Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3 Инфраструктура. 6.4 Производственная среда. Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.




6. 3 Инфраструктура

Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать в себя, если применимо:

a) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;

b) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);

c) службы обеспечения (такие как транспорт, связь или информационные системы).

6. 4 Производственная среда

Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.

Примечание - Термин " производственная среда" относится к условиям, в которых выполняют работу, включая физические, экологические и другие факторы (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погодные условия).

 

3. Тексты лекций или фрагменты первоисточников

Г. А. Егоренков. Менеджмент ресурсов: от общего к конкретном Г. А. Егоренков. Менеджмент ресурсов: от общего к конкретному // Проблемы экономики и менеджмента. – 2014. - № 3 (31).

Менеджмент ресурсов относится к основным элементам менеджмента качества и является необходимым условием успешной реализации процессного подхода, как в рамках менеджмента качества, так и в масштабе всей системы менеджмента организации. Менеджмент ресурсов включен в процессную модель системы менеджмента качества.

В то же время в международных стандартах, посвящённых менеджменту качества, требования к менеджменту ресурсов представлены в явно недостаточном для практики управления современным предприятием виде. Известный аудитор, специалист в области менеджмента качества Качалов В. А. обратил внимание на тот факт, что ресурсам в международных стандартах качества изначально уделялось очень мало внимания.

Действительно, в версии стандарта ISO 9001: 1994 в качестве ресурсов выделяется только персонал. В стандарте ISO 9001: 2008 указывается три вида ресурсов: человеческие ресурсы, инфраструктура (здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда; оборудование для процессов; службы обеспечения) и производственная среда [2]. В стандарте ISO 9004: 2009 дается более полный перечень ресурсов для системы менеджмента качества (СМК). Дополнительно к перечисленным выше ресурсам в их состав были включены: финансовые ресурсы, партнёры и поставщики, знания, информация и технология, а также природные ресурсы.

Анализ международных стандартов серии ISO 9000 показывает, что отношение к менеджменту ресурсов претерпевает существенные изменения. Об этом свидетельствует не только расширение видов ресурсов, которыми необходимо эффективно управлять в рамках системы менеджмента качества, но и более подробный перечень целей, требований и процессов, направленных на результативное и эффективное осуществление менеджмента ресурсов. В частности, в международном стандарте ISO 9004-2009 указывается, что для обеспечения результативного и эффективного использования ресурсов должны быть введены в действие процессы для предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в должном состоянии и защиты таких ресурсов; должна определять и оценивать риски потенциально возможного отсутствия соответствующих ресурсов и постоянно вести мониторинг их текущего потребления, чтобы выявить возможности для оптимизации использования ресурсов; должна периодически анализировать наличие и пригодность ресурсов, включая ресурсы, полученные на стороне, составлять планы и принимать соответствующие меры.

По нашему мнению, из приведённых выше требований следуют следующие выводы:

- менеджмент ресурсов должен осуществляться на основе процессного и системного подходов в менеджменте и охватывать все ресурсы организации;

- менеджмент ресурсов должен обеспечить их результативное и эффективное использование на основе использования всех функций менеджмента, в том числе: анализа, планирования, мотивации, учёта и контроля. < ……>

Предлагается в регламентах и (или) картах процессов в соответствии с перечнем ресурсов, указанных в разделе 6 стандарта ISO 9004: 2009, раскрыть информацию по всем задействованным в конкретном процессе ресурсам. Таким образом, в качестве дополнительных параметров процесса по разделу «ресурсы» могут присутствовать -поставщики, потребители, инфраструктура, производственная среда, финансы, информация, технология, природные ресурсы.

В конкретных процессах могут быть задействованы не все из перечисленных выше видов ресурсов. Состав ресурсов, объём информации о них будут зависеть от многих факторов в том числе: от вида процесса (процессы управления, обеспечения, процессы жизненного цикла, процессы развития), уровня декомпозиции процесса, масштабов предприятия и его отраслевой принадлежности.

Простое перечисление всех ресурсов недостаточно для обеспечения высокой эффективности и результативности соответствующих процессов. По каждому ресурсу необходимо определить контролируемые параметры, ориентированные на достижение целей процесса. В целом параметры ресурсов должны обеспечивать полноценную реализацию всех функций менеджмента ресурсов: анализ, планирование, организацию (распределение), мотивацию, учёт и контроль, улучшение.

