Навел рав Шешет на лицо его незрячие глаза свои, брызнули искры из них – и навеки погас свет в глазах у еретика. (Берах., 52 )
Раба бар Нахмани
Испытания и кончина его
О Рабе бар Нахмани донесли кесарю: – Есть один человек среди евреев, по вине которого[194] двенадцать тысяч израильтян ежегодно один летний месяц и один зимний не платят царской подати.
Отправлен был царский посланец задержать Рабу бар Нахмани и привести его. Но Раба бежал из Пумбедиты. Добравшись, после долгих скитаний по разным местам, до Агама[195] Раба взобрался на верхушку пальмы и, притаившись там, углубился в св. учение. В это время происходил спор в Иешиб‑ шел‑ Майла по законам о ритуальной чистоте. Для разъяснения спорного вопроса решено было призвать на небо душу Раба бар Нахмани, величайшего авторитета по вопросам ритуальной чистоты. Однако Ангелу Смерти невозможно было приблизиться к нему, потому что Раба ни на мгновение не отвлекался от св. учения. Но вот повеял ветер, в тростниках зашумел. Подумал Раба: «Отряд кесаревых всадников скачет, – и решил: – лучше приму кончину от руки Ангела Смертного, чем отдаться в руки кесаря». И со словом «Чисто! Чисто! » он умер. Раздался Бат‑ Кол, вещая: – Благо тебе, Раба бар Нахмани! Чиста была плоть твоя, и со словом «чисто» душа твоя отлетела. Упали в Пумбедите письма с неба: «Раба бар Нахмани призван в Иешибу‑ шел‑ Майла». Отправились Абайя и Рава и все прочие ученые с ними, чтобы совершить погребение усопшего, но не знали они, где он находится. Пришли в Агам и видят: птицы стоят и поднятыми крыльями место одно осеняют. «Наверное там он», – сказали они. Подошли и увидели его. Семь дней кончину его оплакивали. В тот день, когда умер Раба, поднялась буря и одного аравитянина, проезжавшего верхом на верблюде мимо реки Паппы, подняло и перебросило с одного берега на другой. – Что это значит? – спросил аравитянин. – Раба бар Нахмани скончался, – ответили ему. Обратился тот аравитянин к Всевышнему, говоря: – Владыко вселенной! Весь мир Тебе принадлежит и Раба бар Нахмани принадлежит Тебе же, Ты – его и он – Твой. Зачем же мир разрушаешь?
И буря утихла. (Баба‑ М., 86 )
Р. Иосе из Юкрата
Насилие над природой
Р. Иосе нанял работников на свое поле. Случилось так, что он не мог доставить им обед вовремя. – Мы голодны! – заявили они сыну р. Иосе и, бросив работу, уселись под фиговым деревом. Видя это, подходит сын р. Иосе к дереву и говорит: – Фиговое дерево! Фиговое дерево! Дай плоды свои, чтобы работники моего отца могли голод свой утолить. Тотчас появились плоды на ветвях, и работники поели и насытились. В это время подоспел р. Иосе с обедом. – Простите меня, – сказал он, обращаясь к работникам, – меня задержало одно доброе дело, и я опоздал с вашим обедом. – Пусть, – отвечают работники, – Бог насытит тебя также, как нас насытил сын твой. – Каким же образом? Рассказывают они ему, как дело было с фиговым деревом. Услыша это, говорит р. Иосе сыну: – Сын мой, ты позволил себе утруждать Творца и совершить насилие над природой, заставив дерево безвременно давать плоды свои. Увы, и тебе суждено безвременно из мира уйти.
Проклятие красоты
У р. Иосе была дочь замечательной красоты. Видит он однажды, как какой‑ то человек буравит отверстие в заборе и пытается увидеть лицо девушки. Спрашивает его р. Иосе: – Зачем ты это делаешь? – Прости, раби! – отвечает тот, – не суждено мне обладать ею, я хотя издали полюбоваться на нее хочу. Говорит р. Иосе дочери: – Лучше бы тебе, дочь моя, в прах обратиться, чем доставлять красотою своей мучения людям!
Прежние и нынешние
Р. Хаги со слов р. Самуила бар Нахмана говорил: – Люди былых времен умели делать все в совершенстве: они и вспахивали ниву Знания, и засевали ее, и пололи, и корни выкорчевывали, и гряды окапывали, и жали, и в снопы вязали, и молотили, и веяли, и зерно от примесей очищали, и мололи, и просевали, и тесто месили, и на части его делили, и готовые для нас хлебы выпекали, и мы – мы не знаем даже, как рот открыть и готовым насытиться как следует. (Иеруш., Шек. ) Раба бар Земина говорил: – Если прежние наши ангелам подобны были, мы простым смертным подобны; если же они простыми смертными были, то мы недалеко от ослов ушли, и не от таких, каким был осел р. Ханины бен Досы или р. Пинхаса бен Яира[196], а от самых обыкновенных. (Шаб., 112)
Р. Иоханан говорил: – У прежних сердца широко, как притвор пред храмом[197], распахивались, у последующих – как двери храма199, а у нас они игольному ушку подобны.
Спрашивает рав Папа Абайю: – Почему ради прежних совершались чудеса, а ради нас не совершаются? Ведь то, что изучалось, например, при рав Иуде, и в сравнении не может идти с тем огромным запасом знания, какой успели мы приобрести с тех пор. Между тем стоило во время засухи рав Иуде простоять на молитве о дожде не больше времени, чем требуется, чтоб шнурок на одном сандалии развязать, – и дождь лить начинал. А мы сколько ни скорбим, взывая и вопия к небесам – и все напрасно. – Дело не в размерах знания и не в продолжительности молитвы, – отвечает Абайя, – прежние умели на муки и казнь идти для прославления имени Божьего, а у нас на это сил уже не хватает. (Берах., 20 ) В честь учителя.
Оставляя школу и расставаясь с любимым учителем, ученики р. Ами исполняли в честь его следующий гимн:
Познай в свой век всю радость мира. Грядущий путь твой – к жизни вечной, Стремленья – в даль и глубь веков. Будь сердцем Разума герольдом. Пусть голос твой вещает Мудрость, И ликование – уста, Зеницы путь твой озаряют, И светом Торы блещут очи, И лик – сиянием небес. Будь Знанья вестником для мира. И, всей душой ликуя в Правде, Гряди Предвечному внимать! (Берах., 17)
Сапданы [198]
Когда скончались Раба бар рав Гуна и рав Гамнуна, тела усопших перевезли на верблюдах из Вавилона в Палестину. Выйдя навстречу погребальному шествию, сапдан начал речь свою такими словами:
«В столетьях славный род грядет из Вавилона И доблестей он летопись несет. Ежи ползут, слетелись пеликаны На кару, что идет из Синеара[199]. О, как велик и страшен Божий гнев! Чистейшие отняв у мира души, Он радуется как жених невесте. На облаках Грядущий торжеством. И ликованьем каждую встречает Чистейшую и праведную душу».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|