Событие как психологическое условие становления личности в юношеском возрасте
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Автономная некоммерческая организация высшего образования «РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра общей и прикладной психологии
«Допустить к защите» Заведующий кафедрой канд. психол. наук, доцент _____________ В. В. Умрихин. «_____» _____________ 2022 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: Событие как психологическое условие становления личности в юношеском возрасте Направление подготовки 37. 03. 01 Психология
Выполнил(а): Студент 4 курса очная форма обучения группа: пс4бкО-2018 Рамайя Василий Леонидович ____________________ (подпись)
Научный руководитель: Старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Климова Татьяна Анатольевна ____________________ (подпись) Москва – 2022 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОГО СОБЫТИЯ................................................... 7
1. 1 Развитие представлений о событии в религиозно-философской и научно-гуманитарной системах.................................................................... 7 1. 2 Подходы к пониманию события в психологии................................. 18 1. 3 Событие как условие личностного становления и развития............ 28
II ГЛАВА. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОБЫТИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.............................................................................. 36
2. 1 Структура и методы исследования....................................................... 36 2. 2 Анализ результатов исследования........................................................ 42 2. 3 Рекомендации по созданию личностно-значимого события............... 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................................ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................................ 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 3........................................................................................ 94 ПРИЛОЖЕНИЕ 4........................................................................................ 98 ВВЕДЕНИЕ «Werde, der du bist! » [1]. [«Стань тем, кто ты есть! »] Др. гр. Поэт Пиндар (522-448 гг. д. н. э. ) Вопрос о смысле человеческой жизни - вопрос подлинно извечный. На протяжении истории человечества ответы на него носили характер, определяющий отношение ко Благу, Истине, Красоте как общества, так и индивида. Таким образом, категория смысла жизни, призывая человека к жизни в полноте или отталкивая, занимает по достоинству, определяющее место в культуре. Очевидно, и в настоящее время нахождение смысла жизни не теряет актуальности. Действительно, в эпоху одновременной глобализации и атомизации общества, смысловая сфера личности начинает играть роль того маяка, того остова, по которому человек сверяет свой путь, на котором основывается в эпохи жизненных бурь и натиска выборов. В психологической науке выделяется сфера, внутри которой и происходит выбор смысла собственной жизни и отношение к смыслу как категории. Это личностно-смысловая сфера. Таинственная и загадочная, она всегда являлась ученым той самой Ultima Thule[2], о достижении которой думают, мечтают, страдают. Действительно, если понять, как развивается личность, с одной стороны субъектная, т. е. имеющая причину действий логически внутри себя, а с другой, соединённая с объективной реальностью, если понять, какие закономерности могут наличествовать в самой таинственной части объекта психологии, станет возможным прогнозировать и направлять её развитие. При этом, личность как носитель свободы, очевидно, неподвластна объективным инструментам науки, потому, на современном этапе развития последней необходим особенный подход к изучению человеческой души, подход, включающий в себя поэтический взгляд, религиозное благоговение и научную точность. В современной социокультурной ситуации исследование личности, а значит личностного бытия, особенно актуально в связи с отчуждением человека от собственного труда, от другого человека, от самого себя. Отсутствие живых институтов инициации личностного развития влекут за собой различные негативные последствия, в том числе суицидальное поведение. В этом контексте представляется глубоко не случайным, что вторую позицию по количеству смертей у людей в возрасте 15-29 лет занимает суицид[3]. Согласно статистике МВД России, в последнее десятилетие происходит уменьшение количества самоубийств, однако при этом наблюдается негативная динамика их «омолаживания»[4]. Именно в моменты пристального внимания к содержанию собственной личности, человек способен, не найдя жизнь внутри себя, потерять себя в жизни.
Наука требует объективности, а потому при исследовании личности, мы будем опираться на детерминанты, направляющие развитие личности. Поскольку личность существует как субъект, о ней свидетельствуют, это не объективно. Необходимо найти такое понятие, в котором происходит соединение объективного и субъектного, где наличествует «двуединство» действующего и действия[5]. Таким понятием можно принять событие. Оно является ключом к пониманию личности. Именно в нем находят себя наиболее субъективно и объективно значимые детерминанты изменений личности. Феномен события изучать следует качественно, ведь он, определённо, относится к объектам изучения постнеклассической рациональности[6]. Поэтому вместо гипотезы, мы формулируем исследовательские вопросы, ответы на которые будут получены нами в ходе эмпирического исследования: моделирования ситуации развития личностных смыслов в процессе участия в художественном событии (просмотре и обсуждении кинофильма).
Цель работы - раскрыть роль события как психологического условия развития личности в юношеском возрасте. Задачи: 1. Изучить философско-религиозную и научно-гуманитарную литературу о понятии событие. 2. Исследовать подходы к пониманию события в психологии. 3. Проанализировать материалы, связанные с событием как условием личностного становления, развития. 4. Определить методики для проведения эмпирического исследования. 5. Выбрать фильм и составить вопросы для группового обсуждения. 6. Провести эмпирическое исследование. 7. Обобщить результаты эмпирического исследования, подвести итоги. Объект исследования - развитие личности в юношеском возрасте. Исследовательские вопросы: 1. Какие изменения производит событие внутри смысловой сферы личности? 2. Какие существуют особенности у динамической структуры события? 3. Что необходимо для того, чтобы воспринимать художественное произведение как личностно-значимое событие? Методы: 1. Наблюдение. 2. Анализ литературы. 3. Анкетирование. 4. Безоценочное интервью. 5. Феноменологический анализ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|