Каждый значимый для организации процесс должен быть «просчитан» с целью обеспечения и контроля его эффективности, то есть в целях сопоставления результата и затрат на его достижение. Это будет способствовать и повышению эффективности применения современных инструментов управленческого учёта и анализа (например, методов АВС и ФСА). Должны быть выявлены или установлены все необходимые для этого показатели. Перечень и значения показателей зависят от конкретного процесса, от состава потребляемых ресурсов и в значительной степени, в этом смысле, индивидуальны. Комплекс показателей, достаточно полно характеризующих используемые в процессе ресурсы, позволит эффективнее управлять не только ресурсами, но и бизнес-процессами в целом.

Можно привести следующие примеры значимых, на наш взгляд, показателей:

- Персонал и знания: количество и профессиональный состав персонала, принадлежность к структурным подразделениям, основные компетенции, ключевые показатели эффективности персонала, мотивация.

- Инфраструктура: состав и основные характеристики используемых основных средств, программных продуктов и занимаемых площадей; транспортное и ремонтнотехническое обслуживание.

- Производственная среда: состав и параметры вредных и опасных

производственных факторов, классы рабочих мест по условиям труда, режим труда и отдыха, состав и виды индивидуальных и коллективных средств защиты.

- Технология: параметры и нормы потребления тепловой и электроэнергии, воды, пара и других ресурсов; нормы выработки, нормы расхода сырья и вспомогательных материалов; технологические взаимосвязи с вспомогательными и обслуживающими подразделениями предприятия, подсоединение к инженерным сетям.

- Информация: доступные базы данных, средства связи и прочие каналы коммуникации, состав и показатели отчётов.

- Финансы: данные о бюджете процесса (принятые показатели по доходам и расходам). < ……>

Классификация ресурсов организации

Ресурсы образовательной организации –всё, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр. ) То, согласно этому, ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

В. С. Ефремов выделяет материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, технологии производства и управления.

В Большом экономическом словаре в качестве основных групп ресурсов выделяются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Авторы 17-модульной программы для менеджеров различают человеческие (людей), материальные, энергетические, финансовые, информационные, технологические и временные ресурсы.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производственными».

К базовым ресурсам, необходимым для работы образовательной организации, относятся:

1) Инженерно–педагогический, административный и вспомогательный персонал (человеческие ресурсы). Их можно определить, как запасы творческой энергии личности. Они неисчерпаемы, и не случайно их запасы сравнивают с запасами атомного ядра. П. Друкер: «Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов». На сегодняшний день только знание, интеллект, а не мускульная сила определяют экономический успех организации. Не отвергая значение других видов ресурсов, данный тезис подчеркивает, что люди, обладающие определенной информацией и наделенные определенными способностями по ее преобразованию, являются ключевым ресурсом, правильное использование которого позволяет в любой функциональной области получать высокие результаты в сочетании с существенной экономией других видов ресурсов. В настоящее время можно наблюдать переход от понятия «управление человеческими ресурсами» через понятие «управление персоналом» к понятию «управление сотрудниками» (В. И. Маслов).

2) Учебно-материальные ресурсы (земля, здания, помещения, механизмы, оборудование, транспорт, связь, учебно-программное обеспечение, учебные и наглядные пособия и т. д. ). Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Ресурсы, имеющие материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов в современном образовании, огромна, поскольку без материальной базы оно просто не сможет эффективно функционировать. Качество и количество использования материальных ресурсов тесно связано с использованием других видов ресурсов, прежде всего финансовых и человеческих. Так, например, наличие достаточного количество финансовых средств может побудить руководство к техническому переоснащению, но при этом в отличии от предприятий, в образовательной организации к сокращению персонала это не приведет, но качественно изменит преподавание. В то же время наличие высокопрофессиональных кадров создает предпосылки для экономии материальных ресурсов.

К производственным ресурсам относятся:

3) Финансовые ресурсы (собственные и заемные деньги, инвестиции и т. п. ). Движение финансов в целом, распределение их между подсистемами и функциональными областями, финансирование инвестиционных проектов, расчеты с поставщиками и потребителями, формирование денежных ресурсов и др. является ежедневной задачей управления. Особенностью финансовых ресурсов является их абсолютная ликвидность. Именно поэтому они способны компенсировать нехватку других видов ресурсов, особенно материальных и человеческих;

4) Информационные ресурсы (технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии). Информационные ресурсы – совокупность данных и знаний. Каждая функциональная область предполагает наличие определенных информационных ресурсов. Так, например, преподавание, должно обладать как можно более полной и достоверной информацией о внешнем окружении (работодатели, потребители, партнеры, конкуренты), производство – информацией о новых технологиях и «ноу-хау» и т. д. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией. Современная экономика и управление характеризуются резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха не только управления в образовательной организации.

