6. Список литературы. 1. Тематический план дисциплины «Управление в образовании»
6. Список литературы Основные источники 1. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Ю. Г. Волков. - 4-е изд., перераб. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с. - URL: http: //znanium. com/catalog/tbk/36/? page=52 2. Колдаев В. Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности: Учебное пособие / Колдаев В. Д. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.: - (Высшее образование)- URL: http: //znanium. com 3. Крылова М. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: основы теории и практики: учеб. пособие / М. А. Крылова. — М. : РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 96 с. — (Высшее образование: Магистратура). http: //znanium. com/catalog/ tbk/36/? page=135 4. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: Монография/ С. И. Осипова - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013-140с. - (Науч. мысль; Образование). http: //znanium. com/catalog/tbk/36/? page=5 5. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образ.: Учеб. пособие / В. В. Рубцов, А. М. Столяренко и др.; Под ред. В. В. Рубцова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с. - (Высш. обр. ) - URL: http: //znanium. com/catalog/ tbk/36/? page=6
Дополнительные источники
1. Аверкиева Г. В. Практикум по решению профессиональных педагогических задач [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. В. Аверкиева; Сев. (Аркт. ) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова - Архангельск: САФУ, 2016. – 136. 2. Андриади И. П., Темина С. Ю. Педагогический словарь: Справочное издание / Андриади И. П., Темина С. Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Библиотека малых словарей " Инфра-М" ) - URL: http: //znanium. com/ catalog/tbk/36/? page=74 3. Ильин Г. Л. Инновации в образовании: Учебное пособие / Ильин Г. Л. - М.: Прометей, 2015. - 425 с. - Режим доступа: http: //znanium. com/catalog/product/55716 4. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы / Бушенева Ю. И. - М.: Дашков и К, 2016. - 140 с. - Режим доступа: http: //znanium. com/catalog/product/ 415294
5. Ковалевич И. А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - 210 с. - Режим доступа: http: //znanium. com/catalog/product/443205 6. Колмогорова Н. В. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н. В. Колмогорова, З. А. Аксютина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Издательство СибГУФК, 2013. - 248 с. [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=274599 7. Кузнецова Е. Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения: Монография / Волобуева Л. М., Кузнецова Е. Б. - М.: МПГУ, 2012. - 158 с. - Режим доступа: http: //znanium. com/catalog/product/756173 8. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В. В. Сериков. – М.: Логос, 2012. – 448 с. [Электронный ресурс]. - URL: http: //znanium. com 9. Формирование и развитие управленческого потенциала общеобразовательной организации: Монография/С. Д. Резник, Е. Р. Емельянова, З. М. Рыбалкина - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 164 с. http: //znanium. com/catalog/tbk/36/? page=35 10. Шляпникова О. А. Профессиональное развитие личности: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, О. А. Шляпникова — Ярославль: ЯрГУ, 2012. [Электронный ресурс]. - URL: http: //rucont. ru/gcollections
Управление в образовании 1. Тематический план дисциплины «Управление в образовании»
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Менеджмент – конкретная управленческая деятельность, управленческая практика, реализация управленческих функций в социальной организации. Менеджмент в образовании – это область знания, научная дисциплина, изучающая управление образовательными системами, наука об управлении образовательными системами в условиях рынка; конкретная управленческая деятельность в образовательной организации. Методы управления – это совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления; определенные способы управленческого воздействия в каждой конкретной ситуации функционирования педагогической системы. Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-управленческих условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Принципы управления – это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций, которые отражают закономерности управления. Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Система образования – это совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Управление – это совокупность законов, принципов, правил об организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.
Управление – это целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели). Управление образовательными системами – это отрасль педагогики, предметом которой выступают вопросы организации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях. Управление образовательными системами – это отрасль педагогики, предметом которой выступают вопросы организации управления в системе образования и в образовательных организациях. Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определением единой совокупности требований. Федеральные государственные требования – образовательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность образовательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательная система России включает в себя (ст. 10, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»): - Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности; - Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; - Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; - Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
- Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации право на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) (ст. 10, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Формы получения образования и формы обучения
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: 1. Лицензирование образовательной деятельности. 2. Государственную аккредитацию образовательной деятельности. 3. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. 4. Единство образовательного пространства на территории РФ, 5. Создание благоприятных условий для интеграции образования РФ с системами образования других государств. 6. Светский характер образования. 7. Свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а так же предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. 8. Обеспечение права на образование в течение всей жизни. 9. Демократический характер управления образованием. 10. Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. 11. Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Функции управления могут быть представлены следующим образом: 1. Оценка – определение места объекта управления относительно стоящих перед ним целей. 2. Планирование – определение путей (направлений) перемещения объекта управления в новое состояние, более приближенное к стоящим перед ним целям. 3. Организация – создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов и т. п. для выполнения запланированных мероприятий. 4. Мотивация – создание побудительных мотивов для людей, выполняющих запланированные мероприятия. 5. Контроль – проверка результатов выполненных работ с точки зрения достижения поставленных целей.
