Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Событие как психологическое условие становления личности в юношеском возрасте




Автономная некоммерческая организация высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей и прикладной психологии

 

 

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

канд. психол. наук, доцент

_____________ В. В. Умрихин.

«_____» _____________ 2022 г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Событие как психологическое условие становления личности в юношеском возрасте

Направление подготовки 37. 03. 01 Психология

                                         

 

Выполнил(а):

Студент 4 курса

очная форма обучения

группа: пс4бкО-2018

Рамайя Василий Леонидович

____________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

кафедры общей и прикладной психологии

Климова Татьяна Анатольевна

____________________

(подпись)

Москва – 2022


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

 

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОГО СОБЫТИЯ................................................... 7

 

1. 1 Развитие представлений о событии в религиозно-философской и научно-гуманитарной системах.................................................................... 7

1. 2 Подходы к пониманию события в психологии................................. 18

1. 3 Событие как условие личностного становления и развития............ 28

 

II ГЛАВА. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОБЫТИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.............................................................................. 36

 

2. 1 Структура и методы исследования....................................................... 36

2. 2 Анализ результатов исследования........................................................ 42

2. 3 Рекомендации по созданию личностно-значимого события............... 47

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................................ 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................................ 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 3........................................................................................ 94

ПРИЛОЖЕНИЕ 4........................................................................................ 98


ВВЕДЕНИЕ

«Werde, der du bist! » [1].

[«Стань тем, кто ты есть! »]

Др. гр. Поэт Пиндар (522-448 гг. д. н. э. )

Вопрос о смысле человеческой жизни - вопрос подлинно извечный. На протяжении истории человечества ответы на него носили характер, определяющий отношение ко Благу, Истине, Красоте как общества, так и индивида. Таким образом, категория смысла жизни, призывая человека к жизни в полноте или отталкивая, занимает по достоинству, определяющее место в культуре. Очевидно, и в настоящее время нахождение смысла жизни не теряет актуальности. Действительно, в эпоху одновременной глобализации и атомизации общества, смысловая сфера личности начинает играть роль того маяка, того остова, по которому человек сверяет свой путь, на котором основывается в эпохи жизненных бурь и натиска выборов. В психологической науке выделяется сфера, внутри которой и происходит выбор смысла собственной жизни и отношение к смыслу как категории. Это личностно-смысловая сфера. Таинственная и загадочная, она всегда являлась ученым той самой Ultima Thule[2], о достижении которой думают, мечтают, страдают. Действительно, если понять, как развивается личность, с одной стороны субъектная, т. е. имеющая причину действий логически внутри себя, а с другой, соединённая с объективной реальностью, если понять, какие закономерности могут наличествовать в самой таинственной части объекта психологии, станет возможным прогнозировать и направлять её развитие. При этом, личность как носитель свободы, очевидно, неподвластна объективным инструментам науки, потому, на современном этапе развития последней необходим особенный подход к изучению человеческой души, подход, включающий в себя поэтический взгляд, религиозное благоговение и научную точность. В современной социокультурной ситуации исследование личности, а значит личностного бытия, особенно актуально в связи с отчуждением человека от собственного труда, от другого человека, от самого себя. Отсутствие живых институтов инициации личностного развития влекут за собой различные негативные последствия, в том числе суицидальное поведение. В этом контексте представляется глубоко не случайным, что вторую позицию по количеству смертей у людей в возрасте 15-29 лет занимает суицид[3]. Согласно статистике МВД России, в последнее десятилетие происходит уменьшение количества самоубийств, однако при этом наблюдается негативная динамика их «омолаживания»[4]. Именно в моменты пристального внимания к содержанию собственной личности, человек способен, не найдя жизнь внутри себя, потерять себя в жизни.

Наука требует объективности, а потому при исследовании личности, мы будем опираться на детерминанты, направляющие развитие личности. Поскольку личность существует как субъект, о ней свидетельствуют, это не объективно. Необходимо найти такое понятие, в котором происходит соединение объективного и субъектного, где наличествует «двуединство» действующего и действия[5]. Таким понятием можно принять событие. Оно является ключом к пониманию личности. Именно в нем находят себя наиболее субъективно и объективно значимые детерминанты изменений личности. Феномен события изучать следует качественно, ведь он, определённо, относится к объектам изучения постнеклассической рациональности[6]. Поэтому вместо гипотезы, мы формулируем исследовательские вопросы, ответы на которые будут получены нами в ходе эмпирического исследования: моделирования ситуации развития личностных смыслов в процессе участия в художественном событии (просмотре и обсуждении кинофильма).
Заметим особую значимость нашего исследования для педагогической науки: педагогика в современном мире должна способствовать становлению личности индивида. Другими словами, необходимо способствовать увеличению образовательных событий количественно и качественно, однако навыков нахождения путей, которые способствуют образованию личностных смыслов у учеников, педагогам зачастую не хватает. Таким образом, наше исследование способствует практико-ориентированности современной психологической и педагогической мысли.

Цель работы - раскрыть роль события как психологического условия развития личности в юношеском возрасте.

Задачи:

1. Изучить философско-религиозную и научно-гуманитарную литературу о понятии событие.

2. Исследовать подходы к пониманию события в психологии.

3. Проанализировать материалы, связанные с событием как условием личностного становления, развития.

4. Определить методики для проведения эмпирического исследования.

5. Выбрать фильм и составить вопросы для группового обсуждения.

6. Провести эмпирическое исследование.

7. Обобщить результаты эмпирического исследования, подвести итоги.

Объект исследования - развитие личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования - событие как психологическое условие развития личности в юношеском возрасте.

Исследовательские вопросы:

1. Какие изменения производит событие внутри смысловой сферы личности?

2. Какие существуют особенности у динамической структуры события?

3. Что необходимо для того, чтобы воспринимать художественное произведение как личностно-значимое событие?

Методы:

1. Наблюдение.

2. Анализ литературы.

3. Анкетирование.

4. Безоценочное интервью.

5. Феноменологический анализ.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...