Кроме этого, можно выделить:

5) Нормативно - правовое обеспечение. Действующая законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс. Качество сформулированных законов, их четкость, доступность, понимание, выполняемость – являются необходимой базой, регулирующей отношения в системе образования, регламентирующей деятельность системы образования. Ключевыми для эффективного управления образовательной организацией является Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», на основе которых разрабатываются нормативные правовые акты регионального и локального уровней.

6) Временные ресурсы. Время – это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы. Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.

7) Организационные ресурсы – ресурсы организации дают представление о средствах организационной деятельности. В состав этих средств входят работники, а также используемые в практической деятельности информация, технические средства, инвестиции.

Н. В. Пернай классифицирует ресурсы образовательной организации по отношению к внешней среде:

– явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);

– неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

Проблема эффективного использования ресурсов образовательной организации

Для эффективного использования ресурсов образовательной организации необходимо учитывать ряд факторов:

1. Регламентация деятельности (установление однозначных правил поведения в рамках образовательной деятельности). Для педагогического персонала это, прежде всего технологии реализации образовательных программ. Иногда регламентные документы, (регламенты процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции), принятые в компании, малоэффективны. Причин этому не структурированность системы регламентации деятельности и, в частности, образовательных программ. Многие регламенты устаревают и становятся неактуальными, а какие-то процессы излишне регламентированы, и задерживают необходимые изменения. Именно поэтому, необходимо создать систему регламентации деятельности и наиболее эффективно это сделать на основании процессного подхода. Если формализовать процессы и закрепить границы ответственности за выполнение процесса через создание регламента процесса, то результативность процесса может быть повышена.

2. Правила (способ регламентации; официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения, стандарты деятельности, соблюдение которых контролируется, а нарушение наказывается).

3. Субъекты педагогической деятельности – педагогические работники, родители, опекуны и лица их замещающие, выполняющие воспитательные и образовательные функции. Для регламентации деятельности субъектов обычно используются организационные документы: воспитательные и образовательные программы, должностные инструкции, положения о подразделениях, программы развития ОО.

4. Учебные программы – официально утвержденные документы, отражающие содержание и уровень развития компетенций и реализуемые в образовательных организациях различных типов.

5. Традиции – неофициальные и, как правило, не зафиксированные, но четко соблюдаемые модели поведения, следование которым контролируется сотрудниками организации, а их нарушение порицается. Сотрудники организации, которые принимают самое активное участие в сохранении, распространении и контроле, за исполнением норм, становятся его лидерами (формальными или неформальными).

6. Организация процессов деятельности – это части деятельности, в ходе которой субъекты организуют образовательный процесс, используя ресурсы. Для регламентации деятельности процессов используются нормативные документы (положения о направлении деятельности, программы, методические рекомендации и д. р. ).

7. Технологическая инструкция для технического персонала – инструкция, устанавливающая требования к выполнению организационных процедур. В инструкции более глубоко чем в рабочем регламенте раскрываются способы выполнения действий (технология выполнения), которые должен выполнить исполнитель для получения требуемого результата. Например, в действиях перечислено, что исполнитель заполняет экзаменационную ведомость, зачетную книжку и т. п., а в технологической инструкции будет раскрыто, каким образом он должен ее заполнять (какие данные и в какой последовательности он должен внести в определенные поля формы).

8. Синергизм – означает придание деятельности всех членов единой направленности, стремление к общей цели и эффективное использование суммарного потенциала организации. Например, хроническое недофинансирование образования, недостаточный профессиональный уровень персонала, принятие на работу несовместимого с коллективом сотрудника может повлиять на результативность использования ресурсов. Ресурсы в любой образовательной организации тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Внешняя оценка позволяет выделить признаки эффективности использования ресурсов образовательной организации:

- Положительные отзывы работодателей;

- Низкий процент трудоустройства выпускников не по специальностям;

- Высокий рейтинг среди образовательных организаций одного типа;

- Успешное государственное лицензирование и аккредитация образовательной деятельности;

- Наличие подтверждающих сертификатов качества (Сто лучших образовательных учреждений России, знак качества СТО);

- Инвестиционная привлекательность (социальное партнерство, создание ресурсных центров и центров переподготовки специалистов);

- Государственные премии и награды;

- Признание свидетельств и дипломов образовательной организации за пределами региона и государства.