Основные принципы управления образовательной организацией: 1. Демократизации и гуманизации. 2. Системности и целостности. 3. Сочетания централизации и децентрализации. 4. Научной обоснованности (научности). 5. Объективности, полноты и достоверности предоставления информации. 6. Взаимосвязи единоначалия и коллегиальности. Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организации является одним из основных. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель (директор, заведующий и т. п. ), Но в то же время в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления: общее собрание работников образовательной организации; педагогический совет. Помимо перечисленных коллегиальных органов управления, если это предусмотрено уставом образовательной организации, могут быть сформированы: попечительский совет, управляющий совет и т. п. Структура, порядок формирования, сроки полномочий и компетенции, порядок принятия решений устанавливаются уставом образовательной организации. Кроме перечисленных коллегиальных органов управления в число организационных форм управления входят: совещание при директоре; совещание при заместителях директора; оперативное совещание; методические семинары; заседания комиссий, клубов и т. п.; родительские собрания; советы обучающихся.
Методы управления можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим некоторые классификации. А. М. Руденко выделяет следующие группы методов. 1. Экономического стимулирования педагогических работников. 2. Организационно-распорядительные (административные). 3. Психолого-педагогического воздействия и влияния. 4. Общественного воздействия (вовлечение в управление). 5. Общественного влияния (повышение престижа и имиджа людей, работающих в данной образовательной организации). Г. М. Коджаспирова рассматривает и представляет несколько классификаций методов управления: 1. Нормативные. 2. Педагогические. 3. Экономические. 4. Психологические. 5. Социально-психологические. 6. Организационно-административные (организационно-стабилизирующие, распорядительные, стимулирующего воздействия). Методы управления по характеру воздействия и мотивации: 1. Методы материальной мотивации (премии-штрафы). 2. Методы социальной мотивации. 3. Методы властной мотивации. Методы выработки воздействия: 1. Единоличные (быстры, но сопряжены с опасностью субъективизма). 2. Коллегиальные (принимаемые группой представителей коллектива). 3. Коллективные (прочные, осознанные всеми, но могут быть компромиссными).
Нормативные акты, регламентирующие отношения, возникающие в сфере образования: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы: - Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №661 «Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных образовательных стандартов и внесения в них изменений»; - Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении порядка разработки примерных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». 3. Лицензирование образовательной деятельности: - Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. №966 «О лицензировании образовательной деятельности»; - Приказ Минобрнауки России от 25 ноября 2014 г. №1517 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности»; - Приказ Рособрнадзора от 12 марта 2015 г. №279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности». 4. Государственная аккредитация образовательной деятельности: - Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»; - Приказ Минобрнауки России от 16 сентября 2014 г. №1227 «Об утверждении административного регламента предоставления федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности; - Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. №556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы». 5. Мониторинг системы образования: - Постановление Правительства РФ от 05 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - Приказ Минобрнауки России от 11 июня 2014 г. №657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования». 6. Оценка качества образовательной деятельности: - Приказ Минобрнауки России от 05 декабря 2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 7. Номенклатура должностей педагогических работников: - Постановление Правительства РФ от 08 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»; - Приказ Минобрнауки России от 07 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 8. Информация об образовательной деятельности в сети «Интернет»: - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации и информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе: - правила приема обучающихся; - режим занятий обучающихся; - формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; - порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; - порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация (ст. 10, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»): Тип образовательной организации. Учредитель(ли) образовательной организации. Вид реализуемых программ с указанием уровня образования. Структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Должностные инструкции работников образовательной организации могут состоять из следующих разделов: 1. Общие положения. Раздел содержит основные сведения о должности (требования к образованию и квалификации), наименования подразделения, в котором работает сотрудник, нормативные и законодательные документы, которыми он руководствуется в своей деятельности, его подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности. 2. Обязанности. Определяет конкретное содержание деятельности работника. 3. Права. Устанавливает полномочия работника, обеспечивающие реализацию возложенных на него обязанностей. 4. Ответственность. Определяет критерии и меры персональной ответственности каждого работника в соответствии с законодательными, нормативными документами и локальными актами организации.
Формирование организационной структуры управления предполагает наличие линейных и функциональных связей:
Структура управленческого решения может быть представлена следующим образом:
Способы принятия управленческого решения: - принятие решения при консенсусе; - принятия единогласного решения; - меньшинством при молчаливом согласии большинства; - при недостатке отклика; - по авторитарному принципу; - большинством. Условием эффективности выполнения управленческого решения является мониторинг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|