1. Теоретические основы изучения проблемы формирования навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Курсовая работа Тема: «Формирование навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………………7 1. 1 Понятие и сущность навыков самообслуживания у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях……………………………. ….. 7 1. 2 Особенности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения………………….. …….. …11 1. 3 Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения………………………………….. …. 15 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………….. ……………………………………19 2. 1 Исследование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на констатирующем этапе эксперимента……………………………………………………………….. 19 2. 2 Система поэтапной работы по формированию навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения……………... 28 2. 3 Динамика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения……………. …. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 45
ВВЕДЕНИЕ
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п. ) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. У детей с нарушениями зрения формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения является для них и их родителей жизненной необходимостью. Проблема формирования навыков самообслуживания дошкольников разрабатывалась М. Братковой, Г. Ю. Волковой, В. Н. Гурвиц, А. М. Кузиной, Т. И. Тарабариной. Формирование самостоятельности у дошкольников было изучено в трудах В. А. Баташевой, Е. Н. Гусаровой, С. А. Зверевой, М. В. Максимовой.
Вопрос формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями зрения, поднимался в работах М. П. Азорской, А. А. Баранова, А. В. Киселевой, А. А. Королюк, О. О. Лагойкиной, Е. В. Моржиной, О. М. Тарарыв, Е. В. Толбатовой. Несмотря на широкую разработанность проблемы формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, остаются неразрешенными методические вопросы обеспечения формирующей работы, в связи с чем необходима дальнейшая разработка данной проблемы. Цель: изучение формирования навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Объект исследования: навыки самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Предмет исследования: процесс формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Гипотеза: для формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия: 1) владение диагностическим материалом и проведение первичной диагностики, на основе которой разрабатывается коррекционно-развивающая программа работы; 2) реализация программы коррекционно-развивающей работы, основанной на использовании игрового метода. Задачи: 1) проанализировать современное состояние проблемы формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения; 2) разработать и апробировать программу работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, и оценить степень ее эффективности. Методологические основы исследования: 1. Основополагающие законы и принципы диалектико- материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей; принципы развития, взаимосвязи, детерминизма и другие). 2. Ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского (о формировании высших психических функций, об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка, о сложной структуре дефекта, о развивающем характере обучения, об актуальном уровне и потенциальном уровне развития ребенка); А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна (о развитии психики в деятельности); принципиальные подходы в понимании специфики психического развития детей дошкольного возраста, отраженные в работах А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Подъякова.
3. Теория компенсации нарушенных функций (Л. С. Выготский, М. И. Земцова, Л. И. Солнцева), учение о роли перцептивных действий рецепторных аппаратов в формировании образа предмета и о роли эталонов (системы чувственных мерок) в сенсорном развитии ребенка (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец), основные положения системного подхода к коррекционной работе (О. Л. Алексеев, М. И. Земцова, Л. И. Плаксина, Б. К. Тупоногов). Кроме того, мы опирались на работы М. П. Азорской, А. А. Баранова, А. В. Киселевой, А. А. Королюк, О. О. Лагойкиной, Е. В. Моржиной, О. М. Тарарыв, Е. В. Толбатовой. Методы исследования: 1. Анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области детской, педагогической и специальной психологии по проблеме исследования. 2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы). 3. Количественный и качественный анализ результатов исследования. 4. Анализ анамнестических данных. 5. Методы интерпретации результатов исследования. Практическая значимость: была разработана и апробирована программа коррекционно-развивающей работы, направленная на формирование навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения, которая может быть использована педагогами, психологами и дефектологами в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Организация исследования проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №1 компенсирующего вида» г. Чебоксары Чувашской республики. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Апробация исследования: результаты исследования обсуждались на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №1 компенсирующего вида» г. Чебоксары Чувашской республики. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы (25 источников) и 4 приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|