- Внутренняя оценка эффективности использования ресурсов образовательной организации:

- Стабильность кадрового состава;

- Высокий уровень положительной мотивации коллектива;

- Высокий процент переаттестованных и аттестованных педагогов, преподавателей с научной степенью, прошедших стажировку на предприятии и др.;

- Регулярно обобщается и транслируется лучший педагогический опыт;

- Результативно используются современные образовательные технологии, в том числе ИКТ-технологии;

- Привлечение лучших специалистов с производства для рецензирования программ и дипломных проектов?

- Продуманная и гибкая система стимулирования сотрудников образовательной организации за результативность работы;

- Материально-техническое оснащение соответствует требованиям реализации ФГОС и Болонского процесса.

 

  1. Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Провести SWOT-анализ ресурсов образовательной организации. Результаты анализа оформите в форме матрицы 1 или в таблицу 1.

Матрица 1

Strengths (Сильные стороны) Weakness (Слабые Стороны)
1. … 1. …
Opportunities (Возможности) Threats (Угрозы)
1. …. 1. ….

Таблица 1

Сильные стороны

Наименование Подробное описание
….  

Слабые стороны

Наименование Подробное описание
….  

Возможности

Наименование Подробное описание
…..  

Угрозы

Наименование Подробное описание
…..  

Установите связи по всем четырем группам и оформите результаты в форме матрицы 2.

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Поле сильных сторон и возможностей и (СВ) Поле сильных сторон и угроз (СУ)
Слабые стороны Поле слабых сторон и возможностей (СЛВ) Поле слабых сторон и угроз (СЛУ)

На каждом поле фиксируются все возможные комбинации. Затем среди них выделяются те, которые должны быть обязательно учтены при разработке стратегии для конкретной организации:

- из поля СВ разрабатывается стратегия использования сильных сторон для получения хорошего (высокого) результата от возможностей ресурсов организации;

- из поля СЛВ разрабатывается стратегия по использованию возможностей для преодоления слабых сторон ресурсов организации;

- из поля СУ стратегия выстраивается на основе определения тех сильных сторон организации, которые позволяют устранить или ослабить угрозы;

- из поля СЛУ вырабатывается стратегия, позволяющая избавиться от собственных слабых сторон и предотвратить (ослабить) угрозу.

Сформулируйте выводы о ресурсах образовательной организации и возможностях их использования и развития.

Задание 2. По решению родительского комитета средней группы в одном из дошкольных учреждений с родителей собираются денежные средства на различные сезонные мероприятия и оформление групповой комнаты. Собранные воспитателем средства хранятся у председателя родительского комитета средней группы, расходуется им по мере необходимости, за что он соответственно отчитываются перед остальными родителями на собраниях. По вашему мнению, насколько правомочны такие действия родительского комитета группы? Какова в этой ситуации роль воспитателя средней группы? Можно ли собранные таким образом денежные средства считать средствами ДОУ? Как более корректно с юридической точки зрения оформить сбор родителями денежных средств на нужды группы?

Задание 3. Папа одного из учеников школы является руководителем крупной фирмы в городе. Зная о трудностях, которые существуют в финансовом обеспечении учебно-воспитательного процесса в школе, он как юридическое лицо готов предоставить спонсорские деньги для развития школы. По вашему мнению, каким образом, возможно, документально оформить благотворительный взнос родителя? Можно ли предоставляемые папой средства рассматривать как внебюджетный источник финансирования школы? Если да, то каким образом?

Задание 4. Муниципальная дошкольная образовательная организация сдает в аренду часть своего недвижимого имущества, которое закреплено за ним учредителем на правах оперативного управления. Средства, поступающие от сдачи в аренду, оформляются как внебюджетные и расходуются на усмотрение администрации. Имеет ли право дошкольная общеобразовательная организация сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним учредителем? Если да, то при каком условии? Как называется данный внебюджетный источник финансирования ДОО в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ»?

Задание 5. Учитель одного из образовательных учреждений занимается репетиторством с учащимися данного учреждения и в стенах данного учреждения. За каждое занятие учителем была установлена плата в размере 50 руб. /час. Оплата производилась родителями учащихся наличными из рук в руки. Директор учреждения, узнав об этом, объявил выговор учителю и запретил ему заниматься данным видом деятельности в стенах учреждения. Насколько правомочны действия учителя в данной ситуации? Прав ли был директор учреждения, запретив ему заниматься репетиторством? Почему? Изменилась ли ситуация в правовом плане в лучшую сторону, если бы учитель занимался репетиторством в данном учреждении с учащимися других учреждений? А если бы он делал это у себя дома? Предложите учителю юридически грамотный способ оформления и организации репетиторства.

Задание 6. Проанализируйте смету расходов по организации дополнительных образовательных услуг. Определить грамотность составления сметы с юридической точки зрения. Оцените реальность предполагаемых затрат на функционирование данной секции и размеры платы за одного ребенка. Предложите пути усовершенствования данной сметы.

Наименование статей и затрат Сумма затрат Примечание
Заработная плата персонала 1500 руб. Руководитель секции
Отчисление на государственное социальное страхование (соцстрах, пенсионный фонд, мед. страхование, фонд занятости населения) 240 руб.
Учебные, хозяйственные и канцелярские расходы, приобретение оборудования 5000 руб.
Оплата услуг банка 135 руб. 2 % от общей суммы
Итого расходов 6875 руб.  
Доход ДОУ (20 %) 1375 руб. Прибыль в месяц
Количество обучающихся В одной группе
Плата за одного ребенка 458 руб. В месяц 50 руб. за одно занятие

Задание 7. Разработайте схему доходов образовательной организации с учетом возможных источников поступления финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.

Задание 8. Разработайте критерии для оценки результативности труда преподавателя физики, работающего в лицее с углубленным изучением физико-математических дисциплин. 154

Задание 9. Используя данные в таблице, рассчитайте штатную численность работников учреждения: по методу РИС; по нормативному методу.

 

Тип (вид) ОО Детский сад комбинированного вида
Контингент 185 воспитанников
Количество классов (групп) 14 групп: 2 ясельные группы (общеобразовательные), 7 ясельных групп (часто болеющие дети) 3 группы сада (общеобразовательные) 1 группа сада (часто болеющие дети) 1 группа сада (логопедическая группа) Режим работы групп 12 часов 5 дней в неделю.
Общая площадь 1665 кв. м 2 типа помещений Встроенное — 825 кв. м, из них — 580 кв. м групповой, общей 245 кв. м Отдельное здание — общая площадь 840 кв. м, из них групповой — 208 кв. м. Здание пультом вневедомственной охраны не оборудовано.

Убираемая площадь

Территория 18000 кв. м (территория без покрытия)
Финансовая самостоятельность Да

Дополнительные инфраструктурные объекты

Столовая
Медицинский кабинет 2 оборудованных кабинета
Другие 1 бассейн — 1 чаша, обучаются 4 группы

Итого по ОО: общее количество ставок; ставок руководителей; ставок специалистов; ставок рабочих.

 

  1. Вопросы и задания для самоконтроля

Задание 1. Напишите эссе по проблемам курса. Обратите внимание, что эссе – жанр критики и публицистики, предполагающий свободную трактовку проблемы. Главное в этом виде работы не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, отношений, раздумий, ассоциаций.

Критерии оценки эссе: сформулирована ведущая проблема; предложены пути решения проблемы; охарактеризованы возможные социальные последствия; охарактеризованы возможные этические последствия; текст написан стилистически и орфографически грамотно.

Примерные темы эссе

Экономические отношения в сфере образования

Характеристика понятия «образовательная услуга»

Подходы к оценке эффективности образования

Модели финансирования общеобразовательных организаций

Организация платных образовательных услуг

Показатели и индикаторы оценки деятельности учителя

Планирование контингента школьников

Формирование штатного расписания образовательной организации

Планирование расходов образовательной организации

Задание 2. На основе результатов SWOT – анализа разработайте план управления ресурсами образовательной организации на 3 года. Результаты оформите в таблицу.

Направление Цель и задачи Содержание работы Сроки Нормативные документы
         
         
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...